У Прадьюмны семья традиционных брахманов. Папа его санскритолог, ученый, а еще выдающийся астролог. Несколько лет назад к нему даже обратился какой-то видный политик, и Чандра Шекхар Шарма, проконсультировавшись со звездами, незамедлительно произнес: «Вам скоро с этим миром попрощаться предстоит, так что будьте готовы.» И когда, действительно, в скором времени прогноз оправдался, к ним домой даже приходила полиция, хотели обвинения предъявить...
Астрология в Индии - практически основа жизненного обрядового цикла, составление гороскопов сопутствует всем значимым ступеням жизни человека. При рождении ребенка ему составляется гороскоп, с которым он потом приходит к служителям храма или к другим астрологам. Также на базе гороскопа родителям говорят, с какого слога должно начинаться имя ребенка и какие слоги еще должны встречаться в имени. И только после этого проводится обряд наречения имени.
В Индии до сих пор подавляющее большинство браков - так называемые «arranged marriage» или браки по сговору, когда семья жениха и семья невесты договариваются между собой о предстоящем событии. Тогда, в частности, сверяют гороскопы юноши и девушки. Если звезды не предвещает ничего особенно ужасного от соединения пары семейными узами, то согласно советам астролога назначают даты помолвки («церемония колец») и свадьбы. Браки по любви в высших кастах наиболее редки, и до сих пор в деревнях и маленьких городах (а по сути, 90% Индии именно таковы, даже Дели не создает впечатление единого города, но больше похож на конгломерат поселений) считаются небывалым бесчестьем и катастрофой, а влюбленным приходится бежать, но убежать спокойно им не дадут. Как рассказывал Прадьюмна, у него один из n-юродных братьев отважился на «love marriage» - реакция родственников не заставила себя долго ждать: достали ружья и попытались догнать. К счастью, неудачно.
Но вот когда мы с Дашей ходили на свадьбу в нашем районе (меня внезапно пригласила портниха: я заказывала у нее блузку для сари, оказалось, что через два дня свадьба у ее сына), одна девушка нам рассказала, как в ее семье всё очень строго. Например, какое-либо общение между девушками и молодыми людьми (не родственниками) категорически исключено, носить можно только традиционную одежду[1], а на мой вопрос, какая это свадьба, по сговору или по любви, она мгновенно ответила - конечно, по сговору (тут же я узнала, что мои чоли сшиты брахманшей), а любовь - только после свадьбы. «И вообще, - продолжила она, - браки по любви - это очень опасно. Вот моя старшая сестра вышла по любви. Убили обоих.»
[1] Дресс-код в индийском обществе, на самом деле, больше относится к замужним: считается, что замужняя женщина должна носить сари или шальвар камиз, а джинсы-футболки и Ко – только до свадьбы. Но в городах часто это скорее желательно, а не принудительно. В метро я не раз наблюдала по-европейски одетых замужних индианок.
Кстати, у индийцев нет универсального аналога «обручальному кольцу», а само обручальное кольцо некоторые индийцы, конечно, носят, но большинство – нет. Поэтому сказать, женат индиец или неженат, практически невозможно. А вот по внешнему виду индианки прочитать можно несколько больше. «Классическая» индийская жена носит сари, золотую, часто массивную подвеску на шее, золотые браслеты на руках, ножные браслеты, по преимуществу, звенящие, и кольца на пальцах ног. Но главное внимание на лицо: на пробор нанесен синдур (полоска любого оттенка красного), прямо между бровями - точка-бинди. Нос чаще будет проколот, украшение в нем – золотое. Но это картинка в идеале, так сказать, по максимуму. Большинство из этих символичных «аксессуаров» носят для красоты и незамужние, а замужняя может не носить практически ничего. Бинди и любые браслеты (кроме длинного ряда красных, чаще пластмассовых браслетов с многочисленными стразами, симметричных на обеих руках[2]), в том числе и ножные, в наши дни носить может кто угодно. А вот покрашенный пробор – самый характерный и значимый признак того, что женщина замужем, у этого признака самый большой приоритет, и встретить замужнюю индуистку без синдура – редкость. Следом за синдуром идут кольца на пальцах ног, незамужние индианки их не надевают. И еще – если нос у женщины проколот слева – значит, она точно замужем. Но если - справа, это ничего не значит, и, кстати, большинство индианок предпочитают прокалывать нос справа.
Вообще в традиционной среде деревень или маленьких городов женщины убеждены, что носить все эти признаки-аксессуары после замужества – их священная обязанность: неважно, собирается или нет женщина выходить из дома, утром она наносит синдур, ставит бинди, надевает браслеты (особенно важны ножные) и кольца на пальцы ног. Если надо выходить из дома, тем более, если надо идти в гости или на какой-нибудь праздник, то замужняя женщина обязательно надевает украшения из драгоценных металлов, а то, цитата: «Подумают еще, что ничего в доме нет».
И эта фраза, на самом деле, не так примитивна, как кажется. Произнесла ее, кстати, обладательница магистерской ученой степени по санскриту. Дело в том, что женщина согласно индуистскому мировоззрению приравнивается к богине, в ней сосредотачивается энергия и благополучие семьи, женщина – Лакшми и Шакти дома, живой алтарь. Вспомнить еще, что многовековая ритуальная закалка выработала у индуистов автоматическую способность считывать символы и за каждым внешним проявлением чувствовать (именно чувствовать, иногда вообще не осознавая и даже не предполагая возможность сознательного анализа) проявление смысловое… и фраза «ничего в доме нет» сразу выходит за рамки заботы о материальном и социальном престиже, но мгновенно оборачивается острым ощущением жуткого приговора-заклинания.
Ритуальным повторением из поколения в поколение хранится национальная индийская память, стержень традиции, которая не воспринимается сводом правил, указанных кем-то и откуда-то извне, но, напротив, складывается прочным эмоциональным фундаментом-фоном. И многие осовремененные индийцы как раз извне, при помощи образованного, развитого сознания и логики пытаются понять или иногда приглушить свои эмоционально-ритуальные рефлексы. Как, например, сложно было М.К.Ганди побороть в обществе неприязнь к неприкасаемым; как в течение двух столетий боялись англичане, прежде чем осмелились и все-таки ввели закон, запрещавший обряды ритуальных самосожжений сати, когда вдова сжигала себя вслед за (или вместе с) телом мужа...
[2] Это признак того, что женщина совсем недавно вышла замуж. Особенно если под браслетами виднеется витиеватый рисунок хной - мехенди - до локтей. Тогда этой свадьбе еще нет и недели. Именно такие браслеты невеста надевает на свадьбу (хной раскрашивают руки и ноги невесте и жениху), и свадьба – центральный обряд в жизни индийца, ее справляют безудержно пышно, невесте в буквальном смысле дарят чемоданы золота и дорогих сари. Это подарки со стороны жениха, за невестой же дают приданое, и это очень болезненный вопрос в индийском обществе. В большинстве случаев без увесистого приданого никто девушку замуж не возьмет, и если в семье рождается девочка, то практически сразу на ее имя открывается счет в банке, куда все родственники постепенно «скидываются» на будущее приданое. Одна наша знакомая (как раз та женщина-вдова, организовавшая празднование Дашэйры в нашем районе), когда мы приехали к ней в гости, в ходе длинной ночной беседы рассказала, как мечтает выдать свою 21-летнюю дочь замуж и как сложно ей зарабатывать в одиночку. Сказала, что уже накопила 8 лакхов (лакх=100000, излюбленное слово для обозначения крупных величин, свои слова для «миллиона» и «миллиарда» в хинди существуют, но индийцы их не жалуют и употребляют в разы реже) рупий… В качестве одного из условий проведения свадьбы родственники со стороны жениха могут потребовать с семьи невесты квартиру, машину, любую бытовую технику и даже оплату учебы жениха в каком-нибудь престижном университете. Плюс как обязательное приложение вместе с невестой родители выдают кровать и шкаф.
После индийской свадьбы невеста прощается со своей семьей и домом и уходит в дом жениха навсегда. Просто так взять и съездить «в гости» к маме с папой она не сможет. Есть только три повода, когда жене позволено традицией проведать родных:
1) на праздник ракшабандхан, когда сестры повязывают братьям на руки веревочки в знак того, что брат будет всегда защищать свою сестру (вообще, любая женщина любому мужчине может в этот день повязать такую веревочку, и они становятся как брат и сестра, любые «другие» отношения с этого момента между ними исключаются).
2) если у ее брата родился сын.
3) по официальному приглашению отца.
Слова «развод» в индийской культуре вообще не предусмотрено, сейчас употребляются либо заимствованное английское слово “divorce”, либо арабское “talaq”. Развод в индуистской среде – крайняя редкость и очень отчаянный шаг. Поэтому свадьба для индийцев – всегда нечто решающее и знаменательное, к молодоженам относятся с огромным почтением. И свадебные браслеты «новобрачная» будет носить еще в течение нескольких месяцев после свадьбы.