Ярослав, вы ставите знак равенства между февралём и белым движением. Я уже в этой теме объяснял, что делать это неправомерно. Временное правительство это не белый проект, а либеральный. И в 90-е годы был осуществлён не белый, а либеральный проект, реванш февраля.
Я ставлю такой знак равенства по одной единственной причине: у белых не было
своего проекта. Монархический реанимировать было невозможно. Кроме как вернуться к февралю 1917, возвращаться было просто некуда. Белые бы стали делать ровно то же, что либералы в 1991 году — копировать западную модель (и в экономике, и в политике). Другого варианта не было даже на бумаге, не то что на практике. А это и есть «либеральный проект» (демократически-капиталистический). Он бы стал вырождаться в неолиберализм гораздо быстрее, если бы не было альтернативы в лице «Красного проекта». Не получил бы прививки, не видел бы конкурента; а когда бы неизбежно появился «Коричневый», не было бы в мире равносильной ему мобилизационной и военной машины. Напомню, что 95% генералов поддержали отречение Николая Второго. То есть, они могли потом воевать с красными только за откат к Февралю-17 и никуда больше. Да и некуда было больше...
Вот единственное в чём мы не сходимся. И поэтому я могу допустить маловероятный вариант положительного развития для России событий в случае победы белых, а вы нет.
Мы не сходимся потому, что Вы предполагаете у белых какой-то альтернативный либеральному проект, но его не было даже в теории. Я же исхожу не только из соображений, что бы лучше было для России, но для всего мира, держа в уме неизбежность вырождения в конце гуманистической эры либерального проекта в неолиберализм с одной стороны и такую же неизбежность появления в Европе фашизма и нацизма — с другой. Без Красного проекта мне видится развитие событий в 20-м веке неизмеримо катастрофичней. Несмотря на всю жестокость Красного проекта, он парадоксальным образом смягчил кризис и агонию гуманизма. Без Красного дракона гуманизм по неисповедимой логике обезбоженного мира должен был в конце своего бытия превратить весь мир в Освенцим. Я это доказать не могу, но просто вижу такую неизбежность — философскую неизбежность, если хотите.
Давайте рассмотрим другой абстрактный сценарий, пусть и совсем нереальный: белые смиряются и интегрируются в Советскую Россию. Разве это не было бы лучше для страны?
Половина Генерального штаба так и сделала. И благодаря этому красные победили в гражданской войне. Да и пришли к власти тоже: есть версия (весьма убедительная), что октябрьский переворот инициировал именно Генеральный штаб. Власть и армия разлагались на глазах — и высший генералитет и спецслужбы поставили на ту политическую силу, у которой была своя идея и жгучая воля к власти, и не просто воля как вожделение (этого было полно у всех), но способность эту власть удержать и тем самым сохранить страну.
По-моему, нам всем белые более симпатичны - ну может не всем, но мне точно.
По-человечески, да (образованнее, интеллигентнее). Но вот почему немалое количество высшего военного сословия поддержали красных? Почему научная аристократия и немало художественной — тоже? У красных есть одна симпатичная (мне в том числе) черта — творческое чувство будущего и воля это будущее осуществить. Белые, при всём своём благородстве, лишены творческой воли (собственной идеи мирового масштаба у них нет и близко). Белые действуют тактически — у них нет стратегии. У красных есть.
А ведь "бывшие" начали с саботажа новой власти.
Далеко не все. И только поэтому красные победили. Если бы «бывшие» саботировали новую власть в подавляющем большинстве, то красные не удержались бы у власти и без всякой войны. Как без войны они не удержались в 1991, как раз из-за поголовного саботажа и неверия в красный проект.
По этому поводу кстати я у Бухарина читал. Он с горечью писал о поколении, искалеченном войной, и осознавал, что так или иначе это поколение должно было сойти со сцены.
Есть неисповедимая логика революции. И она была запущена в феврале 1917 года. Неизбежна была и гражданская война. Неизбежна и диктатура, и террор после неё. И победи белые, не меньше искалеченные братоубийственной войной, был бы точно такой же террор и диктат. Наполеон и Сталин неизбежны, чтобы унять революционную стихию. Как и неизбежно пожирание революцией своих детей (37-й год). Но есть у меня весомое подозрение, что стихия революции бушевала бы дольше, если бы белые взяли Москву и Петроград. И последующая тирания, унимающая эту стихию, была бы страшнее. И страна бы к схватке с фашизмом подошла намного больше ослабленная и разделённая в самой себе.
По поводу коллективизация - была бы ли она раньше? Интересный вопрос ... вся внутренняя политика пошла бы по-другому .... но раньше или позже, она, конечно, состоялась бы.
Коллективизация могла пойти более щадящим путём — по подобию столыпинских общин. Если бы зажиточное крестьянство поставило на красных, как генеральный штаб. Но оно поставило на белых. И раскулачивание не что иное, как месть победителей. Победителей, искалеченных гражданской войной, озлобленных, мстительных, жаждущих крови как справедливости...
Когда же спустя 70 лет белые взяли реванш (а либеральный миф — это трансформированный белый миф: будем жить как в цивилизованных странах — вся его нехитрая идея), то разрушение колхозов и совхозов обескровило русскую деревню никак не меньше, чем раскулачивание 30-х. И с не меньшей бесчеловечностью была проведена очередная кампания по переформатированию крестьянства — теперь из колхозников в фермеры. Фермерами стал мизерный процент, а остальные пошли по миру... Всё один в один — только в обратную сторону. Но красные хоть провели индустриализацию, привлекли огромное количество иностранных спецов и спецов из «бывших». Реванш же 1991 привлёк иностранных спекулянтов и шкурников, пустивших не только деревню, но и промышленность под нож. А бывшим спецам было предложено торговать на базаре, играть на бирже или ездить спекулянтами-челноками в Турцию и Китай. Отсутствие творческого начала и стратегического мышления в «Белом проекте» никуда не делось и спустя 70 лет. И как те, «старые белые», ужаснулись плодам Февраля, который поддержали практически поголовно, так и эти, «новые белые», ужаснулись плодам революции 1991 года. И как тогда высший генералитет опомнился и стал искать другую силу, так и в начале 2000-х силовики стали уводить страну на другой путь с пути подражательного... И уже без гражданской войны (хотя и не совсем бескровно) — сказался страшный опыт! Одна Украина стала копировать 20-е годы и никак не может остановиться...
Проводить эти исторические аналогии безумно интересно. Как и жить, в общем-то. Хотя жить больно...