***
Гость в Индии – бог. Поэтому индийцы крайне гостеприимны, но у этого гостеприимства есть неудобные особенности. Если человека пригласили в индийский дом, то будущему гостю никогда не назначают ни время, ни день: бог приходит, когда желает. Но чтобы уйти, всегда необходимо попросить разрешения, собственно, первой частью формулы прощания будет просьба о позволении уйти.
Для индийца гостеприимство – тоже один из видов религиозного служения. Если индиец дарит подарок или угощает – он делает благо в первую очередь себе, улучшает карму.
Гостю необходимо помнить: если он откажется от подарка или еды, для хозяев это будет означать, что бог не принял подношение, что бог проклял их. Если гость как-нибудь не так примет оказанные ему почести (скажем, возьмет подарок левой рукой, нечистой по представлениям индийцев), - это тоже недоброе предзнаменование.
***
Быт индийцев – палитра символов. Поэтому, соприкасаясь с индийским бытом, чувствуешь, это что-то настоящее, в отличие от привычного западного быта, когда он воспринимается исключительно как обязанность и глухая материя. Индийцам всюду удается возить с собой Индию, создавать островок Индии в любой среде.
Преподавательница из университета занималась с одной индийской девочкой, по-моему, английским. Девочку попросили сказать несколько фраз на тему "Что надо сделать, чтобы вырастить цветок". Ожидались глаголы:: "Ухаживать, поливать etc". Но первым делом девочка произнесла: "Чтобы цветок вырос, нужно совершить пуджу". Пуджа - индуистская молитва, обращение к Богу/богам.
Интересно, что в индуизме есть течение, которое вовсе не признает молитв, а особенно просьб. Нельзя беспокоить Бога. Нужно любить Бога просто так, а не за Его дары. Адепты этого течения обращаются к Богу только с хвалебными песнями. У кришнаитов любовь к Богу носит наиболее восторженный характер и даже обретает черты любви-эроса. Верующий уповает на милость Бога, что Бог явит себя искренне любящему сердцу, поможет познать Божественную суть.
***
Слово для индийца реально и действенно. Есть слова, за которые индийцы убивают. Для них обозвать последними ругательствами человека хуже физически причиненного ущерба, поэтому убить того, кто произнес слова-табу (естественно, не все ругательства табуированы, индийцы еще как любят выражаться, особенно в пылу спора, но есть черта, которую переступать нельзя), во-первых, лучше, чем обозвать его, ведь через произнесение нечистых слов оскверняешься сам. Во-вторых, убивая такого человека, ты очищаешь землю от скверны, и убийство для тебя превращается в долг, а для произнесшего слова-табу – лучшей из участей.
***
В общении индийцы не терпят цинизма. В циничных шутках они не видят юмора, только оскорбление и грубость.
Еще индийцы считают европейцев злыми, потому что европейцы по индийским меркам редко улыбаются. При общении с индийцами не следует перебарщивать с формулами вежливости, индийцы сами редко их употребляют (для вежливого обращения используется специальная форма глагола или соответствующее местоимение множественного числа, кроме первого лица: здесь сказать вместо "я" "мы" - признак низкого происхождения и плохого воспитания), - это во-первых, а во-вторых, - могут посчитать вас лицемерными, заискивающими, лживыми.
Также индийцы не могут спокойно пройти мимо одинокого человека. Если человек один, для индийца это непорядок, значит, человек несчастен, удручен и ему нужна помощь. Посидеть в Индии в парке на скамейке одному совсем не просто. Совершенно незнакомые индийцы тотчас поспешат на помощь. И нельзя отделаться фразой: "Со мной все в порядке", нужно обязательно указать причину, почему Вас следует оставить одного. Например, вполне приемлемый вариант: "Мне надо обдумать кое-какую идею, поэтому я не могу с Вами разговаривать в данный момент, но, думаю, мы еще увидимся, когда я буду свободен".
Индийцы вмешиваются в чужую жизнь, потому что не воспринимают ее чужой. Самые откровенные вопросы о личной жизни не должны настораживать, причем на них необходимо всегда что-нибудь отвечать. Кстати, вранье в Индии не считается серьезным проступком: говоря неправду, Вы преобразуете реальность.