Рассуждения самостоятельно мыслящего человека всегда интересны, а Хазин как раз такой. Скучны и абсолютно предсказуемы "мысли" людей-рупоров той или иной идеологической системы. Слушаю и читаю Хазина с большим интересом: его размышления о конце капитализма и научно-технического прогресса очень глубоки и будят живую мысль. А вот, например, его оценки Сталина вызывают во мне отторжение не столько на уровне разума, сколько на уровне простого нравственного чувства. Но самое главное - Хазин свободный мыслитель, а это ныне большая редкость, и это главный его плюс.
Прогноз, вернее - анализ внутриэлитных взаимодействий, на 2015 год интересен, стиль изложения - блестящ. К сожалению, Хазин, как любой мыслитель с "марксистским уклоном" (так скажем), имеет своеобразный "ограничитель восприятия реальности", а именно - ему кажется, что в истории всё в конечном итоге решается в политико-экономической сфере, остальные сферы - вторичны (ведомы). В этом главная слабость политэкономии вообще, но внутри этой сферы Хазин, безусловно, один из самых свободных мыслителей сейчас.
К сожалению, анализ, основанный на изначальной вере в приоритет объективных политико-экономических закономерностей истории, является анализом следствий: главное от него сокрыто. Главное же в истории происходит не в политическом и экономическом срезе, но в духовной и культурной областях, которые "марксистский уклон" воспринимает до сих пор как некие надстройки над экономическим базисом.
Так вот, необратимые изменения происходят ныне в духовной и культурной сферах: зарождается новая культурная и научная парадигма, меняются религиозные системы в сторону открытости их культуре и друг другу, в культуру возвращается сакрально-религиозная вертикаль: происходит смена глобальных исторических эр. Осознают это единицы, но в массовом бессознательном эти космические процессы уже идут, и идут интенсивно.
Я стараюсь как можно реже употреблять такие термины, как метакультура и метаистория, потому что слишком много дешёвых спекуляций вокруг них. Но, конечно же, как политика и экономика являются следствием глубинного отношения человека к миру, определяемого культурной сферой бытия, так и сама культура (в широком смысле слова, включающем в себя и религию, и науку) является срезом метакультуры и метаистории.
Эти сферы не входят в кругозор "марксистского мировосприятия" в принципе, потому самые ключевые и поворотные моменты истории кажутся с "марксистской колокольни" стечением случайностей, а творческую природу самой случайности не только марксизм, но и вся материалистическая наука не хочет признавать. Задним числом скажут, что "чудес не бывает" и "всё не случайно", история вновь будет уложена в какие-то закономерности и схемы, объясняющие произошедшие грандиозные перемены экономическими причинами, ресурсами, политическими элитами и т.д.и т.п. Любая попытка приоткрыть подлинные причины перемен будет восприниматься со снисходительной иронией, как нечто идеалистическое, витающее в облаках и оторванное от реальности, которая, разумеется, груба. Вот здесь, похоже, и сидит главное противоречие человеческой истории, её внутренний двигатель - два полярных отношения к миру создают различные вариации противостояний, буквально во всех сферах бытия - и в политике, и в экономике, и в церквах, и в академиях, и в богемах, и на кухнях.
Что первично, что вторично? - внутри этого вопроса коренится как первопричина глобального кризиса всей гуманистической эры, породившей формацию капитализма и научно-технический прогресс, - так и выход в иную формацию и новую культурную парадигму. Материалистический социализм никакой настоящей альтернативой капитализму никогда не был, но некоторые экономические альтернативные механизмы показал. Этот опыт тоже пригодится, и не исключено - что быстрее, чем мы можем себе представить. Вот только сама духовная, нравственная и культурная основа нового социального уклада ничего общего с материалистическим социализмом иметь не будет, как и с капитализмом - разумеется. Измениться должно прежде всего отношение человека к Природе, которое станет катализатором и религиозных, и культурных, и политических, и экономических изменений. Мне всё больше кажется, что глобальный экологический кризис станет детонатором смены исторических эр.
"Как я уже писал, позитивной программы «Западный» проект сегодня не имеет, но нет ее и у нас. А если программ нет, то идет банальная борьба ресурсов, в которой у нас практически нет шансов. А вот если речь идет о том, что у нас система ценностей и позитивная программа есть, а у них - нет, то роль ресурсов резко падает ... И тут у нас есть не просто серьезный, а очень серьезный шанс." М. Хазин.
Это, на мой взгляд, ключевая мысль блестящей статьи Хазина.