Индуизм в Розе Мира
Боги, дэвы и асуры (о всемогуществе Божием, добре и зле в индуизме)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Еще раз, спасибо, Павел, за рассказ о Джаландхаре. Особенно за описание подробностей устройства, скажем, социального быта асуров. (Многих вещей я не знал.) Но это в тему всей ветки, ибо она так и названа: "Боги, дэвы и асуры..."

Чуть-чуть дополню. О Вринде; а она, наиважнейший участник истории Джаландхара. Союз Вринды и Джаландхара был важен не только потому, что чистая душа Вринды тогда бы "вымолила" защиту Джаландхару у Вишну. С точки зрения шиваистской, шактической и тантрических традиций (а сериал "Махадев..." снят явно с шиваистских позиций) - союз Вринды и Джаландхара соединял собой яростную мужскую природу Джаландхара, с нежной женской природой Вринды. Именно чистая женственная природа Вринды и должна была дать защиту и полную неуязвимость Джаландхару. А не лично Вишну. Который как раз во всей этой истории попал в затруднительное положение. Вишну, если следовать тому как индийская мифология отражается в современных сериалах, больше поддерживал дэвов. В этом его отличие от Шивы и Парвати-Махакали. Для последних не было особой разницы между дэвом, человеком и асуром. Главными были любовь и преданность.

Вишну попал в затруднительное положение. С одной стороны, он не мог не выполнить просьбу своей преданной (это своего рода Космический закон, регулирующий отношения преданных и богов) - с другой, он крайне не хотел выполнять эту просьбу. Ибо это делало Джаландхара практически неуязвимым, а следовательно опасным уже для самой Верховной Триады.

Падение Джаландхара, согласно большинству историй о нем, начинается с момента как он возжелал захватить Верховную Триаду Богов. Свержение же Индры, это было предназначением, ДХАРМОЙ, Джаландхара. Когда последний захотел большего, он вышел за пределы своей дхармы.

Сравнение правления Джаландхара с Советским Союзом - весьма интересно. Хотя, не все здесь сравнивается. Тем не менее... :) Павел, с нетерпением жду продолжение истории.

Дух дышит, где хочет

Спасибо, Вадим!

Новая глава на 2/3 готова.

А, вот, поглядите, какой интересный видео-ролик о Джаландхаре и Вринде сделали китайцы:
https://www.bilibili.com/video/av21668636/



ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Поздравляю! Интересно и красиво....

Говори что думаешь, но думай что говоришь

Корни притязаний

Как мы знаем, на своей коронации в качестве Трилокапати Джаландхар озвучивает дальнейшие амбициозные планы по свержению самой Тримурти -- индийской триады верховных богов. В этот момент на церемонии появляется Махадев Шива и между ними происходит интересный диалог. Шива вначале будто бы благословляет Джаландхара на правление, говоря, что тот обладает многими достоинствами, способными сделать его хорошим царём, но ему не следует двигаться дальше и посягать на домен Тримурти, ибо это ошибка. И вот здесь Джаландхар делает несколько важных утверждений, предлагая свою альтернативную версию событий и альтернативную философию бытия.

Что говорит Джаландхар? Он говорит: Да нет, всё не так! Просто раньше, пока я разбирался с Индрой и прочими дэвами из его локи, Триада не чувствовала никакой личной угрозы с моей стороны и поэтому не вмешивалась. Дело не в том, что вы благословляли меня или признавали моё право на месть за убийство матери, и не в том, что я хотел возвысить асуров из их угнетённого положения -- отнюдь! Всё дело в вашем эгоизме. Пока вас не трогали, вы молчали, а теперь, когда я сделался наконец достаточно могущественным, чтобы бросить вам вызов, вы и сподвиглись вдруг со мной встречаться, хвалить меня, убеждать, наставлять и так далее.

Между прочим, несколько отступая от диалога Джаландхара с Махадевом Шивой, следует отметить, что в округе того же самого времени у него произошла и другая примечательная встреча, на этот раз с дэви Лакшми, супругой Вишну. Лакшми явилась ему на берегу океана и представилась его сестрой. Это в некотором роде верно, ибо отцом Лакшми по индийской традиции был бог океана, Самудра-дэв, и он же, наряду с убитой матерью-русалкой, выполнял во многом роль приёмного отца Джаландхара, так что последнего нередко именовали также и "сыном океана".

Но что ответил Джаландхар Лакшми? Вначале он спросил: "А где же ты была раньше, сестра?" Не дождавшись ответа, Джаландхар развивает свою мысль: "Где же ты была, когда убивали мою мать? Где ты была, когда хотели убить меня самого? Почему не пришла ко мне, когда я кричал от горя и не находил себе места?" И молчала Лакшми в ответ. "Скажи, сестра" - продолжил тогда Джаландхар, -- "А ты бы явилась ко мне, если бы я не сделался Трилокапати, а оставался бы обычным простым юношей на побережье, сыном русалки?" И снова нечего было возразить ему, ибо нет, не пришла бы в этом случае к нему Лакшми. "Так значит ты здесь только потому, что почувствовала угрозу моей силы? Ты пришла не ради меня, а ради себя и своего мужа. Не я тебе вдруг стал дорог, а собственная безопасность!" Далее он велел Лакшми удалиться и не приходить к нему больше.

Этот разговор ложится в единую канву с его предыдущим диалогом с Шивой и хорошо иллюстрирует взгляды Джаландхара на происшедшее и происходящее, его ощущение правды. Он не доверяет богам и не верит в какие-либо добрые намерения с их стороны. И на то имеются основания. Его безверие зиждется не на пустом месте. Боги, увы, оказываются неспособными продемонстрировать ему свою заботу и бескорыстие. Их слова с очевидностью не выдерживают критики, а дела свидетельствуют лишь о расчёте и защите собственных интересов, но никак не о любви  и высокой нравственности. Так, по крайней мере, ситуация выглядит в глазах Джаландхара. 

Но далее Джаландхар произносит ещё одну крайне важную на мой взгляд вещь. Проблема, говорит он, на самом деле заключается не в том, что дэвы принижали асуров и незаслуженно лишали их положенных им сокровищ и источников чудесной вселенской силы, как амрита. Это лишь следствие, верхушка айсберга. А суть проблемы состоит в том, что верховные боги Тримурти создали в мироздании несправедливые и однобокие правила и законы, согласно которым только дэвы имеют шанс победить! Эти законы написаны под дэвов и ради их господства. Играя по этим правилам, асуры всегда остаются в проигрыше и в унижении. Вот -- говорил Джаландхар -- в чём корень неправды! А я смещу Тримурти и изменю все эти фундаментальные принципы, и только тогда асуры получат подлинное равенство во вселенной.

Меня здесь поражает то, что индийская социальная и религиозно-мистическая мысль столько веков назад уже задумывалась о подобной корневой проблематике. Откуда берётся в мире несправедливость? Почему одни богаты, а другие бедны? Почему одни обладают силой и здоровьем, а другие больны и едва передвигаются? Почему одним всё легко удаётся, а другие и простое дело не могут осуществить, ибо судьба тут же воздвигает на их дороге бесчисленные препятствия? Почему так?

Традиционный индийский ответ понятен -- это карма. Тот был праведным в прошлых жизнях и наработал себе благотворный задел, поэтому теперь он богат и здоров и дела его движутся успешно даже при незначительных личных усилиях. А ты был грешник и преступник, поэтому ты родился кривым и убогим, и на столе у тебя всего лишь чёрствый кусок хлеба... И кажется всё справедливо. Не бунтуй -- ты же сам виноват! Избывай свою карму, учись добрым качествам, нарабатывай достоинства и в новом воплощении ты родишься красивым  и могучим кшатрием и будешь жить во дворце.

А потом человек смотрел на то, как живут все эти цари и кшатрии и видел, что они далеко не чисты сердцем и не справедливы в поступках, что им свойственны все те же пороки, если не большие, чем простым смертным. И в чём же тогда, задавал он себе вопрос, справедливость? Где же истина кармического воздаяния? Честные и порядочные прозябают в унижении, любящих эксплуатируют, правдивых обманывают, у бедняков отбирают последнее -- а раджи и брахманы отращивают себе жирок и наслаждаются всеми удовольствиями плоти. А религия учит, что в дальнейшем они поднимутся ещё выше! При этом они свысока поучают низшие касты, что, дескать, всё по закону, всё по воле Тримурти!

И тогда задаёт человек себе вопрос, который и озвучил выше Джаландхар. А правда ли это всё? А может сами изначальные законы специально созданы так, чтобы ты был бедным, несчастным и сирым "по умолчанию", а вот они над тобой надмевались бы и за твой счёт веселились и праздновали? Может тут дело не в карме самой по себе, а в том, как эту карму приноровили работать верховные боги? С чего мы вдруг решили, что они беспристрастны? А вдруг нет? Вдруг у них там свои сложные отношения и они к одним изначально благоволят, независимо от их дел -- в худшем случае пожурят и отпустят -- а других принципиально давят, опять же, независимо от достоинств, и за малейший промах отправляют сразу в Преисподнюю?

На мой взгляд, именно это чувство изначальной коренной несправедливости и находит своё выражение во взглядах и действиях Джаландхара. Вся разница лишь только в том, что он, в отличии от прочих, обладал великой силой и оказался способным бросить вызов самой Тримурти, а другие существа не могли. Вот они и вынуждены были терпеть, придумывая себе утешение в форме "опиума для народа", в то время, как Джаландхар поставил-таки вопрос ребром и взялся по настоящему решить его. Снова у меня возникает невольная параллель с большевиками. Кто сказал, что царь справедлив и праведен? Почему тогда его порядки злы? Почему он покрывает эксплуататоров? А мы сбросим царя и сами установим те порядки, которые устроят нас, и не будет эксплуатации! Но у Джаландхара замах масштабнее. Там уже не царь, и не простой дэв, а Бог (в облике индийской Триады), желание сместить уже не земного владыку и даже не небесного, а Самого Бога и занять его место! Это безусловно трагедия, но она содержит в себе семена неразрешённых глубинных противоречий -- тех противоречий, которые по настоящему актуальны и, увы, имеют место в действительности.

Далее по ходу разговора Шива отвечает Джаландхару, что несёт ответственность за него, за каждый его поступок, хороший или плохой, ибо Джаландхар есть его частица, его дитя, его материализовавшаяся энергия. Джаландхар в шоке, он отрицает данный факт, отрекается от Шивы и кричит, что подобное невозможно и это заговор врагов! Шива исчезает. Джаландхар, постепенно приходя в себя, ещё более утверждается в идее непременной войны с Тримурти и просит у своего гуру, Шукрачарьи, новое оружие -- майа-астру, способную создавать у противника иллюзию реальности.

Здесь следует отметить одно важное обстоятельство. Позиции индийских богов, хотя внешне и подобны в пуранической литературе позициям земных царей, в действительности всё-таки принципиальны иные. Каждый бог дэв-локи это не просто хозяин чего-то, какой-либо стихии, но и фигура, ответственная за правильное функционирование данного элемента энергии в земном космосе. В частности Индра это не просто дэв-радж, пьющий амриту, любующийся танцами прекрасных апсар и бесконечно трясущийся за свой воздушный трон. Индра это лицо, ответственное за "индрику" -- то есть, сферу тонких чувств людей и прочих существ. Его работа поддерживать надлежащий баланс чувственно-эмоциональной оболочки Земли. Это, как бы, мировой психолог, психотерапевт. Его нельзя просто так "сместить с должности". Смещение означает, что вы обязаны доверить его функции кому-то другому и этот другой должен начать исполнять их с не меньшей компетенцией. Иначе мир придёт в нестабильное состояние и всем станет плохо, включая и асуров.

Ну, а если вести речь о самой Верховной Тримурти, то тут и вовсе функции и обязанности несравненны! Поэтому дерзкий замысел Джаландхара заключал в себе и неизбежную необходимость в случае победы над Брахмой, Вишну и Шивой суметь самому принять на себя ношу их вселенской деятельности. Иначе всё погибнет и победа сделается менее, чем пирровой: подобно тому, как если бы восставшие матросы убили вдруг капитана своего корабля, помощника и штурмана, но сами не умели бы управлять судном. Что их ждало бы? Скорая гибель в океане. Какой тогда толк в подобной победе?

Мы не знаем точно, в какой мере Джаландхар в те времена осознавал серьёзность поставленной им самим задачи. По всей видимости, он верил в собственные силы, но вряд ли реально ощущал неподъёмность предстоящего груза. Поэтому прав был Махадев Шива, говоря, что попытка низвергнуть Тримурти принесёт большой вред не только самому Джаландхару, но и всем асурам, о которых тот в первую очередь заботился.

(Продолжение следует)


А, вот, поглядите, какой интересный видео-ролик о Джаландхаре и Вринде сделали китайцы:

Да, действительно, очень интересный... Любовь Джаландхара и Вринды - самая глубокая, на мой взгляд, тема всего Мифа о Джаландхаре.

Далее по ходу разговора Шива отвечает Джаландхару, что несёт ответственность за него, за каждый его поступок, хороший или плохой, ибо Джаландхар есть его частица, его дитя, его материализовавшаяся энергия.

Не помню точно, кажется, в этот разговор Джаландхар бросил Шиве, в ответ на то, что он частица Шивы - а где же Ты был раньше? На что Шива ответил вопросами: а как ты попал в Океан, как русалка стала твоей матерью, как тебя нашел Шукрачарья и защитил от Индры? Неужели ты думаешь, что эти события случились сами собой?.. Джаландхар не поверил Шиве. По вышеуказанным, Павлом, причинам :). А именно: он не верил в искренность богов. Он считал - Шива так потому с ним говорит, что чувствует его, Джаландхара, силу. Опасается его, Джаландхара... В общем, сплошная дипломатия.

Вы очень хорошо, Павел, передали портрет Джаландхара. Могу только дополнить вот таким соображением: Джаландхар хотел не столько свержение Тримурти, сколько свержение именно Махадэва Шивы, то есть, того самого Бога богов. Но на самом деле, его тянуло к Шиве. И еще сильнее тянуло к Парвати (Махакали), супруге Шивы. Так что развязка была неизбежной. Единственное, эту развязку можно бы было окрасить в разные цвета. Джаландхар мог бы согласиться с Шивой, мог бы пересмотреть свои планы относительно Тримурти. Но его все-равно тянуло к Шиве и еще больше к Парвати. Он их часть. В этом и его трагедия, и разрешение трагедии... Но не буду забегать вперед. Пишите, Павел!   

Дух дышит, где хочет

Вадим,

Тот разговор с Шивой, который вы упомянули, состоялся, как будто бы, позже -- во время их окончательной битвы.
Постараюсь вскоре написать очередную главу этой истории. Она меня глубоко тронула, а часть претензий Джаландхара к Богу (Богам Триады) характерна, как ни странно, и для моей собственной души. Порой мне кажется, будто я когда-то долго жил среди асуров, хотя сам и не асур. Но, ведь, и Джаландхар по природе не асур, и Шукрачарья! Однако, по какой-то причине я всегда невольно сочувствую им, а их проблематика представляется мне родственной и близкой. Впрочем, и недостатки их я тоже безоговорочно принимаю.
Но попытаемся теперь осветить следующий этап жизни Джаландхара.



Против Тримурти


Итак, Джаландхар укрепился в своём намерении бросить вызов самой Тримурти, верховной индийской триаде богов, даже после того, как на своём неожиданном свидании с Шивой узнал от последнего, что он сам является его частицей, то есть, по сути дела, сыном Шивы и Парвати. Почему Джаландхар не отступился от этого замысла и не избрал дорогу мирного сосуществования с Триадой, тем более, что Шива фактически благословлял его на царство над тремя мирами, неясно. Ведь, коль скоро целью Джаландхара являлось поднятие статуса асуров и обеспечение их равноправия с дэвами, то эта задача уже была им выполнена, а при покровительстве Тримурти его счастливое царство могло продолжаться тысячелетия! Но, скорее всего, у Джаландхара имелся и свой личный "квест" во всей этой истории, которого он вероятно толком в тот момент даже не осознавал. Ведь, кто такой Джаландхар? Конечно, легко сказать: сын гнева Шивы, материализовавшийся в водах мирового океана и принявший на себя тот облик, с которым мы знакомы по фильму и мифам. Но, что происходило до этого? Какую предысторию несла в себе душа Джаландхара, воплотившаяся в форме энергий Шивы? Ведь наверняка у него за спиной тоже лежали какие-то прошлые жизни до данного конкретного воплощения и их опыт и, вероятно, их неразрешённые проблемы? Что если Джаландхар имел кармические причины, обусловившие его последующее желание свергнуть Триаду? Что если Триада каким-то образом обидела его или в некие давние годины нанесла ему несправедливый ущерб? Мы, разумеется, не обладаем знанием ни о чём об этом и лишь рассуждаем, но, могло ли, например, разрушение Трипуры, тех трёх легендарных асурических планет, населённых миллионами жителей, произведённое Шивой при участии Брахмы и Вишну, стать подобным мотивирующим фактором, если допустить, что  прежняя жизнь Джаландхара вдруг трагически оборвалась на одной из них благодаря действиям Триады? Индусы любят прослеживать кармические корни склонностей и поступков тех или иных выдающихся героев своего эпоса, так почему бы и нам не сделать предположение?

Так или иначе, намерение Джаландхара оставалось непреклонным, невзирая на ряд удручающих открытий, которые ему предстояло вскоре сделать. Первое из них -- это неожиданная встреча с поверженным Индрой, который явился к нему закутанным в плащ, в облике простого смертного. Не зря мы выше называли Индру "всемирным психологом", ибо он умело играл на тонких чувствах Джаландхара. Едва избежав нового приступа гнева последнего -- что объяснимо, ибо он явился на место убийства им матери Джаландхара -- Индра вдруг сообщает невероятную новость: Шукрачарья, гуру и заботливый воспитатель Джаландхара, сам оказывается страстным поклонником Махадева Шивы и одним из наиболее верных преданных Махадева! Джаландхар чуть было не задушил несчастного Индру после подобного откровения, посчитав его чудовищным наветом, но решил вначале, всё же, выяснить правду. К своему великому разочарованию, он слышит от Шукрачарьи подтверждение слов Индры! Шукра утешает Джаландхара, говоря, что преданность Махадеву никак не сказывается на его любви к своим воспитанникам и ученикам, и что он до конца останется верным наставником Джаландхара, что бы ни случилось. Он пытается также убедить Джаландхара изменить позицию и в свою очередь подумать о поклонении Махадеву, ибо последний никогда не делал разницы между асурами и дэвами и относился к разным существам не "по званию", а "по качествам". Джаландхар внимательно слушает Шукру и в итоге произносит нечто вроде: "Ну, по крайней мере, из всех дэвов появился один, которого хотя бы можно уважать". Однако, планы его остаются непоколебимыми.

На этом этапе наблюдаются существенные расхождения в истории Джаландхара, показанной в фильме "Махадев", той, что изложена в книге "Мифы древней Индии" и основанной на Падма-пуране, и той, что мы видим в других пуранах, в частности Шива маха-пуране, на которую ссылается англоязычная статья в Википедии. Но, поскольку "пурана" на хинди буквально означает "история", то не станем чересчур привередничать и мы и тоже расскажем «историю» в меру собственного начального знакомства с этой легендой.

Согласно фильму, Джаландхар предпринимает наконец-то свой первый одиночный поход против Тримурти. Его цель в этот раз - Брахма-лока, обитель индийского Бога-творца, Брахмы. Однако, Брахму он там не застаёт, а вместо него встречает на пороге Шиву со своим трезубцем. Шива вновь предостерегает Джаландхара от попыток войны с Триадой, но Джаландхар продолжает неустрашимо шагать ему навстречу. К этому моменту Джаландхару уже стало известно примечательное обстоятельство. Шива в одиночку не сумеет его убить -- его смерть возможна только в результате совместного действия Махадева с Ади-Шакти, своей женственной половиной, известной также по именам человеческих воплощений, как Сати и Парвати. Но Парвати в этот период находилась в достаточно деликатном положении, ибо добровольно стёрла всю свою память о Махадеве и о себе самой, и теперь с большим трудом пыталась восстановить её через занятия йогой. Наверное, данное обстоятельство и явилось причиной её божественной игры, «лилы» -- чтобы таким образом в мир было наконец принесено искусство аштанга-йоги. Тем не менее, в тот момент Парвати явно не могла присоединиться к Махадеву в битве, поэтому Джаландхар чувствовал себя легко и уверенно. Во время их противостояния на сцене действия появляется Вринда, жена Джаландхара, и умоляет Шиву не причинять вреда её мужу. Джаландхар удивляется и гневается на Вринду, ибо полностью уверен в собственных силах, но Шива ударяет о небесный свод Тришулой, своим трезубцем, и Джаландхар проваливается сквозь эфирную твердь, низвергаясь с огромной высоты на землю. Подъём после падения дался ему нелегко!

Согласно другой истории, однако, этого поединка с Шивой, как будто, и вовсе не случилось, а Джаландхар спокойно занял опустевшую Брахма-локу в качестве нового хозяина. Брахмы, как мы уже говорили выше, там не оказалось и, таким образом"аннексия" новой территории осуществилась вполне мирно и бескровно.

А, вот, с Вишну, согласно пуранам, у Джаландхара сражение всё-таки произошло! Накануне Лакшми, супруга Вишну и названая сестра Джаландхара, упросила своего мужа не использовать против Джаландхара сударшана-чакру, божественное оружие, подобное вращающемуся сияющему колесу ("чакра" буквально значит "колесо"). Однако, без этого супероружия победить Джаландхара было практически невозможно никому и в итоге Вишну оказался ранен градом его стрел и изнемог, падая с колесницы. По другой версии, Вишну всё-таки одолевает Джаландхара, но не может поставить в поединке окончательную точку, ибо Джаландхар быстро восстанавливается от ран. В итоге, дабы наконец завершить бой, Вишну спрашивает его, что тот желает, и Джаландхар без ложного смущения требует себе Вишну-локу, небесную (или скорее океанскую), обитель Вишну.

Так или иначе, в дополнение к небесам дэвов, миру людей и преисподней асуров Джаландхар, согласно пуранам, становится ещё и властителем двух домов высших Божеств Тримурти: Брахмы и Вишну. Из всей Триады непокорённым остаётся лишь Кайлаш -- гора Шивы и его главное пристанище.

Но о походе на Кайлаш мы расскажем в следующей главе нашей повести.




кто такой Джаландхар? Конечно, легко сказать: сын гнева Шивы, материализовавшийся в водах мирового океана и принявший на себя тот облик, с которым мы знакомы по фильму и мифам. Но, что происходило до этого? Какую предысторию несла в себе душа Джаландхара, воплотившаяся в форме энергий Шивы? Ведь наверняка у него за спиной тоже лежали какие-то прошлые жизни до данного конкретного воплощения и их опыт и, вероятно, их неразрешённые проблемы? Что если Джаландхар имел кармические причины, обусловившие его последующее желание свергнуть Триаду?

О предыстории души Джаландхара - вопрос интересный. Ведь согласно фильму (двум фильмам: в сериале "Махакали - конец это начало" тоже есть история Джаландхара) - согласно изначальному мифу, изложенному в Пуранах, Джаландхар родился непосредственно из третьего глаза Шивы, в момент его гнева на Индру. То есть, у него как бы не должно быть кармической предыстории. Кстати, я как-то писал в теме "Рамакришна..." об отличиях, в восприятии индусов, святых от аватаров. Святые имеют кармическую предысторию, только они от нее избавились. Воплощенный аватар не имеет кармической предыстории. Он имеет лишь предназначение (миссию), дхарму.

Вот если посмотреть на Джаландхара как на аватару Шивы. Он часть его Природы, даже похож на Шиву. То есть, в некотором смысле, Джаландхар - это воплощенный в гневе и справедливости сам Шива. Это трагический аватар, рожденный в момент гнева Шивы на Индру. Как мне кажется, дхармой (предназначением) Джаландхара было наказать Индру. Лишить его царства и отправить в изгнание. Что Джаландхар и сделал, став, по справедливости, царем трех миров. А вот дальше Джаландхар стал выходить за пределы своей дхармы. Возможно, обостренное чувство справедливости, плюс, недоверие ко всем дэвам и слишком сильная уверенность в своей силе - сделали свое дело. Трагичность и в том, что гуру асуров ничего не рассказал Джаландхару о его собственной Природе и Шиве. Не рассказал тогда, когда он был ребенком. И не рассказал тогда, когда Джаландхар только вернулся из глубокой медитации в Океане, еще до того, как он стал царем асуров. А потом было поздно, что-либо рассказывать... И что видел Джаландхар? Он видел дэвов, во главе с Индрой, которые хотели убить его, но убили его мать, а потом чуть не убили Вринду - но в конце все-равно довели её до самоубийства (и Кто довел, тот, которому она поклонялась!) Понятно, какое отношение тут будет к дэвам и любым богам.

И все же, как мне кажется, самая глубинная причина восстания Джаландхара на верховную Триаду богов - это сам Шива и Парвати. Именно к Парвати и Шиве неумолимо влекло Джаландхара, как к собственному Источнику, откуда он изошел.

Но о походе на Кайлаш мы расскажем в следующей главе нашей повести.

Ждем :)   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 17 Январь 2021, 11:01:22, Вадим Булычев»

Накануне

Джаландхар был весьма умным существом. Поначалу мне казалось, что тот, кто столь импульсивен и с трудом сдерживает свой гнев, вряд ли способен проявить рассудительность и талант ко глубинному изучению какого-либо предмета. Он воин, боец, его призвание рубить и колоть, совершать подвиги, защищать или атаковать, а не вникать в детали той или иной запутанной проблемы. Но не напрасно Шива говорил Джаландхару "у тебя много положительных качеств для управления тремя мирами" и не зря пураны описывают его правление, как долгое, успешное и справедливое. Собираясь в поход на Кайлаш, Джаландхар начинает со внимательного изучения своего противника: кто таков Шива, откуда он взялся, что он умеет, с кем он живёт? Основным источником его сведений на данный момент является гуру, Шукрачарья. Но он пытается склонить Джаландхара к поклонению Шиве, а тот ищет другого. В итоге он задаёт вопрос: "Учитель, а есть ли у Шивы слабости? Существуют ли какие-либо вещи в мире, которые бы не позволили ему проявить своё могущество?" Шукрачарья одновременно и оскорблён и озадачен таким вопросом. "Преданность!" -- отвечает он наконец с чувством. --"Махадев испытывает слабость к тем, кто его любит, и готов простить всё, ибо он Боленатх ("простодушный"). Сделайся его верным почитателем и он благословит тебя на века вперёд неисчислимыми дарами!" Но не таких слов ждёт услышать Джаландхар.

Однако, будучи разумным и осторожным, он начинает разузнавать, кто бы ещё мог поведать ему о Шиве. И вначале он отправляется к Парашураме, великому воину и частичному аватару Вишну. Здесь следует отметить, что аватар только в полном своём выражении воплощает существо вселившегося в него бога. Так мне, по крайней мере рассказывали. В случае Вишну подобными полными аватарами можно считать Раму с братьями и Кришну. Вишну-лока при этом оставалась пустой всё время их проживания на Земле среди людей. Парашурама же -- это иное существо с собственной монадой, обладающее однако качествами, весьма близко совпадающими с некоторым срезом личности Вишну. Таким образом, с благословения последнего Парашурама стал, как бы, аватаром, то есть, выразителем этих конкретных свойств Вишну, сам по себе, тем не менее, являясь отдельной душой со своими собственными космическими задачами. Он горячо любил и Шиву и Вишну, но страстно противостоял кшатриям, и выражал воинственную, боевую ипостась второго лица индуистской Тримурти. Любимым оружием его являлась небесная секира, от которой не был способен защититься ни один воин.

Итак, именно к нему и приходит Джаландхар: один великий воин к другому. Но Парашурама вначале медитирует, а затем гневается на пришедшего, говоря, что прекрасно видит все его намерения и не скажет ему ни слова о Шиве. Однако, в порыве чувств Парашурама произносит имя Сати (прежнее воплощение Парвати, супруги Шивы), однако, Джаландхар озадачен -- он никогда раньше не слышал этого имени. Гнев Парашурамы несколько утихает ввиду неведения своего оппонента и он советует Джаландхару отправиться за просвещением в ашрам великого мудреца Маркандейи. Маркандейя с другими мудрецами весьма радушно и любезно принимают Джаландхара и начинают долгие наставления его в трагической истории Шивы и Сати, а Джаландхар с усердием и прилежанием впитывает в себя новое знание.

Существует, однако, и другая и, я полагаю, более близкая к пуранам версия событий, изложенная в книге "Мифы древней Индии". Согласно ей, Джаландхар не так-то уж и стремился воевать с Шивой, но хитроумный странник-мудрец Нарада нарочно провоцировал его, являясь в Амаравати, небесную столицу, и рассказывая массу увлекательных историй. "Шива," -- говорил он -- "страшен и стар, ведёт жизнь аскета-отшельника, весь прокрыт пеплом и мирское бытие его совсем не интересует. Но есть у него красавица жена по имени Парвати, и так пленителен её облик, что никакая богиня или апсара, ни одна женщина во всей вселенной ни сравнится с ней достоинствами!" И возгорел Джаландхар желанием увидеть эту очаровательную спутницу Махадева! Конечно, пурана здесь скорее всего откровенно копирует установившиеся в раннем индийском средневековье общественные порядки. Если один царь побеждал в битве другого, то он по сути имел право взять себе в качестве добычи не только его сокровища и земли, но и его жён. Предполагаю, что в те времена прекрасные жёны и дочери раджей являлись отнюдь не последним фактором в намерении развязать войну против того или иного царства. Здесь же мы видим, как авторы пуран приписывают аналогичные мотивы богам и иным могущественным существам незапамятной легендарной древности.

Однако, как бы там ни было, история продолжается. Бог океана, Самудра-дэв, отговаривает Джаландхара от затеи идти на Кайлаш. Возмущается и жена, Вринда, говоря: "Ты возмечтал о Парвати, но что тебе в ней? Чем она лучше меня?" Но Джаландхар не уступает: "Не будет покоя моей душе, пока я не увижу Парвати" -- отвечает он.

Фильм делает Джаландхара в этом отношении более чистым и целомудренным. Он стремится к Парвати сугубо из военно-стратегических мотивов. Изучив от великих мудрецов историю любви Шивы к Сати, он в итоге является к Шукрачарье и с энтузиазмом сообщает ему о своём открытии. "Учитель," -- восклицает он. -- "Я нашёл, что истинно может сделать Шиву слабым! Это не преданность верных -- нет! Это она, Парвати!" Ужасается его словам Шукра и вопрошает: "Что ты задумал?" Но хитрый Джаландхар, лукаво улыбнувшись, не даёт ему ответа, а вместо этого отправляется медитировать в океан. Он мог подолгу обходиться без воздуха на глубине, погрузившись в созерцание. Но на этот раз созерцание было призвано не научить его сдерживать свой гнев, а напротив вселить воодушевление, помочь преодолеть страхи -- ведь, так или иначе, но он побаивался Махадева -- и раскрыть дополнительные резервы сил для предстоящей победоносной кампании.

Какая из этих версий легенды о Джаландхаре более верна, я не могу сказать. Однако, уверен, что излишняя антропоморфизация и приписывание героям характерных свойств конкретной исторической эпохи вряд ли добавляют рассказу правдоподобности. Кроме того, авторы фильма также основывались на индийских пуранических источниках, поэтому я отчасти даже более склонен доверять кинематографической версии, чем "Мифам древней Индии". Стремление Джаландхара к Парвати могло в действительности объясняться ещё и подсознательным сыновним чувством наподобие того, как в "Махабхарате" сына Солнца, Карну, всегда неосознанно тянуло к царице Кунти, и только перед смертью он узнаёт о том, что он также и её ребёнок. Впрочем, интересные подробности встречаются и в фильме и в текстах.

