Вот Ваш роман "Капитан Брамы" (имею в виду не только первую часть), хоть и не фэнтези, а здорово примирил меня с тем, что у Даниила Андреева означено как стихиали и т.д.
Спасибо!
Мне, как автору, очень приятно такое слышать. (Приятно не в смысле похвалы (хотя и это приятно, чего греха таить), а приятно в том плане, что Замысел Капитана воплощается.)
О христологическом догмате и пропасти между Богом и человеком
в конечном счёте от "родонистского" варианта объяснения останется, что Даниил Андреев в данном месте противоречит нынешнему христианству, но отнюдь не ближе к раннехристианскому пониманию Христа, т.к. и ранние христиане Его считали Богочеловеком, как нынешние.
Если брать основной христологический догмат (совершенный Бог - совершенный Человек - Богочеловек - Единородный Небесному Отцу), думаю, вряд ли так мыслили самые первые христиане. Самые первые христиане во многом оставались еще иудеями. Они проповедовали Благую Весть (Евангелие), но и они же продолжали исполнять и обряды иудейской религии. Первые христиане еще продолжали жить внутри иудейской традиции. И воспринимались внешним миром (вплоть до нероновских гонений 64-68 годов первого века) именно как необычная секта внутри иудаизма. А в иудаизме нет таких понятий как Богочеловек или Бог-Сын. Для иудея в высшей степени кощунственно представлять, будто Всевышний, Яхве,, воплотился в бренном человеческом теле.
Если бы первые христиане стали проповедовать распятого и Воскресшего Мессию как Богочеловека, их бы просто не поняли. А вот когда первые христиане стали знакомиться с эллинской философской мыслью (это начало происходить где-то со второй половины первого века и шло весь второй и третий века), вот тогда и стало понемногу выкристаллизовываться понятие Богочеловека, верней: сперва Логоса, а уже затем - Богочеловека.
Для справки:
Понятие «Логос» было введено в греческую философию Гераклитом. Так как этот термин созвучен с житейским обозначением «слова», сказанного человеком, он использовал его чтобы иронически подчеркнуть огромную разницу между Логосом как законом бытия и человеческими речами. Космический логос (слово), говорит греческая философия, «обращается» к людям, которые, даже «услышав», неспособны его понять. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше «общего» законопорядка. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе...
Ко II веку нашей эры понятие «Логос» плотно вошло в сферу иудейских и христианских учений. Термин «Логос» был переосмыслен как слово личного и живого Бога, который «окликает» словом (Логосом) вещи и тем самым вызывает их из небытия. Для Филона Александрийского Логос — это образ Бога, как бы «второй Бог», посредник между потусторонностью Бога и посюсторонностью мира...
(взято из БСЭ)А теперь вспомним начало Евангелия от Иоанна:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его...Евангелие от Иоанна - одно из самых глубоких свидетельств о Христе - писалось позже остальных Евангелий. Время написания - конец первого века. Любимый ученик Христа уже очень стар... Именно в этом Евангелии утверждается (гораздо сильнее, чем в остальных трех) Божественность Христа. На помощь Иоанну приходит греческая философия, приходит нужное слово - Логос. Скорее всего, по мере усвоения этого греческого термина, ранними христианами и стала уясняться Божественная природа Христа, Его загадочные слова о том, что Он и Отец - одно, Отец в Нем и Он в Отце.
Кстати, в 14 стихе первой главы Евангелия от Иоанна и содержится как раз наш "камень преткновения":
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца.Остается лишь разобраться в действительном или мнимом противоречии между: "слово стало плотию" и "Бог не воплощается, а выражает Себя в Христе посредством Своего Слова. Именно в этом смысле Христос есть воистину Слово Божие."
А я пока вот о чем хочу сказать. Итак, христологический догмат (Богочеловек) формировался на протяжении нескольких веков. Сперва в борьбе с гностическими учениями, затем в борьбе с отклонениями в самом христианстве. В итоге, да, догмат был отлит в стройную логическую форму. Несомненный "плюс". Однако, как оно обычно бывает в нашем несовершенном мире, у "плюса" есть и "минус". В борьбе с гностическими учениями, защищая Божественность Христа как от растворения в Космосе, так и в человечестве, отцам Церкви пришлось "вынести" Бога за пределы мира (Космоса, творения). В итоге, между творением и Творцом разверзлась пропасть. Защищая Христа от нападок гностиков и ересиархов, человеческая мысль (как бы эта мысль ни была ведома Духом Святым, но она, мысль, все же действовала в "линейной" логике мира сего) была вынуждена это сделать. Так возник христологический догмат, и на сем догмате встало все богословское здание христианства. Образ Христа был "спасен", но ценой отделения от творения.
Я помню, какое тягостное впечатление лично у меня оставило традиционное богословское учение о Творце, "
который не имеет как бы ничего общего с творением". Получается: Бог любит нас, но мог бы и не любить, ибо
Бог не нуждается в нашей любви (это покоробило больше всего), Он сам себе полнота и самодостаточность. Он создал нас, а мог бы и не создавать. Он послал к нам Сына своего возлюбленного, но также мог бы и не посылать. Бог не нуждается в нашем творчестве, любви и т.д. Это только мы в Нем нуждаемся. И падаем пред Ним ниц, не зная спасет ли Он нас или отвергнет. (Как слуга трепещет перед восточным деспотом, гадая, какое сегодня у господина настроение, казнит или милует, так и мы.)
Конечно, я утрирую. Есть и другой Образ Бога в Церкви. Но, если логически развивать идею пропасти между нами и Им, идею полной самодостаточности Бога в самом Себе и полной его ОТДЕЛЕННОСТИ от нас и Космоса - именно к такому выводу и приходишь. Бог не нуждается во мне. Мне остается лишь уповать на Его милость ко мне, в которой Он также не нуждается. Так что христологический догмат был принят дорогой ценой. Бог стал слишком "отдаленным и мерцающим". Вместо Бога - церковная иерархия (опять утрирую, но тем не менее), вместо творчества - отточенные догматы, ибо уже все сказано. И любая попытка сказать нечто новое будет лишь реанимацией той или иной древней ереси.
Русская религиозная философия, и в особенности Бердяев, как мне кажется, и попытались преодолеть эту пропасть, возникшую между Богом и творением. Именно Бердяев заявил, что Бог нуждается в человеке так же, как и человек в Боге. И человеческое творчество, свобода, любовь - это ответ Богу, в котором Бог нуждается так же, как и мы нуждаемся в Нем. У Даниила Андреева эта тема развита еще дальше. Поэтому при рассмотрении отношения "Розы Мира" к Боговоплощению этот момент также надо учитывать.
Последнее (в этой теме). Возвращаясь к Кольцову. Как раз труд Кольцова любопытен с фактологической стороны. Не знаю, насколько Кольцов верен в своих доказательствах (для этого надо знать и библеистику, и древнегреческий, и древнееврейский... и арамейский разговорный желательно
) Но что несомненно для меня, это утверждение, что первые христиане понимали Христа немного иначе, чем христиане эпохи Соборов и позже. Думать, будто первые последователи Христа, под прямым воздействием Духа Святого заговорили именно так, как в синодальном переводе Нового Завета и со всеми богословскими выкладками - это выше моих сил.
У Кольцова ошибочен общий подход: "Роза Мира и традиционное христианство". "Роза Мира! (как универсальная система) и что-то там "и" (другая система, менее универсальная... далее смотрим, кто кого победит)... Такой подход как раз и выдавливает "Розу Мира" на обочину религии и культуры. Но да об этом у нас достаточно сказано.