12 марта — день рождения моей мамы — Наталии Ивановны Комаровой. И год назад в канун 8 марта мы провели занятие семинара «
Поколение, которое мы не должны потерять», посвятив его разговору о маме, о её жизни и поэзии, о поэзии в нашей жизни и в жизни наших детей. О многом тогда поговорилось. И беседа эта получилась душевная, тёплая и какая-то очень … восьмимартовская. Не случайно ведь назвала мамин сборник «
Март… и многоточие».
Начала с того, что пояснила, почему такая личная, можно сказать, семейная тема возникла в нашем учебном процессе. Тут всё как раз довольно логично. Дело в том, что в 1993 году именно мама проводила первый подобный семинар для преподавателей нашего института. Именно после её четырёхдневного тренинга так сдружились и сплотились наши преподаватели. Семинар был выездной. Я тогда училась в 11 классе и вместе с папой помогала маме его проводить. Мы с папой гордо именовались «игротехниками».
Спустя 20 лет, готовя
книгу по истории института, я получила множество откликов и воспоминаний о том семинаре. Приведу всего один (не от участника, но очень показательный): «К сожалению, я не был на том семинаре, но знаю, что он был совершенно особенным. Вернувшись оттуда, участники семинара совершенно иначе стали друг к другу относиться. Их сразу было видно в коридорах института, они резко отличались, встречаясь, они улыбались друг другу как самым близким друзьям. Мы все им завидовали. Наталия Ивановна была удивительной женщиной. Сумела сделать невозможное — люди перестали замыкаться и доверились друг другу. А уже через год её не стало».
Потом — стихи. Тут нужно пояснить (поскольку семинары выкладываются не совсем по порядку), что на одном из первых занятий мы договорились, что будем учить стихи наизусть и рассказывать друг другу в начале каждого занятия. Наконец-то можно учить стихи для себя, свои самые любимые, на которые всю жизнь не хватает времени…
И вот наши преподаватели читают стихи! Поскольку канун 8 Марта, то получилось, что сначала — мужчины. (Женщины во второй части видео). Так у нас стала складываться новая традиция.
Александр Викторович Авдонин читал Симонова «Над чёрным носом нашей субмарины».
Поговорили о судьбе Константина Симонова и Валентины Серовой. Поделились разными, порой сложными, путями к восприятию Симонова как поэта и человека. Всё это, оказывается, важно. Ведь путь к внутреннему миру Другого — это всегда путь к новой бесконечности, так сильно иногда отличной от твоей собственной. Да и может ли бесконечность быть чьей-то, кому-то принадлежать. Поэты дарят нам возможность Встречи, потому что поэтическое слово — сама суть встречи миров.
Папа спел а капелла Окуджаву «Не бродяги, не пропойцы». Ну что же ещё петь на 8 марта женщинам! Он посетовал, что «последнее время поём редко и, в основном, про себя»…
А Александр Викторович вспомнил в ответ чудесное стихотворение на украинском языке. Он исполнил стихотворение, но рассказал, что это именно песня, которую он пел когда-то в юности в хоре. Даже без музыки украинский язык звучит очень музыкально.
Эту вводную часть мы закончили стихотворением Анненского «Среди миров», потому что это было одно из любимых маминых стихотворений, а разговор ведь предстоял о ней.
И всё-таки я хочу ещё два слова сказать о наших преподавателях. Не перестаю восхищаться ими. Просто удивительное получилось сообщество. Всего 10 человек (но у нас всего преподавателей института и колледжа около 50). Люди, которые сумели найти время для занятий, хотя можно было формально послушать видео, поставить галочки в тестах. Вот уже год мы с ними вместе воплощаем те мечты, которые родились на семинаре: организуем кинофестивали для студентов, установили в холле третьего этажа пианино, устроили концерт фортепианной музыки (пригласив для этого чудесных пианисток из колледжа искусств), собрали тексты из своих любимых книг для читай-конкурса. Они с радостью вкладывают своё время, свои деньги, свои силы. В январе этого года они все откликнулись на инициативу организации Лаборатории интегральной этики в рамках проекта В.И.Моисеева. Да, это всё было потом.
А тогда (год назад) они стали учить стихи. Учить, иногда вспоминать, но главное — дарить друг другу.
Итак, начинается история про маму. Я не буду повторяться, потому что она есть в этой теме. Конечно, делала некоторые акценты. Например, на бабушкином письме про мамины детские стихотворные тетради. Объяснила, почему не получилось издать стихи сразу. Как я сейчас их чувствую и заново для себя открываю.
А потом я читаю мамины стихи. Самые любимые… Послушала сейчас. Понравилось.
Кстати, я там рассказала, как отправила одно мамино стихотворение Елене Владимировне Дубровской, потому что оно показалось мне очень в духе
проекта «Киноуроки», о котором уже шла речь. Спустя некоторое время Елена Владимировна ответила, что она обязательно это мамино стихотворение включит в фильм, если я не против. Я, конечно, очень «за». Такое вот было продолжение у этой истории.
Приведу здесь само стихотворение.
Во всём был праздник –
В чистоте квартиры
И в белом окаймлении шоссе.
Мальчишка,
Безобразник и задира
У деда утащил награды все.
Он нацепил
Их радостно на куртку –
На грудь, на рукава и на подол,
И на спину он тоже, –
Мол де в шутку! –
Проделав дырку,
Орден приколол.
Но со двора,
Куда форсить помчался,
Его привёл нахмуренный сосед.
Отец намылить шею обещался,
Да не успел.
Домой вернулся дед.
Прервавши воспитательные речи,
Увёл он внука в комнату свою.
Шептались долго.
А потом весь вечер:
– Дед! А ещё за что медаль дают?
И перед сном,
Нахмурившись тревожно,
Сквозь стену глядя
В призрачную даль,
Просил:
– Дедуся! Дай я... осторожно...
Потрогаю ту... первую медаль…
20.07.1979 г.Рассказала историю подготовки «
Триптиха о Ленине», который у нас получился на апрельской конференции. (Тогда это был только проект). Каким образом заинтересовался этой темой наш студент — Володя Алексеев. Прочитала одно из моих любимых стихотворений детства «Ну вот и вечер». С него как раз начинается
ленинская тема в Замке.
Потом несколько стихотворений из «Детского альбома». Приведу здесь стихотворение, которое я помню из самого глубокого детства, самое первое понимание, что это
мамины стихи.
Радуга
В поле
Tёплый дождь проворный
Сыпал-сеял
Капли зёрна.
Стало солнцу
Интересно.
Сдвинув тучу-занавеску,
Смотрит
Солнышко в окно –
Что-то
Вырасти должно!
И минуты не прошло –
Поле
Радугой взошло.Потом пошёл разговор о Замке. Как здесь через много лет ожили и заговорили с людьми мамины стихи…
Прочитала папин пост, он всё-таки не рискнул сам: голос не очень слушался. Мне, наверное, тоже нужно извиниться, что в течение этой встречи (как-то не получается назвать это занятием) часто на глаза у меня набегают слёзы, но они не мешают говорить, не прерывают повествование. Сейчас, пересматривая видео, я понимаю, что это «хорошие слёзы» – слёзы радости, а не слёзы отчаяния. Слёзы, после которых хочется идти и работать, жить, творить, любить. А не те, что подтачивают и обессиливают. Не слёзы жалости к себе. Если бы я была своей мамой, то этот абзац, наверное, превратился бы в стихотворение, гораздо более глубокое и точное. Оно бы так и называлось: «Слёзы радости».
Говорю об откликах Ярослава и Евгения. Поскольку о Евгении Морошкине мы ещё подробно не говорили, то рассказываю о его «Перекличке вестников» в Воздушном Замке. Отзыв Евгения я зачитала целиком, ведь я попросила разрешение у Евгения взять его в книгу маминых стихов в качестве предисловия.
Когда дошли до стихотворения «Цветёт полынь над озером», поговорили о песнях на мамины стихи. В основном, музыку писал Сергей Леонидович Моисеев — друг нашей семьи и профессиональный композитор. Но есть несколько моих песен, которые надеюсь тоже включить в будущий сборник. Кстати песня про полынь продолжает исполнятся в Костромской филармонии. Недавно Сергей Леонидович прислал мне видео, где её исполняют уже под оркестровый аккомпанемент.
Закончила искренними словами благодарности нашим преподавателям: «Спасибо за возможность вам всё это рассказать, с вами поделиться! Ещё раз мама создала нам это удивительное мартовское настроение...»
Вторая часть видео — коллективное творчество. Все участники читали стихи, делились своими воспоминаниями.
Начал
Валентин Николаевич Софронов — рассказал, как нашёл в архиве дневники отца военного времени. Его отец был тогда студентом и одновременно работал на авиационном заводе. Так вот, в дневнике всё было вперемешку: что ели на обед (ведь было очень голодно), какие-то учебные расчёты, рацпредложения для завода и тут же стихи: самые разные, в том числе детские. Рассказал, что отец писал не только стихи, но и сказки. Одно детское стихотворение Валентин Николаевич нам прочитал. Немного повспоминали с ним начало 90-х, совместную работу в «Клубе безработных», который вела мама. Валентин Николаевич тогда преподавал там азы предпринимательства (а я чашки мыла и накрывала на стол…).
Эльвира Рудольфовна Логунова прочла стихотворение Заболоцкого «Любите живопись, поэты!» В моей жизни это был ещё один шаг к творчеству Заболоцкого. Дальше открытие этого поэта случилось лавинообразно, как в песне «Иволга», которую Илья Семёнович (Вячеслав Тихонов) поёт в фильме «Доживём до понедельника»: «прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей…» Как-то так.
Возник спонтанный разговор о сущности поэзии. Что она такое? Когда и почему она возникла? Папа вспомнил, что первое своё поэтическое переживание испытал, когда читал «Джамилю» Чингиза Айтматова. Там есть эпизод, как главный герой едет по степи и поёт. Стихотворных размеров и ритмов там нет, ведь это проза, но слышно, как рождается в душе человека любовь и песня… Тогда папа и пережил это чудо — поэзию жизни.
«Эх! Как же это всё передать студентам!» — в сердцах воскликнул Александр Викторович. Действительно, как сделать так, чтобы они слышали этот разговор, включались в него? Вот тогда и стали рождаться у нас мысли о совместных проектах со студентами: смотреть с ними хорошие фильмы, слушать хорошую музыку, читать хорошие книги, смотреть хорошие картины.
Вот уже три года на дисциплине «История России» мы смотрим со студентами документальный отрывок из кинофильма «Мне 20 лет», как поэты читают свои стихи в Политехническом музее. Я упомянула об этом, и у нас завязалась интересная дискуссия: в чем разница между нынешними студентами и студентами шестидесятых? Почему шестидесятники шли после учебы и работы слушать стихи? Потому что у них не было Интернета? С чем, с каким «багажом» ты уходишь с оппозиционного митинга и с вечера поэзии? В чём разница? Папа вспомнил, что у
каждого мальчишки в их классе была переписана поэма «Реквием» Роберта Рождественского в тетрадку. Это если понимать, что писание стихов в тетрадки — занятие сугубо «девчачье»…
Марина Леонидовна Калоева прочитала стихотворение Есенина «Шел Господь пытать людей в любови» и рассказала о той радости, которую она испытала, взяв в руки когда-то такой любимый томик Есенина. Как замечательно, что появился повод взять его в руки. Дала себе обещание учить стихи наизусть, не расставаться больше с поэзией надолго.
Обсудили даже возможность создания поэтической комнаты в институте. Фактически она уже существует.
Ну вот, пожалуй, и всё. Можно завершить просмотр второй части на 30-ой минуте, потому что дальше мы слушаем с телефона мамину песню «Полынь». Звук не очень хороший, а сделать общий доступ к самому видео из костромской филармонии у меня пока не получается.
Поздравляю милых женщин с наступающим Весенним праздником 8 Марта! Пусть всегда будут освещать нашу жизнь счастливые лица родных и близких! И пусть мы будем в этом счастье хоть чуть-чуть «виноваты»!
Часть 1
https://rutube.ru/video/private/9d8c78c0126047f961b85bee8e41a17b/?p=M3Cmn83UrODO5JkxsHJ5rg (к сожалению, первые 20 минут присутствует негромкий треск)
Часть 2
https://rutube.ru/video/private/d7a74a694ede1661cf2dd7dc6aa55313/?p=GGWzHzRBALUYXrzYWDBJww