Только зачем оно нужно, быть индусом? Мне вполне достаточно так называемого "неоиндуизма". Ту же мантру Кали для мирян: "Крам, крим, хум..." может читать как индус, так и не индус. И это касательно и других мантр и практик… Смысла нет никакого становиться индусом.
Можно изучать христианство. Можно читать христианские молитвы. Можно изучать ислам и читать Коран в подлиннике. Но сам вопрос: "зачем оно нужно, быть христианином (мусульманином)?" - бессмыслен. Как и абсурдно утверждение: "смысла нет никакого становиться христианином (мусульманином)". А в отличие от христианства и ислама, войти в индуизм нельзя, индуистом можно только родиться. Да, можно изучать индуизм извне - через мифологию, философию, культуру, различные практики. Можно изучить это всё глубже и профессиональнее, чем большинство самих индусов. Но это индология, а не индуизм! Индуизм - это ритуал и вне ритуала не существует. Познание индуизма осуществляется только через ритуалы, целостно. Это в других религиях ритуалы служат лучшему пониманию их духовности, являются средствами, а в индуизме ритуал - как единство тела-души-духа - и есть цель, а не средство.
Что такое "неоиндуизм"? Звучит подозрительно, как и "неохристианство"... Такая аналогия пришла на ум. Можно стать акушером, гинекологом, педагогом, психологом, но познать дар материнства можно только одним путём - стать матерью. Если придумают какое-то "неоматеринство" (искусственное оплодотворение в пробирках), то вряд ли такое состояние "неоматери" можно считать идентичным тому, что мы называем "даром материнства". Индуизм познаётся только самим индусом - всем существом его, всей его жизнью в системе ритуалов индуизма, от рождения до смерти. Всё остальное - только внешние проекции отдельных граней, а не целостный индуизм. Индуизм самая тоталитарная из религий, требующая абсолютного единства тела-души-духа, всей твоей жизни. Внешнее многообразие культов и форм и терпимость к инаковерующим - оптический обман, за которым стоит внутренняя тоталитарность индуизма. Именно эта тоталитарность исключает вхождение в течение жизни в индуизм - в него нельзя войти частями, но только всей своей жизнью, от начала до конца; всем своим существом. Либо никак. Это и есть абсолютная тоталитарность религии, требующей всего человека без остатка.
кастовость имеет все меньше отношения к самой духовной жизни
В индуизме нет разделения, в нашем понимании, на духовную и телесную жизнь. Касты имеют прямое отношение к перевоплощениям души по закону кармы. Теория перевоплощений и понимание своей судьбы как изживание кармы являются если не самой сущностью, но совершенно неотделимой от индуизма системой взглядов. Наш христианский взгляд на кастовость, как на социальное расслоение (классы, сословия, кланы и т.п.), скользит по поверхности и не затрагивает сути кастовой системы. А суть её - перевоплощения и карма. Мы смотрим на касты из одной природы времени (поступательной, прогрессивной), а индуизм - из другой (циклической, не имеющей начала и конца, и никакого прогресса). Несправедливость проживания этой жизни в низшей касте сродни тому, как мы бы жаловались на несправедливость зимы, в сравнении с летом. Мы воспринимаем круговорот времён года как естественное состояние природы, нам и в голову не придёт жаловаться на несправедливость такого круговорота или пытаться его изменить. Для индуса его текущая жизнь и есть часть такого круговорота: кто-то родился зимой и живёт зимой, а кто-то летом и живёт летом. Придёт другая жизнь - и придёт другое состояние. Это естественный круговорот времени.
к какой касте приписать тех же сикхов?
Сикхи исповедуют религию сикхизм. Их нельзя приписать ни к какой касте, как и мусульман или христиан. Касты существуют только для индусов, то есть принадлежащих к индуизму. Каста - религиозный ритуал, выражающий собою кармическую стадию воплощения души. Проживание в касте и есть ритуальное проживание индуизма. И никакого другого, кроме ритуального, вхождения в индуизм (через практики, мифологию, философию, культуру, обряды и т.п.) не существует. Индуизм и есть от начала и до конца ритуал - тотальное единство всех областей жизни, без разделения на телесные, душевные и духовные.
Кстати в СССР было официальное деление на 3 класса: рабочие, колхозники и служащие - тоже касты в определенном смысле.
Касты относятся к классам не в большей степени, чем теория прибавочной стоимости к теории перевоплощений и материализм к понятию кармы. В системе индуизма само понятие несправедливости не может применяться ни к перевоплощению души, как её пути к освобождению, ни к закону кармы. Наоборот, карма и есть осуществление справедливости в системе индуизма. Несправедливым может быть только распределение материальных и социальных благ между кастами, но не сами касты. В СССР классовое разделение считалось временным злом, наследием прошлых формаций, которое должно быть преодолено в бесклассовом обществе. Ни о каком преодолении каст (кармы и перевоплощений) в индуизме нет речи, сам вопрос так не ставится. Преодолением (освобождением) является выход души из круга перевоплощений, возвращение к атману и слияние с Божеством (в буддизме - переход в нирвану).
Интересно, что Даниил Андреев поставил вопрос о просветлении кармы как космического закона; о том, что этот закон отягощён демонической волей, что он в высшем духовном смысле несправедлив и не Божествен; что карма есть извращение Божественного закона тёмным духом. В индуизме пока так вопрос не ставится - карма воспринимается как единственное и неизменное состояние мирового закона, действие которого в человеческом обществе и есть кастовая система. Бороться с ней бессмысленно, пока душа находится в круге перевоплощений. Даниил Андреев посмотрел на систему каст с точки зрения христианского понимания времени, не циклического, но поступательного.