Ярослав: "Судить о Чаадаеве по первому письму так же справедливо, как о Пушкине по его ранним атеистическим стихам или по Гаврилиаде. Настоящий Чаадаев не в первом письме."
Отдает апофатизмом: это и не то, это и не се. Про Пушкина можно сказать проще: Уже в ранних стихах виден его атеизм.
Чаадаев: "А теперь, я вас спрошу, где наши мудрецы, где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?"
А.Иванченко: "19 век полностью опроверг эту оценку, а двадцатый, и тем более, прошел под доминирующем влиянием России и русских на мировое развитие."
Есть забавное объяснение: Чаадаев дал критику и Россия ее учла, исправилась. Говорят, русская литература началась с Пушкина. Пушкин моложе Чаадаева.
Ярослав: "Вы имеете в виду крепостное право? Так оно было закономерностью для всех феодальных обществ, европейские не исключение."
Крепостное противоречит принципам феодализма. В России, когда в ней утверждалось крепостное право, был абсолютизм, а не феодализм.
Л.Клешнина: "1834 год - по всей России под руководством К. Тона начинается сбор информации о сакральном наследии, переосмысляется его оценка, архитекторы разрабатывают новые проекты с попыткой "духом проникнуть в традицию"."
Творчество Тона служит хорошей иллюстрацией утверждений Чаадаева. Это неспособность создать собственный стиль даже тогда, когда в нем есть насущная необходимость.