Вся дискуссия и резонансная, и антирезонансная очень понравилась. Потому что льет воду на мою мельницу –
теорию резонанса.
Понятие резонанса – духовно-интеллектуального резонанса – родилось у меня в 1993 году, как раз в том время, когда Наталии явилось «Эссе о резонансе». И когда в это же время наши открытия встретились, возник резонанс понятий «резонанса». И это было потрясающим самоподтверждением истинности данного понятия.
Феномен резонанса возникает там и тогда, где и когда души или умы нескольких людей проявляют себя в чудесной (термин А.Ф. Лосева) тождественности и в отрывающиеся благодаря этому каналы способны перетекать друг в друга практичеки без деформаций - как общая самостная или мировая собственность.
Опыт резонанса. В отличие от Наталии, у меня самый мощный резонанс, который я испытал в жизни, возник в связи с первым прочтением В.С. Соловьева. Однажды, зайдя в библиотеку, я увидел стенд «Из фонда редкой книги». Подошел, полистал ряд книг, из них томик «В.С. Соловьев. Собрание сочинений» (из восьмитомного дореволюционного издания), и отложил. Я даже не понял, что я держал в руках. Какой-то внутренний импульс заставил возвратиться. Вновь полистал и почему-то вновь отложил. Затем опять возвратился. Выбрал «Чтения о богочеловечестве». Зачитался. Увлекся. Сел за стол. Стал внимательно штудировать. И… поразился. И обхватил голову руками, и плакал от потрясения. И читал, и читал. С тех пор и иду с Владимиром Сергеевичем по жизни, неся его в моем сердце, как факел.
Феномен анирезонанса возникает не тогда, когда, наоборот, что-то не понимаешь или доступ к воспринимаемому закрыт. Это просто не понимаешь, и всё, тут нейтральный феномен. А тогда, когда читаемое или воспринимаемое ранит тебе самое дорогое и любимое. Когда нечто гасит или даже убивает резонанс и твой Символ. Я не люблю антирезонансы, и стараюсь их в себе тотчас гасить. Потому что если резонанс – это, по сути, критерий истины, то у антирезонанса нет такой функции. Даже логики знают, что отрицание одной истины не означает утверждение другой истины. На антирезонансных эмоциях истины не построишь.
Например. Спасибо
Сергею С, я испытал резонанс с несколькими стихами
Алексея Горобца. Как полмесяца назад (
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4577.30#msg35035) испытал резонанс со стихотворением
Татьяны (
КАРР) «Нежность», а вот с её же стихотворением «Монолог» испытал антирезонанс – касательно Вечной Женственности. Но тут же его загасил и высказался лишь абстрактно, что не почувствовал в «Монологе» Вечной Женственности. Каково же было резонансное удивление, что сам автор высказался так же:
Нет в нём мерцанья женственности. Оно разъярённое. Эмоциональный накал есть, женственности – увы-с.
Поэтому, если
Ярослав оценивает его как проявление Вечной Женственности, я в антирезонансе с его оценками. Но гашу в себе эти антирезонансы, потому что ни к чему хорошему они не приводят. Читатель имеет право на свою интерпретацию, а право автора и другого читателя с ним не соглашаться. Всё это не имеет никакого значения, потому что
культуру движут только резонансы.
Стихотворение. И чтобы моя заметка не выглядела совсем скучной, приведу (поскольку обещал Татьяне) мое стихотворение о резонансной форме с Вечной Женственностью. Правда, само стихотворение - тоже самое абстрактное (заумное) из всех моих стихотворений (но ничего, и А. Горобец экспериментировал с заумью).
Миф о Форме В начале было Ничто…
Но, чтобы было Ничто, сначала
должно быть Начало.
Начало – это материя, но не Что:
в Нечт
о она превращается позже,
когда устает быть Ничем.
Кто-то, когда устает быть Никем,
берёт в руки вожжи
воли своей и делает Мир
таким, каким хочет видеть его.
Так же и Мир: смотрит налево
(куда? – в Никуда), где буйствует пир
материи, любящей Форму.
Форма – вот что рождает Всё:
и Бога, и Душу, и Сущность её.
Ведь даже Ничто подпадает под норму
благого нуля и сплошной пустоты.
И даже Начало –
форма отчала,
а форма причала единственно Ты.