Богочеловеческий социализм
100 лет с Лениным, после Ленина и без Ленина (взгляд из будущего и в будущее)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

«Ты знаешь, кто это? Она сказала: Ленин. И показала ручкой на портрет…»

Хочу начать с маминого стихотворения, которое помню столько, сколько себя помню. Причём привожу его в «домашней» редакции, а не в причёсанной «версии для печати». Так оно как-то теплее. Валентин Катаев в своём «Алмазном венце...» все стихи приводил принципиально только по памяти. Память, считал он, хранит свою версию стихотворения — более близкую душе человека.

Ну вот и вечер.
Дочь садится ближе.
Уже большая – скоро будет два.
Немало в жизни
Прочитала книжек,
И говорит
Почти что все слова.
Уж скоро сон
Глазёнки тихо склеит,
Но перед тем,
Как ей ложиться спать,
Мы с ней должны –
Таков закон семейный, –
Поговорить и книжку почитать.
Беру на выбор я
Любую с полки –
Маршак, Чуковский…
Может быть, Барто?
Вот только на ночь
Нам нельзя про волка
И «Бармалей» –
Пожалуй что, не то…
Рука моя,
Замешкавшись немножко,
Неспешно книгу вынесла на свет,
На нас смотрел
Большой, во всю обложку,
Такой знакомый с детства мне
Портрет.
И охватило вдруг меня волненье –
Как расскажу о нём?
Ей двух-то нет!
– Ты знаешь, кто это?
Она сказала:
– Ленин.
И показала ручкой на портрет.
Так значит я, выходит, опоздала?!
Пытаюсь расспросить дитя своё:
– Откуда ты, Наташенька, узнала?
Да разве толку-то добьёшься от неё!
Да и, наверно, спрашивать нелепо,
Откуда знает девочка моя,
Что солнце – это солнце,
Небо – небо,
А мама – это мама,
Это – я!

Это стихотворение мама написала про меня. Никакой идеологии – только любовь, только нежность, только материнство. Как быстро растут дети! Как хрупка и неуловима ткань времени, которая ложится в основу мира каждого нового человека! Вот уже этот «карапуз» сопричастен великому строительству будущего — строительству коммунизма на планете. Совершенно естественно материнство сопряжено в стихотворении с духом времени, с его доминантами, с его ключевыми идеями. Как же иначе! И вот сегодня у нас другие доминанты… А материнство всё то же. Или нет? Или материнство тоже что-то утратило? Или приобрело? Связана ли потеря коммунистической идеи с тем, что сегодня называют «утратой традиционных семейных ценностей»? Или я совсем не с того конца начинаю разговор? Вот и посмотрим. А разговор наш будет о Владимире Ильиче Ленине.

В этом году решили посвятить гуманитарную секцию ежегодной институтской конференции 100-летию со дня смерти Владимира Ильича Ленина. Хотелось как-то исправить историческую несправедливость. Ведь 150-летие со дня рождения Ильича в 2020 году прошло вообще почти незамеченным. К тому же «ковидный» карантин…
И вот, наконец, есть возможность собраться и поговорить. Спокойно, непредвзято, вдумчиво…
Но оказалось, что совсем «непредвзято» не получится. Меня лично захлестнули эмоции (это, наверное, заметно по тому, как тема началась). Особенно когда при подготовке к конференции решила достать детские книжки о Ленине. Рассказы Бонч-Бруевича, Кононова, Воскресенской, Прилежаевой, Крупской, Раевского... Перечитала. Всё в душе потянулась к чистому и светлому образу из этих знакомых до боли книжек. Сидела и думала: как понять, где тут правда, а где вымысел; где миф, а где идеология? Писали люди, знавшие Ленина и искренне его любившие. Но писали всё же чуть-чуть не так, как пишут, чтобы сохранить на память дорогой образ, а словно бы высекая монумент из массивного гранита истории — для потомков, на века, непоколебимо. И, наверное, в этой непоколебимости и специально привнесённой однозначности скрывается главная проблема. Однозначное — всегда неживое, застывшее, нежизнеспособное. Чтобы «Ленин жил», нужен не столько мавзолей, сколько разговор. Нужен спор, полемика, поиск. То, что сам Ленин так любил. В аннотации к замечательной книге Льва Данилкина «Ленин: пантократор солнечных пылинок» — наверное, лучшей книге, из написанных об Ильиче в XXI  веке — сказано так:

«Кем он не был, так это приятным собеседником, но если Бог там, на небесах, захочет обсудить за шахматами политику и последние новости — с кем ещё, кроме Ленина, ему разговаривать?»

