Индуизм в Розе Мира
Боги, дэвы и асуры (о всемогуществе Божием, добре и зле в индуизме)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Это философия абсолютного монизма, она исключает творческое начало и свободу личности, равно как и преображение мира и Богосотворчество.

Внешне, так оно и кажется. (Как мусульманам, например, кажется, что христианская Троица - есть "троебожие".) Здесь очень непростая антиномия: как абсолютный монизм может сочетаться со свободой личности, творчеством и т.д. Это большой разговор... Насчет циклического восприятия мира индуизмом - трудно не согласиться. Но и даже здесь не все так просто...

Философия абсолютного монизма - она лежит в самом основании индуизма и разрабатывалась еще на заре брахманизма (примерно с 10-12 века и до 7-6 века до нашей эры). Собственно, брахманизм и сформировал тот индуизм, который мы знаем. Но если бы философия монизма напрочь исключала творчество, как бы мог проявить себя индуистский творческий гений?.. Тут явная антиномия. 

Дух дышит, где хочет

Так все религиозные истины антиномичны. Индусы тоже люди - парадокс! А если люди, значит существуют во времени. И не могут, выражая одну его природу, не выражать другую. И в христианстве полно антиномий: блаженны миротворцы, не мир Я принёс, но меч, враги человеку домашние его, возлюби ближнего своего, возненавидь мир, так Бог возлюбил мир... И т.д., и т.п. Другой вопрос: на уровне рацио из индуистского корня невозможно вывести религиозное осмысление творчества и свободы, преображение мира. На уровне рацио - а не в реальной жизни. А в реальной - люди остаются людьми, образом и подобием Божьим. Из христианства тоже трудно вывести идею реинкарнаций, однако это не отменяет реальности перевоплощения душ. Да и религиозное осмысление творчества и свободы в христианстве тоже пока не стало общепринятым (как мы видим из параллельной дискуссии о вирусах и т.п.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Немного о кастовой системе... (небольшое размышление)

Перечитывая книгу Ромена Роллана "Жизнь Рамакришны", с удивлением узнал следующее. Оказывается, знаменитый храм богини Кали в Калькутте был построен на деньги женщины из НИЗШЕЙ касты шудр. Я писал об этой великой вдове Рани Рашмоне, писал о том, как ей явилась Мать Кали и попросила построить храм в Её честь. Прочитать можно здесь
"Я услышу ваши молитвы".

Богатая вдова из касты шудр построила храм на свои средства! И это не сегодняшняя Индия, это Индия середины 19 века!.. (Шудры строят храмы!) Вновь отстроенному святилищу требовался жрец. Спустя пару лет жрецом храма Кали стал двадцатилетний Гададахар, происходящий из высокой касты брахманов. Гададахар - это будущий великий святой Рамакришна, возлюбленный сын Матери Кали - человек, оставивший значительный след в мировой культуре.

Но вот что интересно: благочестивая вдова, из касты шудр, очень богатая - и "сумасшедший мистик Гададахар", из высшей касты брахманов - очень бедный... Из-за того, что храм построила женщина низкого происхождения, никак не могли найти в святилище Кали жреца. Брат будущего Рамакришны стал жрецом Матери Кали из-за очень сложных жизненных обстоятельств. Деваться ему было некуда. А спустя пару лет в новый храм прибыл Гададахар, чтобы остаться в нем навсегда. И стать тем, кого знает весь мир.

И самое интересное - Мать Кали явилась именно к вдове из низшей касты... Я заметил, читая индуистскую мифологию, связанную с Кали и Шивой; смотря мифологические сериалы, посвященные этим божествам: именно шиваистко-шактистская (отчасти вместе с "тантриками") традиция как-то всегда ни во что не ставит кастовые различия. (Тантризм, вообще анархическая вольница.) А вот более "правильный" вишнуизм, (в "нашем исполнении" - кришнаизм) как-то всегда держался (и держится) за кастовую систему. В шактистсткой традиции есть Махавидья Дэви Матанги. О ней я писал здесь. Девушка из низшей касты стала богиней. Возможно ли такое в "неподвижной" кастовой системе вишнуизма и брахманизма? Именно шиваистко-шактисткая традиция легко вышла за пределы индуизма, не пытаясь при этом никого, из западных людей, нарядить в индийское платье. Как сделал это "вайшнав" Прабхупада, основавший кришнаистское движение... Это так, мои размышления вслух. :)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 23 Март 2020, 23:49:30, Золушка»

Здравствуйте, Вадим!

Хотел бы задать вам вопрос: Что вы думаете об образе Индры?
Дело в том, что некоторое количество лет назад я тоже начал понемногу знакомиться с индийской культурой и мифологией и обратил внимание на одно примечательное обстоятельство. Существует как бы некая последовательная деградация или деволюция образа бога Индры. Если в Ведах, древнейших религиозных текстах Индии, Индра -- это одно из верховных божеств, которого славят, которого чтят и кому безусловно с трепетом поклоняются, то в более поздней Махабхарате Индра уже, во-первых, предстаёт лишь "одним из многих", но не главным, а во-вторых, его нравственный облик уже отнюдь не вызывает у нас восторга. В частности, он насмехается над поверженным асуром Бали, после смещения последнего с "должности" Трилокапати, хотя Бали это весьма мощная и положительная фигура (несмотря на свою асурическую "расовую принадлежность"). Далее Индра, подловив Карну на слове, буквально заставляет его срезать с себя живьём вместе с кожей и кровью свои магические доспехи, дарованные отцом, Сурьей. Далее Индра то и дело гневается по поводу и без повода, не разобравшись, и даже пытается истребить маленького Кришну за непочтение. Кришна тогда поднимает гору (по легенде) и Индра осознаёт свою ошибку.
Но далее в ещё более поздних пуранах Индра изображается вообще аморальным и вероломным типом, трусливым интриганом, убийцей, похотливцем, завистником и так далее. То есть, налицо всё более и более нарастающий набор тёмных свойств при, по сути, почти отсутствии светлых.
И вот у меня теперь вопрос: такой отрицательный образ Индры это действительно сейчас уже общее место в индуизме? Всё и вправду так печально?
И второй вопрос: не кажется ли вам, что наблюдаемая деволюция образа Индры это всего-навсего результат исторической смены индуистского пантеона, произошедший, видимо, в 1-м тысячелетии до нашей эры и затем закрепившийся в средние века? Нечто подобное тому, как в греко-римской культуре все прежние боги были объявлены демонами по мере восхода христианства и обращения людей в новую веру. Только в Индии процесс пошёл несколько более мягко. Прежние боги не превратились в бесов, но их обесценили, приложив к ним целый ряд отрицательных качеств, в то же время возвысив новую Тримурти: Брахму, Вишну и Шиву.
Что вы думаете по этому поводу?

Спасибо,
~Павел

«Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2020, 21:22:09, Золушка»

Здравствуйте, Павел!

Что вы думаете об образе Индры?
Существует, как бы, некая последовательная деградация или деволюция образа бога Индры.

Да, я это тоже подметил... Все хочу описать историю Джаландхара - "сын гнева Шивы", вышедший из его третьего глаза и воспитанный вначале матерью русалкой, а потом асурским верховным гуру Шукрачарьей. Мать русалку убивает никто иной, как Индра. А вся история с гневом Шивы и рождением из этого гнева Джаландхара опять же связана с другим преступлением Индры - убийством одного асура, который находился в глубокой медитации и был безоружен... Я просмотрел два больших мифологических индуистских сериала. Верней, просмотрел полностью один (и даже пересмотрел) "Махакали - конец это начало" и немного недосмотрел другой сериал "Махадев - Бог богов". В первом сериале режиссер собрал все истории, связанные с Богиней-Матерью (Махакали), и, соответственно, с Парвати, Умой, Гори, Матанги, Камакхьей, Тарой и всеми другими проявлениями Махакали в шактистско-шиваистской традиции. В сериале присутствует Шива, Вишну, Брахман и все основные индийские боги, включая Индру. Из всех богов Индра имеет самый неприглядный нравственный облик. (Хуже только у асуров.) Индра вспыльчив, властолюбив, воинственен. Он не в состоянии взглянуть на Мироздание непринужденным, легким взглядом. Его ум погружен в войну с асурами. Он глядит на мир "через прицел"... В сериале "Махадев", где, соответственно, собрали все мифы связанные с Шивой, образ Индры еще более неприглядный. Он (Индра) постоянно трясется за власть и поэтому совершает огромное количество преступлений и ошибок. Более того, оказывается, Индра еще и весьма похотлив. Он соблазняет жен уважаемых риши (мудрецов-законодателей), отчего получает от мудрецов разные проклятия. И кончается тем, что Индру свергает с престола никто иной, как Джаландхар. Индра отправляется на покаяние...  От былого великого бога Вед мало что осталось. :)

такой отрицательный образ Индры это действительно сейчас уже общее место в индуизме? Всё и вправду так печально?

Павел, мне сложно за весь индуизм говорить. Я соприкоснулся с индуизмом через "дверь" шактистской традиции. (И то, только приоткрыл эту дверь.) В шактизме, шиваизме и в тантре - Индра почти не почитается. В вайшнаизме, возможно, его почитают больше. Но, думаю, деградация облика Индры - это уже общеиндийская традиция.

не кажется ли вам, что наблюдаемая деволюция образа Индры это всего-навсего результат исторической смены индуистского пантеона, произошедший, видимо, в 1-м тысячелетии до нашей эры и затем закрепившийся в средние века? Нечто подобное тому, как в греко-римской культуре все прежние боги были объявлены демонами по мере восхода христианства и обращения людей в новую веру.

Любой религиозный Миф, мистическое Откровение, ритуал, божество - всегда связаны с определенной человеческой эпохой, мировоззрением. Более того, любое Откровение и Миф только и становятся тогда более понятными, когда рассматриваются в контексте того времени, когда они создавались. Эпохи меняются, меняются боги: кто-то из богов возносится, кто-то ниспровергается.

Индра являет собой классический образ воинственного патриархального бога. Бога грома, молнии, бури - воздушного простора. Это бог побед, оружия, сражений. Давно подмечено, что ведийский Индра, древнешумерский Энлиль, древнегреческий Зевс, древнеславянский Перун, скандинавский Тор - это, практически, один и тот же бог. Бог сугубо патриархальный. Арии чтили Индру, пока сражались, занимая новые территории и продвигаясь все дальше и дальше в "дебри Индостана". Когда все было завоевано, вчерашние безжалостные воины занялись философией и постижением своего "внутреннего Индостана" - вот тут-то и пошатнулся трон под Индрой.

На рубеже первого тысячелетия до нашей эры в Индии зарождается брахманизм, который окончательно сформировывается где-то к 7 веку до нашей эры. Брахманизм и создает тот индуизм, который мы сегодня знаем. Главное достижение брахманизма можно выразить Евангельской цитатой: "Царствие Небесное внутри вас есть". Вчерашние воины обратили свой взор от внешнего к внутреннему. И увидели внутри себя отражение единой реальности, Реальности Единого Брахмана, присутствующего везде. Боги ведийского пантеона невольно были потеснены этим новым Откровением. Боги, конечно, остались, но служение им уже было не самоцелью. С одной стороны, боги вдруг оказались такими же грешными существами, как и люди. (Только долго живущими.) С другой стороны, многочисленные боги индуистского пантеона стали постепенно не более чем МАНИФЕСТАЦИЯМИ (проявлениями, качествами) Единого Брахмана.

С зарождения брахманизма началось "падение" Индры и низвержение всего ведического пантеона богов. Впрочем, никто не ставил себе целью их окончательного низвержения. В этом главное отличие от того, что происходило у нас, с принятием христианства. Пантеон даже в дальнейшем дополнялся. Богами и особенно богинями (Шива-Рудра, Дурга, Кали и т.д.) доведического происхождения. Индре повезло меньше других богов. Но изображения этого бога присутствует во многих индуистских храмах. И там он отнюдь не бес.     

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2020, 21:27:44, Золушка»

Вадим,

Непременно напишите историю Джаландхара, если появится время и соответствующий настрой! Насколько я с ней знаком, это прекрасная и поучительная история: одновременно и героическая, и трогательная просто до рыданий, и поднимающая важные этические и мировозренческие вопросы в отношении верховной Триады индийских богов. Да и сам по себе образ Джаландхара, по-моему, вполне симпатичен и привлекателен. Я вижу его как положительное существо, но обременённое рядом "загибов", которые и сыграли в итоге в его судьбе столь фатальную роль. Тем не менее, Джаландхар во многом был очень прав.

Джаландхар в детстве :)
(Согласно версии Уткарша Наитхани и Михира Бхуты.)

«Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2020, 21:28:48, Золушка»

Непременно напишите историю Джаландхара

Постараюсь, Павел! (Сам давно хочу того.)

Джаландхар в детстве

В сериале "Махадев - Бог богов" как раз такой "образ" был задействован... А дальше Джанландхар был сильно похож на Шиву...

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2020, 21:29:18, Золушка»

Джаландхар. Восстание против Творца
(Опыт индуистской "теодицеи")

Слово "теодицея", в буквальном переводе, означает "богооправдание". То есть, оправдание Творца. Идея "оправдания Бога" родилась в христианстве. Нужно было преодолеть непростую духовно-психологическую пропасть между распятым Богом и Богом-Царем, торжествующим и совершающим Страшный Суд. Нужно было преодолеть разрыв между рабским унижением и искушением властью. Между нищетой и золотом. Так родилась теодицея и стала частью христианского богословия.

Считается, что нехристианским религиям вопросы теодицеи несвойственны. В исламе и иудаизме Бог вне Добра и зла. В индуизме и буддизме взгляд похожий. Только с "другой стороны". В индуизме все собой наполняет Брахман. И все проблемы и битвы между Добром и злом - не более чем игра великой Матери Майи. Но значит ли это, что представители иных религий никогда не задумываются над вопросом теодицеи? Конечно же, нет! И история Джаландхара - явный тому пример.

Несколько раз порывался писать о Джаландхаре. И как-то все неудачно. Надеюсь, на этот раз получится. Эх! История длинная, так что буду излагать её несколькими постами. Как ни странно, мои знакомые кришнаиты, что всю свою сознательную жизнь живут в индуистском Мифе, ничего о Джаландхаре не слышали. Я был немало удивлен. Но потом понял, это абсолютно не вайшнавская история. Эта история шиваистско-шактистская. В энциклопедии "индийской мифологии" Джаландхару также отдана очень скромная страница. И из этих сведений нельзя вывести какой-либо нравственный и духовный смысл. Полнее всего история этого героя показана в индийском сериале 2013 года "Махадев - Бог богов". Этим сериалом я и буду пользоваться, но сразу предупреждаю - по памяти. Так что если что, поправите.

"Падающее домино" 

Всему виной был царь дэвов Индра. Точнее, всему виной стала маниакальная страсть Индры видеть в любом ярком асуре своего врага и конкурента на трон. (Обычная болезнь диктаторов ;D.) Дэврадж Индра совершает большое преступление, убивая асура Триширу во время глубокой медитации. То есть, в момент, когда соперник наиболее беззащитен. Дальнейшие события развиваются со стремительностью лавины, как падающее домино. Махадев (Шива) в образе странствующего отшельника пытается остановить Индру. Но Индра не узнает Шиву и нападает на него. У Шивы не остается выбора, как открыть свой смертоносный "третий глаз". Оттуда вылетает огненный шар и начинает преследовать Индру. Дело кончилось бы для последнего очень плохо, но духовный учитель Индры Брихаспати уговаривает Шиву простить Индру. Махадев отвечает, что он прощает Дэвраджа, но совершено страшное преступление. И теперь последуют плохие события. И Индре придется искупить свой грех. Когда падут все "костяшки кармического домино". Еще Шива говорит, что ничего не может сделать с огненным шаром энергии, который вылетел из его лба. Этот шар опасен для Земли. И есть только один способ его обезопасить - погрузить в воды мирового Океана... Так Махадев и поступает.

Сын русалки

Русалка на берегу мирового Океана (к сожалению, имя её мне неизвестно) откладывает яйца, зарывает их в песок. Из яиц должны вылупиться дети, русалка очень хочет детей. Как назло по тому самому месту, где бедная женщина-русалка отложила яйца, едет повозка дэвов. Дэвы заняты рассуждениями о высоких философских материях, поэтому совсем не слышат крик матери-русалки. Повозка наезжает на яйца и давит их. В отчаянье русалка взывает к богам. Вишну и Брахман слышат её крик. Слышит это и великая Махакали. Десять Махавидьий отделяются от Махакали и приходят к Шиве. За справедливостью. И Шива принимает решение: из его гнева должен родиться ребенок. Отец Океан должен его принять. Но воспитывать ребенка будет мать. И это должна быть хорошая женщина. Ибо в младенце заключена страшная сила. И при неправильном воспитании эта сила принесет много бед... Так несчастная русалка становится матерью Джаландхара.

Все складывается прекрасно. Русалка оказывается замечательной матерью. Она любит Джаландхара, она рассказывает ему удивительные истории о Луне, звездах и великом Океане. Беда приходит опять со стороны дэвраджа Индры. Царь дэвов узнает, что в Океане появился очень могущественный сын, а значит, автоматически, его соперник на трон. И Индра приходит к решению уничтожить Джаландхара. Но царь дэвов хитер. Вначале он является к Джаландхару в образе бедного монаха-саньясина, в момент когда тот набирает воду для матери. Индра просит воды. Джаландхар подает ему воду. Индра начинает рассказывать Джаландхару о том, что он великий бог и тот должен ему обязательно поклониться. Джаландхар отказывается. Он не понимает, о чем говорит Индра. Он еще маленький ребенок и никого кроме матери-русалки не знает. Однако уже сейчас в мальчике чувствуется огромная сила. И Индра укрепляется в мысли убить Джаландхара.

Спустя какое-то время Индра высаживается на берегу Океана и начинает подстерегать Джаландхара. Выбрав момент, Индра пускает смертоносную стрелу в него. Но все его планы портит мать-русалка. Она бросается наперерез стрелы и принимает её на себя. Стрела Индры протыкает мать-русалку почти насквозь. Она умирает. Джаландхар страшно потрясен и растерян. Он сидит на берегу возле убитой матери. Он начинает понимать, что в смерти его матери виноваты исключительно дэвы. Джаландхар начинает ненавидеть всех богов, где бы эти боги ни существовали. Мальчик клянется отомстить за смерть матери.

(продолжение следует со всей неизбежностью  :))             

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 25 Ноябрь 2020, 22:20:24, Золушка»

Джаландхар в детстве (кадр из фильма).




Джаландхар - царь асуров
Природа Джаландхара

Имя Джаландхар можно перевести как "хранитель вод". Это имя связано с великим Океаном. Но подлинная природа Джаландхара отнюдь не в водах океана, она в Махадеве ("Большой дев", "Бог богов") Шиве. Джаландхар является частью Шивы. С возмужанием он станет похож на "бога богов" как две капли воды.

В Джаландхаре не просто природа Шивы, а её гневная, воинственная часть. Он рожден из "третьего глаза" Махадева, рожден в момент гнева (смотрите пост выше). И до того как принял форму младенца, он был огненным шаром энергии, опасным для мира. Поэтому Джаландхар обладает огромной силой, которая особенно проявляет себя в момент гнева. Его тело практически неуязвимо для стрел, мечей и прочего оружия. И главная беда - впоследствии ставшая трагедией - в том, что никто не объяснил Джаландхару его подлинную Природу. Никто не сказал ему, пока он был ребенком, что он часть Шивы. И что Шива его подлинный отец. Это утаил от него хозяин вод великого Океана. А его мать-русалка ничего не могла ему рассказать, так как сама не знала историю происхождения Джаландхара. И это же утаит от него верховный жрец асуров Шукрачарья.

Джаландхар и Шукрачарья

Шукрачарья гуру асуров? Как это может быть, они же демоны? Но согласно индуистской мифологии именно Шукрачарья был духовным вождем асуров. И противоречия тут нет никакого, так как асуры не совсем демоны. Если говорить языком "Розы Мира" их природа омрачена демонизмом, но в разной степени. Поэтому представители этого народа весьма разные. И весьма по-разному их изображают в многочисленных историях и, соответственно, в разных фильмах, снятых по этим историям.

В сериале "Махакали - конец это начало" асуры больше похожи на демонов. (Или на толкиеновских орков.) При этом полноценными личностями являются только их лидеры - все эти Шумбы, Нишумбы, Махишасуры, Рактаджабы. А вот обычные асуры как бы и не совсем личности. Они напоминают армию клонов, произведенных магическими способностями асурских вождей, естественно, для войны. А вот в классическом индуистском мифологическом сериале "Махадев - бог богов" асуры уже очень разные. Они живые и противоречивые, как все живое. И совсем не клоны. Среди них есть откровенные негодяи, больные жаждой власти; а есть и весьма честные и неплохие представители этого народа. Как правило, негодяи (типа Шумбы, Нишумбы и Махишасура) не поклоняются никому, кроме самих себя. Но есть немало асуров, которые почитают Шиву. Шива основной объект их поклонения. Гораздо реже Вишну или Брахман. Например, Вринда, будущая жена Джаландхара, поклонялась Вишну. Это редкий случай среди асуров. Сам же Шукрачарья, верховный гуру асуров, был, конечно же, преданным Шивы.

Джаландхар в отчаянье сидел на берегу Океана, рядом с телом своей матери-русалки. (Мать-русалку убил не кто иной, как царь дэвов Индра - об этом постом выше.) Когда Шукрачарья увидел его (увидел своим внутренним зрением), он сразу понял, кто это такой, узнал всю его историю. Верховный гуру асуров помог мальчику похоронить свою убитую мать. И помог ему избежать еще одно нападение Индры. После чего забрал его к себе, в ученики. При этом явился отец Океана, и он был очень против такого решения. Но сам Джаландхар захотел быть с Шукрачарьей.

Шукрачарья также скрыл от Джаландхара историю его происхождения. Все же он был асуром, хоть и гуру. И главным его врагом был Индра. (Вечная вражда между дэвами и асурами.) Духовный наставник асуров знал, что именно Индра убил мать мальчика. И что тот очень хочет отомстить убийце. Шукрачарья решил использовать необычную природу и силу Джаландхара для свержения ненавистного Индры. Но сначала мальчику надо было возмужать и научиться контролировать свою огромную силу, свой гнев. Позанимавшись с Джаландхаром, Шукрачарья советует тому уйти в глубокую медитацию. И Джаландхар погружается в воды Океана. Спустя какое-то время он выходит оттуда уже взрослым мужчиной, который очень похож на Шиву, но не знает об этом.

Царь асуров

Джаландхару удалось невозможное! Он объединил всех асуров и стал их царем. Это произошло не сразу. Асуры не хотели принимать Джаландхара: мол, как может какой-то "сын русалки" быть нашим правителем. Но после того как под руководством Шукрачарьи "сын гнева Шивы" показал свои необычные способности, асуры изменили свое мнение. Но объединить всех асуров - это казалось невозможным и самому Шукрачарье. Да, асуры частенько враждовали между собой. Чем и пользовались дэвы. К тому же часть асуров являлись тайными агентами дэвов. А самый сильный на тот момент асур (Сварнасур) напрямую служил Индре, охраняя дэвов.

Джаландхар начинает с того, что берет простой глиняный горшок (тайно высыпав из него золотые монеты) и закидывает его на крышу обычного сельского дома. При этом Джаландхар ломает лестницу, по которой можно было подняться на крышу. Он говорит асурам, что горшок наполнен золотом и это золото достанется тому, кто этот горшок первым добудет. Асуры пытаются достать горшок, но у них ничего не выходит, ведь лестница сломана. Тогда Джаландхар подсказывает им, что из этого положения можно выйти, действуя сообща. Асуры так и делают: взбираясь на плечи друг другу, они наконец-то достают горшок, но он оказывается пустым. Джаландхар объясняет асурам, что они получат все золото дэвов, если только будут вместе. И асуры готовы объединиться, но не все.

Теперь Джаландхар собирается атаковать самого сильного из асуров - Сварнасура. Он убеждает Шукрачарью в том, что не прольет ни капли крови. Ему для этого даже не нужна армия, она будет лишь для вида. И просит Шукрачарью открыть ему имя убийцы его матери. (Да, Джаландхар до сих пор не знает имя того дэва, который убил русалку-мать!) Гуру асуров говорит ему, что время еще не пришло назвать имя убийцы, но скоро оно придет.

Джаландхар отправляется на битву со Сварнасуром. Сварнасур со своей армией пытается атаковать Джаландхара. Однако у него не выходит ничего. Тогда Джаландхар приходит к Сварнасуру один, без солдат. И предлагает находящимся при нем асурам атаковать его в том случае, если в их семьях никто не пострадал от дэвов. Джаландхар попадает в самую "точку", ибо нет асурских семей, где кто-либо не пострадал бы от дэвов. Армия Сварнасура отказывается сражаться, тогда самый сильный асур вынужден в одиночку биться с "сыном гнева Шивы". Он проигрывает битву, сдается, просит о пощаде и поддержке... Джаландхар становится полноправным правителем всех асуров. И теперь, когда все они объединены, они представляют серьезную силу.
(продолжение следует)

Джаландхар во взрослом виде (согласно той же версии Уткарша Наитхани и Михира Бхуты. :))

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 05 Декабрь 2020, 04:15:08, Золушка»

Великий асур

Прежде, чем продолжить изложение истории жизни Джаландхара после его бескровной победы над армией Сварнасура, я бы хотел немного рассказать об одном эпизоде, несколько предшествующем данному событию, но весьма сильно поразившем меня во время просмотра фильма. Эпизод, на мой взгляд, поучительный и для нас всех.

А дело было так. Став уже взрослым мужчиной, обретшим силу и научение от своего выдающегося гуру, Шукрачарьи, Джаландхар зашёл как-то в одну харчевню перекусить. На душе у него было нерадостно и он не торопился приниматься за еду и питьё, а больше наблюдал за поведением окружавших его в харчевне асуров. И взору Джаландхара предстала печальная картина. Асуры много пили и препирались друг с другом, потом принялись скандалить и в конце концом затеяли драку. Джаландхар некоторое время созерцал всё это происходящее бесчинство молча и невозмутимо, но в конце концов ударил кулаком по столу с такой силой, что задрожали стены. Все тотчас замолкли и замерли.

И тогда Джаландхар обратился к асурам и спросил, отчего они так живут, что потеряли своё достоинство и проводят время в пьянстве и дебошах, и не стыдно ли им? И тогда один асур из толпы ответил ему, говоря: "А что же нам делать, уважаемый? Мы проиграли все наши войны. Дэвы победили нас кругом и обложили данью. Мы никто теперь -- откуда же у нас взяться достоинству?"

Джаландхар ответил на это с горестной усмешкой: "Дэвы победили вас?.. Нет! Вы сами победили себя!"

И начал рассказывать тогда асурам, какими они могли бы стать могучими и каких высот достичь. Что им по силам повелевать небесами и командовать дэвами, и не быть в услужении больше ни у кого. Весь мир станет их, все три локи: человеческая, подземная и небесная. И даже Тримурти не укажет больше, каким путём им идти.

Переглянулись асуры и возразили: "Всё это конечно было бы очень неплохо, но кто же способен на подобные подвиги? Только великий асур!"

Ответил им Джаландхар: "Да, верно! Только великому асуру по плечу такая задача. А где же он, великий асур?" И обвёл всех глазами.
Озирались асуры в недоумении -- нет, мол, среди нас великого.

И тогда Джаландхар поднял руку и указал пальцем на первого попавшегося и прокричал громким голосом: "Вот великий асур!" Затем указал на другого и произнёс ту же фразу: "Вот великий асур!" И на третьего: "Вот великий асур!" И так указывал он пальцем на каждого присутствующего, повторяя всякий раз, что каждый из них великий. И удивлялись асуры его словам.

И тогда продолжил Джаландхар: "Каждый из вас может стать великим асуром, если только поверит в свои силы, не будет бояться, прекратит бесконечно враждовать друг с другом и растрачивать себя на пустые прихоти и похоти!"

И речь его возымела действие. Многие призадумались: не сами ли в себе убили они огонь жизни и жажду свободы и опустили руки, когда ещё, оказывается, не всё потеряно? Не сами ли позволили дэвам превратить себя в рабов небесного воинства? (Речь идёт о воинстве Индры, царя дэвов, и всеобъемлющей власти Тримурти). Неужто и вправду сумеют они восстать под руководством нового лидера и стяжать потерянное достоинство и могущество?

(Продолжение следует... Предполагается рассказать о схватке Джаландхара с Ургасуром, признании Джаландхара царём, мести Сварнасура и появлении в жизни Джаландхара Вринды, его будущей невесты, а затем и жены).


Борьба и интриги

Итак, одержав столь впечатляющую и бескровную победу над Сварнасуром, Джаландхар возвращается домой, где должен, по идее, быть провозглашён наконец верховным царём всего асурического мира. Здесь, однако, следует сделать одно пояснение. Царь в мире асуров (асур-радж) обычно никогда не обладает такими полномочиями и не получает столь безусловного признания и почитания от подданных, как царь человеческий или же царь небесного мира. Асуры -- существа очень самоцентричные и свободолюбивые, в их традиции всякое поклонение кому бы то ни было является чуждым, а аскезы верховным богам совершаются лишь ради достижения определённых личных целей по принципу "ты мне, я тебе". Власть асурического царя никогда не распространяется на всех без исключения жителей асура-локи. Ему скорее приходится договариваться с ними, убеждать или увлекать их чем-то для обеспечения верности. Разумеется, кого можно легко запугать и заставить, тех заставят повиноваться без вопросов, но в целом властитель асуров всегда сидит в определённом смысле на пороховой бочке и лидерство его регулярно оспаривается другими.

Сработал подобный принцип и здесь. Несмотря на то, что Шукрачарья объявляет Джаландхара царём асуров, некто сильный по имени Ургасур бросает ему вызов, говоря, что "сын русалки" не может стать царём их народа, ибо сам является непонятно кем, пришельцем, иностранцем, существом не асурического рода. Двое начинают поединок без оружия голыми руками, как условлено, и Джаландхар оказывается очевидно сильнее, выигрывая, что называется, "за явным преимуществом". Тогда, разозлившись, Ургасур выхватывает из складок одежды кинжал и ранит Джаландхара в живот. У Джаландхара, однако, был великий дар: все полученные им телесные раны сами собой заживлялись в течение нескольких секунд. Так случилось и в этот раз. Зажав свою рану одной рукой, Джаландхар отправляет Ургасура в глубокий нокаут другой, после чего исход поединка делается однозначным и толпы асуров наконец-то принимают "сына русалки" в качестве своего верховного лидера.

В то время произошло, однако, и ещё одно выдающееся событие в жизни Джаландхара. Его наставник, Шукрачарья, открывает ему в конце концов имя убийцы его матери. Как мы уже слышали выше, это Индра, царь дэвов. Обуздав свой гнев, Джаландхар неспешно отправляется в небесный мир для разговора. Наслышанные о его мощи, боги разбегаются в страхе, и лишь Индра в одиночестве величественно выезжает навстречу Джаландхару на своём священном слоне, Айравате. Разговор, однако, складывается для Индры нежелательным образом. Трепеща в душе перед грозным противником и сознавая свою вину, он малодушничает и в итоге Джаландхар, схватив Индру за горло, сбрасывает его с Айраваты, говоря при этом, что не настал ещё час для окончательной расплаты. Он забирает Айравату себе (а слон признаёт в Джаландхаре отпрыска Шивы и послушно следует за ним) и отпускает Индру на все четыре стороны.

Так приобретает Джаландхар ещё больше славы и признания среди асуров и внушает всё больший страх дэвам.

В ужасе ищет Индра пути, чтобы обезопасить себя и свой трон, и тут выясняется, что его интересы вполне совпадают с интересами Сварнасура, побеждённого недавно Джаландхаром на поле боя и официально присягнувшего последнему на верность. Однако, обиду свою Сварнасур не забыл и, тайно явившись к Индре, договорился с последним о плане мести. Индра вручает Сварнасуру особый ядовитый клинок. "Смотри -- говорит он, -- мы не убьём Джаландхара, не совершим зла. Он останется жить, просто яд сделает его полубессознательным. Он не сможет управлять своим царством в таком состоянии и его придётся заменить. Вероятно тобой. Ты же авторитет и царь! И разве не гуманно? Джаландхар пощадил твою жизнь, а ты пощадишь его!"

И, таким образом, на одном из ближайших военных советов Сварнасур неожиданно подкрадывается к Джаландхару и ранит его своим отравленным кинжалом. Яд действует не мгновенно и Джаландхар успевает поймать и задушить незадачливого Сварнасура, который перед смертью насмехается над ним и открывает тайну отравы. Я, мол, всё равно сделал своё дело -- отомстил, а ты теперь инвалид на все оставшиеся дни. Решительно и храбро Джаландхар хватается из последних сил за нож и делает попытку вырезать живьём свою отравленную рану. Его руку удерживает Вринда.

Кто такая Вринда? Есть, как минимум, две индийские легенды, рассказывающие нам весьма сходные истории, но в первой из них Вринда фигурирует под именем Тулси и является одним из воплощений самой богини Лакшми, супруги второго лица Тримурти, Вишну. В истории же о Джаландхаре она носит имя Вринды, дочери крупного асурического правителя, Каланеми, брата слепого Андхаки, позже рождённого, как Канса, царь-злодей, заточивший в подземелье родителей Кришны и в итоге убитый последним. Слово "каланеми" символизирует тьму, постепенно возрастающую по мере угасания дня. В общем, как мы видим, довольно грозный персонаж, вполне себе истинный демон.

Однако, дочь его изображается совершенно в других красках. Это чистая и любящая душа, покланяющаяся, как ни странно это для асуров, богу Вишну и весьма преданная последнему. Одним из её любимых занятий было собирание лекарственных растений и целительство. Она в совершенстве владела искусством аюрведической медицины. Вот она-то и удержала руку Джаландхара от самочинной хирургической экзекуции, сказав последнему, что её травы способны исцелять болезни, считающиеся у дэвов безнадёжными. Здесь Джаландхар, в конце концов, теряет сознание и приходит в себя лишь много позже в особом больничном покое, который Вринда и Каламени организуют для него в крыле своего дома.

(Продолжение следует...)

«Последнее редактирование: 20 Декабрь 2020, 04:59:22, Золушка»

Владыка трёх миров


История Джаландхара полна разнообразными большими и малыми событиями. Нет смысла пересказывать их все здесь. Хотелось бы остановиться на наиболее значимых и интересных с точки зрения не только даже любителя древнеиндийской религиозной мифологии, но и обычного современного человека, ибо мотивы, чувства и уроки этих событий вполне свежи и хорошо ложатся на наблюдаемую нами окружающую действительность.

Итак, сделавшись царём асуров, асур-раджем, и благополучно исцелённый Вриндой от тяжёлого ранения отравленным кинжалом, Джаландхар замышляет большую войну против дэвов. Каждый асур имел личные счёты по отношению к дэв-локе и, вдохновлённые примером своего нового лидера, они надеялись в скором времени восстановить поруганную справедливость. Вообще, несколько отступая от повествования, должен отметить, что чувство обиды и некогда совершённой над ними несправедливости весьма характерно для асурического мира. Являясь, согласно индийской мифологии, сводными братьями дэвов, от одного отца, риши Кашьяпы и разных матерей: дэвы от Адити (Беспредельности), а асуры от Дити (Предельности) -- асуры считали себя несправедливо изгнанными в Поталу (свой подземный мир), лишёнными сомы -- напитка бессмертия, и ущемлёнными в правах. С тех пор они не раз пытались завоевать небеса и иногда им это удавалось, но затем всякий раз вмешательство верховных богов Тримурти отбрасывало асурические силы вниз -- отчасти в мир людей (манушья-локу), но ещё больше назад в Поталу, их подземное царство.

Таким образом, желание реванша над дэвами всегда горело в душах асуров, а пример Джаландхара вселил в них новые надежды на успех. Справедливости ради следует отметить, что Джаландхар никогда не начинал войну без первоначального предложения мира на определённых условиях. Так и в этот раз. Однако, потребовав от дэвов разделения поровну всех сокровищ, добытых прежде во время совместного взбивания Молочного океана (это отдельная большая история), он очевидно представлял себе результат. Дэвы пришли в негодование и с ходу отвергли предложенный вариант. Это сделало войну неизбежной.

Обе стороны готовились к войне серьёзно. Джаландхар пытался установить в асурическом мире строгие порядки, дисциплину, регулярные воинские тренировки, боевое товарищество: "один за всех, все за одного", нравственный образ жизни. Царь дэвов Индра искал супер-оружие и стремился заручиться помощью Тримурти. Но Шива был занят своими йогическими практиками, да и к тому же страшно зол на Индру, Брахма понимал, что воздаяние дэвам в целом справедливо и не слишком вмешивался в ситуацию, Вишну отказался от личного участия в военных действиях, но обещал Индре сверхоружие.

Между тем гуру асуров, Шукрачарья ("ачарья" -- значит "учитель", а Шукра это его собственное имя, а также индийское название планеты Венера), убеждает Джаландхара жениться на чистой и светлой девушке, которая бы силой своей любви и праведности защитила Джаландхара в бою. Индийцы очень крепко верили и, пожалуй, не без основания, что любовь близкого человека способна творить чудеса, особенно если этот человек непорочен в чувствах и мыслях и горячо предан Богу. Единственной подобной фигурой в окружении Джаландхара была, разумеется, Вринда, которой он вполне симпатизировал, но жениться не хотел, ибо не считал семейность свои призванием.

Война началась и длилась много дней. По индийской традиции, боевые действия полагалось прекращать с закатом солнца и начинать по зову раковины (военного горна) на рассвете. События складывались для дэвов нежелательным образом. Натренированная Джаландхаром асурическая армия, а также несколько ярких и могущественных бойцов-богатырей постоянно теснили позиции небесного воинства и наносили значительный урон численности. В итоге Индре удалось добиться получения от Шивы мощного оружия, ваджры, изготовленной из костей мудреца Дадхичи, которые были прочнее любого материала на свете (Дадхичи накануне пожертвовал ради этого своей жизнью). В то время как сын Шивы, Картикея, виртуозно сражается с великим Вритрасуром -- демоном-вихрем -- Индра уже на самом закате солнца поражает последнего своей ваджрой ударом в спину. Вритрасур гибнет, а разгневанный Джаландхар пытается вызвать Картикею на поединок, но по правилам положено уже прекращать бой.

На другой день Джаландхар закрывает Вринду от стрел своим телом. Узнав о направлении атаки дэвов, которое пересекалось с позицией медицинской части асурического войска, он бросился на помощь и вовремя успел. Стрелы вонзились в спину Джаландхара, но раны вскоре затянулись, а Вринда была спасена... И вновь Шукрачарья настаивает на необходимости брака. "Посмотри, -- говорит он, -- любовь именно такой жены защитит тебя ото всех напастей!" В итоге всё и вышло по его словам, хотя их паре пришлось пройти через ряд перипетий. Вринда, как выяснилось, была обещана своим отцом другому. Позже Джаландхар, пользуясь властной позицией и всеобщей славой, легко вытребовал у него согласие на пересмотр условий брака, но тут оскорбилась уже сама Вринда, ответив Джаландхару отказом. "Я не вещь, -- говорила она, -- которую можно передать от одного к другому без её согласия. Почему никто даже не спросил меня, а всё решили за моей спиной?"

Настал решающий день войны, когда в поединке предстояло сойтись главным противникам: Джаландхару и Индре. Накануне Вишну всё-таки вручает последнему по его усердным мольбам чудодейственное копьё, наделённое силами убить Джаландхара. Предчувствуя неизвестность предстоящего дня, Джаландхар прощается с Вриндой, просит извинения за всё, "что было не так" и дабы не поминала его лихом. Вринда уединяется перед статуей Вишну и молится за безопасность своего отвергнутого из гордости возлюбленного. В разгар боя к ней является Шукрачарья и уговаривает всеми силами принять, наконец, Джаландхара своим мужем, ибо он в критической опасности и через минуту может оказаться уже поздно. И правда! Индра выхватывает своё чудодейственное копьё и бросает его в Джаландхара. Тот идёт навстречу с открытой грудью. В этот момент Вринда перед алтарём произносит наконец свою клятву верности и принимает Джаландхара в качестве супруга. Защитная сфера тут же окружает его и волшебное копьё Индры вязнет, а затем и бесследно растворяется в ней. 

Так Джаландхар, благодаря заступничеству преданной и чистой души своей жены, побеждает Индру, заставляет его публично сложить с себя корону и трижды признать своё поражение перед асурами. Заканчивается война. Ликуют асуры и скорбят дэвы. Шукрачарья совершает обряд помазания Джаландхара на царство надо всеми тремя локами, тремя мирами: подземным, земным и небесным. И становится Джаландхар "трилокапати" -- властителем всех планов околоземного космоса, за исключением обиталищ Тримурти!

Трилокапати.

Здесь мне хотелось бы провести одну параллель между индийской религиозной традицией и "Розой мира" Даннила Андреева. То, что я выше описал, рассказывая историю Джаландхара, титул "Трилокапати", является по сути очень близким к той зловещей позиции вселенской власти Антихриста, которую описывает Андреев в главе "Князь тьмы". Только Трилокапати -- это ещё более масштабное звание, ибо включает в себя владычество надо многими небесными мирами. Примечательны, однако, здесь два обстоятельства. Во-первых, то, что мы в нашей христианской традиции считаем единичным событием будущего, как бы, самой "нижней точкой" исторического процесса, индийцы почитают уже многократно случившимся и так или иначе, худо или бедно, но пережитым. А, во вторых, коль скоро их понятие асура не тождественно нашему понятию демона, специфика власти над тремя мирами зависит от характера конкретного асурического лидера. Был, например, Тарака ("звезда", "звёздный асур"), который, по моему, и явился первым в истории покорителем небес, Трилокапати. Он действительно проявлял себя, как жестокий и грозный правитель, установивший, кстати, обязательный культ поклонения себе и своим сыновьям. (Что из этого в итоге вышло, следует рассказать отдельно, ибо результаты оказались крайне неожиданными). А был, допустим, Бали -- тоже, как бы асур по рождению, но большой праведник и поклонник Вишну. В андреевской классификации он бы уже наверняка не назывался демоном. Его правление являлось своего рода "золотым веком" для многих. Так или иначе, здесь коренятся некие осторожные надежды: если и вправду пережили одно (да и более, чем одно!), то, Бог даст, переживём и другое!

(Продолжение следует)

«Последнее редактирование: 21 Декабрь 2020, 23:06:40, Павел Алексеев»

Спасибо, Павел!

Очень хорошо, что Вы описываете историю Джаландхара довольно подробно. На мой взгляд, эта история того заслуживает. Читается все хорошо. :) Кое-чего я и не знал. Например, о положении царя у асуров. (Оказывается, не все так просто.)

Павел, я позже прокомментирую. А пока, пишите, пожалуйста.

Дух дышит, где хочет

Правление

Как я уже сообщал выше, характер позиции Трилокапати или Владыки трёх миров определяется в основном спецификой личности того, кто эту позицию занимает. Хотя и не было в истории дэвов, желавших командовать подземным миром, но асуры, жаждавшие поставить под своё начало и Небеса и Землю и Преисподнюю неизменно обнаруживались в каждую эпоху. Но поскольку индийское понятие "асур" не тождественно нашему пониманию образа демона, то и облик правления, устанавливаемый тем или иным успешным покорителем трёх лок, весьма разнился, сходясь в итоге, пожалуй только в одном: абсолютная власть со временем коррумпирует всякого её обладателя.

Каким же было правление Джаландхара?

Пытаясь представить его себе на чувственном уровне, я, как, быть может, это ни странно, в первую очередь обращаюсь мыслями к образу Советского Союза. Каким был Джаландхар? Он не являлся атеистом в современном смысле слова, но он заявил о себе, как несомненный богоборец. Его принцип созвучен принципу "красной доктрины": "Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой!" А, поскольку рука у него была крепкая, а разум пытлив и усерден, то успех долгое время сопутствовал всем его начинаниям.

Джаландхар запретил всякое публичное поклонение богам. Чем не "воинствующий атеизм" начала 20-х годов прошлого века? Поклонение разрешалось только на индивидуальном уровне и вне общественного взора. Примечательно, однако, что жена Джаландхара, Вринда, оставалась страстной поклонницей Вишну и держала дома алтарь для совершения пудж и приношений. Однажды, проходя мимо, Джаландхар заметил: "Всякий раз, когда я вижу эту комнату, у меня возникает чувство, что меня предают в моём же собственном доме! Я же запретил поклонение по всем мирам!" Вринда на то резонно отвечала, что поклонение нельзя запретить, ибо оно рождается в сердце. Далее она уговаривала его не злиться, ибо её вера идёт на пользу всем, в том числе и самому Джаландхару. "Однажды, -- говорила она, -- я совершу особый ритуал, который по милости Нарайана (одно из имён Вишну) сделает тебя полностью неуязвимым". Джаландхар в ответ только отмахивался: я, дескать, и так неуязвимый.

В другой раз, видя Вринду, идущую к нему после поклонения, Джаландхар пригласил её на разговор. "Кому ты молишься?" -- вопрошал он.  "Это же дэвы, боги -- они нечестные и неверные. На них нельзя полагаться, ибо ни обязательно обманут". Личная история Джаландхара, его детства и последующих лет, как будто, подтверждала правоту такого недоверия. "Это не простой дэв," -- отвечала Вринда, -- "это Нарайан, второе лицо Тримурти". Но Джаландхар был неумолим. "Ты веришь в него, в своего Бога, но, помяни моё слово, однажды и он предаст тебя также, как и прочие!" Забегая чуть-чуть вперёд в своём повествовании, скажу, что это пророчество Джаландхара оказалось роковым: в некотором смысле то, против чего он предостерегал Вринду, действительно произошло.

Джаландхар отменил все сословные привилегии, подобно тому, как их отменили и большевики в 1917 году. Не только дэвы оказались лишёнными поклонения и сделались его простыми подданными, но и все прежние служители культа обязаны были работать руками, как и остальное население и трудом зарабатывать хлеб насущный. Упразднялись также все прочие царства и правительства в пользу верховной власти самого Джаландхара.

Джаландхар совершил то, что позже большевики назвали "экспроприацией экспроприаторов". В индийской традиции существует особое божество, Кубера, аналог знакомого нам Маммоны, бога денег, сокровищ и наслаждений материальным достатком. Кубера жил в огромном золотом дворце, где каждая комната и зала были усыпаны самоцветами. Все материальные богатства мира проходили через руки Куберы. Джаландхар, однако, отобрал у Куберы его несметные сбережения и отправил их во всеобщее пользование. Позже Кубера приходил к Шиве и горько жаловался по этому поводу: Посмотри, дескать, Махадев, до чего меня довёл твой отпрыск -- я сделался худым, как нищий на дороге, на одеждах моих теперь заплаты, а золотой дворец снится мне лишь в редких снах.

Далее, Джаландхар поднял общественную мораль. Особенно это касалось асурического населения. Он ввёл дисциплину, насколько это вообще возможно для асуров, регулярные тренировки, активно внедрял принципы братства и взаимопомощи среди асуров. Почти как в "Моральном кодексе строителя коммунизма". "Человек человеку друг, товарищ и брат", "один за всех и все за одного", "честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность", "высокое сознание общественного долга" и так далее. Только при высоком нравственном уровне и крепком духе асуры способны побеждать и отстаивать свои завоевания.

Джаландхар поставил перед своим народом великую цель. Не зная пока ещё тайны собственного появления на свет, он, тем не менее, ощущал нечто вроде "мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Поначалу целью Джаландхара являлось покорение Небес и месть Индре за убийство его приёмной матери-русалки. Джаландхар тогда ещё считал себя её сыном, хотя порой и недоумевал вопрошая: "Как же так, мама, ты в воде оборачиваешься рыбой, а я остаюсь таким же, как был на суше. Разве я не должен тоже превращаться в рыбу?" Однако, после того, как цель была достигнута и Небеса пали к его ногам, Джаландхар тут же обозначил и гораздо более амбициозную задачу. "Мы, -- говорил он, -- вообще полностью освободимся от диктата каких бы то ни было богов. И Тримурти не исключение. Как можем мы чувствовать себя по-настоящему свободными, когда над нами довлеют верховные боги Триады?"

Даже асуры поначалу несколько опешили от подобного заявления. Никто ещё в истории не замахивался на столь грандиозную высоту! Сместить саму Триаду!.. Но сила личной увлечённости Джаландхара и успех предыдущих его побед, смогли убедить большинство в возможности достижения подобной цели. По аналогии, чем не "построение коммунизма на всей Земле"? "И чем наша цель нереальней, тем манит сильнее она" (Виктор Аргонов, "В звёздном вихре времён").

На своей коронации в качестве Трилокапати неожиданным для Джаландхара гостем вдруг явился сам Махадев Шива. Спокойно шёл он между рядами присутствующих асуров, людей и дэвов, и с тревогой вдруг увидел Джаландхар, как опускаются многие асуры на колени перед Великим Пришедшим. Он попытался было устыдить подданных, но тут у них состоялся с Шивой первый разговор, о котором я позже расскажу отдельно -- сейчас же лишь упомяну, что в этом разговоре Джаландхар впервые узнаёт, что он в действительности является ребёнком Шивы. Тогда, оправившись наконец после неожиданной беседы -- ведь, он тоже теперь оказывается, как бы, дэв! -- Джаландхар убеждает себя, что всё отнюдь и не плохо! Если он сын Шивы, то значит он имеет и полное право на свержение Тримурти, ибо чем он хуже? Таким образом, жажда к достижению своей великой задачи ещё сильнее окрепла в душе Джаландхара.

Джаландхар правил тремя мирами достаточно долго. В фильме это не слишком показано, но на самом деле его царствование вполне укладывается по длительности в аналогию семидесяти лет советского строя. И оно в целом было благополучным. Вот, какими словами, основываясь на Падма-пуране, описывает правление Джаландхара книга "Мифы древней Индии" издания 1982 года:
"Власть его простиралась отныне на все три мира; и долго было его царствование счастливым и безмятежным. Повсюду неукоснительно исполнялись должные обряды, и все его подданные неуклонно следовали стезей добродетели. Младшие повиновались старшим, жены преданно служили супругам, нужда и бедность исчезли, не стало воров и разбойников, у всех было вдоволь еды, все были щедры, каждый жаждал дарить, и никто не требовал воздаяния. Не было тогда ни убийств, ни насилий, и неведомы были долги. Не было ни калек, ни уродов, ни злодеев. Во все время царствования Джаландхары никто в его царстве не умирал и не старился; и никто не питал вражды к другому."

Здесь, правда, я должен отметить, что история Джаландхара имеет, видимо, более одной версии и "Мифы древней Индии" дают нам несколько иной сюжет, чем фильм "Махадев", на котором преимущественно и основан мой рассказ.


«Последнее редактирование: 25 Декабрь 2020, 03:34:08, Павел Алексеев»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика