"Велесова книга" вызвала двоякое ощущение. Очень понравились религиозные гимны в начале книги. Мы их даже пытались на музыку положить. Ну и конечно было приятное чувство: у нас все-таки была история, была... Ну вот сама история как-то не очень впечатлила - наши далекие предки все куда-то идут и идут. Там пожили, их согнали, пошли в другое место, в третье, четвертое... Запутаться можно.
Да, есть в ней и притягательные стороны. Вообще о "Велесовой книге" слышал ещё в середине 70-х, в институте. Можно сказать, тогда она была отчасти широко известна в узких кругах. Тот же Рыбаков писал о ней в журнале "Вопросы истории", были публикации и в "Вопросах языкознания". В самом конце 70-х стали появляться публикации в научно-популярных изданиях (то ли в журнале "Техника - молодёжи", то ли в "Вокруг света", сейчас точно не припомню). Но когда в начале 90-х сам с этой книгой ознакомился, то лишь убедился, что критика Рыбакова и лингвистов полностью обоснована. Тут ведь такое дело: лингвистика (в том числе историческое языкознание) - наука достаточно точная, в ней особо не пофантазируешь. И в этом отношении "Велесова книга" ни в какие ворота не лезет: языка, на котором она написана, никогда не существовало. Ну, а что история наша богата и без "велесовских" событий, это и так было известно. По школьным учебникам, в силу краткости, начинается с "призвания варягов" и т.п. Но на исторических факультетах изучали гораздо более детально, включая дореволюционную историографию. И если брать в плане компаративистики, хронологически сопоставив историю Руси и Западной Европы, то наша история оказывается ничуть не хуже, а кое в чём и позначительней. Об этом ещё и Пушкин писал в известном письме к Чаадаеву. Кстати, что наши далёкие предки (по "Велесовой книге"), якобы, много бродили всем скопом - это, на мой взгляд, лишний раз указывает на анахронизм. В 19-м и в начале 20-го века так называемое "великое переселение народов" трактовалось излишне буквально - что народы переходили с места на место. В действительности обычно народы как были на своих местах, так в массе своей там и оставались. Завоёвывали да переселялись максимум по нескольку десятков тысяч, но зато отборные воины (вместе с семьями, разумеется): как германские франки Хлодвига, к примеру (от которых произошло название Франции), как волжские булгары хана Аспаруха (от коих название Болгарии) и т.д.
Возьмем, для сравнения, тот же индуизм. Понятие Единого Бога присутствует в индуизме? Конечно, присутствует! Но когда на индуизм смотрит человек, воспитанный в строго монотеистической традиции, он присутствие Единого Бога никак не ощущает.
Индуизм - это, пожалуй, всё-таки несколько иной случай. Как и древнеегипетская религия (хотя в ней монотеистические знания имели сугубо эзотерический характер) или религия инков, ныне не существующие. Достаточно вспомнить индуистское различение: БрАхман (или БрАхма) и БрахмАн. Ни в германском, ни в славянском язычестве ничего подобного не было. Тут, видимо, такая взаимосвязь, что чем исторически моложе народы, тем больше утрата духовной памяти об исходном монотеизме.
если в основании отношения к языческим богам лежал исключительно утилитаризм (ты мне, я тебе) и не было в понимании богов никакой духовности, то тогда наши предки были дремучими варварами, недостойными никакой истории. Тогда наша история, действительно, начинается в 988 году с принятия христианства.
Справедливости ради, я говорил не о том, что не было
никакой духовности, а что не присутствовало
никакой особой духовности. Не говорил также, что "в основании отношения к языческим богам лежал
исключительно утилитаризм - у меня сказано
прежде всего утилитаризм. Своя духовность отношения, конечно, там тоже была, но не стоит, как считаю, её преувеличивать, а тем более пытаться ныне воскресить на практике, как нечто особенное и исконное. Как говорится, поезд ушёл, в одну и ту же реку не войти дважды. Современный человек уже не может взглянуть на мир глазами своих языческих предков. Как бы ни старался и как бы того ни желал. Более того, без спецподготовки (типа, как в спецподразделениях) обычный нынешний человек даже физически выжить бы не смог на Руси где-нибудь, скажем, в 8-м веке. Поэтому в утилитарности языческой религии ничего зазорного нет. Она вообще во многом строится по магическому принципу, а магия всегда прежде всего утилитарна. Да и дремучими варварами наших языческих предков не считали даже их самые первые крещёные потомки. Не зря же митрополит Иларион в "Слове о законе и благодати" воспел деяния языческих русских князей - "
не въ худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ въ Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли". Радикальный разрывы родной истории с отбрасыванием "тёмного прошлого" - это уже гораздо позднее изобретение: первыми до него додумались, пожалуй, французские революционеры, а до России докатилось лишь в 1917-м.
если Вы имели опыт практического общения с представителями неоязычников, могли бы его, опыт, вкратце описать? Для полноты картины.
Что касается опыта общения с неоязычниками, то иных уж нет, а с некоторыми и по сей день общаюсь. Не в Интернете, а по жизни: лидер их поселения мой хороший знакомый. Они отчасти близки к анастасийцам-кедровикам (в идее "родовых поместий"), хотя кроме того понамешано и родноверие, и йога (в том смысле, как они её понимают), и ещё много чего. Реально-то более-менее единого неоязычества ныне нет - оно, как таковое, обитает лишь в Интернете. А в жизни кто во что горазд. Люди как люди, иногда обращаются за консультациями по истории, топонимике и по некоторым юридическим вопросам. Особых споров не возникает. Да и какой смысл спорить, если, к примеру, сколь ни объяснял происхождение и этимологический смысл таких гидронимов, как "Ржавец" и "Ржава", всё равно они остались при своём мнении: "
Слово "Ржавец" очень древнее и происходит от слова Ржать, Речить, Речь т.е. примерно можно перевести на современный язык как "Место Где Говорят" или "Говорящее Место". Когда лошадь ржёт - она говорит, в этом значении глагол в языке до сих пор сохранился. Когда ржёт человек он смеется"(это буквальная цитата, без шуток). Настолько им хочется видеть какую-то запредельную древность и какой-то эзотерический смысл. Да и пусть себе так считают, что тут поделаешь. Или та же "Правь", которая ещё и с прописной. Ну, не было такого существительного в древнерусском: было наречие "правъ", было существительное "правда", но существительного "правь" не было - тем паче в каком-то эзотерическом значении. Это просто эмпирический факт. Точно такой же, как тот факт, что слово "православие" появилось в древнерусском сразу после принятия христианства и именно вследствие принятия христианства, а не века спустя (по типичной "родноверческой" версии - якобы, после реформы Никона). Достаточно сказать, что уже в "Слове о законе и благодати" говорится: "
Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я православнеи вере" ("Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере"). И это написано всего через несколько десятилетий после крещения Руси, и написано первым русским митрополитом. Так что никто тогда никакого "Правь славия" у язычников не заимствовал, поскольку оного у них попросту не было. Всего лишь калька с греческого, как то известно задолго до появления нынешних неоязычников с их лингвистическими ноу-хау. Это им тоже объяснял, но тоже бесполезно. В конце концов всегда ведь остаётся последний "железобетонный аргумент", какие исторические доказательства ни предъявляй: дескать, история искажена традиционной наукой, которая на службе... и т.д. Но опять-таки, если кому-то нравится так считать, да и пусть себе. Эти неизбежные вещи воспринимаю спокойно. Этимологическое фантазирование (так называемая "народная этимология") и псевдоисторическое мифотворчество не с неоязычников начались, не ими и закончатся. Лишь бы дело не заходило слишком далеко и к власти такие бы не приходили, аки "великие укры" (иначе и пана Вятровича переплюнут - мифология в больших дозах токсична). А в остальном - нормальные люди, как уже говорил. Был также хороший знакомый (он и сейчас таковым остаётся) из РНЕ, ходил с "коловратом" на рукаве, да и в голове изрядно "коловратило". С ним в 90-е спорили много, и тоже бесполезно. Просто с годами сам одумался. Мифы хороши в книжках, а когда серьёзно вторгаются в жизнь, жди беды. Особенно если дело доходит до политики. В 94-м спросил у Руцкого (он тогда вышел из тюрьмы по амнистии) зачем они в Хасбулатовым вообще использовали баркашовцев с их домотканной свастикой? Он начал что-то про "славянские рунические знаки" и прочее в этом роде. Вот такая была каша в головах, даже у российского вице-президента. Хотя сам по себе мужик он весьма интересный, и до сих пор отношусь к нему с уважением. А до этого контактировал с некоторыми из "Памяти". Но тогда, во второй половине 80-х, они сами ещё идейно не до конца оперились (или не всё говорили, что думали). И удивляло прежде всего странное сочетание: то за Православие, то там, дескать, сплошные масоны, уничтожившие исконную славянскую веру. Впрочем, и поныне - что ни неоязычник, то какой-то идейный конгламерат. Взять того же Георгия Сидорова. Бог ему судья, но что в его книгах во многом перепеваются идеи Ahnenerbe, это мне не по душе. Да и вообще, хочется повторить из этой темы такое высказывание Антона Мидюкова:
погружение в прошлое, поиск своих корней дело непростое. Велико искушение пойти по лёгкому пути, довериться льстивой лжи о великом прошлом своего народа.
Неоязычество и есть такое искушение. Неоязычникам не требуется изучение своих корней, они верят в ложь безусловно, если она льстит их самолюбию, если она потакает их низменным желанием.
Этим, пожалуй, хорошо сформулировано главная черта того, что ныне у нас называется неоязычеством. Или, по крайней мере, черта изрядно доминирующая.