Этим летом неожиданно мне выпал случай подработать переводчиком хинди на переговорах российского дистрибьютера смесителей и прочих элементов сантехники с представителями индийской компании-производителя. В ходе переговоров наша сторона попросила охарактеризовать индийский рынок сбыта подобной продукции, и в частности встал вопрос о торговых сетях.
Еще когда я была в Индии, я обратила внимание на то, насколько индийцам чужда безликая автоматизированная система покупок и услуг, как мало в Индии так называемых гипер-, супер- и прочих маркетов. Насколько индийцы тяготеют к маленьким лавочкам и долгое человеческое общение предпочитают быстрой легкости автоматов и системе самообслуживания. И тут, на этих переговорах, я наконец-то получила объяснение этому явлению.
Как объяснил чудесный дяденька, владелец самой крупной, самой лучшей, самой древней, самой перспективной (всегда у всякого индийца все должно быть самым-самым, о чем в разговоре упомянут в ответе на любой вопрос) компании по производству сантехники в Индии, индийцы следуют своим традициям в каждом аспекте жизни. Дяденька (имя его забыла, помню лишь, что фамилия у него Джайн, и джайном он являлся, а я впервые посмотрела на джайна живьем) предупредил, что несмотря на стремительную модернизацию и вестернизацию Индии, есть вещи, к которым индийцы вряд ли когда привыкнут. Одной из этих вещей как раз оказывается супер-гипер-маркет. Индийцы привыкли, что если они приходят в магазин, лавочку что-то покупать, то есть тратить заработанные деньги, они вступают в ролевую игру: господин - слуга. Продавец должен всячески выказать почести "господину" или "госпоже". Я тут же вспомнила, как в обувных магазинах приходилось уговаривать продавца не стягивать с моей ноги старую обувь и не натягивать на нее новую: мол, сама справлюсь. Почти обиженный продавец пожимал плечами: разве научишь обезьян человеческим манерам? Или как гласит индийская поговорка: "Да разве может обезьяна оценить вкус имбиря?"
Действительно, в маленьких лавочках продавец готовит для тебя настоящий праздник: и за жизнь поговорит, всем соседям косточки до костного мозга выпотрошит, и поддержит тебя, и чаем/лимонадом напоит, и поторгуется с тобой на славу, да так чтоб в глазах потемнело! В общем, добавит стакан специй в пресную обыденность. Причем, если ты потерял престиж внутри данной социальной группы, продавец может и прогнать тебя. Однажды при мне портниха, которая только что со мной рассыпалась в любезностях и приглашала на свадьбу сына, выгнала женщину, которая принесла достаточно большой заказ - сшить из ткани целый шальвар-камиз, со словами, что у нее нет сейчас времени и не будет никогда.
Дяденька-джайн продолжил: "А теперь представьте супер-маркет. Ты пришел тратить свои деньги (читай: пришел сыграть роль махараджи на деревне), а тут тебе никакого уважения! Более того... ты сам, как какой-то чапраси, должен ходить (для индийцев уже проблема: как так без рикши 50 метров пройти), искать, доставать с полки то, что тебе нужно... А потом еще ждать в очереди, чтобы у тебя забрали твои же деньги! Немыслимо! Никакого уважения. Нет, система гипер-маркетов, хоть и появляется спорадически в крупных городах, но в полной мере не приживется никогда." Это как отучить индийцев от их национальной одежды, перченой до слез пищи, браков по сговору. Как отучить их справлять нужду у каждой стенки, дерева, забора. Или это как заставить индийцев сначала завести дома собаку, еще хуже - кошку, в которой, по их представлениям, вселяется богиня оспы и детских болезней, а потом - бац - пустить это животное (по-нашему, члена семьи, брата меньшего) на свою постель или на кухню - святую святых домашнего очага. И как заставить их прогнать крысу из храма: в этой крысе ведь мог воплотиться твой дедушка...
Кастовая система подразумевает бесконечные ролевые игры. Если дома есть повар, он будет готовить пищу. Но если он испачкает что-то, уронит что-то, то просить его это убрать - нанести повару смертельное оскорбление. Убирать должен другой слуга. Убирать тряпкой, в смысле. Так как подметает уже третий, мусор забирает четвертый. Людей много - надо всех и каждого чем-нибудь занять, каждому поручить обжигать свой кирпичик вселенной.