Не понял. При чём здесь средневековая литература? Или какая-либо ещё?
При том, что измельчанием и извращением называть русскую литературу 19-20-го веков можно только в сравнении с тем предметом (литературным!), относительно которого это было измельчанием и извращением. Иначе - это огульное и ни на чём не основанное утверждение. Литература не может быть измельчанием и извращением "духа и духовного измерения человеческого бытия", но только литературы, явившей этот дух и бытие в более качественном и не извращённом виде. Если следовать Вашему алгоритму, то я могу назвать измельчанием и извращением ту же "интегральную науку" или скопом все Ваши статьи. А если Вы совершенно законно спросите: какой именно философский текст она (они) извращают, я отделаюсь тем же: "дух и духовное измерение человеческого бытия". И так можно сказать в адрес чего угодно. И ноль ответственности за слова.
При чём тут декабристы и Лев Толстой я вообще не понял (и уже не хочу).
Это потому, что Вы не историк - не чувствуете дух той прошедшей эпохи.
Кто и чего чувствует или не чувствует - это не разговор. Откуда Вы знаете, что я чувствую или не чувствую? Пусть об этом судит Бог, время и друг-читатель.
В кощунстве необходимо присутствует злой умысел - желание извратить и опошлить святыню. В поэме Пушкина этого и близко нет, но есть - дурость молодости от избытка сил. Его юмор добродушен (в отличие, к слову, от богоборческих стихов Лермонтова, которого я тоже очень люблю). А кроме Гаврилиады у Пушкина ничего и нет, это главное его произведение? Почему Вы столько лет и в самых разных темах, к месту и не к месту, упоминаете именно его? Вам греет душу, что у Пушкина есть такая поэма, в которую его можно тыкать носом? Смотрите, как бы Вам не прилетело бумерангом от будущих читателей то же самое и по тому же месту...
В средневековой русской литературе мата и грубостей было поболее, чем в 19-20 веках. В том числе и в церковной литературе (былины, летописи в аутентичном виде, которые писались в основном монахами), а не только в фольклоре, у скоморохов и т.п. Так, относительно чего, какой словесности, русская литература 19-20 веков была измельчанием и извращением? Это понятия относительные, а не абсолютные. (Одописцы 18-го века предъявляли тому же Пушкину аналогичные претензии, почти слово в слово.)
Что такое "прогрессивная" русская классика, я не понял. Народники имеются в виду? Западники? Марксисты? О ком речь?
Вот и ответ на вопрос.
Нет, не ответ. Измельчание и извращение началось с Адама? С явления Христа? С Пушкина и КО? Лучше бы было, если б русской литературы 19-20 веков не существовало? Меньше бы тогда было извращения и измельчания "духа и духовного измерения человеческого бытия", так?
Извините, но тему Церкви я вообще обсуждать не хочу. Ни в каком контексте.
А я тут обсуждал "тему Церкви"? Я лишь сказал, что советский человек обязан русской классической литературе своим нравственным и духовным содержанием, что и спасло его вопреки богоборческой идеологии и насаждаемому плоскому материализму. Это просто статистический факт: литературу читали миллионы и проходили в школе все, а церковь посещали очень немногие в советское время. Россию в 20-м веке спасла на краю бездны именно русская классическая литература. Это можно отрицать, конечно, но, по-моему, не имеет смысла.
Никакого обсуждения церкви у меня и близко не было, повторюсь. Ни здесь, ни где-либо ещё. Кто я такой, чтобы обсуждать церковь? Я обсуждаю некоторые тенденции и исторические факты, но не саму церковь. Есть разница? И никогда и нигде я не навешивал на церковь таких ярлыков "измельчание, извращение", как Вы на русскую литературу (причём огульно и скопом). И никогда и нигде не противопоставлял церковь литературе и культуре. Между прочим, в излюбленных акциях либералов против церкви (передача ей соборов вместо музеев, восстановление храмов в парках и т.п.) я всегда был на стороне церкви...
Хотя зачем я начал оправдываться? В чём? Хотите видеть во мне типичного интеллигента, по неразумию нападающего на церковь, на здоровье, если Вам так спокойнее и проще. Хочется пришпилить в заготовленную ячейку по шаблону, я не смогу этому помешать. Смогу только сожалеть, что так диалога не получится.
Очень жаль, что не была исполнена просьба Н.Ф. Козырева
А мне очень жаль, что Вы опять используете такие приёмы в полемике. Цитирую просьбу Ф.Н. Козырева: "Если Вы желаете перед отправкой подредактировать и что-то поправить в своих словах, я бы советовал приглядеться лишь к одному месту..."
До отправки этого текста в Свято-Филаретовский институт, видимо, дело так и не дошло. Причины мне неведомы. Разумеется, я бы выполнил просьбу Фёдора Козырева и подредактировал свой текст. Фёдору оставалось жить чуть больше года. Скорее всего, он просто не успел осуществить это намерение, как и многие-многие другие.
А Вы считаете, что поймали меня за руку или что? Что Вы хотели подчеркнуть этим примером? Упрекнули несправедливо и сделали больно, да. Но Бог Вам судья, Юрий Дмитриевич. А я переживу, не впервой. И отвечать Вам той же монетой, зеркально опускаясь на уровень общества "Безбожник", не буду.
Вот и оживили тему... Живей некуда. В корень зрил Тютчев: "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся". А я бы добавил армейское: "инициатива наказуема". В общем, за что боролся, на то и напоролся.
P.S. На всякий случай уточню: все мои предложения по публикации Ваших текстов в Библиотеке и Сборной остаются в силе. Я умею отделять личное от общего. И приоритет за общим. Так, на днях буду размещать у нас большую подшивку "Размышлений о..." (15 выпусков) под редакцией С.А. Борчикова. При всём нашем и глубоко взаимном, как бы помягче выразиться... - непротивлении сторон духовному отчуждению.
p.P.S. Чуть не забыл, но вроде бы это важный штрих. Я не только не историк, но вообще никто. Так, любитель... Без справок.