Выйдя из своего подводного самадхи, Джаландхар наполнен энергией и энтузиазмом и отправляет на Кайлаш к Шиве своего посла, Раху. Для справки: Раху в индийской традиции астрологически соответствует нашим так называемым Лунным узлам -- точкам пересечения лунной орбиты с эклиптикой. В древности полагали, что в этих точках расположены две малые планеты: Голова и Хвост дракона, или Раху и Кету у индийцев. Считалось, что Раху был могущественным демоном, но, когда ему обманом удалось выпить напитка бессмертия, Вишну, второе лицо индуистской Триады, рассёк его тело надвое своей сударшана-чакрой, но убить, однако, не смог, ибо тот сделался бессмертным. В результате таким образом вместо одного демона появилось два. Понятно, что с той поры Раху был крайне зол на дэвов всех мастей и одним из первых добровольно присоединился к свите Джаландхара.

Он-то и явился на Кайлаш к Шиве, передавая требования Джаландхара. Вообще, конечно, как бы то ни было, но обращаться к самому Махадеву со столь дерзким предложением кажется мне верхом безрассудности, ибо в отличие от своего сюзерена Раху прекрасно знал Шиву и ранее, и видел его в деле. Но так уж повествует история. Раху излагает перед Махадевом всё ему порученное, связывая пункты требований наивной, но отнюдь не лишённой смысла, логикой. Ну в самом деле, если ты отшельник и аскет, коль скоро ты стар, страшен и покрыт пеплом, раз тебя не интересуют никакие мирские и плотские утехи, то для чего тебе тогда вечно юная красавица-жена? Если ты подлинный йог, то не лицемерно ли с твоей стороны удерживать рядом "жемчужину всех женщин"? Да и не радостнее ли будет ей с тем, кто способен по достоинству оценить всё её великолепие?.. Однако, Шива не даёт Раху ответа. Согласно фильму, не проявляет он и гнева. Лишь сидит на камне, отрешённо слушает и молчит. Несколько раз повторяет Раху своё послание, но никакого слова не исходит из уст Махадева. С тем и возвращается он назад к Джаландхару. А тот интерпретирует молчание Шивы в качестве отказа и отдаёт команду собирать силы для войны.

Одновременно с этим Шукрачарья создаёт, наконец, для Джаландхара долгожданную майа-астру -- мощное оружие, вызывающее у противников иллюзии. Он, однако, просит своего ученика не использовать майа-астру без крайней необходимости и не применять в несправедливых целях, предупреждая, что оно работает только один раз. Джаландхар послушно кивает: "Ты будешь гордиться мной, ачарья!" Ему уже известно, каким образом он пустит оружие в дело! Вскоре, приняв с помощью майа-астры облик, неотличимый от Шивы в одежде учителя йоги, Джаландхар является ко входу в пещеру, в которой медитирует Парвати. Вход охраняют сыновья Шивы, Картикейя и Ганеш. Никто не смог бы пройти мимо их неусыпной стражи. Но, видя отца, они послушно отступают и Джаландхар похищает ничего не подозревающую Парвати в специально созданный им иллюзорный мир, подобный то подводному царству, то берегу океана. Парвати продолжает своё самадхи, ни о чём не подозревая, но теперь она в полном плену у Джаландхара.

С радостью зовёт Джаландхар в этот мир своего гуру Шукрачарью. "Смотри, учитель, что я сделал!" -- восклицает он. -- "Я теперь знаю историю Сати. Если после её смерти Махадев в горе покинул этот мир, то и после нынешнего исчезновения Парвати он несомненно также не сможет более находиться во вселенной. И тогда вместо него Махадевом сделаюсь я -- бессмертный и непобедимый Джаландхар!" Счастлив ученик, но в ужасе учитель. Он пытается переубедить Джаландхара, но тот весьма доволен собой и непреклонен в решении. "Ты бы видел, ачарья, выражения лиц всех этих дэвов, когда они поняли, что Парвати исчезла из сферы их досягаемости! Но скоро на Кайлаше они удивятся ещё сильнее!" Шукра намерен силой вызволить Парвати из плена, но Джаландхар преграждает ему путь. "Твои слова, ачарья, это не приказ учителя ученику, а лишь страх преданного перед своим богом. Но я не позволю им стать причиной моей смерти!" Напомню, что только в едином действии с Парвати Шива был способен не просто победить, но именно убить Джаландхара. Так наступает момент трагического разрыва между учителем и учеником. Шукра с горечью сообщает Джаландхару, что не может оставаться больше на его стороне и должен уйти. Джаландхар пытается удержать его, просит прощения. "Все совершают ошибки, ачарья," -- молит он, -- "Как же я буду жить без вас? Если учитель не простит грехи своему ученику, то где же тогда тому искать прощения?" Тронут этими словами Шукра, срывается голос его, но что остаётся делать? В благословении кладёт он свою руку на голову Джаландхара, но повторяет: "После того, что ты натворил сегодня, я не вправе дать тебе прощение. И, увы, я знаю, ты не пойдёшь к тому единственному, кому это право принадлежит. Поэтому мне надо уйти."  Джаландхар глядит ему вслед, не веря происходящему. "Ачарья!" -- кричит он наконец, падая на колени. -- "Что же, все оставили меня? Моя мама обещала, что всегда будет со мной, но ушла из жизни. Теперь учитель, клявшийся никогда не покидать -- и он ушёл!" В отчаянии видит он перед собой образ матери-русалки, бросается к ней навстречу, пытаясь обнять, но образ исчезает в его руках.

В подавленных чувствах возвращается Джаландхар в свой дом и рассказывает Вринде о происшедшем. Больше никого не осталось у него из близких. Он обещает Вринде верность и счастливую жизнь если только ему удастся победить на войне. Он убеждает её, что Парвати ему совсем неинтересна и он держит её в плену лишь в качестве гарантии собственной безопасности. Вринда в конце концов исполняется к Джаландхару нежностью и лаской и клянётся, что не оставит его до своего последнего вздоха. "Сейчас", -- говорит она, -- "Я проведу один особый ритуал в честь бога Вишну, на котором ты должен присутствовать рядом со мной. Этот ритуал сделает тебя бессмертным, и тогда ты сможешь спокойно отпустить Парвати из мира иллюзий." Джаландхар вначале соглашается, отвечая, что хотя и не верит в ритуал, но верит в любовь Вринды, но вдруг телепатически осознаёт, что Махадев вышел из своего самадхи. Он отвечает Вринде, что должен ненадолго уйти и проверить всё ли в порядке. Она начинает ритуал без Джаландхара.

И вдруг -- что за чудо! -- через несколько минут Джаландхар вновь появляется перед ней. Вринда счастлива. Они совместно начинают пуджу. Чем дальше продолжается поклонение, тем радостнее на душе у Вринды. "Будто сам Нарайан (то есть, Вишну) здесь с нами!" -- восклицает она. Наконец ритуал завершён и Вринде, как жене, необходимо теперь по традиции нанести на лоб Джаландхара тилак, пурпурную точку между бровей на месте третьего глаза. Однако, едва она только касается его, облик Джаландхара вдруг драматически преображается и Вринда видит перед собой Вишну, бога своего поклонения. В ужасе отступает она в сторону, понимая, насколько обманута тем, кому служила верой и правдой всю свою жизнь! "Ты опорочил мою преданность, Нарайан", -- упрекает его она -- "Как мог осквернить чистоту моей веры тот, кому поклоняются, как самому средоточию чистоты? Я теперь недостойна своего мужа. Он в беде из-за меня. За что же ты поступил со мной так, Нарайан? Ведь я всего лишь пыталась защитить его от опасности!"
"Конечно!" -- в слезах причитает Вринда, -- "Вы, боги Тримурти, столь высоки: как можете вы понять горе и боль простой женщины? Кто я по сравнению с вами? Кто я для вас и что вам до меня? Но придёт время, Нарайан, и ты тоже испытаешь всё то, через что прохожу теперь я, и через что проходит мой муж. Однажды и ты потеряешь свою возлюбленную и твои счастливые надежды рухнут, и твою жену обвинят в неверности!"
Далее Вринда в порыве чувств проклинает своего Бога и говорит, что отправляется теперь покончить с собой. Вишну пытается отвратить неотвратимое: "Каждое слово твоего проклятия", -- обещает он -- "ныне принимаю я на себя с честью! Будь уверена, я пройду через всё, что обрушилось на тебя, я испытаю всю боль, которую причинил тебе!"
"Но у меня не оставалось выхода", -- объясняет он далее, -- "Предоставляя Джаландхару силу своей непорочности, ты стала на путь соучастия в его преступлениях. Я был обязан положить этому конец любой ценой -- в этом мой долг Управителя."
Но, отвернувшись от Вишну, Вринда уходит прочь, отправляясь к морю, и отдаёт себя волнам: замирает посреди воды сердце её и прекращается жизнь.

Джаландхар опоздал всего лишь на чуть-чуть. Возвратившись домой, находит он на берегу, увы, только бездыханное тело своей жены. В великом шоке отказывается он верить глазам и чувствам, начинаются галлюцинации. Джаландхар то видит свою давно умершую маму-русалку, то покинувшего его гуру Шукрачарью, понимая, что их не может быть рядом. Что же происходит? Сознание путается. Как утопающий, хватающийся за соломинку, пытается он пробудить Вринду к жизни своими тёплыми словами, ласками, просьбами и отчаянными обетованиями новой счастливой жизни вдвоём. Тяжёлым ударом ложится в итоге осознание неумолимого факта свершившейся смерти последнего близкого и любящего существа в его судьбе. Кричит от горя Джаландхар, плачет у погребального костра Каламени, отец Вринды, молча стоят вокруг потупившись ближайшие верные асуры. Совершает погребальный ритуал Сын русалки, провожает из жизни свою супругу, как некогда провожал мать.

Когда интуиция, наконец, подсказывает, что же именно случилось, Джаландхар исполняется неукротимым гневом и бежит в свой сотворённый с помощью майя-астры мир, в котором сидит на камне медитирующая Парвати. Месть, ярость! "Если боги не постыдились довести до смерти мою жену, то я не пощажу жену самого Бога богов! Я убью её!" Молнией вспыхивает в руке меч, один взмах и... вдруг почудился ему образ Вринды и застыла рука в воздухе. "Неужто и я сделаюсь таким, как они?" -- прострелила мысль. -- "Неужели, подобно Индре, убью беззащитную женщину? Нет! Я не дэв!" Втыкает меч в землю. "Но этим ты будешь обязана мне до конца жизни!" -- кричит он Парвати. Слышит ли та его? Безмятежно сидит она в своём самадхи на большом камне у воды.

Так возвратился Джаландхар в глубоких и потрясённых чувствах назад и провёл ночь на берегу океана, где когда-то давно они жили вместе со своей приёмной матерью-русалкой, и размышлял о своей судьбе, готовясь к предстоящей вскоре решающей битве.

В данном случае я изложил кинематографическую версию событий, ибо с одной стороны она мне самому ближе к душе, а во вторых, она красочнее и богаче, чем книжная. В книге Джаландхар и вовсе не похищал Парвати, но пытался с помощью иллюзии выдать себя за её мужа и увести с собой. Однако, Богиня легко разгадала, кто на самом деле стоит перед нею, и начала исполняться гневом, превращаясь в образ Кали. Джаландхар же решил не искушать судьбу в подобной ситуации и поспешно ретировался назад на поле сражения. Эпизод же с обманом Вринды и последующим её проклятием в адрес Вишну совпадает и там и там. Хотя, причина её заключается не столько во вселенской целесообразности, сколько во гневе Кали на попытавшегося провести её Джаландхара. Впрочем, мне всё же кажется, что пураны в очень значительной мере приписывают богам человеческие свойства периода раннего индийского средневековья, когда основная доля пуранической литературы и была создана.

Необходимо в заключении также отметить, что проклятие Вринды, согласно традиции, действительно сбылось и выразилось в трагической истории Рамы и Ситы, изложенной в эпической поэме "Рамаяна". Вринда же, после своей смерти на Земле, сделалась одной из почитаемых небожительниц и хозяйкой Вриндавана -- священного леса Вринды ("ван" означает "лес"), дарованного ей Вишну в качестве искупления за содеянное.


(Продолжение следует)


«Последнее редактирование: 16 Январь 2021, 18:50:56, Павел Алексеев»

Замечательная получилась глава. :) Теперь я вижу, что не напрасно попросил Вас продолжить начатую мной историю Джаландхара. У Вас это получается лучше, чем вышло бы у меня. Чувствуется, что Вы глубоко прониклись Мифом о Джаландхаре.

Внесу свои "пять копеек"...

"Преданность!" -- отвечает он наконец с чувством. --"Махадев испытывает слабость к тем, кто его любит, и готов простить всё, ибо он Боленатх ("простодушный").

Это слабое место многих индуистских богов, как мне кажется. Конечно, за всех сказать не могу. Ну вот возьмем Мать Кали. Казалось бы, внешне: грозная, ужасная, разящая и т.д. и т.п. Какая уж тут преданность и прощение. Но это только "внешне". И Махакали, как и Махадев, готова прощать своим преданным многое. Яркий пример юродивый злодей Ману, брат зловещего колдуна Маллу. Маллу и Ману с помощью черной магии удалось заманить Кали в специальный магический круг, откуда Она не смогла выйти. Это кажется удивительным - могущественная Кали попала в какой-то колдовской круг. Но вышло так по двум причинам: одна причина второстепенная, другая - главная. Второстепенная: Кали-Парвати была в ссоре с Шивой. Задолго до этого Она покинула Кайлас (труднодоступная горная вершина в Гималаях, по преданию - дом Шивы), рассорившись с дэвами и самой Лакшми, и Сарасвати. Ссора произошла из-за того, что боги отказались принять подношение от женщин из низшей касты "неприкасаемых". Мол, как вы посмели вообще на Кайлас явиться, да еще и со своими объедками. Кали заступилась за женщин и ушла жить к ним в селение. Там Она приняла новую форму Матанги и, кстати, научила "неприкасаемых" земледелию. Спустя какое-то время в селение "отверженных" явилась целая делегация богов, во главе с Шивой. Кали простила их всех и уже хотела возвращаться на Кайлас, как выяснилось, что в Её отсутствие Божественный Супруг Ей изменил с Гангой. На самом деле Шива вынужден был пропустить Гангу (это и река, и богиня) через свои волосы на землю. Так как в одном регионе была сильная засуха. Но Кали не желала слушать никаких оправданий, она быстро пришла в гнев и удалилась. (Все-таки богини тоже женщины. ;D) Тут-то Её и "поймала" черная магия Маллу. На самом деле Кали поймала не столько магия (все эти чары Маллу Она бы разрушила в мгновение ока), а ПРЕДАННОСТЬ юродивого негодяя Ману. Несчастное существо Ману, действительно, любил Мать Кали. И надо видеть, как в фильме "Махакали" Она разговаривает с Маллу и Ману. На Маллу богиня кричит, называет его "подлым трусом". С Ману разговаривает очень мягко, чуть ли не "щебечет": "сын мой" и т.п... Впрочем, история эта длинная и не такая простая. Не буду ей забивать тему Джаландхара. Кстати, в фильме "Махадев" эта история показана несколько иначе. Но суть: преданность - весьма уязвимое место у богов.

Здесь следует отметить, что аватар только в полном своём выражении воплощает существо вселившегося в него бога. Так мне, по крайней мере рассказывали. В случае Вишну подобными полными аватарами можно считать Раму с братьями и Кришну.

Тема аватара также очень непростая. Аватарами в индуистской традиции считали некоторых великих святых. Например, Рамакришну. Я так и не понял, аватарой кого он был. Некоторые видели в Рамакришне проявление Матери Кали. Но тут сложно сказать. Отличительная особенность аватара, в отличии от святого - он не имеет кармы. Он добровольно приходит в мир. Естественно, умаляя себя при этом и как бы даже частично забывая, что он бог. Я пишу об этом в теме о Рамакришне. Посмотреть можно здесь: От Абсолюта к Матери мира.

Далее Вринда в порыве чувств проклинает своего Бога и говорит, что отправляется теперь покончить с собой. Вишну пытается отвратить неотвратимое: "Каждое слово твоего проклятия", -- обещает он -- "ныне принимаю я на себя с честью! Будь уверена, я пройду через всё, что обрушилось на тебя, я испытаю всю боль, которую причинил тебе!"
Джаландхар опоздал всего лишь на чуть-чуть. Возвратившись домой, находит он на берегу, увы, только бездыханное тело своей жены. В великом шоке отказывается он верить глазам и чувствам, начинаются галлюцинации. Джаландхар то видит свою давно умершую маму-русалку, то покинувшего его гуру Шукрачарью, понимая, что их не может быть рядом.

Пожалуй, это самый трагический момент в истории Джаландхара. Что интересно, в версии создателей фильма "Махакали", история Джаландхара будет ближе к классическим средневековым пуранам. Поэтому мне больше нравится Миф Джаландхара в изложении создателей фильма "Махадев". Но в варианте "Махакали" есть один момент, которого нет в "Махадеве". После гибели Вринды к Вишну является разгневанная Кали. (Она разгневана именно поступком Вишну.) Она едва не сносит ему голову. Конечно же, Её останавливает Шива (он Её часто останавливает от "страстных порывов"). Шива вызывает душу Вринды. Вринда говорит, что теперь все поняла. Поняла, что намерения её мужа не совсем верные. Поэтому она почти готова простить Вишну. В итоге Вишну не лишается своей головы, но проклятие Вринды остается с ним... Вот что я хотел дополнить. С нетерпением жду продолжения.   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 16 Январь 2021, 11:00:42, Золушка»

Спасибо! Я рад, что моё изложение понравилось.
Но это действительно очень горестная для меня история, поэтому я так медленно её рассказываю. Глядя на ваше дополнение, я подумал: существует, вероятно, и вправду несчётное множество разнообразных её версий! Базовые события остаются неизменными, но все связки между ними и интерпретация мотивов героев -- здесь море мнений и авторских фантазий. И это, скорее всего, хорошо, ибо даёт простор для развития человеческого понимания Бога. "Не замечала ли ты, Таис, что боги растут вместе с человеком?" -- спрашивает делосский мудрец главную героиню в известном романе Ефремова. И это, ведь, правда! То, что в древности виделось основанным на мотивах жестокости, мести, ревности, неконтролируемой страсти, позже стало восприниматься в качестве сложной и более благой гаммы чувств, где преобладают теперь мудрость, целесообразность, вИдение панорамной картины широкого мира, забота о благе всех, не только какой-то одной конкретной личности, любви ко всем. Бог уже разрушает не потому, что он просто зол или не способен сдержать свой гнев, а потому что он таким образом наказывает беззаконие и даёт шанс людям на обновление и возрождение в более светлом облике. И так далее.
Мне также понравилась ваша версия рассказа. Кали здесь проявляет себя заступницей обманутых, она милостива и защищает правду. Её негодование лишь добавляет ей чести. Я мысленно "запишу" для себя этот эпизод именно в такой форме. Впрочем, имеет смысл, наверное, посмотреть "Махакали".





 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика