Понятие символа
Третьей идеальной сферой эманаций Единого, после божьей благодати и любви, является сфера символа. Слово «символ» в обиходе используется в широком смысле, хотя его философско-эстетическое значение сложное и утонченное. Предлагаемое понимание символа опирается, в частности, на идеи А.Ф.Лосева.
1. Символ есть исключительный объект.
Символом может быть какая-либо вещь, предмет, объект. Нечто сугубо субъективное символом быть не может. Объектность нужна для того, чтобы субъектности было к чему прикрепиться. Правда, символами могут выступать люди и их сознание, но только в качестве объективных явлений по отношению к личности, которая с ними соединяется. Символ и есть такой соединитель – вещь, предмет, объективное явление. Но этого мало.
2. Символ есть выражение личности.
Символ – это такой объект, который выражает субъективность личности, обладающей этим объектом: переживания, чувства, эмоции, представления, идеи, волю. Говорят, например: «Этот год был трагическим». Но год – всего лишь время, течение секунд, которое само по себе не может быть ни счастливым, ни трагическим. Счастье или горе – это самочувствие личности. Отторгнутое от человека и навешанное на объект, в данном случае на «год», оно и делает его символом. Но и этого мало.
3. Символ есть история личного самосознания.
Символов, выражающих личность, хоть пруд пруди в культуре. Таковы, например, все художественные образы. Собственно же символ не просто выражает личность, а представляет ее в движении, в самопознании, в историческом становлении. Кроме внутреннего мира личности, символ охватывает собой познавательные ценности, которые человек или люди осваивают и в него вкладывают в процессе жизни. Однако и этого мало.
4. Символ есть чудо.
Не достаточно вложить в символ собственные переживания, даже освоенные как истина, нужно, чтобы символ принял их в себя и об этом просигнализировал личности каким-либо своим явлением. Более того, символ, благодаря своей объективной самостоятельности, может опережать самосознание личности, предопределять и подсказывать её изменения. Это совпадение объективных явлений с сознанием человека вплоть до тождества и есть чудо, которое фиксируется в душе с чувственным восторгом. Но все-таки даже и этого мало.
5. Символ есть единящая мысль.
Не просто мысль, а именно соединяющая, связующая человека с чудесным миром трансцендентной реальности. С тем миром – Рока, Бога, абсолютной Причины – откуда идут предопределения и жизненные наития. Она есть сверх-мысль, ноэма. «Мысль» не отрицает предыдущие определенности, а на них наслаивается. Символ-мысль обязательно воплощается в объекте. Человек не только осмысляет, но и любит свой символ. Сама любовь – одна из форм символизации. Символ-мысль не просто продукт человеческого разума, а выстраданное достижение индивидуального познания. И, наконец, совпадение индивидуального и абсолютного мышления сопровождается в мысли чудом откровения, озарения, воссияния Истины.
Таким образом, символ – это особая сверхлюбовная и сверхмыслительная форма обладания и претерпевания Истины Бытия, в которой соединены в одно целое: объект, личность, познание, трансценденция, мысль.
Символ – чудесное средоточие этого соединения. А символизм – учение, которое, словно цветок лепестки, распускает красу своих мыслеобразов в разные стороны.