Богочеловек в философии Николая Бердяева и мифологии «Розы Мира» Даниила Андреева
(критика и осмысление с позиций православной философии)
I. Главная основа духовного единстваhttps://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4731.0#msg37079
II. Богочеловек Иисус Христос versus Иисус Христос как Планетарный Логосhttps://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4731.0#msg37080III. Пресвятая Троица без... Святого Духа и всемогущества Божияhttps://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4731.0#msg37081IV. Вместо заключения: ещё раз о главной основе духовного единстваhttps://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4731.0#msg37082V. Миф и мифы "Розы Мира"
(заключение)
"Однажды Даниил перечитывал "Розу Мира",
а я что-то делала по хозяйству, выходила
на кухню, потом вошла. Даниил закрыл папку,
отложил ее и сказал:
- Нет. Не сумасшедший.
Я спросила:
- Что? Что?
- Не сумасшедший написал.
Я обомлела, говорю:
- Ну что ты!
А он отвечает:
- Знаешь, я сейчас читал вот с такой точки
зрения: как можно к этому отнестись, кто написал
книгу: сумасшедший или нет. Нет, не сумасшедший".
Алла Андреева
"Плаванье к Небесной России"* * *
"Лучше живая ошибка ищущего, чем мёртвая
слепота; и нередко трепетное заблуждение
ближе к духу и истине, чем неошибающееся
безразличие".
Иван Ильин
"Аксиомы религиозного опыта"Так или иначе, но тему следует завершить. Этому и предназначен данный заключительный раздел, посвящённый метаисторической концепции Даниила Андреева, а также сути его философского жанра, охарактеризованного им самим как метафилософия. В предыдущих разделах были отмечены два ключевых пункта, касающихся сущностных недостатков изложенной в "Розе Мира" концепции - той "религиозно-историко-философской системы" (как называл сам Даниил Андреев), которая выражена им и в форме интегральной мифологии, что подчёркнуто уже в цикле "Русские боги":
Моё знанье сказке уподоблено
И недоказуемо, как миф;
Что в веках случайно и раздроблено,
Слито здесь в один иероглиф...
Именно такая "иероглифическая", интегрально-мифологическая форма выражения обеспечивает смысловую целостность "Розы Мира". Но именно она же нивелирует те концептуальные моменты, где целостности на самом деле нет, где смысловая синкретичность исподволь оборачивается эклектикой, дискурсивные переходы - тривиальной противоречивостью, а теодицея - едва ли не понеродицеей. Об этих моментах самопротиворечивости "Розы Мира", являющихся следствиями указанных выше ключевых пунктов, здесь речь пойдёт поневоле лишь фрагментарно, только на некоторых конкретных примерах. Однако остановиться на них, хотя бы кратко, тем более необходимо, что дело касается не только неких теоретических аспектов, но и аспекта духовно-практического. То, что является органично-целостным в автономно-личностном философском или религиозном акте, может отнюдь не быть таковым в гетерономном плане. Содержание "Розы Мира" - наглядное тому подтверждение.
1) В русле мифологического пантеизмаКак и положено мифу, в интегральном мифе Даниила Андреева мироустройство иерархично. Это динамическая иерархия, но всё же именно иерархия. Вместе с тем, как и положено мифу, объекты этого мира одноранговы. Говоря словами Юрия Лотмана, "парадоксальным образом мифологический мир однорангов в смысле логической иерархии, но зато в высшей мере иерархичен в семантически-ценностном плане"(45). Именно в этом плане строится дифференциация и сегрегация всех существ, населяющих страницы "Розы Мира". В том числе монадология, имеющая как черты сходства с классическими образцами (например, Лейбница или Н.О. Лосского), так и свои специфические особенности.
Прежде всего относится это к материальной многослойности Вселенной вообще и Земли, в частности (только применительно к нашей планете, наряду с эмпирически данным в опыте человека материальным слоем, насчитываются почти две с половиной сотни разных иноматериальных слоёв), при отсутствии духовной многослойности, что особо подчёркивает Даниил Андреев: "Я все время говорю о, так или иначе, материальных слоях, ибо духовных слоев как слоев не существует. Различие между духом и материей скорее стадиальное, чем принципиальное, хотя дух творится только Богом, эманирует из Него, а материальности создаются монадами. Дух в своем первичном состоянии, не облаченный ни в какие покровы, которые мы могли бы назвать материальными, представляет Собою субстанцию, которую мы не точно, а лишь в порядке первого приближения можем сравнить с тончайшей энергией. Духовны только Бог и монады - бесчисленное множество богорожденных и богосотворенных высших Я, неделимых духовных единиц; они разнствуют между собой степенью своей врожденной потенциальной масштабности, неисчерпаемым многообразием своих материальных облачений и дорог своей жизни. Высоко поднявшаяся монада может быть там, здесь, во многих точках мироздания одновременно, но она не вездесуща. Дух же Божий воистину вездесущ"(46).
Весьма характерны (на что стоит обратить особое внимание) такие формулировки насчёт соотношения духа и Бога, как "дух творится только Богом, эманирует из Него" и "духовны только Бог и монады". Из них явствует, что принципиальной онтологической разницы между духовностью Бога и духовностью монад нет, иначе ни о какой эманации не могло бы быть и речи. Эта онтологическая однотипность Творца и твари, как уже отмечалось, служит в "Розе Мира" онтологическим основанием для вывода, что абсолютная свобода Бога ограничивается абсолютной свободой монад, что Бог не всемогущ и тем самым не ответственен за зло. Но поскольку при этом сохраняется характеристика Бога как всеведающего(47), а потому заведомо ведавшего о грядущем демоническом падении единственной богорождённой монады и множества богосотворённых, постольку предложенное Даниилом Андреевым решение проблемы теодицеи оказывается лишь иллюзией решения. И иллюзией столь же духовно опасной, как и аналогичные, свойственные любому пантеизму. Если Бог рождает (не творит, а именно рождает, эманирует) единородную монаду, зная, что она станет могущественнейшим злом, с которой (единственной!) не могут управиться все неисчислимые сонмы светлых богорождённых монад, а также не властен и Сам (ибо Его абсолютную свободу ограничивает столь же абсолютная по природе свобода вселенского демона), то это и есть заведомое порождение зла. Такова неизбежная цена пантеистического монизма - религиозный дуализм, где силы добра и зла, силы Света и силы демонические суть силы равнозначные. Философский монизм, признание онтологической одноприродности Бога и мира, всегда порождает подобный религиозный дуализм, что отчасти осознавал и сам Даниил Андреев, когда констатировал, что он "закоснелый и непереубедимый дуалист (не в философском, а религ[иозном] смысле), и в моих глазах вся жизнь, всё мироздание - мистерия борьбы провиденциальных и демонических сил"(48). С этой точки зрения, естественно, Боговоплощение (в христианском понимании) вполне может быть заменено вочеловечением всего лишь Планетарного Логоса, ибо главное для Даниила Андреева - раскрытие этой мистерии борьбы, где вселенское репрезентируется планетарным, и этого достаточно. Главное в этом отношении (что касается также его трактовки Пресвятой Троицы) состоит даже не в том, логична христологическая концепция "Розы Мира" или не логична, приемлема для верующих или не приемлема, противоречит догматам или не противоречит. Главная методологическая ошибка Даниила Андреева в том, что он попытался дать дискурсивный ответ на вопрос "как?" там, где сам такой вопрос неприменим. Боговоплощение - величайшее Чудо, чудо из чудес, и как свершилось не дано знать никому из людей, по крайней мере в земной жизни. Оно ведь даже в догматических формулировках описывается крайне и крайне осторожно, исключительно через апофатическое отрицание: "в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно"(49). А как это произошло, с монадами или без монад, с Планетарным Логосом или без оного, как смог Бог "вместиться" в человеческое тело, как "Разум Вселенной" смог "вместиться" в человеческий мозг - всё это в принципе непостижимо для человека, недоступно его собственным познавательным способностям. Никаким. Есть факт Боговоплощения, явленный Иисусом Христом, факт того, что непосредственно Сам Бог вочеловечился, стал Человеком - факт исторический, факт метафизический, факт вероучительный, факт религиозный... Ни научно, ни философски, ни мистически, ни мифологически объяснить этот факт невозможно. Да и не нужно. Разве мало такого факта и самого по себе! Если же кому-то мало, если возникает желание постичь непостижимое, познать непознаваемое и описать неописуемое, то подобные попытки всегда так или иначе чреваты искажениями. При этом в подобных концепциях возникает нечувствительность к собственным тривиальным противоречиям, утрачивается способность видеть, как самые благие, вроде бы, исходные установки оборачиваются на деле диаметрально противоположными последствиями.
