Письмо третье.
Монтень сказал: L'obеir est le propre office d'une аme raisonnable, recognaissant un cеleste supеrieur et bienfaiteur. (Послушание, повиновение, смирение есть истиная обязанность(функция) разумной души, познавшей единого небесного владыку и благодетеля).
Прежде всего, нет иного разума, кроме разума подчиненного; это без сомнения так; но это еще не все. Взгляните на человека; всю жизнь он только и делает, что ищет, чему бы подчиниться. Сначала он находит в себе силу, сознаваемую им отличною от силы, определяющей движение, происходящее вне его; он ощущает жизнь в себе; в то же время он убеждается, что эта сила не безгранична; он ощущает собственное ничтожество; тогда он замечает, что вне его стоящая сила над ним властвует и что он вынужден ей подчиниться, в этом вся его жизнь.
Я когда-то прочел, и навсегда врезалось в память:
Все в руках того кто вяжет и разрешает.
Как свяжется, так и сбудется, но не по воле твоей.
Воля твоя дым, воля твоя снег на солнце.
Как свяжется, так и сбудется.
В те времена я был уверенным атеистом, но какая-то внутренняя простота и правда этой чеканной фразы меня поразила. Затем в фильме "Андрей Рублев" я услышал знаменитые строки из "Экклезиаста": "
Всему свое время, и время всякой вещи под небом..." - та же интонация и та же поразительная цельность и мудрость! Я нашел Библию очень внимательно (насколько это можно в семнадцать лет) прочел ее, и на своем внутреннем опыте пережил это состояние осознания всеединства:
Мир это единое целое, движимое одной силой, одним законом. Все звезды, все атомы, всё - подчиняется одному и тому же принципу, всё связано одним и тем же светом. Все выдающиеся умы во все времена тоже ищут только один ответ, один свет - и верующие и неверущие, мистики и физики, поэты и пророки, философии и религии - говорят на разных языках об одной и той же Сущности об одном Духе-Двигателе-Законе-Законодателе.
Это великолепное ощущение ясного всеобъемлющего сознания. Но оно уходит, и снова попасть в него мне пока не удалось. Я наверное, утратил эту способность смиряться и покоряться, а может пока просто не дорос до нее. Но я никогда не думал, что главный инструмент - это повиновение, покорность, послушание и смирение. Я-то получил это, как я думал, в результате чтения, познания, нового религиозного знания.
Но жизнь показывает, что "не эта дорога ведет к храму". Как сказал Гераклит: "Многознание уму не научает". Надо учиться быть покорным и послушным, затихать, замирать, терпеливо вслушиваться, просить и ждать.
Знаменитый физик Поль Дирак так сказал об этом:
Если вы восприимчивы и смиренны, математика
поведет вас за руку. Снова и снова, когда я
был в недоумении, как действовать, мне просто
надо было подождать, пока я не чувствовал, что математика ведет
меня за руку. Это вело меня по неожиданному пути, пути, где открываются новые перспективы, пути, ведущие на новую территорию, где можно установить
новую базу операций, из которой можно
исследовать новые окрестности и планировать дальнейший прогресс ».
P.A.M. Дирак, неопубликованная записка, 1975.
А мои друзья из Фермилаба написали на этой основе философский манифест:
Как разрушить преграды между истинной верой и чистым знанием
https://novayagazeta.ru/articles/2014/01/18/57946-kak-razrushit-pregrady-mezhdu-istinnoy-veroy-i-chistym-znaniem
Рассматривая историю величайших научных открытий, обращая внимание на взгляды тех, кого по праву называют отцами науки, от легендарного Пифагора до практически наших современников Планка, Эйнштейна, Бора, Паули, Гейзенберга, Дирака, мы видим, что этим взглядам присуще одно и то же ядро—вера в единосущность разума человека и Сверхразума, воплощенного во Вселенной. Сказать, что эта пифагорейская вера движет горами—сильно преуменьшить ее дела...
Вот насколько современен Чаадаев и насколько мы (многие из нас) несовременны новому уровню знания.