Кому же действительно хочется понять логику андреевского мифа — понять, а не уличить! — предлагаю продолжить диспут в параллельной теме.
Я пока продолжу диспут здесь. (Потом перейду в параллельную тему.) Делаю это для тех, кто будет читать эту ветку.
если нужно найти какую-то формулировку, вырвав которую из контекста и оттолкнувшись от неё, можно показать непримиримое противоречие христианской догматике мифа Розы Мира, то это будет сделано непременно и все контраргументы будут проигнорированы.
ПРЯМО и в Евангелиях утверждаются взаимно исключающие тезисы.
Вот по такому пути и пойдем, по принципу "зеркала"
.
Вообще, в концепции "Розы Мира" очень многое строится по принципу зеркальной симметрии, где всё светлое сразу же отражается в неких чёрных зеркалах (как извращение светлого), а все действия сил тьмы столь же зеркально отражаются в противодействиях сил Света.
Во-первых, не все светлое "отражается" в "черных зеркалах". И тем более, действие сил тьмы НЕ ОТРАЖАЮТСЯ ЗЕРКАЛЬНО в противодействии сил Света. Думать так - значит многократно профанировать и упрощать Миф Розы Мира. Это все равно, что все христианство свести к возвещению грядущего Страшного Суда Христова и вечных мук для не раскаявшихся грешников, и, "зеркально", вечного блаженства для тех, кто соблюдал церковные догматы, успел причаститься и исповедоваться перед своей кончиной. Но ведь это профанация? Профанация. Разве этим Христова Весть исчерпывается? Нет конечно! То же самое и касательно Вести Даниила Андреева.
Упрек Даниилу Андрееву в дуализме, в том, что у него, как в "Ночном-дневном-сером дозоре" Лукьяненко, сражаются НА РАВНЫХ силы Света и тьмы - я такое не раз слышал от своих церковных знакомых. Но причины этого не в самом Мифе Розы Мира, а ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в упрощенном, искаженном понимании этого мифа. Аналогично, если я понял христианство только как Весть о Страшном Суде и вечных муках и о вечном блаженстве отдельных избранных - это говорит не о том, что таково САМО христианство, а лишь о том, что таково МОЕ ЛИЧНОЕ, весьма упрощенное понимание миссии Христовой Церкви.
Но почему возникает иллюзия дуализма Света и тьмы, их симметрии в восприятии Розы Мира Андреева? Причины мне видятся две:
1. Сложность, многомерность самого Мифа. В человеческое сознание, привыкшее к традиционной христианской космологии с ее ангелами, архангелами, бесами и демонами, вливается немало новых, "причудливых" существ: демиурги, Соборные Души, духи-народоводители, уицраоры, игвы, Велги и т.д. и т.п. Сознание невольно протестует против такой сложности. Или хотя бы пытается все быстро себе объяснить. Объяснения разные, от: "ах, это автор же в сталинской тюрьме написал, а там и не такое с головой может случиться", до - "господа, да это же банальный дуализм, гностицизм, давно разоблаченной отцами Церкви, еще в начале нашей эры".
2. Следующая причина заключается в неизменной тяге человеческого ума логически все разделять, раскладывать по полочкам, РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ. Я и сам этим грешил после первого прочтения Розы Мира. Мироздание вокруг меня мне тогда виделось похожим на "слоеный пирог". Очень упрощенно, как в песне группы "Агата Кристи": по Небу ангелы летят, в канаве демоны ползут... Ничего ужасного в таком восприятии нет. Даже наоборот, ощущение непрекращающейся сказки, великого мифического действа - Боже, как разнообразен вокруг мир, сколько всего, какая напряженная борьба Света и тьмы... воистину древние боги, вычеркнутые из жизни монотеистическими религиями, вернулись... Но подобное восприятие слишком детское, это как первая любовь. При дальнейшем перечитывании Розы Мира я постепенно стал понимать, что все немного сложнее, непредсказуемее, чем просто "слоеный пирог" и "зеркальные отражения".
С другой стороны, Весть Андреева о том, что демоны могут лишь "зеркально искажать в своих черных зеркалах" Светлое и Провиденциальное, имеет ГЛУБОЧАЙШИЙ ХРИСТИАНСКИЙ СМЫСЛ. Смысл в следующем:
противобожеские силы не в состояние творить. Они сами себя лишили этого дара. Они могут лишь захватывать то, что им не принадлежит, искажать, переделывать, обезьянничать. Если бы Даниил Андреев был действительным дуалистом, он бы показал РАВЕНСТВО сил Света и тьмы. Но какое же в Розе Мира равенство? Его там и близко нет.
И последнее к этой теме. Церковные люди зачастую и сами весьма лукавят в своем определении места и роли сил тьмы. Когда надо опровергнуть какого-нибудь Даниила Андреева, говорят (естественно, не имею ввиду Вас, Юрий): это язычество, дуализм; бесы никакой силы не имеют, все совершается исключительно по Воле Божьей... А потом те же люди говорят: всюду бесы, бесовские прилоги, бесноватые, одержимые бесами, бесовские идеологии, культура и т.д. В итоге складывается ощущение, что не Бог, а бес правит миром.
Двойственная ценность человеческой личности
Из всего этого вытекает как то, что "ценность человека невелика сравнительно с ценностью архангела или демиурга народа"(60), так и то, что сами человеческие личности тоже не равноценны относительно друг друга(61). Формулируется это Даниилом Андреевым следующим образом: "Именно в том факте, что личность содержит единоприродные с Божеством способности творчества и любви, заключена ее абсолютная ценность. Относительная же ее ценность зависит от стадии ее восходящего пути, от суммы усилий - ее собственных и Провиденциальных, - затраченных на достижение ею этой стадии, и от того, в какой степени она эти способности богосотворчества и любви выявляет в жизни"(62).
А в чем здесь двойственность? Ведь ясно сказано: АБСОЛЮТНАЯ ценность в том, что ВСЕ личности содержат ЕДИНОПРИРОДНЫЕ с Божеством способности. То есть, ВСЕ ЛИЧНОСТИ РАВНОЦЕННЫ. Иерархические различия между собой личностей - ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ (временные, не что-то
раз и навсегда данное). Так в чем двойственность? Если бы Даниил Андреев, утверждая абсолютные, неизменные ценности добавлял: все равны перед Богом, но евреи, русские или "посвященные из Шамбалы" - равнее. В абсолютном смысле. Онтологически! Тогда можно было бы упрекнуть автора Розы Мира в двойственности. Но ведь Андреев говорит лишь о "неравенстве" относительном. А это, увы, так. Разве я сейчас равен, например, Серафиму Саровскому? Нет, конечно. Но наше неравенство ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ВРЕМЕННОЕ. Перед Творцом мы имеем единоприродную, абсолютную, равную ценность. Разве не так?
Относительно мы всегда будем не равны, пока все не вернемся к Отцу... Кстати, если развивать Вашу логику дальше, то мы как раз и придем к "мистическому анархизму": как наверху, так и внизу все равны и все равно, долой иерархию! Но ведь это уже не совсем христианство. Так ведь?