Эта тема представляется мне как литературоведчески-исследовательская, а если речь пойдет о пропаганде религиозных идей и состязании вер, то это безнадега. Что зря время тратить?
А пропаганда безрелигиозных идей допустима? Это надёга? Или категорическое утверждение, что дух не может быть до рождения тела - это не вопрос веры? Тогда - чего: исследования? А зря время тратить нам Солярис не позволит.
© Сеанс саморазоблачения продолжается...
А что касается приведенного Вами определения искусства, то было бы хорошо, если бы Вы вписали в него позицию моих оппонентов из параллельной ветви - о читателе как творце. Если читатель не творит ни рисунков, ни слов, ни музыки, ни танца и т.д., а только зрит сотворенное другими, то творцом чего он на самом деле является?
Читатели бывают разные, как и неверующие, и верующие. Читатель-друг творит вместе с писателем и поэтом литературу и поэзию. Нет такого читателя - нет и литературы, и поэзии. Нет вообще - как явления в нашем мире. Меня поражает, с каким упорством Вы, Сергей, отказываете читателю в творчестве. А ведь о творчестве читателя кто только ни писал... Но тут как и с верующими - нашла коса на камень - ни пяди врагу... Есть, извините, философы, а есть обычные люди. Впрочем, когда я Вам сказал о государстве Платона, Вы, помнится, не на шутку обиделись.
Если принять Ваш тезис, что читатель не является творцом (находится рангом ниже по творческой шкале), пока сам не начнёт строчить, то кого Вы тогда пригласили сюда "поразмышлять вместе"? Только имеющих за плечами изданные (доказанные) сборники стихов? А просто читатели - раз они не творцы - что НОВОГО могут дать этой теме, с кем и о чём Вы собираетесь размышлять? Но и "просто поэты", как я понял, Вас не совсем устраивают, если у Вас с ними не состоялся "резонанс", то есть не нашлась в арсенале
буквальная перекличка строк. Остаются лишь переводчики, что смогут представить здесь свою версию художественного перевода и обосновать её по пунктам. Чтобы потом выбрать наиболее адекватную, ибо двух
равно адекватных быть не может, если они формально не сопрягаются. Два тела не могут находиться в одной точке пространства в одно и то же время. Предложение же "снять противоречия" в шекспировском сонете меня окончательно убило,
как читателя. Убило - в прямом смысле слова.
© "Скрипач не нужен."
А вы не допускаете, что этот сонет многослоен? И что его смысл в том, чтобы в нём можно было открывать всё новые и новые смыслы, слой за слоем. И все версии верны при условии, что они не исключают других. Мне лично, все версии кажутся убедительными и обоснованными.
Антон, именно поэтому я сразу предложил рассматривать версии
по принципу дополнительности. Но логика исключённого третьего взяла своё. Увы. И думаю, что причина здесь в том, что изначально ставилась задача выстроить версии по ранжиру.
Антон, не только допускаю, но так сам и говорю. Сонет многослоен.
С одним дополнением: слои неравноценны. Так? И Вы ведёте всех к тому, чтобы открыть слой, который будет самым главным, снимающим все противоречия. Беда же в том, что так вместо кристалла (а поэзия - это объёмный язык, тут уже и структуралисты всё доказали, что и без них все знали, но не доказывали на пальцах) - вместо многогранного кристалла получится последовательность граней, причём выстроенных от минусиков к плюсикам.
И наша задача, Вы правильно заметили, вскрывать слой за слоем, отбирать более адекватные версии и отодвигать менее адекватные, пытаться разрешать противоречия, рисуя картину многоединства этой многослойности.
С кем вскрывать-то, если Вы Антона не считаете творцом (читатель ведь)? Кто будет отбирать более адекватные версии, если для одной картины мира неадекватно то, что адекватно для другой?
Я к этому и призываю участников данной темы. А если кто-то постулирует только свой слой (например, Ты - это Бог), не обращая внимания на другие слои, другие интерпретации и противоречия, то это не в духе моего/Вашего призыва.
А по-моему, всё наоборот: это Вы отвергаете (последовательно!) все версии, кроме своей: "Ты - это идеальное Я". Какую из версий Вы не оспорили здесь, какую приняли за равноценную своей, чью? И насколько я вижу, тут никто, кроме Вас, не "постулировал свой слой, не обращая внимания на другие слои".
Моё дополнение было о том, что Ты (например, Ты читателя) рождается только в любви. Без любви нет никакого Ты (о ком бы ни шла речь). А любовь от Бога: Бог есть любовь. И символ Бога - Солнце - эту любовь у Шекспира зажигает, дарит тот свет любви, в котором только и можно увидеть Ты. Для религиозного человека это понятно, но это не означает, что он сводит всё к Богу как Ты. Вам это не понятно (как и творчество читателя и необходимость для поэта встречи с Ты-читателя), поэтому приходится сводить мысли других версий в одну линейную идею, которую легче опровергнуть. И всё бы ничего, если бы сам СТИЛЬ полемики был способствующим творческому поиску, а не разрушающим одну идею за другой, которые не укладываются в заранее продуманную систему.
Как начальный импульс, можно отталкиваться от кажимости, но в итоге надо предоставить четкую зримую картину соотношения слоев и сочетания версий.
Кому и зачем такая картина нужна? Что значит "соотношение слоёв и сочетание версий"? У Вас такая картина мира, в которой практически все здесь представленные версии-дополнения не могут сочетаться так, чтобы это было органично для Вас и для других картин мира. А диалог между ними
в предложенной методе тоже не сможет состояться. Будет только бесконечный спор о том, чья версия адекватней. Но для верующего и неверующего сами эти адекватности различны, в одни и те же символы вкладываются разные смыслы. Не потому ли и существует творчество читателя, что нет и быть не может в нашем мире "чёткой зримой картины соотношения слоев и сочетания версий"? Кто будет объективировать такую картину? У близких по духу людей она возникает сама собою, а если нет духовного родства, то тут хоть разум разобьёшь в лепёшку, но всё равно упрёшься в стену "не может". Не может быть предсуществования и посмертия души - и далее хоть тресни.
Так и сонет 24 Шекспира: его предмет не Бог, а две камеры-обскуры, одна в одной, как холоны. Причем одна - Я, другая - Ты (другое Я), и хотя второе Я (Ты) намного совершеннее первого, они оба никак до роли Бога не дотягивают.
Бог есть любовь. И символ Бога - Солнце. Нет никакого Ты (хоть идеального, хоть не идеального), пока свет любви не откроет его. А что такое "роль Бога" и кто установил меру, что дотягивает и что не дотягивает? Солнце дотягивает? А дар Божий? И т.д. И т.п. Ну, и как тут общеобязательную картину соотношения версий начертишь? (На мой вкус, такая картина - и будет самая неадекватная из всех возможных.)