Чаадаев. Письмо Пятое."Глубокий мыслитель, творец этой философии, не усмотрел, что, все дело заключалось только в том, чтобы представить себе разум, который бы имел одно волевое устремление: обрести и вызвать к действию разум высший, но такой разум, способ движения (mode de mouvement) которого заключался бы в совершенном подчинении закону, подобно всему существующему, а вся его сила сводилась бы к безграничному стремлению слиться с тем другим разумом.
Если бы он избрал это своей исходной точкой, он бы, конечно, пришел к идее разума воистину чистого, потому что разум этот был бы простым отражением абсолютного разума и анализ этого разума привел бы его без сомнения к последствиям огромной важности."
То есть, чистый разум - это не абстрактно и логически мыслящий "калькулятор", а воля и сила влекущая "мутный" разум человека к слиянию и приведению в действие высшего чистого разума - разума начального. Этот Разум-Ноль, притягивает к себе все разумы, и все мысленные процессы каждого разума, создавая некую тягу, которую мы не осознаем, а воспринимаем ее как нашу "пассионарность", личную силу ума, стремящегося устроить нашу личную жизнь. На самом деле мы просто используем
тягловую силу этой универсальной тяги всех умов, эксплуатируем
ментальную гравитацию для сохранения своей жизни и умножения своего бытия.
"Сколько ни есть на свете идей, все они последствия некоторого числа передаваемых традиционно понятий, которые так же мало составляют достояние отдельного разумного существа, как природные силы – принадлежность особи физической.
Этот чистый разум - некая совокупность архетипических идей, априорных понятий, которые
активируются при соприкосновении одного разума с другим. Они не являются физиологическим продуктом работы мозга, и сам по себе человеческой младенец не может развиться в полноценную разумную личность. Для превращения животного мозга в человеческий необходим акт со-бытия с другим умом, уже получившим "инициацию".
Архетипы Платона, врожденные идеи Декарта, a priori Канта, все эти различные элементы мысли, ...предшествующие всякому опытному знанию и всякому самостоятельному действию ума, все эти изначала существующие зародыши разума сводятся к идеям, которые переданы нам от сознаний, предваривших нас к жизни и предназначенных ввести нас в наше личное бытие. Без восприятия этих результатов человек был бы просто-напросто двуногим или двуруким млекопитающим"
Как гравитационное поле удерживает и организует разлетающиеся части материальной вселенной, так и Разум Верховный держит в единой взаимосвязи все процессы мышления.
"Идеи эти, возникающие посредством взаимного соприкосновения душ и в силу таинственного начала, которое увековечивает в созданном сознании действие сознания верховного, поддерживают жизнь природы духовной таким же порядком, как сходное соприкосновение и аналогичное начало поддерживают жизнь природы материальной."
Это начало, поддерживающее жизнь природы как духовной, так и физической, есть совокупность констант, законов, управляющих миром видимым и невидимым, физическим и ментальным - это Логос, Закон Разума Верховного. Сам разум Верховный свободен от подчинения этому Закону, но разум человеческий настолько свободен, насколько подчиняется добровольно и следует этому закону, общему для бытия и мышления.