Вот и мы с вами — давайте разговаривать и спорить. Думаю, это лучший способ почтить память великого человека.

Итак, представляем вашему вниманию и обсуждению своеобразный «Триптих о Ленине» — три статьи, подготовленные в рамках научно-практической конференции.

«Восстановление исторической памяти, — говорится в статье «В.И. Ленин: дать миру шанс на справедливость» (автор Андрей Комаров), — один из важнейших для выздоровления народного самосознания компонентов. Такое восстановление уже коснулось сегодня Великой отечественной войны, советского атомного проекта, освоения космоса, но пока обходит молчанием важнейшую переломную страницу истории нашего государства — Октябрьскую революцию, а вместе с ней и фигуру её вождя — Владимира Ильича Ленина».

«Знакомство с В.И.Лениным, — пишет в статье «Какой же он – В.И. Ленин?» студент Озёрского технологического института Владимир Алексеев, — актуально для поколения людей, рождённых после 1985 года. Необходимо с сегодняшних позиций оценить вклад личности Ленина в формирование не только российской, но и мировой ментальности. Деятели такого исторического масштаба нуждаются в осмыслении в любую эпоху, но В.И.Ленин не просто — крупная политическая фигура, но ключ к пониманию сегодняшней России».

«Сам Ленин со временем стал догмой. Нередко его цитатами, выдернутыми из контекста, губили творческие решения, превращали в штампы живые начинания и искренние порывы. Как отчаянно он не желал себе такой судьбы, как пытался предотвратить своё «обожествление». Но у несовершенного социума свои извращённые правила игры. Однако над всем этим человеческим несовершенством всегда проступает какая-то высшая правда. Став догмой, Ленин одновременно стал и символом. И символизм его фигуры всегда в конечном счёте побеждал догматизм...» – такие размышления разворачиваются в статье «Человеческие отношения в нечеловеческих условиях» (авторы Андрей Комаров, Наталия Подзолкова).

Интересно, что авторы статей — представители трёх поколений: внуки, правнуки и праправнуки Ильича. Может быть, такой совместный поиск потомков окажется плодотворным.

Пока перебирала детские издания о Ленине, нашла книжку главного редактора журнала «Пионер» Станислава Александровича Фурина «О времени и о тебе» 1983 года. В ней много замечательных очерков о Ленине, об «Артеке», о Гайдаре, о БАМе и много ещё о чём, а в заключение есть такое обращение к читателю-пионеру:

«… Задумывался ли ты над тем, что именно тебе предстоит встретить в праздничных колоннах 100-летие Октября, что ты перешагнёшь символический порог ХХ века и в полном расцвете сил встретишь третье тысячелетие новой эры. Двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая… пятилетки — это уже твои пятилетки, в которых ты своим трудом будешь вносить вклад в свершения народа. Какая замечательная и увлекательная жизнь ждёт тебя впереди! Сколько возможностей для раскрытия своих талантов и способностей предоставляет тебе наша страна — не счесть. И все хотят, чтобы ты рос настоящим человеком — гражданином Союза Советских Социалистических Республик».

И вот мы живём «в будущем», только не совсем в том (или совсем не в том), которое виделось из 1983 года. Хорошо это или плохо? Что мы нашли, а что потеряли? Что сегодня строим и утверждаем своим трудом? Что вообще для нас сегодня значит труд? И окончательно ли утеряно для нас ещё одно будущее — «Полдень» XXII века братьев Стругацких — мир, где труд становится ежедневной радостью творчества, мир, победивший мещанство и пошлость общества потребления? На мой взгляд, эти вопросы имеют непосредственное отношение к теме, посвящённой Октябрьской революции и вождю мирового пролетариата, то есть всех трудящихся людей. А кто такие трудящиеся, как не мы с вами!

PS Вряд ли тема получится лирической или поэтической, так что немного лиризма и поэзии в самом начале — не помешает. Так легче соблюдать догмат полемики Померанца: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создаёт цивилизацию».

«Последнее редактирование: 14 Мая 2024, 11:44:18, Наталия Подзолкова»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика