Ковид действительно породил явления...
Не породил, а:
Ковид просто показал...
- как стрелка на приборе.
Только и прибор этот не единственный, и стрелка не одна - много есть других показателей и других уровней измерения. А вот увидеть то, что все эти показания говорят одно: эпоха (условно говоря) либерально-рыночно-демократической модели подошла к концу, - это другой взгляд (не на стрелку уже, а на саму реальность). Эта модель казалась такой, которая пришла "если не навсегда, так надолго", и вдруг выясняется, что она больше не работает... Логически это доказывать уже не много смысла, как не было особого смысла доказывать в конце 80-х, что СССР доживает последние дни. И дело совсем не в том, что штаты в США объединены в одно государство, а ЕС - это своего рода конфедерация или какое-то другое, ещё более мягкое образование. Сама модель финансового глобализма и обслуживающих его институтов и идеологии перестала работать. И в России перестала, и в Китае, и во всём мире. Ковид же лишь звено в цепи актуализирующихся факторов разрушения этой системы, и не более того.
Перевёрнутая пирамида культуры уже вышла из равновесия и никогда не вернётся назад, как и вся матрица общества потребления. Надеяться, что всё опять, покачнувшись, возвратится в то же равновесное состояние, - так же бесперспективно, как и верить, что сама эра гуманизма, описав круг, вернётся в век просветителей. И поступательное её движение продолжится. Научно-технический прогресс закончился. Чтобы увидеть этот факт так же наглядно, как увидели все после Беловежского сговора распад СССР, подождать нужно совсем уже немного...
Сейчас гораздо интереснее и важнее задуматься над тем, а что будет после, чем спорить о том, кончилось или не кончилось. Кончилось. Открытым остаётся не вопрос: будет или нет потеть больной перед смертью? Но вопрос - а что будет после его смерти? Что придёт на смену умершей модели? Именно ради этого вопроса я и открыл две темы: "Государство и культура" и "Словославие". А обсуждать крах неолиберализма уже всё менее интересно: вопрос длительности агонии не существенен, важен сам её факт. К слову, больному перед смертью иногда становится легче. Не исключено такое же облегчение после коронавирусной пандемии и в ЕС, но это облегчение будет последним.
Средний класс в течение года-двух станет новым пролетариатом, новыми бедными. Во всём мире. Это абсолютно неизбежно. Единственная разница между Россией и Западом в том, что в России среднему классу придётся падать с третьего этажа, а на Западе - с пятого и выше. С соответствующими последствиями. Со своего пятого этажа мы уже упали в начале 90-х, а успели подняться с тех пор только на третий. Что, как выяснилось, был не самый плохой вариант... А так - всем туда...
https://youtu.be/O2J16veZIBY
Или - вот
такая постановка вопроса:
После падения Древнего Рима Европа вышла на уровень жизни, сравнимый с Римской империей, только к концу 18-го века, то есть - спустя полтора тысячелетия. Означает ли это, что христианство было откатом назад, в сравнении с античностью? И всё ли в жизни человека измеряется его уровнем благосостояния?..
Иллюстрация (на правах саморекламы):
Новый РимЗдесь времени застыла лава –
и слово превращается в слова,
поэзию земной лишают славы:
сладка забвения трава.
В песочницах – пустыня споров:
меняют правду на права
вольнонаёмного раба.
И пошлость расправляет шторы.
Страхуют вещи, жарят шоу.
Знать пухнет, пляшет. Сноб глумится.
А быдло ржёт во весь экран.
И в жилах воровской дурман
наживы жаждою томится.
Судей безыскренние лица
брезгливы, как заборы дач их.
Утратив слух, впотьмах судачат
и о народе распускают слухи,
и презирая, льстят, как слуги.
Воротят нос, но верят в стадо.
Прохлада. Вестники распада,
сбиваясь в стаи, расточают
клубы гламура и разврата.
Дурь размножается в печати,
дух растлевая мармеладом.
Сенсаций ждут. И ведьмы в моде.
Тошнит от выборных тирад…
Так начинается тиран.
И так война приходит.
Ноябрь 2008 ДурьБелеет сажа –
всё очевидно:
быть бедным стыдно,
богатым – страшно.
На бойнях Ада
играют туш:
подходит стадо
душевных туш.
И грянет пир!
Единомерный
наполнят мир
едой и спермой
идея денег
и злоба дней.
Их тьмы и тьмы
(во тьме видней) –
за ратью рать –
на брата брат,
чтоб брать и брать…
(Всё очень просто:
есть счёт и польза.)
Черёд настал
контрактов брачных
(никак иначе).
Есть нал, безнал,
живот и чресла,
и нефть, и газ.
Как млеет сердце
от этих нег,
от этих ласк
в груди Европы!
И дай нам Бог –
глубокий вздох
в последний час
перед Потопом.
ноябрь 2006Ну и так далее... Сборник "
Новый Рим (историософские стихи и оды)"