2) Равенство и неравенство людей в мифологической монадологииНапрямую касается это и монадологии "Розы Мира". Как уже отмечалось, все монады здесь онтологически однотипны в плане своей духовности, но вместе с тем "разнствуют между собой степенью своей врожденной потенциальной масштабности, неисчерпаемым многообразием своих материальных облачений и дорог своей жизни", т.е. различаются не только стадиально, но и по природе. Это относится, в том числе, к монадам демоническим - с той только разницей, что наиболее фундаментальное качественное различие количественно выражено у них гораздо меньше (ибо богорождённая среди демонических монад всего одна, остальные из категории богосотворённых). Но и здесь врождённая потенциальная масштабность монад различна: есть изначально могущественные планетарные демоны (типа земного "Великого Мучителя"), есть "множество других монад, больших и малых", хотя при этом "все демонические монады - очень древнего происхождения все они - давние участники великого восстания"(50). Аналогично и среди светлых монад. Вообще, в концепции "Розы Мира" очень многое строится по принципу зеркальной симметрии, где всё светлое сразу же отражается в неких чёрных зеркалах (как извращение светлого), а все действия сил тьмы столь же зеркально отражаются в противодействиях сил Света. В частности, наш эмпирически данный земной мир (Энроф), населённый земным человечеством, имеет свои зеркально-симметричные корреляты и в виде светлого человечества даймонов, и в виде тёмного античеловечества игв (вкупе с расой раруггов). И даймоны, и игвы цивилизационно превосходят земное человечество, состоящее из собственно людей. Есть и другие сверхчеловечества светлого рода, а среди тёмных есть также своеобразные национальные сегменты - вроде российского античеловечества и т.п. Все светлые называются "человечествами", однако состоят уже не из людей (как и античеловечества в "Розе Мира" тоже называются "человечествами", хотя "анти", и тоже состоят не из людей). Поэтому в дальнейшем нас будет интересовать только собственно человеческий мир и только собственно земное человечество, ибо и к ним относится всё то сущностное, что в "Розе Мира" говорится о человеческих монадах всех светлых "человечеств" вообще. И в этом плане оказывается, что земные люди по своей земной природе, по рождению, отнюдь не обязательно равны в своём человеческом достоинстве.
Дело в том, как уже говорилось, что сами собственно человеческие монады (т.е. монады нашего человечества) тоже подразделяются на принципиально различные большинство и меньшинство. Даниил Андреев пишет об этом чётко, без всякой двусмысленности: "Среди многочисленных слоев Шаданакара есть многомерный мир, где пребывают человеческие монады - неделимые и бессмертные духовные единицы, высшие Я людей. Творимые Богом и только Богом, а некоторые (немногие) таинственно рождаемые Им, они входят в Шаданакар, облекаясь наитончайшей материей, - ее правильнее было бы назвать энергией: это - субстанция, пронизывающая весь Шаданакар; каждый индивидуальный дух, вступая в нашу брамфатуру, неизбежно ею облекается. Мир, в котором пребывают наши монады, носит имя Ирольн. Творческий труд, ведущий к просветлению Вселенной, задача каждой монады, кроме демонических; среди же людей демонических монад нет"(51). Как видим, среди наших монад есть сотворённые (большинство), а есть рождённые (меньшинство). И речь вовсе не о возрасте монад или о плодах их творчества, а о генезисе, т.е. о различии по самой природе происхождения. При этом оговаривается, что "в Шаданакаре к числу богорожденных монад принадлежат Планетарный Логос, Звента-Свентана, демиурги сверхнародов, Великие Сестры и некоторые из Верховных Иерархий. Ни одна демоническая монада Шаданакара не входит в их число"(52). Но это вовсе не означает, что даже Планетарный Логос, эта величайшая (для нашей планеты) богорождённая монада, не может воплотиться в земном человечестве в самого обыкновенного человека. Вполне возможна ситуация, что среди обычных людей с их обычными богосотворёнными монадами может жить человек с монадой богорождённой, уже не собственно человеческой. Более того, такое, согласно "Розе Мира", имело место, и речь отнюдь не о воплощении Планетарного Логоса в Иисуса. Ведь "прежде чем достичь вочеловечивания, которое бы вполне отразило Его сущность, Великий Дух исполнил подготовительный спуск, воплотившись около 7 тысяч лет назад в Гондване. Там Он был великим учителем. Однако человечество еще не было готово принять духовность, низливавшуюся через воплощенный Логос. Было основано лишь глубокое и чистейшее эзотерическое учение, брошены первые семена, перенесенные ветрами истории на почву других стран и культур: в Индию, Египет, Китай, Иран, Вавилонию. Воплощение Логоса в Гондване еще не носило характера такой полноты, какая позднее проявилась в Иисусе Христе; оно было, в сущности, подготовкой"(53). При этом, правда, сразу же становится неясным, с какой стати "в возрасте от 14 до 30 лет Иисус находился в Иране и Индии, где Он прошел сквозь наиболее глубокую мудрость, достигнутую тогда человечеством, и оставил ее далеко за Собою"(54). Получается, что Планетарный Логос забыл то глубокое учение, семена которого посеял в пору пробного спуска, раз оказаться вынужден проходить сквозь глубокую мудрость людей, среди коих сам же оную мудрость и посеял? Объяснение этому моменту следует искать не в обычной логике, а в логике построения мифа: поскольку миф Даниила Андреева интегрален, и поскольку где-то в иных мифологиях упоминается о, якобы, пребывании Иисуса Христа в Индии и т.п., то в интегральном мифе это тоже каким-то образом должно найти своё отражение. Но главное в данном случае в другом - в том, что и в самой "Розе Мира" описывается ситуация, когда человек имеет богорождённую монаду, ничем прочим среди прочих людей в эмпирической земной жизни особо не отличаясь.
Кроме того стартовые, так сказать, условия земной жизни у людей зависят от прошлых инкарнаций и реинкарнаций их монад. Одно дело, когда рождается человек, монада которого только-только сотворена, другое - когда земное рождение есть воплощение какой-то старой монады со своей кармой. В целом, согласно "Розе Мира", "путь перевоплощений вообще не есть универсальный закон. Но преобладающая часть монад движется все-таки по этому пути. Они испытали уже ряд рождений в других народах Энрофа, в других метакультурах, даже в другие тысячелетия и на других концах земли, а до человеческого цикла многие из них проходили свой путь в других царствах Шаданакара; их шельты надстояли, быть может, даже над существами растительного и животного царств. Иные знали в незапамятные времена воплощения в человечестве титанов, среди праангелов или даймонов. Воспоминание об этой гирлянде рождений хранится в их глубинной памяти; и объем духовной личности таких монад особенно велик, пучина воспоминаний особенно глубока, их будущая мудрость отличается особенной широтой (55). Соответственно, люди (опять-таки, напоминаем, что речь идёт о земном человечестве) могут быть как воплощениями собственно человеческих монад, так и инкарнациями титанов, и инкарнациями монад стихиалей - т.е. в том числе и монад совершенно иных, нежели монады собственно человеческие. Об этом Даниилом Андреевым также говорится вполне определённо - как, например, применительно к стихиалям: "Есть среди стихиалей множество духовных "я" светлой природы, есть демонической, есть и такие промежуточные группы, сущность которых была временно омрачена в ходе их развития. Но всех их объединяет одно: путь их так тесно связан с царствами Природы, как ни у кого более. Это не значит, впрочем, что монада никакой стихиали, ни на одном из отрезков своего пути не может принять инкарнацию в плоти человека, даймона или ангела. Может вполне"(56). Нечто подобное относится и к титанам, некогда составлявшим своё особое "человечество" из не очень многочисленных бесполых существ: "Теперь большинство из них совершают свой путь среди человечества, выделяясь на общем фоне масштабом своей личности и особым сумрачным, хотя отнюдь не темным ее колоритом. Их творчество отмечено смутным воспоминанием богоборческого подвига, как бы опалено древним огнем и поражает своею мощью. От демонических монад их дух отличен порывом к Свету, презрением к низменному и жаждой божественной любви. Из числа деятелей мировой культуры я мог бы назвать несколько таких имен: Эсхил, Дант, Леонардо, Микеланджело, Гете, Бетховен, Вагнер, Ибсен, Лермонтов, Лев Толстой"(57). Ну и, наконец, среди земных людей есть и такие люди, которые в "Розе Мира" называются даже не людьми, а человекоорудиями.
Появление последних возможно в силу строения человеческого существа (да и вообще аналогичных существ, но речь сейчас не о них, а лишь о людях) - того, что в "Розе Мира" называется "разноматериальной структурой человека". Как уже говорилось, сам человек находится в земном мире (Энрофе), а его личная монада в другом (в Ирольне). Так что на земле непосредственно действует индивидуум как единство физического, эфирного и астрального тел, одушевляемых шельтом, который есть "первое из материальных облачений монады. Шельт творится самою монадою из материальности пятимерных миров. Вместилище монады вместе с ее божественными свойствами и ее ближайшее орудие. Не сама монада, остающаяся в Ирольне, но именно шельт является тем "я", которое совершает свое странствие по низшим слоям"(58). Пользуясь такой антропологией, земной планетарный демон Гагтунгр изобрёл способ - "захватить одну из человеческих монад, оборвать с нее все, одевающие ее покровы сиайры, то есть шельт, астрал и эфир, и постепенным трудом создать для нее другие покровы из агги. Уничтожение ее прежнего, светлого шельта не находилось во власти Гагтунгра, но, лишенный монады, как бы духовно обезглавленный, он мог бы пребывать в состоянии неограниченно долгой духовной летаргии где-то в своеобразном трансфизическом склепе... Шельты, у которых были похищены их монады, действительно лишились возможности рождаться где бы то ни было. Как бы замурованными в глубине Гашшарвы они остаются и по сей день. А похищенные монады, отягченные материальными покровами из агги, как бы связанные по рукам и непосредственно направляемые Гагтунгром, двинулись по пути демонического совершенствования, от века к веку воплощаясь в человечестве"(59). Конечно, таких монад немного, и соответствующие человеческие существа являют собой, "если можно так выразиться, кандидатов в антихристы" (по словам Даниила Андреева), но в данном случае важно то, что таковая категория земных людей, которые лишь по видимости люди, в "Розе Мира" тоже есть.
3) Двойственная ценность человеческой личности Из всего этого вытекает как то, что "ценность человека невелика сравнительно с ценностью архангела или демиурга народа"(60), так и то, что сами человеческие личности тоже не равноценны относительно друг друга(61). Формулируется это Даниилом Андреевым следующим образом: "Именно в том факте, что личность содержит единоприродные с Божеством способности творчества и любви, заключена ее абсолютная ценность. Относительная же ее ценность зависит от стадии ее восходящего пути, от суммы усилий - ее собственных и Провиденциальных, - затраченных на достижение ею этой стадии, и от того, в какой степени она эти способности богосотворчества и любви выявляет в жизни"(62). Здесь мы имеем дело с концепцией, аналогичной трудовой теории стоимости Маркса (характерно, что сто лет назад она в России как раз называлась "теорией ценности"), только применённой не к рабочей силе, а непосредственно к самой человеческой личности. И даже более шире - вообще к материальному и вообще к духовному. По этому поводу в "Розе Мира" читаем: "Можно констатировать прежде всего, что ценность, материальная или духовная, какого-либо объекта, материального или духовного, возрастает вместе с суммой усилий, затраченных на то, чтобы он стал таким, каков он есть. Конечно, когда мы применяем этот принцип к оценке живых существ, мы легко убеждаемся, что подсчитать сумму этих усилий для нас невозможно. Но возможно другое: возможно отдавать себе отчет в том, что чем выше ступень, достигнутая существом на космической лестнице, тем сумма затраченных на это усилий (его личных, природы или Провиденциальных сил) должна быть больше. Развитие интеллекта и всех способностей человека, отличающих его от животного, потребовало неимоверного количества труда - и его собственного, и Провиденциальных сил, - сверх того труда, который был затрачен ранее на возведение животных от простейших форм до высших. На этом и основывается космическая иерархия ценностей, насколько мы можем ее понять. Из нее следует, что ценность инфузории меньше ценности насекомого, ценность насекомого меньше ценности млекопитающего, ценность этого последнего еще далека от ценности человека, ценность человека невелика сравнительно с ценностью архангела или демиурга народа, а ценность этого последнего, при всем ее масштабе, теряется рядом с ценностью Владык Света, демиургов Галактики"(63).
Таким образом, абсолютная ценность человеческой личности состоит в единоприродных с Божеством способностях творчества и любви, а относительная - в реализации этих способностей, определяется суммой усилий (самой личности и Провиденциальных сил), затраченных на то, чтобы личность стала такой, какова она реально есть. При этом ценность личности зависит и от стадии её восходящего пути не только с учётом данной, но и предшествующих инкарнаций монады, если таковые имели место быть, а "земной отрезок космического пути восходящей монады являет собой такой этап, на котором ее способности к творчеству и любви уже могут и должны распространяться на окружающую ее природную и искусственную среду, ее совершенствуя"(64). Поскольку же в земном мире все человеческие личности заведомо различны, отличаются одна от другой, то и относительная ценность их тоже различна. Вот только на каких весах взвесить и каким аршином измерить: кто больше любит, а кто меньше? Ведь никакого мерила любви в принципе не существует, и никому из людей судить об этом применительно к другим людям не дано. По "Розе Мира" получается наоборот. Более того, это же подразделение на абсолютную ценность личности и её относительную ценность, как и мерило последней, почему-то приписывается не только другим религиям, но и христианству: "Старинные религии усматривали мерило относительной ценности личности в степени выполнения ею предписаний данного религиозно-нравственного кодекса. Религии аскетической окраски наивысшей ступенью полагали святость, понимая под нею чистейший образец иноческого служения либо мученичество за веру. При этом любовь отступала на второй план. Иноческий или мученический подвиг совершался не в силу любви к людям и ко всему живому, но в силу жажды воссоединения с Богом и избавления от посмертных мук"(65).
Упоминание иноков и иноческого пути свидетельствует, что речь здесь прежде всего о Православной Церкви. Упоминание, как всегда, происходит бегло, и упоминаемому придаётся ёмкость тотального символа. Такова одна из особенностей мифологического языка, широко используемая в "Розе Мира". Однако за символической тотальностью нередко теряется собственно сущностный смысл, что оборачивается искажением реального положения дел. Как и в данном случае, и сразу в нескольких отношениях.
Во-первых, с христианской точки зрения какая-то, наряду с абсолютной, относительная ценность личности - нечто вроде осетрины второй свежести. Есть только первая ценность, она же единственная. Человек сотворён по образу Божьему, этот абсолютно уникальный образ и есть его личность с её абсолютной ценностью, которую никто из людей не может увеличить или уменьшить (тем паче, утратить) ни в зависимости от стадиальности своей монады (если таковую стадиальность допустить), ни в силу своей наследственности, ни в зависимости от степени выполнения или невыполнения предписаний религиозно-нравственного кодекса. Ибо абсолютна Божья любовь, которая равна и к святым, и к грешникам. Говоря словами Исаака Сирина, "любовью привел Он мир в бытие; любовью ведет Он его в этом его временном образе существования; любовью Он приведет его к тому чудному изменению, и любовью мир будет поглощен в этой великой тайне Того, Кто совершил все это; в любви заключается исход всей истории существования твари. И поскольку в новом веке любовь Создателя царствует над всем разумным естеством, изумление тайнами Его, которые <тогда> откроются, пленит для Него ум разумных <существ>, которых Он сотворил для того, чтобы они наслаждались в Нём - будь то злые, или добрые. С этим намерением привел Он их в бытие, хотя они сами сделали различие между злыми и добрыми - после своего прихода в бытие. Тем не менее в сознании Создателя нет первого и нет последнего в любви, - из всех тех, кто был сотворен и приведен в бытие и из всего разумного естества. Но у Него единая равная любовь, простирающаяся на всю полноту разумного творения, - будь то видимого или невидимого, - на всех вообще: нет у Него первого или последнего места в этой любви к каждому из них"(66). Да и святость отнюдь не тождественна даже чистейшим образцам иноческого служения или мученичества за веру - она есть нечто такое, что вообще не от мира сего, хотя и жизнью в мире достигаемое.
Во-вторых, в христианстве абсурдна сама мысль хоть как-то противопоставлять любовь к Богу, жажду воссоединения с Богом (что и есть спасение) и любви к людям. Одно без другого попросту невозможно, ибо сказано: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф.22:37-40). Усмотреть в этом императив действий ради "избавления от посмертных мук" можно или при очень большом желании, или при крайне упрощённом подходе. Собственно, на приписывании христианам эгоистического мотива была построена вся атеистическая пропаганда советской поры.
Наконец, что самое парадоксальное, как раз в "Розе Мира" монады стремятся по восходящей именно в силу жажды воссоединения с Богом и избавления от посмертных мук. Это и высшая цель, и главный итог, ибо "всякая монада, восполнившая себя до конца, погружается в глубины Бога-Сына, Сердца и Демиурга вселенной, и только через этот всезавершающий акт возвращается к своему истоку, к Богу-Отцу, непостижимо отождествляясь Ему и всей Пресвятой Троице"(67). Словом, примерно то же, что ставится в укор "старинным религиям", прежде всего христианской.
4) Роза Мира как "грядущая всехристианская церковь" и Вселенская Церковь ХристоваК сожалению, Даниил Андреев вообще часто не замечал, что многие его острые формулировки по поводу тех или иных учений или книг автоматически оборачиваются автореферентностью - его собственная книга сразу подпадает под его же собственную критику. Например, если верно, что "даже будучи боговдохновляемыми, евангелисты оставались людьми, а великий враг не дремал, и даже на книгах Нового Завета явственно различается местами его искажающее прикосновение"(68), то не дремал ведь великий враг и когда создавалась книга "Роза Мира", а потому, выходит, его искажающее прикосновение неизбежно и в ней. В последнем случае такая вероятность даже в несколько раз больше - хотя бы потому, что Евангелий четыре, а "Роза Мира" одна, и к четырём боговдохновляемым авторам, апостолам Христовым, применить искажающее прикосновение великому врагу было всё-таки потруднее, нежели к одному человеку, который к тому же не из числа апостолов. И уж коль там "в пробелы вкрался исконный враг; проникая в человеческое сознание авторов Евангелия, он сумел извратить многие свидетельства, исказить и омрачить идеи, снизить и ограничить идеал"(69), то ещё более обоснованным и убедительным выглядело бы утверждение, что этот же исконный враг вкрался и в пробелы "Розы Мира", проникая в сознание автора книги. Увы, такое допущение непосредственно вытекает из положений самого Даниила Андреева, что оный враг может проникать в человеческое сознание. Православное христианство понимает этот момент диаметрально противоположным образом: не только сознание боговдохновляемых, а и вообще сознание никаких людей недоступно для дьявольского проникновения против воли самого человека. Враг человеческий может создавать лишь искусительные прилоги - не более того. И только от разумения человеческого, от свободной человеческой воли зависит, поддаться им или нет.
То обстоятельство, что критическая автореферентность у Даниила Андреева чаще всего встречается тогда, когда он говорит о христианстве, не является случайным. Как не является случайным и само его особое внимание к историческому христианству, с критикой по всем направлениям. Ибо чаемая им Роза Мира, будущее всечеловеческое мироустройство, основывается прежде всего именно на христианском идеале, как он его понимал: "Роза Мира - грядущая всехристианская церковь последних веков, объединяющая в себе церкви прошлого и связующая себя на основе свободной унии со всеми религиями светлой направленности"(70). Поэтому "церкви прошлого", само историческое христианство, Православие предстают как заведомо не соответствующие идеалу, который в грядущем будет осуществлён этой панрелигиозной Розой Мира. Вообще, трудно не согласиться с констатацией Б.Н. Романова, что "творческий мир Андреева со всем его пафосом в сильной степени идеологизирован"(71). Помимо всего прочего, именно идеология являет собой систему идеалов как высших императивов (тогда как в религии, например, идеал являет собой лишь первоначальную степень религиозности). Таков был сам дух времени, двадцатого века, который ныне нередко характеризуют как "век идеологий". И в том идеологическом ракурсе вполне естественно было всё оценивать с позиций некоего идеала да в плане земного народоустройства. В том числе и таким образом: "Смещение перспективы, спутанность уповаемого и данного, искажение времен и сроков и даже - что еще хуже - снижение и искажение самого идеала... Драма исторического христианства заключается в том, что ни одна из церквей не превратилась в форму совершенного народоустройства, способную выразить и осуществить завет христианства, его мистический и этический смысл. Причина этого коренится, опять-таки в прерванности Гагтунгром миссии Иисуса Христа, но отсутствие серьезных, искренних и чистых попыток в этом направлении - вина самих церквей как человеческих сообществ"(72). Хотя вместе с тем, по Даниилу Андрееву, здесь не только вина, но и "особенность, свойственная христианству в его метаисторической судьбе, - особенность, предопределенная именно оборванностью миссии Христа в Энрофе"(73). При этом автор "Розы Мира" не замечает, что невольно смещает категорию вины и на Планетарного Логоса, чью земную миссию смог насильственно оборвать планетарный демон - ведь это именно Планетарный Логос в конечном счёте не учёл, что был ещё слаб для выполнения всех тех задач, которые ставились Провиденциальными силами. Да и что это за "Провиденциальные силы", которые, как оказалось в данном случае, отнюдь не провиденциальны. Но подобные вопросы Даниилом Андреевым, конечно, не ставятся, и подобные сомнения не возникают. Они вообще невозможны при идеологическом подходе, где всегда есть некий чистый идеал и некие внутренние враги да их вольные или невольные пособники, которые мешают воплотить идеал в жизнь, извращая его. Одним из таковых в "Розе Мира" предстаёт, как ни странно, апостол Павел:
"Уже в середине I века намечается и другая линия в деятельности Гагтунгра. Пользуясь тем, что миссия Христа в Энрофе осталась недовершенной и поэтому основанная Им церковь, вместо всемирного апофеоза, едва теплится в виде нескольких маленьких общин под грузными пластами государственных институтов, созданных уицраорами, и под косными толщами инвольтированных ими психологий, - силы Гагтунгра начинают вмешиваться в жизнь самой церкви. Выдвигается высокоодаренная и глубоко искренняя в своем порывании к Христу волевая личность, в которой еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость сочетаются с рассудочно-правовым сознанием римского гражданина. Этот человек был носителем некоей миссии, безусловно светлой, но указанные личные и наследственные черты его извратили понимание этой миссии им самим. Вместо продолжения Христова дела, вместо укрепления и высветления церкви духом любви, и только этим духом, тринадцатый апостол развертывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх. То обстоятельство, что апостол Павел никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни и был, следовательно, лишен всего того благодатного, что исходило непосредственно от Иисуса, - это обстоятельство не менее многозначительно, чем и другое: то, что Павел не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа. И однако остальные апостолы как бы отодвигаются на второй план, каждый из них сужает свою деятельность до локальных задач, до создавания христианских общин в той или другой стране, а лишенный благодати Павел постепенно оказывается центральной фигурой, возвышающейся надо всеми общинами, все их объединяющей и всем им диктующей то, что ему кажется продолжением Христова дела"(74).
Характеристика, суровее некуда. И искажённей некуда. Прежде всего опять-таки бросается в глаза нечувствительность автора "Розы Мира" к собственным тривиальным противоречиям, включая аспект автореферентности. Если человек извратил понимание светлой миссии, если вместо укрепления и высветления духом любви цементировал духовным страхом, реализуя демоническое вмешательство в жизнь Церкви, то с какой стати считать его носителем миссии не просто "светлой", а ещё и "безусловно светлой". Да и такие параметры, как "никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни", "не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа", а потому "лишенный благодати" - всё это напрямую относится ведь и к тому, кто даёт такую характеристику. Единственно, что в этом случае клише "еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость" достаточно заменить на "наследственные черты" из какого-нибудь аналогичного клише насчёт русских. Словом, здесь вновь если что духовное и выражает Даниил Андреев, то всего лишь дух того времени, в котором жил - со многими его идеологическими предрассудками. Вплоть до характерного обыгрывания расхожего названия "тринадцатый апостол", модного в предреволюционные и послереволюционные годы(75). В действительности же Господь избрал в апостолы "кого Сам хотел"(Мк.3:13), и апостол Павел стал первым апостолом, который был призван непосредственно Иисусом Христом (настоящим, а не мифологическим) уже после Своего Вознесения - подобно тому, как первые апостолы были призваны Им в земной жизни. Строго говоря, тринадцатым по чисто хронологическому порядку призвания и сопричисления является апостол Матфий, избранный другими апостолами по жребию, когда "было же собрание человек около ста двадцати", "и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам" - так же, как ранее был сопричислен "и получил жребий служения сего" предатель Иуда, автоматически переместившийся на тринадцатое место(см. Деян. 1:13-26). Хотя и к Матфию какой-то порядковый номер в прежнем смысле, по сути, уже не применим - он тоже, как и Павел, стал первым апостолом, который также был призван и сопричислен после Вознесения. Разница здесь только в способе призвания, и оба эти способа (соборной апостольской преемственности через рукоположение действием Святого Духа и непосредственное действие Главы Церкви Иисуса Христа), как видим, имеют место в земной Церкви Христовой изначально. Как изначально и неизбывно звучат слова Господа о Петре - "Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18) и о Павле - "он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми"(Деян.9:15). И не случайно имена апостолов Петра и Павла вплоть до сего дня в церковном сознании соседствуют самым неразлучным образом, и отнюдь не происки какого-то планетарного демона тому причиной.
5) Соработничество светлых и тёмных силКак выше уже отмечалось, в мифологии "Розы Мира" люди могут быть инкарнациями самых разных монад (не обязательно собственно человеческих), имеющих самые разные пути реинкарнаций. А кроме того есть не только изначальное (в земном плане) сущностное неравенство людей, но и монадное неравенство людских сообществ: например, "сверхнародов - то есть таких групп наций, которые объединены между собой именно совместно созидаемою, своеобразною культурой"(76) и самих отдельных наций. Более точно "под термином "сверхнарод" понимается совокупность наций, объединенных общей, совместно созидаемою культурой, либо отдельная нация, если ее культура созидалась ею одной и достигла высокой степени яркости и индивидуальности... Под сверхнародом понимается совокупность не тех только личностей, которые принадлежат к нему сейчас, не только наших современников, но и весьма многих из тех, которые принадлежали к нему раньше, хотя бы и на заре его истории, а позднее, в своем посмертии, действовали и действуют в трансфизических слоях, с этим сверхнародом связанных. Точно так же обстоит дело и по отношению к демоническим мирам нисходящего ряда, существующим как бы под сверхнародами"(77). Эти многослойные сегменты носят названия метакультур. При этом "нет сверхнарода (именно сверхнарода, а не нации), над которыми не надстоял бы его демиург... И нет нации, которая не обладала бы Идеальной Соборной Душой... Идеальная Соборная Душа есть существо, обладающее единой великой монадой... Почти в каждой метакультуре есть несколько национальных соборных душ, но, как правило, одна из них принадлежит к иной иерархии, чем остальные. Только она является богорожденной, как и демиург сверхнарода, и только она связана с ним особыми, таинственными, духовными и материальными узами любви. Такие соборные души составляют иерархию Великих Сестер; в земной брамфатуре их около сорока. Соборная Душа есть у каждой определившейся нации, но остальные из них принадлежат к монадам богосотворенным. Им, этим Младшим Сестрам, соответствуют духи-народоводители, инспираторы тех наций, которые входят в состав сверхнарода, но не играют ведущей роли в его истории... Великой богорожденной монадой является и демиург сверхнарода, более могучий, более действенный, но чуждый соборности. Он един"(78). В наш планетарный мир "обе эти иерархии вступают в момент метаэфирного рождения. Таким термином условно обозначим событие, заключающееся в том, что их монады вступают в пятимерную материальность Шаданакара. От Планетарного Логоса, который можно понимать и как Существо, ставшее высшим демиургом нашей брамфатуры, они получают некий импульс: этот импульс есть творческое веление к осуществлению и выражению себя в трехмерной и четырехмерной субстанциях грядущего сверхнарода, которого еще не было и которого без них не могло бы быть. Именно этот импульс влечет за собою их спуск, облечение их тканями более плотной материальности, уже четырехмерной, и начало, таким образом, их планетарного цикла. Это есть их второе в Шаданакаре, их астральное рождение. Физического, конечно, они не испытывают никогда... Миры, где эти иерархии пребывают между двумя этими рождениями, а монады их - на протяжении всего их цикла в Шаданакаре, составляют сакуалу Демиургов"(79). Таким образом, сверхнароды и нации отличаются друг от друга весьма существенно: монады первых богорождённые, а вторых - богосотворенные.
Наряду с этим существуют также особые демонические существа, являющиеся результатом, как ни странно, совместного творчества светлых Провиденциальных сил и злобного планетарного демона Гагтунгра. Это бесполые и размножающиеся почкованием демоны великодержавности, называемые уицраорами: "Каждый род уицраоров появился на свет как плод сочетания "каросс", то есть локальных, национальных проявлений Лилит, "Всенародной Афродиты" человечества, с демиургами сверхнародов. В большинстве метакультур эти существа были порождены по воле демиургов как защитники сверхнарода от внешних врагов. Впервые они появились в метакультуре Вавилонии: ее демиург попытался это свое порождение противопоставить воинствующим эгрегорам Египта и Мидии, грозившим самому существованию вавилонского сверхнарода. Но кароссы несут в себе проклятое семя Гагтунгра, в глубокой древности заброшенное им в эфирную плоть Лилит, отдельными национально-культурными выражениями которой они являются. И семя Гагтунгра предопределило то, что первый же уицраор, сначала выполняя волю демиурга, вскоре затем переродился в трансфизического носителя великодержавной государственности Вавилона. Его агрессивность толкнула демиургов других сверхнародов на крайние меры защиты своих стран в Энрофе против завоевателя. Меры эти состояли в порождении ими подобных же существ"(80). Стоит отметить, что эгрегоры, по "Розе Мира", демонами вообще-то не являются: они даже не имеют собственных монад и суть всего лишь "иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми партиями и религиозными обществами. Они лишены монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности"(81). Создавать и использовать против таковых эгрегоров могущественных демонов уицраоров - всё равно, что на выстрел пушки отвечать ударом атомной бомбы. Впрочем, уже отмечалось, что в мифологии "Розы Мира" силы Света, часто называемые "Провиденциальными", на деле особой провиденциальностью не отличаются. И даже не учатся на собственных ошибках: так и демиурги продолжали создавать да использовать (санкционируя действия) "своих" уицраоров, невзирая на печальный опыт других демиургов.
В плане метаисторическом светлым богорождённым демиургам вкупе со светлыми богосотворёнными народоводителями следовало бы просто договориться - иначе какие же они светлые и провиденциальные. Но тогда мифологическая метаистория радикально разошлась бы с реальной историей. А так как первая претендует на объяснение второй, то должна соответствовать земной эмпирии - даже вопреки собственному мифологическому смыслу. Единственное, что при этом остаётся - вознести причину возникновения зла в земном мире из плана метаисторического в план вселенский. Что и сделал Даниил Андреев применительно к Лилит: "Некогда, в глубочайшей древности, эта стихиаль стала супругою Первоангела - того величайшего Духа, что сделался Логосом Шаданакара. Это было во времена творения ангельских слоев, и Лилит стала праматерью этого первого человечества. Но Гагтунгр сумел проникнуть в мир Лилит, и ее тончайшее материальное тело восприняло в себя некий демонический элемент. Это была катастрофа. С тех пор все цепи рода, формируемые ею, будь то в мирах титанов, даймонов или людей, воспринимают в себя нечто от этого элемента. Еврейская мистика знает термин "эйцехоре" - семя дьявола в человеке. Попробуем пользоваться им для обозначения этого проклятого семени и в человеке, и в самой Лилит, несущей его в себе по сей день, и в ее кароссах. Монадой и всей полнотой сознания обладает только Лилит: ее локальные проявления, кароссы, в том числе и Дингра России, при всей своей мощи и вековой устойчивости, имеют лишь эквивалент сознательности и лишены монад"(82). Словом, любая плоть любых существ в земном мире (поскольку Лилит есть "ваятельница плоти") изначально заражена дьявольским семенем. И даже земное человеческое воплощение Планетарного Логоса (якобы, в Иисуса Христа) ничего в этом отношении не изменило. Как в древнейшие времена Планетарный Логос потерпел катастрофическое поражение от планетарного демона, заразившего все физические тела дьявольским семенем, так и при вочеловечении Планетарного Логоса планетарный демон насильственно оборвал его земную миссию. Соответственно, "образование церкви в человечестве, обремененном прежней самостью и не огражденном от темных инспираций, не могло вызвать того стремительного прогресса - духовного и нравственного, который совершился бы, если бы Гагтунгр не оборвал жизнь Христа. Поэтому девятнадцать веков человечество двигалось по изломанному, зигзагообразному, неравномерному и односторонне суженному пути: он - равнодействующая между работой Провиденциальных начал и яростным воздействием Гагтунгра"(83). Человеческой свободе в этой равнодействующей места уже практически не остаётся - что, впрочем, тоже весьма характерно для мифологии.
Таков, по мифологии "Розы Мира", источник и главная пружина земного зла, превращающий метаисторию едва ли не в дарвиновскую борьбу за существование светлых и тёмных сил, ибо "воистину же непримиримая борьба ведется не между шрастрами, а между игвами, раруггами и уицраорами, с одной стороны, и синклитами затомисов, ангелами, даймонами и самими демиургами сверхнародов - с другой"(84). Тем не менее демиурги как борются с уицраорами, так и санкционируют их деятельность, и всё это проявляется в истории прежде всего через земных правителей (из числа человекоорудий) государств и народов. А самим, так сказать, народным массам свойственна роль своеобразной кормовой базы демонов государственности: "Уицраор излучает в гигантских количествах своеобразную психическую энергию, проникающую в Энроф. Воспринятая сферою бессознательного в человеческой психике, она проявляется среди человеческих обществ в виде комплекса национально-государственных чувств. Благоговение перед своим государством (не перед народом или страной, а именно перед государством с его мощью), переживание самого себя как участника в грандиозной деятельности великодержавия, культ кесарей или вождей, жгучая ненависть к их врагам, гордость материальным преуспеванием и внешними победами своего государства, национальное самодовольство, воинственность, кровожадность, завоевательный энтузиазм - все эти чувства, выявляющиеся уже в пределах человеческого сознания, могут расти, распухать, гипертрофироваться лишь благодаря этой уицраориальной энергии. Но при этом психика людей обогащает эти, если можно так выразиться, разряды энергии своими собственными привнесениями, свойственными лишь ей. Возникает своеобразное психоизлучение человеческих масс, психоизлучение двойственной природы и обратной направленности. Оно опускается сквозь земную кору, проникает в соседние инфраслои проступает в виде вязкой красной росы на почве шрастров. Игвы собирают ее для уицраоров - в этом и состоит их главная обязанность по отношению к ним... Питание уицраоров психоизлучениями народов, и притом излучениями, связанными именно с эмоциями государственного комплекса, - это не только серьезнейший факт, но и причина неисчислимых бедствий"(85).
В целом концепция уицраоров, пожалуй, представляет собой наиболее слабую сторону метаисторической мифологии "Розы Мира". Будучи порождёнными по воле светлых богорождённых монад-демиургов, уицраоры оказываются среди важнейших победных достижений злобного планетарного демона. В итоге "вавилонская метакультура была первой, в которой Гагтунгру удалось добиться в подземном четырехмерном слое, соседнем с вавилонским шрастром, воплощения могучего демонического существа, уицраора, потомки которого играли и играют в метаистории человечества огромнейшую и крайне губительную роль"(118). И вместе с тем на этой концепции основывается вся излагаемая в книге метаисторическая хроника. Собственно земные люди в таких условиях оказываются как бы между молотом и наковальней.
6) Двойная этика "Розы Мира"Сообразно постулированному в "Розе Мира" различению абсолютной и относительной ценности человеческой личности выступает здесь и другой постулат: о различении гуманистической этики и этики метаисторической - двух этик, которые могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Связано это с тем очевидным эмпирическим фактом, что человек не существует изолированно от других людей - всегда входит в то или иной человеческое сообщество. Другим очевидным эмпирическим фактом является наличие на Земле разных этносов (наций, народностей и т.д.), а также территориальных государственных образований. В мифологическом мире все они так или иначе должны быть персонифицированы (таков закон мифологического жанра). Собственно, метаистория и являет собой историю взаимоотношения, сотрудничества, борьбы и т.п. таковых мифологических персоналий. Поэтому сфера этического неизбежно должна быть распространена как на область их взаимоотношений, так и на взаимоотношения исторически существующих людей с персоналиями метаисторическими. Однако там начинаются уже совсем иные масштабы, по сравнению с которыми земной человек и земная человеческая жизнь - исчезающе малая величина: "Метаистория потому и есть метаистория, что для нее невозможно рассмотрение ни отдельной человеческой жизни, ни существование целого народа или человечества в отрыве от духовного предсуществования и посмертия. Стезя космического становления любого существа или их группы прочертилась уже сквозь слои иноматериальностей, ряды миров, по лестнице разных форм бытия и, миновав форму, в которой мы пребываем сейчас, устремится - может быть, на неизмеримые периоды - в новую чреду восходящих и просветляющихся миров. Переживаемый нами отрезок по отношению к целому сравним с десятисекундной остановкой на полустанке в ночной степи пересекающего гигантский материк пассажирского поезда. И пока мы не приучим себя к созерцанию исторических и космических панорам во всем их величии, пока не привыкнем к таким пропорциям, масштабам и закономерностям, до тех пор наши суждения будут мало чем отличаться от суждений насекомого или животного, умеющего подходить к явлениям жизни только под углом зрения его личных интересов или интересов крошечного коллектива"(86). Соответственно, метаисторическая этика "есть как бы второй этический слой, простертый над привычным для нашего сознания и нашей совести слоем этики чисто гуманистической"(87).
В эмпирически данном земном мире, таким образом, на первое место выступает не абсолютная ценность личности, а её относительная ценность. Ведь абсолютная ценность лишь потенциальна, заключена в том, что личность содержит единоприродные с Божеством способности творчества и любви. Полностью таковые способности личность не может раскрыть и реализовать ни на одном этапе своего космического восхождения - только в самом финале. Ибо "вселенский план Провидения ведет множество монад к высшему единству. По мере восхождения их по ступеням бытия формы их объединений совершенствуются, любовь к Богу и между собой сближает их все более. И когда каждая из них погружается в Солнце Мира и со-творит Ему - осуществляется единство совершеннейшее: слияние с Богом без утраты своего неповторимого Я"(88). Поэтому на каждом космическом этапе личность имеет ценность относительную, которая зависит от стадии её восходящего пути, от суммы собственных и Провиденциальных усилий, затраченных на достижение этой стадии, и от того, в какой степени личность свои способности богосотворчества и любви выявляет в жизни. Касается это, в том числе, каждой земной человеческой личности. Но также касается и человеческих сообществ, олицетворяемых метаисторическими персоналиями. Как, например, в нашей Российской метакультуре: есть демиург сверхнарода, условно называемый Яросветом и являющийся великой богорождённой монадой, а есть "другая, схожая с демиургом иерархия - великие духи-народоводители отдельных наций, входящих в состав нашей метакультуры. Среди них есть и более древние, чем Яросвет, есть и юный народоводитель Украины"(89), но все таковые великие духи суть монады уже не богорождённые, а богосотворённые. Наконец, есть порождённые совместными стараниями (хотя с разными целями) светлых и тёмных сил демоны государственности, уицраоры - "могущественные существа, играющие в истории и метаистории роль столь же огромную, как и их телесные размеры. Если бы голову этого создания вообразить на месте Москвы, щупальцы его дотянулись бы до моря. Они передвигаются с захватывающей дух быстротой, обладают даром речи и немалой хитростью"(90). Всё это предопределяет основные принципы метаисторической этики, простирающейся над этикой совести.
Каковы же основные императивы этого второго этического слоя, который как бы по ту сторону добра и зла сравнительно с элементарными нормами морали? Они, эти императивы, зависят от того, что является главной метаисторической бедой в историческом преломлении. В мифологии "Розы Мира" она определяется так: "С точки зрения метаистории, самой страшной катастрофой является непоправимая неудача выполнения сверхнародом его метаисторического (и исторического) задания. Любая извилина исторического пути, в конце которой маячит такая опасность, должна быть избегнута любой ценой. И когда подобная опасность давит на одну из чаш весов, никакая сумма личных страданий не может ее перевесить"(91). Из этого формулируются "основные принципы метаисторической этики", среди которых ведущим является следующий: "некоторые явления истории, сами по себе остающиеся злом, потому что они несут множеству людей страдание и гибель, могут быть в то же время, и даже совершенно очевидно, меньшим из зол"(92).
На первый взгляд, в этом отношении в "Розе Мира" нет ничего нового: ведь выбор меньшего из зол - давным-давно известный принцип бренного земного бытия, ведущий к столь же давным-давно известным моральным коллизиям. Убивать людей - зло, но когда на страну нападает враг, то вооружённая защита от него - меньшее из зол для подвергшегося злобной агрессии народа. Однако дело в том, что метаисторическая этика "Розы Мира" идёт гораздо дальше, в её мифологическом мире возможная опасность тождественна опасности действительной, воображаемая катастрофа сродни катастрофе реальной. А поскольку весь мировой метаисторический процесс представляется предзаданным и данным вплоть до грядущей смены эонов, исторические события рассматриваются не только в контексте своего времени, но и в плане кармического наследия прошлого, а также с точки зрения будущего, которого реально не было, нет и не будет. Поэтому не только скажем, вооружённая самозащита от захватчиков этически оправдана, но и "в некоторых случаях метаисторическое созерцание может приводить к относительному оправданию (только в плане общечеловеческого становления, а не в плане индивидуальной кармической ответственности) завоевательных предприятий. И даже к невольному сокрушению о том, что такого-то предприятия не произошло"(93). И пусть "наша непосредственная совесть возмущается зрелищем страдания - и в этом она права. Но она не умеет учитывать ни возможностей еще горшего страдания, которые данным страданием предотвращаются, ни всей необозримой дали и неисповедимой сложности духовных судеб как монады, так и их объединений. В этом - ее ограниченность. Столь же правильны и столь же ограниченны и все гуманистические нормы, из импульса этой совести рожденные"(94).
Но кому, как не Богу только, дано прозревать всю эту цепь и ведать неисповедимое? Разве кто-то из людей уполномочен заявлять, что оправдан даже геноцид, ибо в противном случае где-то в необозримой дали грядущего будут ещё более горшие страдания, если ту или иную человеческую общность вовремя не истребить? А ведь в том числе и случаями геноцида сопровождалась, например, западная захватническая, колониальная политика в течение целого ряда веков. Разве и это должно оправдываться метаисторической этикой? Ответ в "Розе Мира" даётся с позиций заведомой этичности выполнения тем или иным сверхнародом его метаисторического (и исторического) задания, поэтому читаем: "на поставленный вопрос следует отвечать без обиняков, сколько бы индивидуальных нравственных сознаний ни оттолкнуло такое высказывание. Да: всемирной задачей двух западных сверхнародов является создание такого уровня цивилизации, на котором объединение земного шара станет реально возможным, и осуществление в большинстве стран некоторой суммы морально-правовых норм, еще не очень высоких, но дающих возможность возникнуть и возобладать идее, уже не от западных демиургов исходящей и не ими руководимой: идее преобразования государств в братства параллельно с процессом их объединения сперва во всемирную федерацию, а впоследствии - в монолитное человечество, причем различные национальные и культурные уклады будут в нем не механически объединены аппаратом государственного насилия, но спаяны духовностью и высокою этикой"(95). Ну, а поскольку самой страшной катастрофой является неудача выполнения подобных задач, то в плане метаисторической этики лишь она и есть главное зло, которое должна быть избегнуто любой ценой - ценой любого другого зла.
Столь универсальное обобщение принципа "из зол - наименьшее", распространяющее данный принцип практически неограниченно (ведь при таком подходе любую бесчеловечность можно оправдать, якобы, предотвращением ещё большей бесчеловечности в неисповедимой перспективе), вызывает невольный протест и естественного нравственного чувства, и естественного человеческого разума. По всей видимости, понимал это и Даниил Андреев, решивший проиллюстрировать метаисторическую этику наглядным историческим примером:
"Разбираемый вопрос представляется мне настолько важным, что я рискну задержать внимание читателя еще на одном примере, более частном, но не менее сложном. Нас оскорбляет и ужасает злодейское уничтожение испанскими завоевателями царства и культуры Перу. Никаких оправданий для преступлений испанских конкистадоров измыслить невозможно; посмертная судьба каждого из них была, надо полагать, ужасна. Но это - только одна сторона катастрофы, разразившейся в Южной Америке в 1532 году. Другую понять несравненно труднее.
Трудно принять то, что удивительнейшая и своеобразнейшая империя инков (для историка, впрочем, остающаяся только любопытным локальным раритетом) для метаисторического созерцания предстает феноменом совершенно другого масштаба, эмбрионом неосуществленного образования, грандиозного и устрашающего, чреватого срывом необозримых человеческих множеств с предательски скрытой духовной крутизны.
К моменту появления испанцев империя инков уже распространила почти на четверть южноамериканского материка тот необычайный духовный, экономический и социально-политический уклад (некоторые исследователи называют его теократическим социализмом), который характеризуется высоким материальным довольством, купленным ценой предельного порабощения личности, ценой потери человеческого Я в беспрекословно повинующейся безликой массе. Страшнее такого строя, доведенного до совершенства, то есть до превращения в дьявольскую машину массовых духовных убийств, нет ничего; мечта Гагтунгра в той мере, в какой она касается человечества, заключается именно в этом. Только масштабы при этом грезятся не национальные, а планетарные, но ведь надо же с чего-нибудь начинать... Если бы держава инков нашла в себе силы для отпора испанцам, для усвоения их технических и военных преимуществ и для дальнейшего самостоятельного развития, как, например, Япония, то через некоторое время человечество стало бы лицом к лицу с тиранией столь централизованной, столь совершенной, столь мощной и неколебимой, что взор теряется в мутных заревах общечеловеческих катаклизмов, не совершившихся именно благодаря испанцам и только им"(96).
Нарисованная картина, действительно, выглядит инфернально. Но с исторической реальностью имеет мало общего. Даже то, что государство инков Тауантинсуй, якобы, распространялось почти на четверть южноамериканского материка, действительности не соответствует. Подобное впечатление может возникнуть разве что из взгляда на карту, где общая площадь современных Даниилу Андрееву южноамериканских государств, на территории коих были обнаружены памятники инкской эпохи, примерно четверть материка и составляла. Но как известно ныне, сама древняя империя инков по размерам была гораздо стромнее. Однако удивляет даже не столько это. Странным образом египетский фараон Эхнатон (Аменхотеп IV), отнюдь не стремившийся ввести монотеизм (который изотерически и без того признавался всеми жрецами), а лишь заменивший один главный государственный культ (Амона) на другой (Атона), ради сосредоточения в своих руках абсолютно-божественной власти (в и без того тотальной восточной деспотии, основанной на бесчеловечном рабстве) - этот правитель, который довёл страну до массовой коррупции да глубокого экономического кризиса, в "Розе Мира" предстаёт в статусе "великого родомысла и пророка Эхнатона"(97). А южноамериканские инки, которые действительно шли к монотеизму, прекратили практику массовых человеческих жертвоприношений и создали максимально возможное по тем временам справедливое общество на основе общинно-родового строя, а не рабовладения - они почему-то оказываются в роли едва ли не предтечей антихриста. Впрочем, по законам мифологического жанра такие метаисторические парадоксы вполне естественны. Миф "Розы Мира" в основном и строится на исторических мифах, на каких-то глухих слухах и легендах весьма сомнительной исторической достоверности. Иначе он не был бы мифом.
Так в данном случае: главная разница в том, что "социализм" приписывать Эхнатону никому никогда в голову не приходило. А вот о "социализме" инков (и даже о "теократическом социализме") писали многие. Прежде всего не столько исследователи-историки, сколько писатели несколько иного рода: от французского социалиста-утописта 18 века Морелли (советским читателям он мог быть знаком по "Анти-Дюрингу" Энгельса) до старшего современника Даниила Андреева, американского "спящего пророка" Эдгара Кейси. Это оказало своё влияние и на первую научную историю завоевания Перу, написанную У. Прескоттом и вышедшую в США в 1847 году (интересно отметить хронологическое соседство этой работы с "Манифестом коммунистической партии" Маркса и Энгельса). Однако классиков марксизма от перуанского примера оттолкнула религиозность инков, весьма близкая христианской, поэтому они в качестве предтечи социализма этот пример не использовали (да и при "реальном социализме" марксистские публицисты от него открещивались(98). В конце 19 и начале 20 веков тема "социализма инков" оказалась модной среди некоторых французских и немецких