Страна знаний
Семейные хроники

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 26 Февраля 2023, 20:33:46 »
Дорогие друзья! Историческая драма Братья. Семейная хроника. XX век. написана спонтанно. Я никогда не писал никаких художественных произведений и даже не думал об этом. А историей семьи заинтересовался давно.
В нашей семье часто вспоминали родственников, как по отцовской, так и по маминой линии.
И вот пришел момент, к сожалению, весьма поздно, когда захотелось покопаться в истории семьи мамы. Действительно, история семьи Несмерчук сулила много интересного, ведь она связана с прадедом - Героем Труда Несмерчуком Михаилом Васильевичем, двоюродным дедом - эмигрантом во Франции Александром Михайловичем, да и моим дедом - бывшим красным командиром Фёдором Михайловичем.
Повезло, конечно, что в Интернете я нашел много информации по Александру Михайловичу. Это журнал «Огонек» за 1915 год, с которого все и началось, статья профессора А.В. Ганина о маршале Советского Союза Л.А. Говорове, журнал боевых действий 125-ого пехотного Курского полка, в котором служил Александр в Первую мировую войну, карточка боевых потерь. А по деду Фёдору я нашел информацию о службе в 210-ом пехотном Бронненском полку в его альбоме открыток, сохраненном мамой. В одной поздравительной открытке датированной 16.12.1917 г. от Шуры Прилепиной или Примениной (трудно разобрать подпись) из г. Липецк указан адрес «Действующая армия, 210 пъх. Бронненский полк, 3 рота, прапорщику Фёдору Михайл. Несмерчукъ».
Вот так постепенно накапливался материал. Через эти изыскания во мне стал оживать новый, как бы личностно окрашенный, интерес к истории - истории Первой Мировой войны, Гражданской войны, эмиграции. А еще интереснее стало, когда узнал, что воевали братья в Гражданскую на территории вблизи города, где я сейчас живу. Так к истории добавилась личностно окрашенная география. (Вот бы мне в школе иметь этот интерес!)
В результате родилась эта пьеса. Почему именно пьеса? Не знаю. Так "написалось".
Теперь, конечно, хочется, чтобы пьесу кто-нибудь поставил. К сожалению, хоть она и входила в лон-лист и даже в шорт-лист международных драматических конкурсов, ни один театр в Челябинске и Казани ей не заинтересовался. Наверное, сказывается мой дилетантизм в литературной сфере. Но ведь лиха беда начало...
Возможно, история, описанная в этой пьесе, даст толчок к изучению Вашей семьи, мой уважаемый читатель.
А это делать надо и как можно раньше, пока живы еще участники событий, пока сохранились хоть какие-то семейные архивы, документы, фотографии.
Как много бы я сейчас задал вопросов маме, отцу, дедам. Но их уже нет...
Не теряйте время! Уходят поколения, и с ними уходят очень интересные исторические факты. Уже ушли свидетели начала XX века, практически ушли участники и люди, пережившие Великую Отечественную войну. Уходим мы, заставшие середину и конец XX века.
Не теряйте времени, собирайте по крупицам нашу историю – Историю России.

«Последнее редактирование: 26 Февраля 2023, 20:51:32, Валентин Софронов»

« #2 : 28 Февраля 2023, 21:05:52 »
Очень приветствую появление в Замке текста моего коллеги — Валентина Николаевича Софронова, а также открытие новой темы, в которой речь пойдёт о «семейных хрониках». С одной стороны, семейные истории — дело достаточно камерное, и далеко не всегда интересно читать про чужих прадедушек и прабабушек. Но есть и методологическая сторона вопроса. Проблема в том, что у нас в государстве практически отсутствует культура ведения семейных хроник, а значит любой опыт, способствующий формированию этой культуры, может оказаться полезным и важным.
Причины, по которым мы плохо знаем свои родовые связи, хорошо описаны в статье А.Комарова «Дерево и камень как средовые истоки глубины исторической памяти». Кроме того, в той же статье говорится о некоторых "неприятных" последствиях неглубокой исторической памяти. Чтобы не повторять аргументацию, приведу некоторые выдержки:

Русская деревня (а именно она определяла облик и психологию народа, так как до начала 60-х гг. XX в. сельское население в нашей стране преобладало: по переписи населения 1897 г. – 85% крестьян, по переписи 1939 г. – 69%, по переписи 1959 г. – 48%) массово жила в деревянных избах с просёлочными дорогами, становившимися относительно непроходимыми и непроезжими в период весенних и осенних распутиц. (…)
Деревня стоит на одном месте сто-двести лет, и вот избы сгнивают, ближайшие леса со стройматериалом и топливом (дрова, коих требуется огромное количество на длинную русскую зиму) вырублены, небогатые почвы истощены, и деревня переходит на новое место, благо территории вокруг немерено… Новые избы, новое поле, новый погост…
Предыдущие поколения – поколения предков – уходят из обозримой памяти (старые погосты остаются далеко, зарастают травой и постепенно исчезают, зримого хозяйственно-материального приращения не происходит: от построенного двести-триста лет назад не остаётся и следа – всё уходит в землю). (...) Если добавить сюда и частые пожары в деревянных селениях, уничтожавшие накопленные материальные богатства и артефакты культурного наследия, то станет понятно, что в таких условиях невозможно формирование глубокой исторической памяти.
(…) Родовая память, как правило, у нас так же неглубока (и неширока): родственников в троюродном-четвероюродном родстве мы знаем уже довольно слабо, считаем дальней роднёй. А, например, у Вальтера Скотта в романе «Роб Рой» описание средневекового шотландского клана говорит о том, что близкой роднёй считались родичи вплоть до восьмого колена (восьмиюродные), т.е. хорошо известны общие предки двухвековой давности. Исландские саги вообще зафиксировали подетальную и поимённую хронологию исландского народа, начиная с заселения Исландии в IX-X веках. Это значит, что практически каждый исландец может проследить свою родословную до X века, т.е. за тысячу лет. (...)
Неглубокая историческая память периодически нас подводит. Теряя по истечении какого-то времени ощущения родового участия в исторических событиях и будучи погружены в проблемы сегодняшнего существования, мы начинаем воспринимать негативно предшествующий опыт (ведь от него же мы унаследовали те или иные проблемы!), как будто там жили и действовали не наши близкие и далёкие предки, а, как говорил герой фильма «Доживём до понедельника»: «В истории орудовала компания двоечников». У нас с большим трудом понимается, осмысливается исторический контекст действий наших предшественников; мы, плохо ощущая историю, пытаемся всё оценивать, исходя из сегодняшних представлений и реалий и, вместо учёта всех положительных и отрицательных сторон исторического опыта, начинаем активно бороться с наследием своих предков. К счастью, постепенно особое значение в нашей стране приобретает историческое образование, основанное на встроенности истории своего рода в историю страны. Личностно ощущая историю предков, мы сможем выстроить историю своего Отечества, историю народа как единый процесс, каждый этап которого связан неразрывными нитями с прошлым и будущим.


Что же касается пьесы «Братья», то хочу поделиться своими впечатлениями. Прочитала с огромным интересом. На одном дыхании. Очень понравилась форма подачи материала — вместо нудных мемуаров, остросюжетная история со множеством неожиданных совпадений. Конечно, мне, как женщине, было не очень интересно подробно следить за изменением дислокации войск и прочими военными деталями, но все эти «врезки», безусловно, работают на погружение в атмосферу времени. Зато очень интересно было прослеживать линию возникновения и изменения отношения братьев к происходящим историческим событиям, когда элемент случайности постепенно замещается жизненным опытом и накоплением новых сведений. Иллюстрации и фотографии делают события более зримыми. А мне вдвойне повезло, поскольку некоторые семейные реликвии, например, содержимое портфеля Фёдора Несмерчук, я видела своими глазами и, с разрешения Валентина Николаевича, держала в руках. Такие вещи «с историей» всегда будоражат воображение.

Спасибо Валентину Николаевичу за тот энтузиазм, с которым он взялся за создание своей семейной хроники. Его пример вдохновляет. Ведь задача зачастую заключается в том, чтобы вовремя осознать, что «случайно» выпавшая из дедовой книжки открытка, подпись на фотографии или пожелтевшая газетная вырезка — это не просто отдельные вещи, но, возможно, концы длинных и запутанных нитей нашей собственной судьбы, уводящие в далекое прошлое рода. Эти нити просятся к нам в руки, хотят, чтобы мы обратили на них внимание. Я уверена, что даже спустя столетия возможны «семейные встречи» и узнавания. А узнавая своих предков, мы, говоря словами Г.С.Померанца, продолжаем «собирание себя».

«Последнее редактирование: 28 Февраля 2023, 21:22:26, Наталия Подзолкова»

« #3 : 02 Марта 2023, 05:18:36 »
Благодарю Валентина Николаевича Софронова и Наталию за открытие такой темы и в таком разделе. Ключевое слово здесь (в этой теме, в этом месте и в этом времени), как и в тексте первой семейной хроники, как и в том выборе, какой ныне делает наша Родина - это слово "Братья".

Я написал большой отклик о тексте В.Н. Софронова и об этом слове вчера, но случайно закрыл браузер... И всё исчезло. (Давненько со мной такого не было, и вот опять.) Напишу ли заново что-то толковое здесь - никому неизвестно. Но сказать доброе слово, если что-то большее сорвалось с крючка, всё-таки свербит. СПАСИБО.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Марта 2023, 05:26:42, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика