О "сужающемся конусе" и не только
Вот уж не думал, что меня вдруг захватит тема этой ветки. Тем не менее... Прямо как "толчок Духа"
Вместо того, чтобы заниматься "украинской тематикой" и собственным "Капитаном", я вдруг начал (в последнюю неделю) с неподдельным интересом читать все связанное с "Розой Мира" и родонизмом. Эту ветку и предваряющие общую тематику родонизма статьи Ярослава. Полемику на ОРГ-е. Труды автора термина "родонизм" по вопросу оного родонизма (выполнил, кстати, пожелание Ольги с ОРГ-а:: "учите матчасть"
).
Перечитывая книгу Ярослава "Роза Мира или родонизм...", пытался подловить автора на том, что он все-таки воюет с ветряными мельницами. Нет никакого "квази-эгрегора", "рм-демона"... ну, кто-то так понимает "Розу Мира", кто-то этак - все мы люди с присущими нам недостатками. Однако не возникло у меня ощущения, что автор пишет о чем-то несуществующем, возводит напраслину на замечательный термин и на людей, которые себя с этим термином намертво, получается, спаяли (сужу по реакции Ольги, в том числе и последней). Увы! (лучше бы оно возникло). Более того, родонисты сами же и проиллюстрировали, так сказать, основные моменты своей доктрины, которые детально рассматривались автором ветки.
Я пришел к выводу: то, что описывает автор, вполне реально. Каждый (кто немного "в теме") может в этом убедиться - в тишине, наедине с собой, честно и непредвзято проанализировав все межфорумные дрязги, собственные ощущения, что возникали при этом в душе. Главное, чтобы была перед самим собой честность и максимальное самоустранение от своей "тусовки", "корпоратива", некоего общего удобного мнения. Анализировал и я свои ощущения, пытаясь максимально отстраниться при этом и от нашего ресурса.
И вот что я, навскидку, наанализировал:
1. Тема, затронутая в этой ветке, не о Денисе Наблюдателе или какой-то там иной личности - она о самом явлении, которое обозначено термином "родонизм". Вот и все! Хотите критиковать, критикуйте конкретную тему данной работы (ведь так будет честно), а не съезжайте на личности. На личности переходят (известный, кстати, демагогический прием всех времен и народов), когда либо нечего возразить, либо есть желание увести разговор в сторону. Именно так и произошло!
Посудите сами, автор ветки выдвигает родонизму серьезнейшие обвинения! Родонизм, оказывается, не просто неточное понимание "Розы Мира", а ни много ни мало - карикатура на "Розу Мира", карикатура, за которой маячит конкретная инфернальная сущность. Родонизм - это духовная смерть Розы Мира.
И что? Казалось, после такого надо бы кинуться и опровергать данный "чудовищный приговор". Или хотя бы (если нечего доказывать и нет желания) ответить автору презрительным молчанием. Но вместо этого моментальный переход на личность автора: ах, да, он ненормальный, "четырехликий", сумасшедший, он завидует Наблюдателю... и т.п. бла-бла-бла.
Перечитывая данную ветку сейчас, я как раз и пытался внутренне оспорить одну из "осевых тем": "родонизм - это карикатура Розы Мира". И не смог, потому как в своих "осевых" выводах автор оказывается прав. Более того, сейчас я его понимаю лучше, чем тогда, когда книга по "родонизму и Розе Мира" была только написана. Успел и сам немного соприкоснуться с т.н. межфорумной полемикой. Это и полемика с ОРГ-ом, "через забор"; и полемика на "Выходе". И там и там не оставляло ощущение, что разговариваешь с
закрытой системой взглядов, в которой все уже заранее определено и определен ты сам. Пока ты не вступаешь в противоречие с данной системой взглядов - вроде бы все идет нормально. Но стоит преступить некую "красную черту", как тут же будто упираешься в стену. Доказать что-либо становится невозможно. Разговор переходит на персоналии.
