почему Провидение "поставило" на большевиков, а не на либерально-буржуазное временное правительство?
Думаю, потому, что большевики на тот момент были единственной силой, способной сохранить единое государственное пространство Российской империи на протяжении 20-го века. Того века, в который разрушились все империи. Такое впечатление, что именно Российскую империю необходимо было сохранить любой ценой и
вопреки объективной исторической закономерности. Поэтому был нужен не стандартный, мягко говоря, проект.
Если предположить, что Российская империя построена на иных принципах (где-то явных, но чаще подпочвенных, недопроявленных, глубоко внутренних и бессознательных), чем те, на каких строилась любая другая, когда-либо имевшая историческое бытие империя; и что в этих иных принципах содержится то «зерно будущего», без которого грядущее объединение человечества не состоится или состоится на такой основе, которая принесёт ему культурную унификацию и духовное вырождение, — тогда становятся понятными все чудесные воскрешения из пепла Российской империи и её сбережение в век-разрушитель империй.
Пусть «зерно будущего», заложенное в ней, либо совсем не осознаётся современниками, либо отражается в каких-то уродливых формах и лозунгах, только сохранение этого «зерна будущего», для чего необходимо сохранение
плоти империи, может объяснить выбор Провидением той или иной исторической силы и её победу.
Иначе, нам нужно признать всю русскую историю цепью безумств, слепых случайностей, разгула зла, пухнущей гордыней государства и т.п. И как в этом всём зародилась и обрела мировое значение великая культура, как народ побеждал внешнего врага, превосходящего в разы его количеством и мощью, как побеждал внутренние страшные смуты и вновь на руинах создавал империю — объяснить невозможно. В течение только одного 20-го века Россия трижды была превращена в руины и трижды восстанавливалась! Потеряла чуть ли не половину своего генофонда. Какая бы империя такое выдержала? Получается «русская рулетка», в которой выигрывает с железной закономерностью одна и та же сторона, та, что вернёт империю. Когда все империи вокруг и под действием гораздо меньших по натиску ударов разрушаются навсегда.
Не объяснить также совершенно чётко наблюдаемую связь: периоды культурного упадка приходятся на времена упадка или распада империи. В европейских империях зачастую всё было наоборот, во всяком случае такой жёсткой связи между культурным бытием и бытием империи не наблюдается, как в России.
К концу века рухнул и СССР, но вновь каким-то чудом, вопреки всему, сохранилась Россия, хотя и в урезанном виде. И похоже, тенденция к возвращению империи, пусть в совершенно другой форме, вновь торжествует над всеми идеологическими схемами и всеми объективными обстоятельствами, внешними и внутренними.
Исторические и метаисторические оценки российской имперскости занимают весь нравственный спектр: от признания её злом, последней империей, которая должна быть разрушена на пути к золотому веку; до прямо противоположной крайности — видения в Российской империи последнего бастиона истинного христианства перед торжествующим антихристовым духом.
Но самое удивительное, что то же один в один можно сказать и о другой государственной форме, возрастающей в течение 20-го века, когда все былые империи разрушались, о США. Называть ли эту форму — империей, вопрос спорный. Но оценки её также колеблются между двумя крайними полюсами: «добро-зло».
Между двумя этими имперскими центрами, когда рушились все остальные, создавалось мощнейшее духовное напряжение Истории. С развалом СССР это напряжение пошло на убыль, но всё возвращается на круги своя в начале 21-го века. Также показательно, что ни объединённая Европа, ни экономический гигант Китай, ни Индия, ни арабский мир не стали пока «полюсами Истории», между которыми образуется духовное напряжение и идут нравственные токи. Может идти между этими мирами экономическая и даже горячая война, могут бушевать волны отчуждения и враждебности, но такой любви-ненависти, такого притяжения-отталкивания, такого зеркального духоборства, как между Россией и США, нет. Причём, «минус» и «плюс» могут меняться местами в зависимости от идеологических пристрастий оценивающего, что никак не сказывается на самом напряжении, создающем нравственные и духовные исторические токи планетарного масштаба.
Если предположить, что наличие такого исторического напряжения есть необходимое условие для
процесса гармонизации и что «золотой век» (Роза Мира) — это вовсе не осуществлённая гармония единой универсальной системы, но
творческий процесс гармонизации человечества, порою мучительный, со срывами и падениями, — то можно посмотреть и на нашу русскую историю с другой колокольни. И на наше нынешнее противостояние с США — тоже.
(О внутреннем смысле этого противостояния я писал здесь: «
Две сущности — две крайности: США и Россия. Будущая гармония или вечная гармонизация?»)