Иешуа, вероятно, дан с точки зрения его современников - участников событий.
Тех, кто Ему не поверил и за Ним не пошёл. Те, кто поверили и пошли - увидели совсем другого Иисуса - Воскресшего Христа, Спасителя, победившего князя мира сего и даровавшего человекам великую Надежду, Путь, Свободу в Истине и Бессмертие. О
таком Христе свидетельствовали все прозревшие Его в сердце своём. Получается, что для Булгакова их опыт ничего не весит, но существенно лишь восприятие и понимание тех, кто не верит Христу и считает Его слабым, хоть и добрым малым? Это духовный выбор самого Булгакова, или что? Если бы все современники Иисуса увидели в Нём только Иешуа (как сам Булгаков?), то никакого христианства не было бы в помине, да ничего бы уже не было (и Булгакова с его романом тоже).
Интересно, а Булгаков сам верил в Бога и Христа? Если не верил, то зачем браться за
такую тему? Он же не Демьян Бедный и даже не Маяковский и не мог не понимать, что без веры в Бога и Христа браться за
такую тему и писать "роман о дьяволе" очень опасно. Откуда такая самоуверенность и такое легкомыслие (преступное, если не кощунственное) у писателя с таким большим дарованием? Ведь другие его произведения свободны от окарикатуривания Святого и принижения Глубокого, потому что писатель адекватен описываемому предмету, а тут не адекватен. На чём именно его подловили - вот вопрос...
От романов Достоевского, какие бы низины, падения и страдания ни описывались там, никогда не остаётся ощущения безнадёжности, ощущения, что мир полностью во власти дьявола, который вершит судьбы людей. Достоевский пытается поднять читателя до великих истин христианства, а Булгаков снижает сами эти истины до уровня среднего читателя безбожной ("фельетонной") эпохи. Откуда у Булгакова возникло само это желание "сыграть на понижение" в таких последних вопросах?
близостью к нам ЧеловекоБога
Богочеловека? (Вопрос из Достоевского: для него лежит духовная пропасть между Богочеловеком и человекобогом.)
Маргарита "отработала" на балу - ей выдана "зарплата" в виде исполнения желания
Дьявол никогда не исполняет обещанного, только в одном случае отдаёт "долги" - если человек ещё не полностью увяз в его сетях и необходим дополнительный "пряник" для пленения несчастной души. Маргарита и Мастер, значит, нужны ещё для чего-то дьяволу... Для чего?
И Иешуа не Иисус Христос, и Воланд не дьявол, и евангелисты всё врут, а Иешуа обращается с просьбами к Воланду через посредника-переговорщика Левия Матвея...
Фельетон? на Кого?
Кощунство? зачем?
У меня не закрыт один, но самый главный вопрос, из которого вытекают все остальные:
Зачем Булгакову было нужно изображать всё именно так, вопреки христианской традиции и "на понижение"?Зачем было изображать Христа именно глазами тех, кто Ему не поверил, Его не понял и для кого Он не воскресал? Зачем было изображать дьявола Воландом, с которым "конкурирующая фирма" ведёт переговоры о судьбе человеков? Зачем выставлять Христа в образе Иешуа (белого мага), а дьявола в образе Воланда (чёрного мага)? Неужели для Булгакова весь духовный опыт христианства - от апостолов и святых до Достоевского и Владимира Соловьёва ничего не значит - и можно написать фельетон на
такую тему? Зачем сводить глубиннейшие и высочайшие истины в плоскость "слишком человеческого", зачем приземлять (опошлять?) великий духовный опыт христианства, накопленный за 2000 лет?
Зачем это нужно и кому это выгодно?Почему - мятущийся декадент Леонид Андреев, когда взялся за евангельскую тематику, нашёл в себе силы и веру не исказить образ Спасителя, не свести его в плоскость обыденного и психологического? "Иуда Искариот" - одно из лучших произведений мировой литературы на тему евангельских событий. А Булгаков, трезвый и умный, обладающий б
ольшим писательским дарованием, чем Леонид Андреев, написал фельетон о Христе и дьяволе. Почему? неужели не видел - неужели не с чем было сравнить? а если видел и сравнивал, то значит пошёл на сознательную подмену - ради чего?