Хорошо, буква, так буква...
1. О читателе.
Неверно. В параллельных ветвях я многократно говорил, что читатель участвует в творческом процессе и себя, и поэзии.
Можно привести несколько десятков прямых цитат, где Вы утверждаете обратное: читатель не участвует в творчестве поэзии, но только потребляет творческий продукт. А что он при этом творит себя - это другой вопрос. Речь же шла о
творчестве поэзии - в точном смысле этого слова.
Единственное я уточнил, что он при этом не участвует в сотворении поэтического произведения.
А что тут уточнять: вряд ли кто-то мог понять тезис о сотворчестве читателя как участие оного в написании поэтического текста (сидит рядом с автором и пишет через строчку или через слово). Нет смысла уточнять очевидное: сам поэтический текст пишет его автор. А вот поэзия - это только текст? Где она, поэзия, существует в нашем мире? Даже музыка, не говоря о живописи и других видах искусств, существует в мире помимо слушателей и зрителей. А поэзия?
Поэзия
воплощается только в душе читателя. И
читатель участвует в этом воплощении наравне с автором текста. Даже в большей степени, чем музыкант-исполнитель (хотя вряд ли кому-то придёт в голову отказывать музыканту-исполнителю в творчестве). Сам же поэтический текст - это в ещё меньшей степени проявленный феномен, чем нотный. Это даже не вершина айсберга, но приглашение к творчеству. Концентрация поэтического текста (насыщенность смыслами, метафорами, образами, ассоциациями и т.д.) настолько велика, что необходимо немалое творческое усилие для прочтения его. В самом тексте находится лишь небольшая крупица того смысла, что он должен пробудить в душе читателя. И чтобы поэтический текст
ожил, читатель должен вложить в него и свой жизненный, и свой духовный опыт - и
творчески преобразить его. Вот о каком творчестве читателя шла речь -
о буквальном творчестве поэзии вместе с поэтом!
2. Об опусах и отношении к ним.
Вот вы сейчас читаете мои опусы, к которым относитесь негативно, неужели Вы тоже их творите. Тогда и себя покритикуйте.
Во-первых, моё отношение не является "негативным". А во-вторых, о каких "опусах" речь? Если о тех, что представлены у нас в Сборной (что Вы пожелали у нас опубликовать), то при моём негативном к ним отношении они вряд ли бы там появились, как считаете? Если же Вы имеете в виду Ваши форумные посты, то моё отношение к ним - разное. А негативное (если вообще уместен такой эпитет) - только к самому ОТНОШЕНИЮ - Вашему к участникам форумных диалогов. Да, я тоже их творю, эти тексты-диалоги. И себя критикую в том числе, если они не получаются интересными.
А если вся ответственность за их качество лежит на мне, тогда творю их один я.
В том-то и дело! Вы так ведёте форумный диалог, что как будто Вы творите его один. Вы словно заранее знаете ответ на поставленную задачу, над которой призываете поразмышлять вместе (и скорее всего, судя по манере ведения диалога, таки знаете). Далее Вы подводите к этому ответу участников, отсекая отклонения в сторону и, тем паче, пути, которые могут привести к другому ответу, к альтернативной или паритетной версии, принципиально не вместимой в Вашу. Нет, постепенно все должны прийти к правильному ответу, тогда тема удалась (стала синтезом). А если все не пришли к одному решению, стали разбредаться кто куда, Вы охладеваете и к теме, и к аудитории.
Вы словно ставите красным карандашом отметки (а ведь поначалу, как только пришли к нам, так и делали - прямо в текстах постов других участников!) - "верно - неверно", "согласен - не согласен", "туда - не туда". Может, так строятся учебные семинары, но форумный формат (во всяком случае наш) предполагает совершенно
другой подход и другое отношение. Его задача не привести всех к единому верному ответу, но создать многогранный текст, который будет интересно читать и который даёт возможности для разных ответов, создаёт смысловые напряжения и отражения граней. Это текст-кристалл, а не матрёшка с вложенными в неё версиями (от маленькой к большой, правильной, общей). Мы не студенты на Вашем курсе. И ответственность за коллективный текст лежит на каждом, и грани его равноценны. А необходимым условием появления такого многогранного текста является
взаимный интерес друг к другу и к тому новому, чем мы можем друг друга обогатить. А вот желание провести свою позицию как единую (синтетическую) такой интерес к другим версиям губит в самом волевом центре (вне зависимости от благих деклараций и заверений).
3. О творческой позиции.
Неверно. Я отметил, что его творческая и эстетическая позиция имеет место быть. Просто наши позиции не резонируют между собой. Ничего страшного, так в искусстве и науке бывает.
Посмотрим, насколько "неверно". Если творчество - это
создание нового (из чего-то или из ничего - другой вопрос, опустим), а читатель
не творит стихотворение (он не поэт), то что НОВОГО он может внести в размышления о поэзии? Чем обогатить может их? А если ничего нового внести не может, то какова цена его суждениям?
Ну, и где тут неувязка?
А неувязка в том, что
читатель именно творит поэзию, каждое конкретное стихотворение - вместе с поэтом. Это
стихотворение - плод обоих. И потому оно живо, оно словно вечно преображается и
вечно новое в каждой читательской душе. Причём даже в одной и той же душе - в зависимости от её творческого роста. Читатель вносит в стихи именно НОВОЕ, своё прочтение, чем ОБОГАЩАЕТ их и делает ЖИВЫМИ.
Без читателя поэзия - мёртвая буква.
Всех, кто умеет и желает размышлять.
А степень умения и желания кто определяет? Равно как и ценность того или иного размышления. Читатель? Так у форумных диалогов и есть свой читатель. Вот пусть он и решает, кто умеет и кто желает размышлять, а кто хочет всех подвести к известному ему одному решению.
4. О логике-матрёшке.
Неверно. Непрестанно вещаю на всех форумах и во всех изданиях, что я не сторонник формальной логики, а сторонник - в широком смысле диалектической, а в узком - холархической логики. Она выстраивает структуры не по ранжиру, а по вложенности одного в другое.
По ранжиру и есть вложенность меньшего в большее. И эта тема тому нагляднейший пример. Все версии должны быть вложены друг в друга, чтобы все они, одна за другой уместились в самую верную и единую, известную автору задачи с самого начала. И потому всё, что не вмешается, либо отсекается, либо примитивизируется, либо игнорируется. Равноценные версии, не входящие друг в друга как матрёшки, не интересуют. Эту логику я и назвал "логикой Прокруста".
Неверно. Не отвергаю, но вскрываю в них противоречия. Аналогично предлагаю их авторам вскрыть противоречия в моей версии. Любая логика (а не только холархическая) продвигается в борьбе и преодолении противоречий.
К поэзии такой подход неприменим. Как и к религиозным вопросам, к слову. Поэзия во многом и строится на противоречиях (антиномиях). Два противоположных утверждения могут быть истинными в поэзии. У одного читателя одни смыслы вкладываются в те же символы и образы, а у другого - другие. Зависит от контекста, от духовного опыта и от картины мира каждого. Чтобы снять противоречия, всех нужно привести к единой картине мира и однозначной трактовке символов и метафор. Это и есть "убийство поэзии". Стоит такую работу проделать и утвердиться одной правильной версии, включающей в себя все другие, как менее адекватные, так стихотворение
умрёт. Буквально - станет камнем, надгробной плитой. Ибо перестанет обогащаться новыми смыслами, то есть - жить.
5. О полемических приёмах.
Верно, если не приводить аргументов, то будет такой спор. Он бессмысленный и не имеет отношения к логике.
Так, приводите аргументы, кто мешает? На чём основывается Ваше утверждение, что другая сторона, вернее, стороны - не приводят аргументов, а их тексты "репликативные", в отличие от Ваших? Если Вы не слышите аргументов (не укладываются, не вмещаются в нужную версию), это не значит, что таких аргументов нет. Стоит прочесть всю эту ветвь, чтобы убедиться в обратном. Равно как и в том, что тут имеет и что не имеет отношения к логике. Или таки к поэзии?
Я об этом и говорю. Согласились ведь ранее: о вкусах и вере не спорят.
А я и не предлагаю спорить о вкусах и о вере. Я лишь сделал утверждение, что поиск одной правильной версии, согласующей все остальные в чёткой объективно-логичной картине, это тупик. И такая версия будет самой неадекватной из всех. Внутренне неадекватной - как воля вобрать в себя все другие.