Искусство слова
«Восхищенья вечные огни» (о книге Раисы Коршуновой)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Сегодня, в канун 9 Мая, мы начинаем публиковать в Воздушном Замке книгу участницы Великой отечественной войны Раисы Антоновны Коршуновой «Зацветут ещё сады, зацветут», написанную в 1961-1965 годах. Тема, которую я открываю для представления и обсуждения этой книги, — это тема встречи с нашими дедушками и бабушками, жившими в советской стране, создававшими и защищавшими эту страну. Они всё дальше и дальше уходят от нас, превращаясь в историю, в слова, в домыслы. Но в наших силах вернуть их в строй, сделать их «Бессмертный полк» реальностью для нас здесь, в Воздушном Замке. Для этого нашим героям нужно дать слово, а самим превратиться на время во внимательных слушателей и вдумчивых читателей.

С бабушкой-писателем и с бабушкой-героиней романа я познакомилась в 1990 году, когда мне было 14 лет, а самой бабушки уже два года как не было с нами. Мы чуть-чуть разминулись с ней во времени. Бабушка Рая, которую я знаю и помню, была парализована и жила какой-то своей неведомой жизнью в соседней комнате… И вдруг любовь, война, стихи, поиски смысла, неподдельный героизм — всё это ворвалось в мою юность вместе с огромным сожалением, что некому выразить своё восхищение, некого поцеловать, некому пожать руку. В сказке «Чудо-Кит» я попыталась переосмыслить эту грустную историю.

Книга (повесть, роман, сага?) «Зацветут ещё сады, зацветут!» — это первое крупное произведение Раисы Антоновны Коршуновой, за ним должны были быть другие. Ведь в 1977 году она вышла на пенсию и собиралась вернуться к литературной деятельности. Но судьба распорядилась иначе.

Эта книга — вариант литературной автобиографии. Как гайдаровская «Школа». Лирическая героиня — с одной стороны, не автор, но, с другой стороны, события её жизни хорошо знакомы автору по личному опыту.

Я не сразу поняла длинное и как мне сначала показалось неудобное название «Зацветут ещё сады, зацветут!», но недавно, читая бабушкины фронтовые письма, почувствовала, в чем тут дело. Эта фраза — своеобразный пароль, код доступа. В начале войны очень трудно было поверить, что мир когда-нибудь станет прежним, что вернётся жизнь, в которой сады цветут для счастья, а не для утоления базовых потребностей. К этой вере нужно было прийти, повторяя снова и снова кодовое слово, молитву, мантру. И вера постепенно вызревала в умах и сердцах, а вместе с верой рождался и образ Победы. Неслучайно в книге этот образ появляется не сразу: то в одном месте, то в другом промелькнёт хрупкая девушка Победа в тёмной шинели и снова исчезнет, — улыбнётся, а потом опять надолго пропадёт.

Чтобы рассказать о бабушке, я буду использовать фрагменты её автобиографии и добавлять некоторые комментарии с известными мне фактами или семейными легендами. Достоверность некоторых сведений вряд ли уже удастся когда-нибудь установить.

Я, Коршунова Раиса Антоновна, родилась 8 августа 1922 года в селе Мощёны Сенненского района Витебской области (Белорусская ССР). Отец занимался земледелием, работал счетоводом в потребительской кооперации. В 1931 году я поступила в школу. Училась в школах в Белоруссии, в Западной области, Курской области (по месту работы отца, который с 1932 г. работает счетоводом в системе Спиртотреста). Детство прошло в сплошных переездах. В 1932 г. вместе с родителями переехала на Жарынский спиртзавод (Рославльского района, Смоленская область), в 1935 г. — на Заревский спиртзавод (Хиславичский района, Смоленская область), в 1936 г. — на Ольшанский спиртзавод (Льговский район, Курская область).

Дома рассказывали, что происхождение у отца бабы Раи — Антона Григорьевича Коршунова (1888-1954) — было совсем не пролетарское, он был хорошо образован, знал несколько языков, прекрасно пел. Известно наверняка только, что до революции он был регентом церковной капеллы, т. е. руководителем церковного хора. В хоре у него пела ещё девочкой Марина Плешкова (1903-1981) — будущая жена, моя прабабушка. В общем, происхождение своё прадед не афишировал, а потому в 30-е годы часто менял место работы. Советской власти искренне сочувствовал, был членом профсоюза, работал бухгалтером. Нашла в домашних архивах интересную справку, выданную прадеду в 1933 году, там сказано, что «он по соц. положению крестьянин-бедняк»…

В начале 1937 г. в связи с тяжёлым материальным положением семьи переселилась к сестре отца, своей тётке — Коршуновой-Конюховой Евдокии Григорьевне в г. Ордженикидзеград (Бежица), а в конце 1937 г. — в Москву, к другой тётке, тоже сестре отца — Коршуновой Доре Григорьевне, на иждивении которой находилась до окончания средней школы в 1941 году.

Знаю, что муж тёти Доры, у которой бабушка жила в Москве, в 1937 году был репрессирован, она осталась одна, детей у неё не было, поэтому она забрала к себе племянницу из белорусской деревни, у которой было мало шансов получить хорошее образование, кочуя по деревенским школам. Именно тётя Дора стала прообразом Валентины (жены старшего брата главной героини книги). Она действительно «омосквичила» 15-летнюю девочку, которая первый раз видела большой город. Мама рассказывала, что «тётя Дора» была тоже «не простая» (как и вся семья прадеда Антона Григорьевича). Известно, что в 50-е годы она имела какое-то отношение к системе образования, стояла у истоков разработки системы проверки «техники чтения» у младших школьников. Мама вспоминала, как она проверяла у неё «технику чтения» где-то в 1956 г., когда они с бабушкой Раей ездили к ней в гости в Москву. И ещё мама добавляла, что тётя Дора «упала бы в обморок», если бы видела, во что превратилась система проверки техники чтения к середине 80-х, когда я сама училась в школе.

В 1941 г. окончила среднюю школу (№545 МОНО), в том же году поступила на исторический факультет Московского института философии, литературы и истории и на вечернее отделение Литературного института им. Горького Союза Советских писателей.

545-ая Замоскворецкая школа интересна тем, что литературный кружок (Лермонтовский кружок) в конце 30-х годов там вёл Ираклий Андроников. Видимо, он очень сильно «заразил» бабушку любовью к литературе и к художественному слову. Возможно, как-то подсказал и с выбором институтов. Дружба с Ираклием Андрониковым не прерывалась до самой болезни бабушки. Он был её Учителем, читателем и самым строгим критиком. При подготовке публикации я нашла письмо, в котором Ираклий Луарсабович довольно жёстко критиковал какой-то бабушкин рассказ (при этом сказал, что отправит его в журнал «Сибирские огни», потому что рассказ хороший), там есть такие слова: «… для того, чтобы выработался писатель из Вас, нужно не время, а умение видеть предметы, людей и события так, как никто ещё не видел до Вас. Вы скажете, что далеко не все профессиональные литераторы обладают такой способностью — тем хуже для них… ». Вообще по тёплому тону письма понятно, что Ираклий Луарсабович верил в бабушкин талант и способность адекватно воспринимать критику.

Выпуск школьников июня 1941 года…  Бабушка поступила в свои институты, но начало учебы пришлось уже на военное время. После войны возвратиться в ИФЛИ не получилось, потому что такого учебного заведения уже не существовало — в декабре 1941 года его соединили с МГУ.

Проучившись в обоих институтах полтора месяца, эвакуировалась в Поволжье (Колхоз «Красный пахарь» Сенгилеевского района Ульяновской обл.). В колхозе работала помощником бухгалтера, воспитательницей в детском саду.
В июне 1942 года добровольно ушла в ряды Советской Армии. Была под Сталинградом, затем — на 2-м Украинском фронте. В армии работала сначала санитаркой в медсанбате, затем внештатным литературным сотрудником дивизионной газеты «Вперёд, за Родину!», несколько месяцев была машинисткой в штабе дивизии.


В Личном листке по учёту кадров за период 08.1942-01.1944 в графе «местонахождение учреждения, организации» значится — «действующая армия, 233 стрелковая дивизия».
В книге путь главной героини довольно точно отражает военную биографию самой бабушки. Только вот журналистская работа не соответствовала несколько замкнутому характеру героини, а бабушка была весёлой и общительной. В домашних архивах сохранились вырезки с её статьями и даже несколько целых номеров дивизионной газеты «Вперёд, за Родину!» 1943 года. Например, очерк «Подруги» про ласковых и расторопных подружек-украинок, которые работают дежурными медсёстрами, очерк «Школа боевого опыта» про молодых колхозников-комсомольцев Ивана и Владимира, успешно проявивших себя в Сталинградских боях. Все эти истории помогли потом бабушке выводить характеры в книге, рисовать панораму «малых дел», из которых и складывалась подлинная героика военных будней.

С фронта бабушка писала своей тёте Доре в Москву. Сохранилась целая папка писем полевой почты 57209 Б, из них некоторые отпечатаны на машинке, что делает их легко читаемыми — это письма того периода, когда бабушка работала машинисткой при штабе. Приведу здесь несколько цитат.

Из письма от 5 января 1943 года «У меня произошли большие изменения — стала кандидатом ВКП(б). Месяца через 3 буду членом партии. А в мирных условиях кандидатский стаж минимум 1 год. (…) Стала, кажется, серьёзнее, но ветер в голове ещё гуляет. (...) Часто говорю себе: «Это же не гражданские условия, это же не Москва и не те условия, когда я жила на тётушкиной шее». А впрочем — всё хорошо. Скоро разобьём немцев и снова пойду в ИФЛИ учиться».
Из письма от 10 сентября 1943 года «У меня в кармане хранится кусочек осколка, который залетел к нам в щель. Я схватила его — он был очень горячий…»
Из письма от 10 ноября 1943 г. «Живу я хорошо. Сегодня вымылась после жизни в блиндаже на холме. Теперь мы живём снова в деревне. Так приятно вымыться и сидеть чистенькой за столом и печатать на машинке. Если бы вы знали, какое это блаженство!.. Жизнь у меня проходит по-прежнему — я одна среди мужчин и ни с кем не дружу».

Но два главных мотива писем — это ненависть к врагам и тревога за родных. Похоже, что оба чувства сплелись в один неразрывный клубок. «Как я их ненавижу! Эта ненависть родилась на фронте. До того, как я попала в армию, я тоже ненавидела немцев, но эта ненависть была совсем другой. А теперь я их ненавижу так, как только может ненавидеть человек, умеющий любить жизнь…» Она боялась за родителей, за родного брата, которые остались где-то на оккупированных территориях. Ведь она всю войну ничего не знала об их судьбе. Писала в разные инстанции, умоляла тётю что-нибудь узнать, а когда вместе с советской армией шла по Украине, освобождая землю от врагов, и своими глазами видела, что стало с некоторыми селами, и как обращались нацисты с местным населением, тревога становилась невыносимой: «Всё время думаю о наших в Гжатске. Доходит до того, что слышу их голоса… Ужасно это»; «Я сегодня стала рассказывать хозяйке о себе, о том, что в Москве у меня тётя — вся моя родня… А мама, папа и брат… Живы ли, — не знаю, не знаю… И разревелась, как белуга…» Много в бабушкиных письмах говорится о пленных, с которыми иногда разговаривала (ведь она неплохо знала немецкий язык). И из этой ненависти постепенно рождались презрение и… жалость.

… А брат в это время сам воевал. Мама с папой (Антон Григорьевич и Марина Ивановна) прятались в лесах, жили в землянке, помогали партизанам. После войны все встретились. Есть две семейные легенды об этом времени. Однажды партизаны, отступая, подарили прабабушке Марине тюк ваты. Что было делать в землянке с таким сокровищем? Подушку? Утеплить щели? Бабушка скатала нить и сплела на лежанку кружевное покрывало, чтобы было красиво. Толстая нить, строгий узор, удивительная вещь… Это покрывало хранится у нас до сих пор, а всё моё детство оно лежало в гостиной комнате на диване. Вторая история о том, как однажды немец схватил прадеда Антона и повел расстреливать, но в этот момент над головой полетели наши самолёты — началось наступление, на секунду немец отвлёкся, а дед со связанными руками бросился в кусты. Он хорошо знал свой лес, а немецкий солдат — нет. И немец не стал искать беглеца: времени не было, началось отступление…

В январе 1944 г. была демобилизована из армии, как студентка, — для продолжения учёбы. Вернулась в Москву, поступила в Центральный Комитет Союза работников Суда и Прокуратуры, где работала до августа 1944 г. инструктором. Одновременно училась на вечернем отделении Литературного института (восстановилась с февраля 1944 г. на 1 курс). Закончила 1 курс (перешла на 2-ой).
В сентябре 1944 г. поступила на исторический факультет МГУ, который окончила в 1949 г. Одновременно с учебой два года (1944-1946) работала в парткоме МГУ машинисткой.


Есть семейная история о моей маме, которая родилась в Москве в 1948 году, когда дедушка с бабушкой ещё учились в университете — оба на историческом факультете. Вместе с ними на курсе училась Светлана Аллилуева (дочь И.В.Сталина). Однажды бабушка Рая пришла в университет вместе с маленькой мамой на руках. Её окружили девчонки-однокурсницы, чтобы «потетёшкаться» с малышкой, брали её на руки, смеялись. Мама вела себя спокойно и тоже улыбалась. Подошла и Светлана. Она была довольно замкнутой девушкой, но тут не удержалась, тоже попросила малышку на руки. Бабушка Рая, конечно, дала. Но как только мама оказалась на руках у Светланы, то сразу громко заревела. Все смутились, начали Светлану утешать, что ребёнок, наверное, устал. На курсе к Светлане относились хорошо, ведь она никогда не подчеркивала своего особенного положения… Но после 1956 года для узкого круга друзей родилась «политическая шутка», что мама буквально с пелёнок «боролась с культом личности»…

Выйдя на пенсию, бабушка собиралась продолжить писать, даже попыталась восстановить некоторые литературные знакомства. Нашла в её архиве письма с запросами. В ноябре 1978 года разыскивала адреса Юрия Трифонова и Василия Ноздрёва. С первым учились вместе на семинаре, который вёл Осип Брик (!) в 1944 году в Литературном институте, со вторым была совсем хорошо знакома — два года работала под его руководством в парткоме МГУ.

В 1949 г., по путёвке ЦК КПСС, приехала в Челябинск-40. Работала сначала в Политотделе заведующим парткабинетом, потом лектором, затем заведующей партийной библиотекой. С 1956 по 1960 — была директором вечернего университета марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, с января 1960 г. — работаю инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Живя и работая в Челябинске-40, заочно училась в аспирантуре при кафедре марксизма-ленинизма МГУ. Закончила аспирантуру в 1953 году, сдала кандидатский минимум, написала диссертацию, но по семейным обстоятельствам не смогла защититься.

В 1949 году бабушка Рая приехала на Урал вместе с родителями, мужем и маленькой дочкой.
Повесть «Зацветут ещё сады, зацветут!» — это, конечно, рассказ не только о войне, но и о любви, но семейного счастья у бабушки не получилось. С дедом они прожили вместе до 1956 года, а когда мама пошла в первый класс, дед ушёл из семьи и уехал в Орёл. В 1954 году умер Антон Григорьевич. Так в квартире на проспекте Победы в городе Челябинск-40 остались жить три поколения женщин: прабабушка Марина, бабушка Рая и мама Наташа (бабушка, мама и внучка). Они жили мирно и счастливо, мама с внучкой писали стихи и прозу, а бабушка, которую все очень любили, за ними присматривала.

С 1951 по 1954 годы (три учебных года) и один семестр в 1957 году по совместительству работала старшим преподавателем Вечернего отделения филиала Московского инженерно-физического института (МИФИ). Читала курс и вела занятия по Истории КПСС.
В ВЛКСМ состояла с 1938 г. по 1942 г. С июля 1943 г. — член ВКП (б).


Интересно, что днём основания филиала МИФИ в нашем городе считается 2 сентября 1952 года. А в 1951 году был создан только Учебно-организационный отдел при комбинате, так что бабушка состоит в числе самых первых преподавателей. Общее количество штатных преподавателей и совместителей в 1951 году не насчитывало и десяти человек.

Остаётся добавить, что в 1961-1965 годы бабушка написала свою повесть «Зацветут ещё сады, зацветут!» В 1977 году в возрасте 55 лет вышла на пенсию. В том же году вступила в Союз журналистов СССР и хотела продолжить заниматься писательской деятельностью, при этом, как я уже писала, возобновив некоторые связи по Литературному институту. Кроме того, она хотела больше времени уделять своей семье — маме, которой уже исполнилось к тому времени 74 года, дочке, любимому зятю и двум внучкам.

В 1972 году на 50-летие сослуживцы сделали бабушке Рае альбом с поздравлениями. Листая его, я понимаю, что она была по-настоящему хорошим человеком. Столько искренних, тёплых, по-домашнему душевных слов было тогда сказано «Раечке», «Раисе Антоновне», сколько пожеланий и добрых напутствий. Вспоминали и фронтовую юность: вырезка из «Огонька» репродукции картины М.И. Самсонова «Сестрица» и подпись «Волга, 1943-й. В этой битве участвовала и ты…» А на самом последнем листе красиво выведена тушью надпись «Для наших автографов в 2022 году…» Действительно, 8 августа 2022 года бабушке Рае исполнилось бы 100 лет. И вот она снова с нами. И внуки тех самых сослуживцев, читая сегодня её повесть, оставят свои отзывы-автографы на полях невидимого альбома памяти о замечательных людях советской страны — альбома, который нам ещё предстоит создать, а потом предстоит хранить и беречь в своих сердцах.

В сборнике стихотворений моей мамы (дочки бабушки Раи) «Март… и многоточие», опубликованного в Замке в марте 2020 года, есть стихотворение 1979 года. Евгений Морошкин назвал его «может быть, лучшим из сборника»
Оно про бабушку Раю и про нас с сестрой. И хотя я была маленькая и ничего не помню, стихотворение оказалось провидческим.

Мощность солнца –
В миллион медалей.
Нынче
Праздник памяти опять.
И прозрачный дым
Воспоминаний
Нашу Землю
Начал закрывать.
Он клубится,
В комнату влетая,
Растворился стол,
Вино, цветы...
Всё исчезло.
Всё.
И молодая
Из него
Вдруг возродилась ты...
И старались
Разглядеть получше
Бабушку
Две дочери мои,
И зажглись в тот миг
В глазах у внучек
Восхищенья вечные огни…

«Последнее редактирование: 09 Мая 2023, 02:02:42, Золушка»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Заметки читателя на полях.

Зримые и незримые нити связали жизненные пути авторов портала А. Б. Горобца, Н. А. Яковлевой и мой путь. С Ярославом мы служили в одно время, в одних и тех же местах, куда и специально не заберешься; возможно даже сталкивались на лестнице или на плацу - казармы-то ведь в одном здании были, только вот познакомились заочно, спустя десятилетия. Помню ту оторопь, которую испытал, читая мемуарные заметки Татьяны Путинцевой. Оторопь от того, что узнал, вспомнил, увидел снова как наяву ту дорогу алданского якутского детства Татьяны, как будто мы разминулись с ней на этой дороге всего на несколько минут. Этакие дали! Этакая глухомань! И мы оба на этой тихой, невероятно далёкой дороге. Мы оба на ней были...

И вот теперь... Моя прабабка Меланья была родом из-под Рославля. После замужества переселилась за реку, в Брянскую область. В концлагере под Рославлем погиб в феврале 43-го мой дед Нефед (Мифодий, Нефедий) Николаевич. Он был выдан предателем за связь с партизанами. Мой отец,  родившийся под грохот боёв в 41-м в Брянской области, был младшим из пяти братьев и своего отца совсем не помнил. Подростком он приписал себе возраст, чтобы его приняли учиться в бежицкое ФЗУ потому, что там давали бесплатно одежду и кормили... Службу в армии он проходил в ГДР, что считал глубоко символичным, связывая это с сыновним долгом перед своим погибшим отцом. В 70-х годах он писал повесть о событиях 30-х годов на своей малой родине - Брянщине, собирал материал. Было там и о Бежице. После смерти отца я пытался собрать воедино и доработать рукопись, но он так много и долго её правил, что время не оставило от той тетради почти ничего...

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 09 Мая 2023, 11:46:53, Сергей С.»

Книги приходят сами и вовремя

Все, для кого чтение стало такой же необходимостью жизни как дыхание, не раз сталкивались с чудом, когда нужная книга каким-то странным стечением обстоятельств находила тебя сама – и так вовремя! Ты мог ничего и не знать о ней и её авторе. Вот так же нашла наш Замок и книга Раисы Антоновны Коршуновой «Зацветут ещё сады, зацветут!», первые пять глав которой мы сегодня опубликовали в нашей Библиотеке.

Наталия предлагала представить эту книгу в теме «Семейные хроники». При всей важности этой темы, я считаю книгу «Зацветут ещё сады, зацветут!» самостоятельным и очень серьёзным явлением русской художественной литературы, смысл которого шире и глубже семейных хроник. Автобиографическая канва сюжета в художественном произведении традиционна для русской литературы: «Детские годы Багрова-внука» Аксакова (удивительная вещь!), трилогия «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого, повесть Горького «Детство», «Жизнь Арсеньева» Бунина, «На переломе (Кадеты)» Куприна и т.д. Да и весь Довлатов такой. Но ведь не сюжет делает художественное произведение художественным, и не сюжет в нём вообще главное.

О художественных достоинствах книги Раисы Коршуновой я пока скажу очень кратко. Для более подробного и адекватного отклика необходимо, чтобы впечатление от прочитанного устоялось, а потом необходимо перечитать текст (и может быть, не один раз). Только тогда можно что-то значимое сказать и о его художественности.

Первое, что меня восхитило, это язык! Живой, красочный, без натуги и без показной красивости. Тонкие переливы красок и в описаниях природы, и в диалогах, и в портретах действующих лиц, и в городских пейзажах, и в сценах военного быта. Причём, когда речь ведётся о детстве, события описываются именно глазами ребёнка, а не взрослого человека, предающегося воспоминаниям. То же касается и отрочества, и юности. Интересна также и композиция повествования со сменой времён и планов. Это создаёт ритм, динамику текста.

Если бы эта книга увидела свет тогда, когда была написана, я бы, наверное, зачитывался ею в подростковом возрасте, как повестью «Белеет парус одинокий» Катаева (тоже на автобиографической канве созданной). «Школа» Гайдара также произвела на меня впечатление, но я её читал раза два от силы, а вот «Белеет парус одинокий» – буквально до дыр. А совсем в раннем детстве до одури зачитывался книгой «Что я видел» Бориса Житкова (почему-то мне именно она вспомнилась во время чтения главы «Я открываю Москву» – из-за непосредственно, так по-детски, от души к душе, напрямую передаваемому автором ощущению удивления миру, наверное). Но книге виднее, когда и зачем явить себя...

Вот об этом символизме и глубинном смысле появления этой книги сейчас и здесь я и хочу сказать сегодня. Вновь идёт война. И мы ещё не знаем, какие испытания уготованы нашему народу на пути к Победе. И в то же время эта война и Гражданская (с неё и начинается повествование-воспоминание в первой главе «Почему меня зовут Лиляной?»), только отложенная после революции начала 90-х и как бы слившаяся с войной против новой человеконенавистнической системы, претендующей на мировое господство, у которой вновь на пути стала Россия. Может быть, эта отложенность Гражданской войны и оставляет нам исторический шанс впервые в истории нашей Родины перейти к новому её социальному устройству без революционных безумств, эволюционным путём, хотя и через войну. Очень хочется в это верить.

После тридцати лет духовного упадка многие и многие люди сейчас (и на фронте, и в тылу) вновь начинают мыслить историческими категориями, возрождается потребность и в художественном слове – не на потребу и для развлечения, а как помощи в глубоких вопрошаниях души и духа. Активно переосмысливается сейчас и советский период нашей истории, как в СМИ, так и в личном внутреннем мире многих людей. Это похоже на те процессы, которые шли в 80-х годах прошлого века. Только сейчас они идут на большей глубине благодаря дистанции во времени и пережитому опыту буржуазно-либеральной альтернативы советскому строю. Схожие процессы шли и в начале 20-го века и привели к революции. На выводах о советском периоде либеральной ему альтернативы многие успокоились и утвердились в них в конце 80-х (и я не исключение – до середины 90-х). И вот сейчас эти, казалось бы, очевидные и однозначные выводы разрушаются на глазах, в умах и в сердцах. И что идёт им на смену? Как легко впасть в очередную крайность, в очередной фанатизм и тотальное осуждение предыдущего поколения (моего), променявшего коммунистическую идею на бытовой комфорт.

И в такой период брожения умов так нужна книга, описывающая советского человека и советскую жизнь не извне, но глазами её современника, и не обличая тотально, как это делали многие шестидесятники, но с трезвой симпатией. Именно – с трезвой, не слепой. И делает это к тому же очень талантливо! Нас сможет уберечь от новой трагедии в новой революции только восстановление связи времён, связи поколений. Это куда как более трудный путь, чем оголтелое осуждение одним поколением другого, следующим историческим этапом – предыдущего. Тут необходимо вчувствование и вживание одного – в другое, без разрыва и без идеологических крайностей. А для этого очень важно посмотреть на историю изнутри – глазами современника её событий, а сами эти глаза должны отражать не набор идеологических штампов, но тонкую, любящую душу, сильный ум, талант, жизненный и духовный опыт. Вот это всё и может дать нам книга Раисы Коршуновой, если мы сможем прочесть её такими же понимающими и открытыми её глубинам глазами. Не сквозь призму того или иного «лагерного мышления», но с любовью и доверием. Тогда откроется. Но это и есть труд читателя, работа его души.

Читая эту книгу, я не раз думал: жаль, что она не увидела свет, когда была написана. Но книге, как и судьбе, виднее. И как хорошо (я об этом тоже думал), что не была она опубликована и потом, в Перестройку или в 90-е, и даже в 2000-е. Она пришла к нам тогда, когда мы больше всего в ней нуждаемся и стали готовы её понять. И это огромная честь для нашего Замка, радость и в то же время ответственность, что именно его эта книга выбрала как первую свою ступень на пути к людям. И это оправдание нашего ресурса перед русской культурой и даже перед Богом.

Именно о таких открытиях и авторах, не нашедших себя в современной им культуре (по тем или иным причинам), и мечтали мы, когда решили делать этот портал. Да и большинство его авторов именно таковы, во всяком случае – самые активные его участники. Нужно было создать такую атмосферу внутри ресурса, в которой эти авторы чувствовали бы себя максимально свободно – как дома. Чтобы эта атмосфера сама их притягивала как подобное к подобному. И это тоже очень было непросто – в нынешней-то среде. Появление такой книги у нас говорит и о том, что многое, о чём мы мечтали, нам удалось воплотить в жизнь. И от этого на душе становится теплее, вопреки всему...

В последний год к нам приходят именно такие тексты, которые сейчас больше всего нужны. О связи поколений и времён. Это и статьи доктора искусствоведения Н. А. Яковлевой о творчестве художника Бориса Неменского. И публицистика Михаила Иоффе и Андрея Комарова. Да и свои последние стихи я отношу именно к такому вкладу в нашу общую копилку. И вот новый вклад в неё – поистине великая драгоценность! Поздравляю с этим приобретением всех наших участников и читателей! И призываю их читать главы книги «Зацветут ещё сады, зацветут!» не торопясь (поэтому будем их выкладывать не все сразу, а по пять глав два раза в месяц: всего их 20). И открытия тогда не заставят себя ждать.

С Днём Великой Победы!

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Мая 2023, 13:15:57, Ярослав»

Спасибо, Сергей! Эти пересечения пространств и времён удивительны, глубоко символичны и, конечно, не могут быть случайными.
Спасибо, Ярослав!!!
Нет слов пока у меня...
Знаю, что всё было не напрасно.
С Днём Великой Победы!


Это вам, Наташа, и вашей чудо-бабушке спасибо – за доверие прежде всего. А доверие дорогого стоит. Очень дорогого. И ничего на свете нет свободнее, чем доверие. Деньги ведь функция именно недоверия, следствие утраты доверия людей друг к другу. Хотя в антимире они (деньги, монеты, цифры) считаются именно функцией доверия (причём единственной, неколебимой); и чем этот мир больше "анти-", тем большую роль играют в нём деньги. Так и наш мир дошёл до той черты, за которой открывается необратимый провал – в антимир, в античеловечество. И Россия сейчас упёрлась буквально всеми своими членами как раз на пороге этого провала... За которым смерть. Вторая. Настоящая.

Талант и труд Раисы Коршуновой, я в этом уверен, найдёт в будущем свою заслуженную оценку и место в русской литературе. Бог жив! И это самое-самое главное. И если наш Замок тоже послужит восстановлению истинного, а не подменного состояния русской литературы, значит и мы прожили свою жизнь не зря. Как и ваша удивительная, таинственная и бесконечно одарённая бабушка. Я чем больше вчитываюсь в её книгу, тем больше влюбляюсь в Лиляну...

Война-то идёт за русское слово. Как во времена Ахматовой, так и ныне. А это и есть русская литература. Не "новая", но вечная.

И да, смерти нет! Может быть, это и есть главный посыл этой книги и её названия? И вот – он нашёл свой отклик, свой новый росток в душах...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 09 Мая 2023, 22:56:27, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Спасибо, Наташа!

Вначале я подумал, что это будет неуместно, но мысль не покидала меня, и я решил все-таки дать ссылку на собственную попытку осмысления той войны. Тем более что стежки-дорожки человеческих судеб вновь, уже в который раз здесь, так причудливо пересеклись. Тем более что произошло это 9 мая, в день праздника нашей Победы.

https://lib.rmvoz.ru/bigzal/sychjov_malaja-proza/kotorye_zhili_rjadom

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 09 Мая 2023, 23:20:00, Золушка»

Спасибо, Сергей, и Вам за доверие! Низкий поклон Вашей бабушке Лиде и деду Нефёду - настоящим советским людям, передавшим своим детям и внукам что-то самое главное и настоящее о жизни. Просто своим примером, просто тем фактом, что сумели остаться людьми, когда многие перестали, кто-то - не выдержав испытаний, а кто-то - "оскотинившись". Мы не можем сейчас знать наверняка, как бы мы сами справились. Возможно жизнь ещё призовёт нас к ответу, и если так случится, то память о наших удивительных дедушках и бабушках пусть служит нам маяком. Спасибо за Ваш прекрасный рассказ. Мы обязательно будем помнить...


        Читая эти волнующие воспоминания, я ещё раз почувствовал насколько важны для нас наши предки, сколько они дают нам сил и уверенности сейчас, по прошествии многих лет, как они ушли из мира в своё дальнейшее путешествие. Эта непрерывающаяся связь времён. Как она сильна и прекрасна, и на какой тоненькой ниточке она держится. Достаточно на одно поколение прервать её, изменить себе, и как же трудно потом восстанавливать свою истинную цельность.
        Мне выпало большое счастье, как и всем участникам этой темы, иметь предков, за которых не стыдно. Моя бабушка всю войну проработала челюстно-лицевым хирургом. Я видел множество треугольных писем, которые солдаты, восстановившись от ранений, посылали ей с фронта. Для меня было удивительно, что у них были силы писать письма не только в свои семьи, но и находить слова благодарности чужому человеку спустя месяцы после операций. Одного солдата, который лишился половины лица, она вытащила буквально из петли, он не видел смысла в своей жизни. Она восстановила по частям его лицо, глаза он лишился, вернула ему силы для жизни. Дядя Коля. Он жил недалеко от нас, приходил к нам. Женился, стал врачом, дети, внуки. Но больше всего меня потрясало то, что он называл её мамой, причём произносил это так естественно, как настоящий сын. А ведь ей было во время войны тридцать с небольшим.
       Да и потом, после войны, осев в Ставрополе, она оказалась единственным врачом, лицевым хирургом в крае. Основала стоматологический факультет, возглавила отделение в больнице. И все ведущие стоматологи края оказались её учениками. И я везде чувствовал такое неподдельное уважение при её встречах с ними у нас дома. А ученики! Я помню, она лежала в больнице с приступом, к ней пришёл её аспирант, и она выговаривала ему, почему он отвергает внимание одной хорошей девушки, убеждала его, что у них будет отличная пара. Мы с учеником улыбались, но... Они таки действительно создали пару и родили двух замечательных девочек.
        И теперь, когда я нарываюсь на разные комментарии антисемитов, прости их Господи, ибо не ведают что творят, я совершенно спокоен. За моей спиной такие предки, что у меня только жалость к этим пишущим. Я бы посадил их рядом и рассказал о бабушке, о дедушке, который воевал в финскую войну, получил тяжёлое ранение, комиссовался, возглавил институт в Одессе, дважды под бомбёжками эвакуировал его в Пятигорск, а потом в Омск. Я рассказал бы про дядю, которого вся семья с трудом уговаривала не бросать институт, чтобы ехать строить Красноярскую ГЭС. Уговорили, институт закончил, и поехал строить ГЭС. И много ещё чего. Это всё наша история.
        Когда сейчас идёт безумная волна русофобии и отмены русской культуры, то и россияне, имея за спиной ТАКУЮ историю и ТАКИХ предков, не должны поддаваться чувству ответной агрессии. «Ты ненавидишь, ты уже проиграл.» Не помню, кому принадлежат эти удивительно точные слова. И замечательно, что в рассказ Сергея, где столько горя и, казалось бы, вынужденной ненависти, введён образ немецкого солдата, давшего шоколадку женщине с маленьким ребёнком. Да, именно так!
        Человеческое должно побеждать! Хотя я и не уверен, что это произойдёт в масштабах человеческого рода.

Намерение - главная загадка Вселенной
«Последнее редактирование: 13 Мая 2023, 13:52:01, Золушка»

Маленькое уточнение: это не "воспоминания", но полноценное художественное произведение, вобравшее в себя воспоминания как материю для воплощения. И героиню книги зовут Лиляна, а не по имени автора. И немало документальных коллизий и судеб изменены ради художественной правды.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Спасибо Вам, Михаил! Восхищаюсь Вашей бабушкой и Вашим дедушкой - всем сердцем горжусь, как будто лично у меня от Ваших воспоминаний за спиной вырастает надёжный тыл, способный защитить душу от "расчеловечивания". Пусть живут в наших сердцах эти удивительные люди, родившиеся в молодой советской стране - люди, для которых личное счастье было совершенно неотделимо от счастья всего трудового народа и от счастья людей труда во всём мире. Пишу сейчас и с удивлением понимаю, как "помолодели" опять слова, ставшие к середине 80-х штампами.


Пишу сейчас и с удивлением понимаю, как "помолодели" опять слова, ставшие к середине 80-х штампами.

Да, я тоже не раз себя ловил на этом парадоксе (начни кто-нибудь тогда всерьёз говорить так... - в лучшем случае восприняли бы с иронией). Оказалась, что и газета "Правда" писала во многом именно правду. Хотя и не всю, конечно. Но что-то уже безысходно надломилось в душах... Вот понять бы - что. И почему мы променяли свою страну на чечевичную похлёбку, хотя и называли её с надрывом "свободой". Впрочем, по сей день ещё немало интеллигентных людей называют, подмигивая друг другу, "свободой и демократией" то, что не является ни тем, ни другим. Да и сам "свободный цивилизованный мир" - не только не свободный, но и не цивилизованный. Это, наверное, и есть девальвация слова. Вот она и случилась в СССР. Слишком часто и не по делу там произносили такие слова, как "труд", "народ" и т.д. Вот они и девальвировались. Хотя первопричиной распада советского проекта был атеизм Маркса. Не был бы Маркс атеистом, всё могло бы повернуться иначе... Но это уже совсем другая история.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Размышляя над будущей этикой, я постоянно прихожу к выводу, что она неотделима от Бога, от тех задач, которые он нам ставит при рождении. Но я вспоминаю своих бабушку и дедушку, они ведь были атеисты, по крайней мере внешне, не ходили ни в церкви, ни в синагоги, не читали писаний и несильно дискутировали о смысле жизни. А жили с этикой сострадания и помощи людям, честного выполнения своего долга. Сейчас же всё открыто: все тексты, бесчисленное множество школ и учителей, а этика стремительно падает вниз. Как работает этот механизм? Что же нужно для настоящего развития человека?

Намерение - главная загадка Вселенной
«Последнее редактирование: 28 Мая 2023, 20:16:46, Наталия Подзолкова»

Не каждый на словах атеист атеист, как и на словах верующий - верующий. А уж истово верующих в атеизм как Истину совсем немного на свете...

Христианство, по словам Бердяева, и есть культура духа. И любая религия - это культура духа. Вера, как и всё творческое в человеке, нуждается в своей культуре (традиции и качестве). С падением культуры как таковой (творческого и качественного роста) вырождается и религиозная культура, а с нею - и нравственная, это ведь тоже культура!

Неолиберализм (финансовый тоталитаризм, атомизация человека, культ эгоцентризма) ведёт к духовному вырождению (к смерти второй) - во всех сферах человеческого духа. Этика не может быть бездуховной, вне зависимости от вкладываемого на уровне сознания человеком в понятие "духовности" смысла. Этика как восхождение к идеалу принадлежит сфере духа, а не психики или физической природы.

А на последний вопрос ответил Иисус Христос. И словами, которые донесли до нас евангелисты. И всем Своим образом. Всей Своей жизнью, смертью и Воскресением. И лучшего ответа нет и быть не может. Но сам вопрос - сама его постановка - уже немало... Особенно в эпоху тотальной культурной деградации.  Хочется верить, что наставшая война - это последняя судорога этой эпохи. И за ней последует эпоха возрождения и восхождения, а не царство антихриста. Впрочем, за этот выбор и война...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Опубликованы следующие пять глав книги - с шестой по десятую:
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/raisa-korshunova_zacvetut-sady

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Прочёл первые пять частей книги Раисы Антоновны Коршуновой «Зацветут ещё сады, зацветут». Задумался, чем же так «цепляет» эта история жизни. Наверное тем, что в ней нет фальши. В ней действуют настоящие люди, там происходят настоящие трагедии. Люди мучаются проблемами, которыми и должны мучаться в процессе познания самих себя. И, как ни страшно, гибнут, но гибнут за то, за что не обидно погибнуть, за Родину. Наверное, всё-таки то время было проще в плане оттенков белого и чёрного в отношениях, по крайней мере для простых людей. Я даже сужу по своим родителям, на одно поколение назад. Меня также поразило, с какой лёгкостью происходил переход из одного социального слоя в другой. Простая девчонка, закончившая обычную деревенскую школу, поступает в МГУ, то есть в лучший вуз страны, и, судя по тону повествования, отнюдь не чувствует себя там ущербной. Наверняка учёба была тяжелой, но по силам. Не требовалось ни спец. школ, ни репетиторов, ни курсов по сдаче психометрии. Было нелегко, но как-то естественней. Её брат, видно, с немалым природным умом, тоже поднимается по службе и достаточно высоко. И его внутренней природной культуры, силы, ума хватает, чтобы влюбить в себя прекрасную женщину из совершенно другого сословия. Какое динамичное общество. Но самое главное, в воздухе витают понятные цели и люди пропитаны ими. Нет, всё-таки им было проще, чем нам. Тяжелее физически, но социальней легче. Или мне так кажется?

Намерение - главная загадка Вселенной
«Последнее редактирование: 02 Июля 2023, 10:33:33, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика