Ибо сама тема, как я её понимаю, состоит в том, что есть явственно выраженное противоречие между Православием и "Розой Мира", хотя сам Даниил Андреев был православным христианином.
В доказательстве этого постулата состоит только Ваша цель, Юрий. Это одна лишь грань темы. Тема же являет собою
многоголосье.
Я, например, не только не принимаю Вашего постулата, но и пытаюсь показать обратное, а именно:
отсутствие явственного противоречия между Православием и Розой Мира, причём сразу по двум причинам: 1) Духовно и даже по букве (если прочесть букву, исходя из логики андреевского мифа и его духа) нет противоречий с Православием. 2) Книга «Роза Мира» не альтернативный катехизис и не богословский трактат, поэтому её вообще нельзя сравнивать с Православием (равно как и с другой конфессией и религией).
И что имеется в виду под Православием тоже не совсем понятно. Если Символ Веры, то нет у Андреева и его творчества никаких противоречий с православным Символом Веры. Есть недостаточно продуманная формулировка относительно догмата о Троице. И только. И я берусь показать, что даже эта формулировка (в целостном мифе) не является противоречием с Символом Веры. Остальные противоречия, как и в случае с Планетарным Логосом, являются исключительно неверным прочтением андреевского мифа.
Своей задачей в этой теме я считаю не только предметно и обоснованно это показать, но и попробовать параллельно помочь понять главное в андреевском мифе —
его внесистемную сущность и смысл появления в мире такой сущности. Андреевский миф вообще нельзя сравнивать с любой системой, хоть богословской, хоть философской. Полагаю, что у других участников дискуссии свои цели, поэтому надеюсь, что тема состоится как содержательная многогранная целостность.
Хуже всего было бы, если в данном обсуждении возобладало бы примитивное объяснение: дескать, само нынешнее православное мировосприятие ущербно. Хотя подобные обертоны отчасти здесь проскальзывают, но погоды не делают, и это внушает оптимизм.
А кто из присутствующих в дискуссии обладает православным мировосприятием и вправе говорить от лица такового, а кто нет? По каким критериям одни суждения относятся к православному мировосприятию, а другие являются «не делающими погоды обертонами об ущербности православия»? Если мы не будем делить друг друга на истинных и неистинных православных, то оптимизма ещё поприбавится.
Вопрос социокультурного контекста, в котором появилась "Роза Мира" и который обязательно надо учитывать при рассмотрении её содержания, на мой взгляд, вообще не имеет отношения к теме «СССР — карикатура Розы Мира».
Тогда нужно открыть новую тему. Розе Мира (и как книге, и как эпохе) у нас посвящён целый раздел. Если все аспекты и всю критику книги «Роза Мира» пытаться рассмотреть в одной ветке, то ветка эта попросту провиснет и станет нечитабельной. Напомню, что и данная тема появилась из-за отделения Вашего текста из ветки «Образ Бога в творчестве Бердяева и Андреева» (что тоже поначалу не вызвало с Вашей стороны понимания). Эта тема является
обсуждением заглавного Вашего текста, он и так содержит несколько параллельных смысловых потоков. Если мы начнём их ещё множить, то утопим дискурс в многословии.
Как и ряд других тем, в которых также предлагалось продолжить рассмотрение некоторых вопросов и даже прозвучал упрёк в мой адрес, что я эти призывы перейти в другие темы проигнорировал.
Была речь не о ряде других тем, а о
конкретной работе, в которой содержится
иная версия прочтения тезиса Андреева «о недовершённости миссии», «о недостатке силы» и т.д. Это
впрямую касается затронутых Вами вопросов. И предложение было ознакомиться с этой версией, чтобы не повторять уже сказанного. Упрёк же (если это упрёк, конечно) был в том, что из поста в пост Вы пишете некоторые утверждения (о той же недовершённости миссии или поражении Логоса) так, будто это
единственно возможная трактовка андреевского текста и других трактовок в природе не существует (либо они по умолчанию не стоят рассмотрения). Обсуждать или не обсуждать альтернативную версию — дело Ваше, но делать вид, что её вовсе не существует (игнорировать сам факт), не имеет смысла (вот и весь упрёк). На другие же темы я давал ссылки в основном для читателя.
Как уже где-то писал, семантика суждений о будущем такова, что эти суждения становятся истинными только в момент, когда предсказания сбываются (соответственно, ложными, когда не сбываются).
А я там же Вам ответил: что есть и другой подход ко Времени. Будущее, как и прошлое,
творится. Суждения о будущем нужны настоящему и прошлому (для наполнения его смыслом) вне зависимости от того, сбудутся ли предсказания или нет. Речь идёт о СМЫСЛЕ того или иного
вектора времени, а какое будущее реализуется, зависит от огромного количества факторов (воль). Футурология может даже влиять на нежелательные события в будущем, чтобы они не состоялись. Если пророк предсказал катастрофу — и его услышали, и катастрофа не совершилась, то он одержал победу. Истинность пророчества в СМЫСЛЕ, вскрывающем тот или иной сценарий. Если этому смыслу вняли и тем изменили сценарий в лучшую сторону — это гораздо важнее для истины, чем пустое торжество: «а я ведь предупреждал! вот всё сбылось»... Только предсказания гадалки делает ложными или истинными прямое фактическое несовпадение или совпадение в будущем. Пророчество же делает истинным только его СМЫСЛ. Пророк говорит о СМЫСЛЕ ВРЕМЕНИ (в единой целостности прошлого-настоящего-будущего), а гадалка говорит исключительно о фактах.
Вот с учётом ещё и этого обстоятельства для меня произведения Даниила Андреева ("Роза Мира", "Странники ночи", стихотворения и т.д.) - не более (и не менее!), чем литературные произведения.
В таком случае как вообще можно рассматривать чисто литературное произведение на соответствие православному Символу Веры? Что-то тут не сходится, Вам не кажется? Если чисто литературное — то какие могут быть претензии со стороны богословской позиции (или со стороны «православной философии», если Вам такое определение больше нравится)?
Но если это обстоятельство ещё можно объяснить тем, что иначе он не мог воспринять и записать информацию, сообщённую ему вступавшими в контакт представителями Синклита России, то ошибки исторического характера ставят под сомнение уже сами контакты как источники информации. Не в том смысле, что таковых контактов не было, а в том, что они не являлись контактами с какими-то потусторонними силами, открывавшими какие-то действительно сокровенные истины.
Чистейшего родонизма чистейший образец...
При чём тут ошибки исторического характера? При чём тут вообще какая-то информация? Как стыкуется в душе информация об исторических деталях с «сокровенными истинами»?..
Интересно, как вообще представляется то общение
в духе с «друзьями сердца», о котором говорит Даниил Андреев? Как получение информации о деле Каплан?! Как Вы себе представляете метаисторическое озарение и последующее осмысление годами и годами увиденного? Даниил Андреев просто пытается аргументировать для читателя известным фактом (или тогда казавшимся известным) свой рассказ о душевном облике и посмертии Ленина. Но не на истории же с Каплан строится его прозрение!.. Мне опять «морковь» на ум пришла (извините, но я теряюсь от такой аргументации). Я столько сил и слов потратил в своё время, чтобы объяснить, что
творчество поэта, вестника, мифотворца, мыслителя и «записывание получаемой информации» — это, как бы помягче сказать, из разных огородов зайцы...
Хотя если взять более широкий историко-культурный контекст и именно христианскую литературу, то и в этом отношении оказывается, что такие миры были описаны раньше, чем это сделал Даниил Андреев (просто в силу изоляции он этого не знал).
Кем описаны? и КАК? Можно примеры привести?
Хотя опять (как и с противоречащим Православию
чисто литературным (художественным?) произведением) забавный поворот получился: Вы хотели умалить значение Андреева, но вышло наоборот: если в христианской литературе уже всё это описано, то значит Андреев описал РЕАЛЬНОСТЬ (таких совпадений не бывает, не правда ли?) А насчёт изоляции Андреева: он, что, сразу в тюрьме родился? Вообще-то, Даниил Андреев плюс ко всему был одним из эрудированнейших людей не только своего времени, но и в любых временах таких эрудитов ещё поискать. Хотя и не в колоссальной эрудиции его гениальность, конечно.
Поэтому ещё раз повторяю: нельзя устранять из рассмотрения и обсуждения аспект, который обозначил здесь Ф. Н. Козырев. Ибо это тоже весьма важная сторона дела.
Непочатый край важных сторон в Розе Мира.... Нельзя объять необъятного и втиснуть в одну ветку все аспекты. Сейчас же Вы просто начали приводить подряд из всех областей аргументы, которые должны, по-Вашему мнению, развенчать (или не знаю уж, какое слово подобрать) андреевский миф и его значение. Так выглядит со стороны. Всё пошло до кучи, даже Каплан. Для социокультурных, исторических, публицистических, научных и т.д. аспектов критики тема
о Богочеловеке в Розе Мира и философии Бердяева не годится. Отделение части дискуссии вовсе не означает «устранение из рассмотрения» или «прекращение обсуждения». Как раз наоборот: если аспект важен, то он должен быть рассмотрен в другой теме (или в новой). И вновь напомню, настоящая тема тоже появилась как ответвление другой. В общем, Юрий, давайте не будем загромождать форумное пространство препирательствами по структуре форумного раздела (всё-таки какой-то опыт у меня в этом деле есть) — я сделаю так, как считаю нужным для поиска читателем интересующих тем и для форума в целом. И потому ещё раз прошу дальнейший разговор, напрямую не касающийся проблематики заглавного текста, продолжить в другой или в новой теме. (Технические обсуждения потом отсюда тоже удалю.)