Например, на "Выходе" полемика велась вокруг последних украинских событий. Начиналось все вроде неплохо - интеллигентный стиль, уважение к собеседнику, обсуждение существа темы, а не прыща на носу у оппонента. Но стоило только затронуть тему антимайдановского протеста Юго-Востока Украины, как началось... Исходя из господствующей мировоззренческой системы на данном сайте, у протестующих граждан Юго-Востока Украины, априори, не может быть собственного мнения. Они недовольны майданом в Киеве потому, что "жругофилы", на них влияет "совковый советизм", "они зомбированы Путиным" и т.д. Вскоре я сам стал "жругофилом", которого "не спасет даже переливание крови", и "Белодревом с автоматом". Понятно, что вести дальше диалог бессмысленно.
Теперь взять дискуссию с ОРГ-м (посмотреть можно
здесь). Тема разговора быстро ушла в бинарный тупик. Оказывается, все просто: для ВОЗ-а важнее Андреев-поэт (Ярослав сам об этом говорил), для "нас", "ортодоксальных родонистов", важен сам трактат, мета-информация. На этом все и закончилось. Два плюс два четыре, или, как говорит Ольга, " учите мат.часть". Что же, перейдем к "мат.части"
2. Мат.часть
Хорошо быть уверенным, что книгу, которую вынашиваешь всю жизнь, когда-нибудь прочитают чьи-то внимательные глаза и чья-то душа обогатится изложенным в ней духовным опытом. Быть уверенным, наконец, что книга войдет, как один из кирпичей" в фундамент грядущего всечеловеческого Братства. "Роза Мира" кн.11 гл.4
Вот и существо вопроса, суть расхождения между, условно говоря, обыкновенным последователем "Розы Мира" и родонистом. Один из кирпичиков в стене Братства, или центральная "каменюга", вокруг которой все грядущее Братство должно завертеться, как планеты вокруг Солнца. То есть, вокруг трактата "Розы Мира", точнее, выжатой из трактата концепции, которая называется "самым глубоким пониманием Розы Мира"... Вот основной стержень нашего расхождения, а не то, что Андреева-поэта мы ставим выше, чем Андреева-мистика. Выжатая из "Розы Мира" концепция есть то, что весьма удачно названо автором данной ветки "сужающимся конусом" (посмотреть можно
здесь )
И надо сказать, что родонисты сами прекрасно и проиллюстрировали этот "сужающийся конус". Прошло не так много времени с момента основания данной ветки, как появился своего рода "
манифест родонизма".
Лично меня больше всего в "манифесте" потрясло утверждение некой догматической или ортодоксальной Розы, как самой правильной. Автора манифеста тогда справедливо спросили: а кто будет определять, где догматическое, а где еретическое понимание "Розы Мира"? На что вопрошавшему ответили: мол, все просто, сам Даниил Андреев и будет определять: будем смотреть трактат, переписку; только после выносить "экспертное суждение". Но если бы было все так просто! (Все бы церковные бюрократы и начетчики давно бы были святыми.) Родонисту не понять, что
самое правоверное и ортодоксальное понимание "Розы Мира", в принципе, невозможно! Даже помня наизусть всю Розу, имея перед глазами всю переписку Андреева - все равно свое мнение, свой взгляд, сколь бы "правоверным розомираистом" ты себя ни считал, неизбежно примешается к якобы объективному суждению. Более того, подобного отношения не простит и сама книга, сама идея, замысел "Розы Мира". И закончишь с выжатой из трактата концепцией, в которую втиснуто то, что тебе понятно и греет, и выкинуто все непонятное. Закончишь сужающимся конусом.
Вот Павел с ОРГ-а пишет:
"В применении же к Розе Мира, ортодоксия — это верность утверждениям, сделанным самим Даниилом Андреевым, особенно там, где эти утверждения носят концептуальный системообразующий характер и даны в ясной исчерпывающей манере (что обычно и имеет место повсюду в его трактате)." Возникает сразу два вопроса: верны ли сами родонисты данному утверждению и какие утверждения, сделанные Даниилом Андреевом, считать концептуальными и системообразующими? Опять же кто определять будет? Ведь те же родонисты видят в том же трактате "Роза Мира" то, что им хочется видеть. И в упор не замечают иные суждения Андреева. Мы не раз приводили цитаты автора "Розы Мира" о творчестве, культуре, поэзии. Их как будто не замечали, продолжая гнуть свою линию. Так где же здесь "верность утверждениям"?
(продолжение следует)