Живое и мёртвое, в чём отличие?
Сначала я хотел опубликовать свои размышления о живой и мёртвой природе как отдельную смысловую импровизацию, но потом подумал, что в настоящей теме эти размышления будут выглядеть менее абстрактными и обретут узнаваемые конкретные черты. Разное взаимодействие со временем, в его творческой составляющей, является коренным разграничением двух сущностей (живого и мёртвого) и для настоящей темы, и для различения их вообще - в природе и космосе, в истории и культуре. Также для настоящей темы одной из её движущих внутренних идей является идея сопряжения мистики Даниила Андреева и философии новой науки, берущей своё начало в Теории Времени Н.А. Козырева. В самом заглавии темы слова "вспоминая будущее" и обозначают это сопряжение двух кардинально новых и органичных для Эпохи Диалога мировоззренческих моделей - Козырева и Андреева. Именно взаимодействие со Временем и умение "вспоминать будущее" является, как мне видится, единственным сущностным различием живого и мёртвого.
Как мы различаем живое и мёртвое? Мы делаем это, не задумываясь о формальных различиях, но сразу - непосредственным чувством. Которое может нас и обманывать, и нередко обманывает. Ни количественные признаки, ни пространственная активность или покой, ни различные виды движения не дают нам чёткого критерия, по которому мы можем отличать живое от мёртвого. Само же это отличие является не чем иным, как способностью взаимодействовать со временем: помнить прошлое и предвидеть будущее. Больше ничем - принципиально - живое от мёртвого не отличается.
Мёртвое реагирует только на текущее событие, по факту внешнего воздействия, но не способно предвидеть его и так же воспринимать прошлое как что-то имеющее к тебе непосредственное отношение. Живое реагирует не только на текущее, но и на будущее, и на прошлое. Живое может реагировать на ещё не произошедшее событие, но только на предвидение его. И чем больше развита способность предвидеть будущее и воспринимать прошлое, тем активнее реакция, тем живое живее. Грубо говоря: мёртвое - это точка во времени, живое - путь. Чем больше времени может вобрать в себя сущность, тем выше её творческая энергия, тем она живее. Онтологически мёртвое от живого неотличимо: мёртвое - это нулевая точка, которая разворачивается и становится живым при взаимодействии со временем, с прошлым и будущим. Память и предвидение делают мёртвое живым. Утрата памяти и предвидения возвращает живое в точку изначальной потенции, делает его в глазах окружающих мёртвым.
По Козыреву, время (не механическая его составляющая) и есть главный инструмент Творца в нашем мире. Таким образом, живое от мёртвого отличается только способностью
творческого (а не пассивно-отражательного) взаимодействия с этим инструментом Творца. Способность вступать через взаимодействие со временем в диалог с Творцом и есть то, что отличает живое от мёртвого. Все остальные отличия изменчивы и не существенны. Будущее - как Замысел Творца, - воздействуя на мёртвое, делает его живым. Чем выше способность живого воспринимать будущее и творчески отзываться на него, тем содержательнее диалог с Творцом, тем больше в живом жизни.
Мёртвое нейтрально, оно не противоречит воле Творца, не перечит Его Замыслу и не вступает в противоборство с будущим, не искажает и не извращает прошлое. Мёртвое спит, оно равнодушно, но оно всегда может пробудиться, ожить и откликнуться на будущее, на Замысел Бога. Мёртвое не является врагом живого. Но есть сущность, которая входит в противоборство с Творцом и тем самым становится врагом всему живому. Такую сущность мы называем демонической, а её природу - дьявольской.
Демоническая сущность, если так можно выразиться, мертвее мёртвого - это ложное живое, отрицающее бытие. Мёртвое - это чистая, ещё не актуализированная потенция бытия. Демоническое - это отрицательное мёртвое, отказавшееся быть живым, закрывшее свой диалог с Творцом. Мёртвое не лживо - демоническое лживо. Представление о демоническом как об альтернативном живом ложно (даже потенциально, в отличие от мёртвого).
Мёртвое не подражает живому и не паразитирует на нём, оно инертно, бездуховно. Демоническое - это отрицательная духовность, которая имитирует живое, паразитирует на нём, высасывает из него жизнь. Всё, что нам кажется живым в демоне: память, предвидение, опережающая реакция на события, творческое начало и т.д. - это не его, демона, внутренняя суть, не его содержание, но украденное им у живого и извращённое, омертвевшее, формализованное. Своего содержания, своей жизни у демонического нет. Ложь, клевета, мучительство, похоть и проч. - это лишь инструменты, при помощи которых демоническая сущность крадёт у живого жизнь. Жизнь - как взаимодействие со Временем и диалог с Творцом - демонической природе не доступна, в гораздо большей мере, чем природе мёртвой, нейтральной. Мёртвое не пытается убить жизнь (оно её не воспринимает пока вообще, не слышит и не видит), демоническое хочет убить жизнь, прервать её диалог с Творцом. Так, подражая эросу, разврат убивает любовь. Это убийство того, чему подражаешь и на чём паразитируешь, и есть демоническая воля, единственное внутреннее содержание небытия.
Как нам бы ни было трудно себе представить, но это понимать необходимо, чтобы различать духов во всех конкретных и разнообразных их проявлениях в нашей реальности: демонический дух лишён (абсолютно!) и памяти, и способности предвидеть будущее. Вернее: способности помнить и предвидеть правду; демон и помнит ложь, и предвидит ложь. Это много хуже (для живого), чем беспамятство и бесчувствие. Живому такое состояние представить крайне тяжело. Эрзац памяти и эрзац предвидения - это то, что удалось демоническому украсть у живого. Имитируя живое, но само в себе живым не являясь, демоническое нас дурит. Мёртвое правдиво: оно никого и ни в чём не обманывает. Демоническое же вечно представляется и кажется не тем, кем и чем является. И не может по-другому: внутреннего бытия у него нет, оно в принципе не может быть самим собою, не только как живое, но даже как мёртвое. Отсюда вытекает и эта ужасающая живого беспредельная беспринципность, развращённость и жестокость демона.
Весь ужас демонического в сочетании абсолютной беспринципности с абсолютной же несвободой. Свободу (содержательную, настоящую, а не формальную) живому даёт только его творческий диалог со Временем, демоническое же начало не способно ни к какому содержательному диалогу, как ложь не способна быть правдой, а разврат - любовью. Свобода бесконечных вариаций лжи заменила свободу живого воспринимать правду и реагировать на неё, исходя из своего внутреннего содержания. Правда и есть жизнь; ложь и есть небытие. Ложь забирает все свободы, оставляя только одну - свободу от внутреннего содержания и порождаемых им принципов.
Демоническое небытие - это не отсутствие бытия, не ноль (мёртвая точка), но отрицательное бытие; бытие, возненавидевшее самоё себя и убившее себя, отказавшись от диалога с Творцом и от связи с Источником бытия. А значит - был прерван и диалог со Временем, с тем, что мы называем прошлым и будущим. Мёртвая природа и является точкой водораздела между живым и демоническим, бытием и небытием. Инфернальное - в точном смысле слова, не изнанка мира, но ложь мира, фальшь как таковая.
Представить себе существо, активно действующее, но лишённое памяти и предвидения будущего, почти невозможно, как невозможно представить себе личность, не имеющую никакого (вообще никакого!) внутреннего содержания, но лишь формально имитирующую сущности, такое содержание имеющие. Но это не представимое для нас состояние и есть демоническая природа: не живая и не мёртвая, но абсолютно паразитарная. Если Бог - Источник бытия, то дьявол - не источник небытия, но "обезьяна бытия", ложь бытия. У лжи нет своего содержания; и эта её кромешная внутренняя пустота порождает только неутолимую жажду рабски паразитировать на том, что имеет своё внутреннее содержание, свою внутреннюю правду, свободу и жизнь. Рабская зависимость демонического от внешнего живого и становится источником лютой ненависти к нему. Жестокость демона - это месть раба господину за своё рабство.
Живое может в нашем мире быть не только биологическим и не только пространственно активным. Все подлинные произведения искусства и архитектурные памятники являются живыми по тем же самым признакам, что и биологические организмы: они обладают памятью и вступают в активное взаимодействие с будущим, влияют на него и слышат его Замысел. Всё подражательное, паразитарное, формально имитирующее живое является по своей сути не мёртвым, но лживым. Это уже шаг не к изначальной нейтральной точке (нераскрытой потенции мёртвого), а в небытие, в активное отрицание жизни и противоборство Замыслу Творца, воспринимаемому нами как желанное будущее. Противостоят по-настоящему в мире друг другу не живое и мёртвое, но
живое и
лживое.