Индуизм в Розе Мира
Боги, дэвы и асуры (о всемогуществе Божием, добре и зле в индуизме)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Это философия абсолютного монизма, она исключает творческое начало и свободу личности, равно как и преображение мира и Богосотворчество.

Внешне, так оно и кажется. (Как мусульманам, например, кажется, что христианская Троица - есть "троебожие".) Здесь очень непростая антиномия: как абсолютный монизм может сочетаться со свободой личности, творчеством и т.д. Это большой разговор... Насчет циклического восприятия мира индуизмом - трудно не согласиться. Но и даже здесь не все так просто...

Философия абсолютного монизма - она лежит в самом основании индуизма и разрабатывалась еще на заре брахманизма (примерно с 10-12 века и до 7-6 века до нашей эры). Собственно, брахманизм и сформировал тот индуизм, который мы знаем. Но если бы философия монизма напрочь исключала творчество, как бы мог проявить себя индуистский творческий гений?.. Тут явная антиномия. 

Дух дышит, где хочет

Так все религиозные истины антиномичны. Индусы тоже люди - парадокс! А если люди, значит существуют во времени. И не могут, выражая одну его природу, не выражать другую. И в христианстве полно антиномий: блаженны миротворцы, не мир Я принёс, но меч, враги человеку домашние его, возлюби ближнего своего, возненавидь мир, так Бог возлюбил мир... И т.д., и т.п. Другой вопрос: на уровне рацио из индуистского корня невозможно вывести религиозное осмысление творчества и свободы, преображение мира. На уровне рацио - а не в реальной жизни. А в реальной - люди остаются людьми, образом и подобием Божьим. Из христианства тоже трудно вывести идею реинкарнаций, однако это не отменяет реальности перевоплощения душ. Да и религиозное осмысление творчества и свободы в христианстве тоже пока не стало общепринятым (как мы видим из параллельной дискуссии о вирусах и т.п.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Немного о кастовой системе... (небольшое размышление)

Перечитывая книгу Ромена Роллана "Жизнь Рамакришны", с удивлением узнал следующее. Оказывается, знаменитый храм богини Кали в Калькутте был построен на деньги женщины из НИЗШЕЙ касты шудр. Я писал об этой великой вдове Рани Рашмоне, писал о том, как ей явилась Мать Кали и попросила построить храм в Её честь. Прочитать можно здесь
"Я услышу ваши молитвы".

Богатая вдова из касты шудр построила храм на свои средства! И это не сегодняшняя Индия, это Индия середины 19 века!.. (Шудры строят храмы!) Вновь отстроенному святилищу требовался жрец. Спустя пару лет жрецом храма Кали стал двадцатилетний Гададахар, происходящий из высокой касты брахманов. Гададахар - это будущий великий святой Рамакришна, возлюбленный сын Матери Кали - человек, оставивший значительный след в мировой культуре.

Но вот что интересно: благочестивая вдова, из касты шудр, очень богатая - и "сумасшедший мистик Гададахар", из высшей касты брахманов - очень бедный... Из-за того, что храм построила женщина низкого происхождения, никак не могли найти в святилище Кали жреца. Брат будущего Рамакришны стал жрецом Матери Кали из-за очень сложных жизненных обстоятельств. Деваться ему было некуда. А спустя пару лет в новый храм прибыл Гададахар, чтобы остаться в нем навсегда. И стать тем, кого знает весь мир.

И самое интересное - Мать Кали явилась именно к вдове из низшей касты... Я заметил, читая индуистскую мифологию, связанную с Кали и Шивой; смотря мифологические сериалы, посвященные этим божествам: именно шиваистко-шактистская (отчасти вместе с "тантриками") традиция как-то всегда ни во что не ставит кастовые различия. (Тантризм, вообще анархическая вольница.) А вот более "правильный" вишнуизм, (в "нашем исполнении" - кришнаизм) как-то всегда держался (и держится) за кастовую систему. В шактистсткой традиции есть Махавидья Дэви Матанги. О ней я писал здесь. Девушка из низшей касты стала богиней. Возможно ли такое в "неподвижной" кастовой системе вишнуизма и брахманизма? Именно шиваистко-шактисткая традиция легко вышла за пределы индуизма, не пытаясь при этом никого, из западных людей, нарядить в индийское платье. Как сделал это "вайшнав" Прабхупада, основавший кришнаистское движение... Это так, мои размышления вслух. :)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 23 Март 2020, 23:49:30, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика