Русская идентичность сложилась-то в прошлом, когда «мы» было гораздо шире, чем сейчас.
А я по поводу русской идентичности хотел бы возразить. Русская идентичность — это не этническая идентичность, а идентичность культурная. Так было со времён основания древнерусского государства, и даже ещё в начале века двадцатого. В X-XI веке русские — это прежде всего князь, его дружина и весь высший слой. А простой народ составляли: поляне, древляне, словене, кривичи, радимичи, вятичи и т.д. Русский уже тогда значил культурную принадлежность, причём осознанную. Люди из народа не сознавали себя ещё русскими, не владели русским литературным языком, не вполне ещё были православными. А русские люди, напротив, были люди грамотные и воцерковлённые, сознательно служащие русскому государству, русской культуре.
В XII-XIII веках племенные названия сменились на названия земель. Простой народ, живший там, не сознавал себя русскими, но сознавал себя новгородцами, киевлянами, галичанами, смолянами, рязанцами, и так далее. А вот малая часть населения, причастная к русской культуре, считала себя русскими. И эта традиция продолжалась и в последующие века.
В XIV-XVI века народ себя по-прежнему сознавал по местности, в которой обитал, а вот верхний слой общества, грамотный и православный, считал себя русскими не только в Московии, но и в Великом княжестве Литовском (лишь после унии с Польшей, русский литературный язык стал вытесняться у высшего слоя ВКЛ польским языком, а православие — католичеством и униатством).
В XVII веке после Переяславской Рады была проведена реформа русского литературного языка. Целью реформы было восстановить единство русского языка, южно-русского варианта и северо-восточного. Таким образом, нужно отметить очень важный момент, что русский литературный язык исторически является литературным языком для всех восточных славян, для всего множества диалектов Великой, Малой и Белой Руси. Кстати, уже в XVI-XVII веках (а я думаю, что ещё и двумя-тремя веками раньше) в простом народе (не только в России, но и на территориях подвластной Речи Посполитой) под русскими стали понимать людей православных. А вот великорусами, малорусами, белорусами и тем паче себя никто не считал. Собственно в Речи Посполитой шла активная дерусификация населения. Принявший униатство или католицизм становился автоматом нерусским. Так что галичане уже в XIII веке стали нерусскими
Разделение русского (православного) народа на великорусов, малорусов и белорусов происходит лишь с развитием этнографии. В XIX веке наука разделяет русский народ на три ветви. Тем не менее сохраняется идея русскости как культурной идентичности. Ни у кого не поворачивался язык назвать Пушкина мавританским, а Гоголя малорусским писателем
Вне зависимости от этнического происхождения, они творцы русской литературы, русской культуры.
Итак, подведём итог. К 1917 году существовало одновременно две русской идентичности: идентичность культурная (интеллигенция) и идентичность религиозная (народная). Так что вполне логично, что великоруссов назвали русскими, а страну РСФСР, а не ВСФСР. Если бы назвали ВСФСР пришлось бы выдумывать срочно великорусский литературный язык, как это было сделано с украинским, да ещё и народ учить, как на Украине насильно
. А так обошлись малой кровью. По крайней мере великоруссам язык придумывать не пришлось.
Таким образом идентичность культурную и религиозную подменили этнической. Но не прижилась этническая идентичность. Религиозная сейчас практически утратила силу, но в глубинной памяти трёх народов всё ещё живёт. На Украине есть люди, которые помнят, что несмотря на то, что они украинцы-малороссы, они и мы русские. Далеко не все понимают, откуда эта идентичность растёт, но главное, что помнят.
Но ещё более сильна идентичность культурная. И с этой идентичностью борются на Украине уже почти целый век. Борьба с русским языком, с русской культурой, попытки переименовать Россию в Московию, всё это оттуда растёт. Всё от желания покончить с русской идентичностью большинства населения Украины.
Теперь о том, справедливо ли называть Россию Россией, а не Московией? Всё русское население России худо-бедно владеет русским литературным языком, худо-бедно приобщено к русской культуре. То есть культурная идентичность за советские годы в России выработалась уже не только у интеллигенции, а у всего народа, так что совершенно справедливо весь великорусский народ называть русским. А на Украине последние 25 лет активно с русской культурной идентичностью борются, так что молодое поколение лишь отчасти принадлежит к русской культуре. Уж слишком промыли мозги. А вот большинство старшего поколения привязано к русской культуре. Так что их можно смело считать русскими украинцами-малорусами. Повторюсь: русский — это не национальность, это принадлежность к русской культуре.