Индия - мир в миниатюре
Моя Индия (история одного путешествия)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Вчера сфотографировала идеальную иллюстрацию для "Индийский быт трещит по швам":
Индия. Дели. Хауз Кхас
Зато занавески есть! Это зрелище предстало перед нами буквально за углом в пяти метрах от очень дорогого района магазинов и ресторанов для туристов... Так в Индии всегда происходит. Постоянные перепады и удивления. Как будто она проверяет тебя: а к этому ты готов? а если так? а вот так? удивлен?


По соседству оказался такой замечательный элемент быта:
Индия. Дели. Хауз Кхас


А вот иллюстрация к тому, что индийцы спокойно спят где и когда угодно:
Индия. Дели. Макбара
Уснул в мусульманской гробнице... Зато тишина и покой обеспечены.


И у "лиан проводов" нашлись обитатели:
Индия. Дели. Мероли

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2013, 01:51:15, Саша»

На днях побывали в чарующем по своей атмосфере и энергии месте. Гробница поэта Джамали (от него, к сожалению, сохранились только имя, призвание и эта гробница) и его брата Камали расположена в археологическом парке Мероули рядом с Кутуб Минаром. Маленькая комната, в которую нам специально открыли двери люди, работающие в парке - они мыли все сохранившиеся здания водой и каким-то химическим раствором.

Индия. Дели. Мероули. Джамали Камали

Но настоящее чудо ожидало нас внутри. Как рассказал нам служащий-археолог, гробница построена в XV веке. Так вот до сих пор в ней сохранилось большинство росписи. Мы долго все рассматривали, фотографировали. Потом археолог посоветовал нам посидеть. Мы сели на пол и сидели молча около 10 минут. Археолог тем временем в изголовье каждой из двух могил зажег по ароматической палочке. Тонкий дым взвивался, петлял, кружился, тек. Как будто две души вдруг стали видимы. Если бы у воспоминаний было воплощение, оно наверняка приняло бы облик тонкой струйки дыма. Нам рассказали, что много паломников устремляются в это, на первый взгляд, так хорошо упрятанное место. Хотя стихов Джамали не сохранилось, в атмосфере его гробницы поселилась поэзия, которая как будто специально приходит сюда оплакивать своего погибшего поклонника.


Индия. Дели. Мероли. Джамали Камали



Индия. Дели. Мероли. Джамали Камали. Макбара



Индия. Мусульманская архитектура



Индия. Дели. Мусульманские узоры



Индия. Дели. Мусульманская гробница



Индия. Дели. Гробница поэта



Индия. Дели. Археологический Парк



Индия. Дели. Мероули



Индия. Дели. Джамали Камали



Индия. Дели. Мероули



Индия. Дели. Гробница Джамали Камали



Индия. Дели. Гробница



Индия. Дели. Узоры.



P.S.: Воистину цензура способствует творчеству. Стоило запретить изображать человека, и мусульмане изобрели свою неповторимую, тончайшую архитектуру. Им неподражаемо удается создавать магию места. Эту маленькую гробницу вполне можно считать архитектурным символом поэзии (как Тадж Махал - архитектурным символом любви): к ней сложно подобраться, здесь из малого вырастает вечное, дух поэзии выживает, несмотря на любое сопротивление времени. Более того: чем больше это сопротивление, тем сильнее накаляется поэтический огонь.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 01 Октябрь 2013, 00:05:31, Саша»

В воскресение друг-танцор познакомил нас с бенгальской семьей. Потом мы ходили гулять по бенгальскому кварталу, смотрели, как бенгальцы празднуют Наваратри. Дословно название переводится как "девять ночей". Девять дней проходила знаменитая битва Рамы и Раваны. Вообще с Наваратри связано очень много легенд. В это время почитается богиня-мать. Каждая ночь отводится конкретному воплощению богини. В воскресенье была Дурга-пуджа. Дурга - одно из воплощений богини-матери, славится своей особенной мощью. Женская сущность по-индийски, - шакти, творческая энергия, через которую, в частности, и Бог сотворил наш мир. Как мне рассказала наша новая знакомая, для бенгальцев Дурга-пуджа - самый главный праздник.


Дороги в бенгальском квартале, украшенные к Дурга-пудже:

Индия. Дели. Бенгальский квартал


Индия. Дели. Наваратри


Индия. Дели. Бенгальцы


Индия. Дели. Ночная улица


Индия. Дели. Дурга пуджа


Индия. Дели. Дурга Дивас


Индия. Дели. Дурга


Индия. Дели. Дурга


Индия. Дели. Украшенные улицы


Индия. Дели. Бенгальский праздник


Индия. Дели. Бенгальский квартал


Вдоль дороги было организовано несколько павильонов, где проходили праздники Дурга-пуджи. Везде все по-разному. Но везде все перемешано: и религиозные обряды, и танцы, и лавочки с различной едой и сладостями, и лавочки с книгами, сувенирами, и даже видели маленькую карусель.


Дурга-маа:

Индия. Дели. Дурга в храме


Индия. Дели. Богиня


Индия. Дели. Праздник Дурги


Но самым веселым моментом было, когда мы на одном из стендов увидели рекламу, похожую на рекламу национального парка в метро. Только теперь с тигром, и предлагают насладиться красотами штата Мадхья Прадеш. Дословный перевод: "Кое-что чарующее в мире дикой природы уже ожидает тебя... Приезжай и исследуй это сам."

Индия. Дели. Тигр. Реклама

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 01 Октябрь 2013, 00:15:12, Саша»

Сразу после Наваратри идет Дашэйра - в эту среду, выходной(!), плюс многие преподаватели уезжают домой, если живут не в Дели. Или еще куда-нибудь едут совершать пуджу. Билеты на поезд купить сейчас невозможно, в любом направлении. А еще один раз наша преподавательница по чтению пришла на занятие бледная-бледная, оказалось, она постится. Все индуисты соблюдают свой собственный пост, нельзя четко определить, что можно есть, а что нельзя. Вот пост Гиты джи заключался в том, что она ела только один раз в день. Некоторые отказываются от молочных продуктов, некоторые еще от чего-нибудь, от сладкого или от того, где много специй.

А 14 ноября будет Дивали, один из самых важных индуистских праздников - праздник огней. Считается, что именно в этот день Рама, Сита и Лакшман вернулись после своего изгнания и битвы на Ланке в родное царство - Айодхью, а люди радовались, встречали их, зажигая огни светильников.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Вчера опять видели обезьян в метро! На нашей станции наглая макака исследовала прочность поручней и проводов. Но выглядит это не так шокирующе, как можно себе представить. Дело в том, что половина станций делийского метро - наземные, в частности, и наша - Султанпур. И сама платфома открытая.


Наш уже ставший родным Султанпур (с макакой и без):
Индия. Дели. Метро. Макака


Дели. Метро. Станция Султанпур


Индия. Дели. Станция метро


Индия. Дели. Метро


Индия. Дели. Метро "Султанпур"


Схема делийского метрополитена (скачала в интернете)
Индия. Дели. Схема метро
Мы живем почти на самом на юге желтой ветки, вплотную к Гургаону - городу-спутнику Дели, официально принадлежащему штату Харьяна. В Гургаон мы регулярно ездим по магазинам и в кино.


Схема делийского метрополитена, сфотографировала карту, которую дают бесплатно по первой просьбе на каждой станции:
Индия. Дели. Схема метрополитена

Фотографировать в метро нельзя. Как предупредительно написано повсюду, это - "дандания апарадх!"(преступление, за которое полагается наказание). Слово "дандания" заслуживает особого внимания. В корне его санскритское слово "данда", что значит "палка". Еще в древней Индии слово данда обрело и второе свое значение - "наказание". Однако связь палки и наказания уже никогда не исчезала из индийского сознания. Здесь на улицах часто можно видеть милиционеров с палками! Не с палочками для регулировки движения, а с обычными палками, бывшими ветками деревьев, под метр длиной. Расхаживают пулисвалы (policevala - хинди-слово для полицейского) и помахивают такой дубинкой. Но это и не дубинка, а именно палка, данда.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Октябрь 2013, 14:26:45, Саша»

Делийское метро стоит того, чтобы ему посвятить еще несколько предложений. Очень быстрое и практически бесшумное. Открылось оно в 2002 году. За 10 лет разрослось и теперь пронизывает весь Дели. Оплата зависит от длины пути: либо покупая жетон, говоришь, куда едешь, либо если пользуешься пластиковой картой, прикладываешь ее к турникету на входе и на выходе.

Перед входом в метро тебя и твои сумки проверяют на наличие взрывных устройств. Подобный досмотр происходит не только в метро, но и на входе во все супермаркеты, в кино, музеи... Причем, женщин и мужчин досматривают отдельно, мужчин просто так, а вот женщин всегда за особой ширмой. Ну и естественно, женщин осматривают только женщины, мужчин - только мужчины.

Пожалуй, самая обаятельная черта делийского метро - это как на станциях пересадок показано направление, куда нужно идти, чтобы, например, пересесть на желтую или синюю ветку. Помимо подвесных указателей тебе укажут путь приклеенные к полу следы босых ног соответствующего цвета! Если идти по следам цвета искомой ветки, неизбежно придешь туда, куда нужно. Такие подробности неслучайны. Часто можно встретить в метро людей, которые, очевидно, в метро путешествуют впервые. Особенно это заметно по поведению женщин. Стоят они в своих ярких сари, с браслетами, серьгами и толстыми-толстыми косами почти до колен и смотрят на такой страшный эскалатор. Поднимают ногу, но опускают обратно - не решаются ступить на спину этого непонятного животного. Тем более вдруг еще складки сари застрянут? Глеб однажды наблюдал картину: ехала подобная дама с мужем в метро, подошли к эскалатору. Муж спокойно поехал и даже не обернулся. А она остановилась и не решалась сдвинуться с места. Пришлось мужу подняться, а потом опять спуститься за своей женой и уже за руку провести ее.

Кстати, эскалаторы здесь не везде и не в обе стороны. На входе в метро чаще всего только один эскалатор, чтобы подниматься. А на стенах постеры: "Воспользуйтесь ступеньками, чтобы оставаться в форме!"

Еще одна радостная специфика индийского метро: первый вагон в любом поезде - женский вагон! На особенно крупных и переполненных станциях у входа в этот вагон стоят пулисвалы и дандами отгоняют жаждущих проехаться в женском вагоне особей мужского пола. В женском вагоне обычно очень много детей. И для индийцев чужих детей не бывает. Если едет женщина с маленьким ребенком - вокруг все начнут его трогать за щеки, гладить, играть с ним.

А один раз мы с Дашей видели, как мальчику лет 3х (с монголоидными чертами лица) безумно понравился маленький индийский ребенок, сидевший на коленях у своей мамы. Этот мальчик сначала робко подошел, потом долго-долго рассматривал огромные распахнутые глаза ребенка.

Индийские глаза - это вообще отдельная темя для обсуждения, таких больших и притягивающих глаз, наверное, не встретишь ни в какой другой нации, тем более в столь неограниченном количестве. Индийские девушки, кстати, почти никогда не красят ресницы (зато очень любят густую подводку): зачем? они у всех как на подбор до бровей и густые-густые. (Косы тоже см по 8 шириной. Еще белоснежные зубы и страсть улыбаться.) И индийским, совсем маленьким детям подводят глаза, считается, это защита от дурного глаза.

Вот у того ребенка и так крупные глаза были визуально увеличены подводкой, что, наверное, совсем свело с ума трехлетнего мальчика. Он потянул руку к ребенку, но долго не решался прикоснуться к нему, все только завороженно смотрел. А потом нежно, едва касаясь, провел ладонью по щеке малыша. И тут же начал прыгать от радости, потом стал танцевать перед ребенком, чтобы уже намеренно развеселить его.


Женщин в Индии гораздо меньше, чем мужчин. Я видела статистику, но согласно ей, женское и мужское население Индии соотносятся как 4:5, однако на деле, когда едешь в транспорте или просто идешь по улице, кажется, что отношение это колеблется от 1:4 вплоть до 1:8. Мужская очередь на досмотр перед входом в метро всегда раз в 5 длиннее очереди женской. В автобусах мы с Дашей зачастую оказываемся окруженными исключительно мужской компанией. Даже женскую одежду и парфюмерию продают мужчины. Забавно от подобных продавцов слышать: "Эти шальвары идеально подходят к Вашему камизу! Нет, оттенок шали лучше выбрать светлее. Да, это Ваш размер, хорошо сидит. Вот такой цвет шальвар здесь нужен, он выгодно смотрится на контрасте..." Никогда не забуду, как один консультант в отделе косметики убеждал меня купить тональный крем, тщательно втирал мне его в руку, объясняя, как дальше нужно накладывать макияж! Кондукторы, кассиры - все мужчины.

Еще индийские мужчины гораздо теснее общаются друг с другом, чем, скажем, принято в Европе. В Индии совершенно нормально, когда приятели-парни ходят за ручку, обнимают друг друга за плечи или висят друг у друга на шее, треплят за щеки, гладят по спине. Один наш знакомый индиец вообще шумно восхищался цветом глаз Глеба: "Это линзы у тебя? Как нет??? Такой цвет! Невероятно, сногсшибательно красиво..." и смотрит, точнее пялится. Другим, не жаргонным словом, эти взгляды не передать. Тут пялятся на тебя все. Даже моргать забывают. Едут на мотоциклах, велосипедах или ведут машину - заметили белых обезьян, сразу голова совершает вращательное движение градусов на 120 и остается в таком положении несколько минут, а что между тем происходит на дороге, дело десятое. В транспорте эти взгляды приближаются на гораздо менее комфортное расстояние.


Индия. Дели. Пурана Кила
Вчера в Пурана Кила (Древней крепости). Они пялятся, а нам что, их сфотографировать нельзя?[/size]


В Индии вообще чувствуешь себя звездой: стоит пойти погулять в какое-нибудь историческое место или к другой достопримечательности, тебя мгновенно окружают индийцы, причем не один и не два, а сбегаются целыми семьями, вымаливают тебя сфотографироваться с ними, можно так и минут 40 простоять на одном месте. Постоянно: "Мэм, онли уан фото, плидж! Плидж!!!" "Плидж" - индийское произношение английского "please". Из других забавных изменений в произношении - слово пятьдесят. Вместо стандартного "фифти" почти все говорят "пипти".

Индия. Агра-форт
В Агра-форте


Индия. У Тадж Махала
У Тадж Махала.


Индия. Тадж Махал
У Тадж Махала. Теперь Даша в роли звезды.

Это еще легкие варианты были. Обычно не один-два человека и даже не четыре, но сразу несколько семей, и каждый хочет поприсутствовать на фотографии с тобой, поэтому сначала фотографирует один, потом другой... Как-то раз в Кутуб Минаре не успели мы отойти от входа, как нас окружила толпа. Мы постояли с ними минут 20, но нам надоело и мы сказали: "Все, последняя фотография!". Вокруг нас сразу собралось народу словно на фотографию в выпускной альбом целого выпуска какой-нибудь школы. Все суют поближе к нам своих детей, зазывают других индийцев: "Скорее, все сюда, все сюда!"

Еще все индийцы вокруг постоянно говорят тебе: "Хэллоу!", "Хай!". В городах поменьше, например, в Ришикеше, реакция на белого человека еще более душевная: мало того, что с тобой здороваются, улыбаются тебе, но еще жмут руки, треплют твои щеки, трогают волосы.

Мы только сейчас научились индийцам отказывать. А можно из обороны перейти в нападение. Вот пялится на тебя индиец, а ты поднимаешь взгляд и тоже начинаешь на него смотреть, не моргая... Индиец неминуемо отведет взгляд. Или просто резко спрашиваешь на хинди: "Кья хуа?" ("Что случилось?"), тоже работает. Подобная стратегия работает, и когда хочешь отделаться от навязчивых уличных продавцов. Едешь на рикше и застреваешь в пробке, тут же подбегают разносчики всякой всячины: цветов, проводов, одеял... "Сэр, мэм! Онли пипти рупиииз!" Фразы, вроде: "Спасибо, не нужно" или честное: "Иди отсюда" не работают в принципе. Один раз мы перевели стрелки: предложили подобному предпринимателю купить у нас ручку. "Вот, ручка - самая лучшая в мире, тоже всего за пипти рупиииз! Возьми! Ну чего ты, покупай!" Продавец выпал в другую реальность и в некотором оцепенении молча побрел мимо. Больше мы так никогда не делали, потому что стало беднягу до боли жалко и даже стыдно за себя: человек мог воспринять, что мы посмеялись над его профессией и его бедностью! Индийцам ведь не объяснить, что когда ты подходишь к какой-нибудь лавочке и хочешь в тишине посмотреть, что там есть, постоянные навязчивые возгласы: "Мэм, потрогайте эту шаль! Посмотрите, какие замечательные браслеты! Ну что Вам не нравится в этой шали, это ведь чистый шелк! Я сделаю Вам скидку! Все, берете? Еще и эту возьмите..." воспринимаются тобой как посягательство на личное пространство, и тебе хочется побыстрее спрятаться от этого речевого и эмоционального водопада. Не понимают они! Им кажется, что только так они хорошо выполняют свою работу.

Индия. Харидвар
Пыталась в Харидваре доходчиво объяснить человеку, что в +35 одеяла мне не очень нужны... Но он продолжал говорить, что с таким превосходным одеялом спать будет гораздо комфортнее, да и как вообще без такого чудесного одеяла заснуть можно? Нет, нельзя! Поэтому берите. Всего 100 рупий. Мне как-то удалось вывернуться в итоге.



Но мы тоже любим разглядывать индийцев и фотографировать их. А индийцы в отличие от нас, северных недотрог, обожают раскрывать свои солнечные сердца, делиться зноем своих улыбок и остротой пряных взглядов, фотографироваться тоже обожают и молниеносно реагируют, если направляешь на них объектив. Несмотря на свою некоторую наивность и бесшабашную открытость, индийцы замечают все. С ними нельзя быть неискренним, даже если ты заискиваешь перед ними, говоришь приятные вещи, но в уме держишь какой-то расчет, индийцы мгновенно распознают это.

Однажды, когда мы катались на катамаранах в одном небольшом озерце, устроили целую фото-дуэль:  индийцы, конечно, первые начали, но мы тут же стали их фотографировать в ответ.

Индия. Дели. Пурана Кила


А вот этого колоритного персонажа я сфотографировала в Харидваре, он был очень доволен:
Индия. Харидвар

Вчера на выходе из Пурана Кила (Древней крепости, где по легенде была Индрапрастха - самое первое царство в Индии, царство Пандавов) я решила сфотографировать разносчика сладкой ваты, понравились цвета. Так он остановился и стал позировать:
Индия. Дели. Пурана Кила


Когда мы ездили в Курукшетру - легендарное место сражения Пандавов и Кауравов, героев эпоса Махабхараты,  мы с Дашей решили сфотографироваться, а мимо проходил мужчина с ребенком. Мальчик озирался на нас, и мы предложили ему сфотографироваться вместе с нами. Он застеснялся, но папа сказал ему: "Ты чего? Иди скорее, такой шанс упускаешь!!!" Потом отец посмотрел, какая получилась фотография, и оба ушли довольные.
Индия. Харьяна. Курукшетра


Женщина подметала дворик (тоже в Курукшетре), увидела, что я ее фотографирую, сразу приосанилась, поправила шаль, даже попросила меня подождать, пока она приведет себя в порядок:
Индия. Харьяна. Курукшетра


Мальчишки купались, увидев нас, стали выделывать разные трюки, потом позировать (Курукшетра):
Индия. Харьяна. Курукшетра


Индия. Харьяна. Курукшетра

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Октябрь 2013, 14:58:39, Саша»

Одно из основных качеств характера индийцев - чувство собственного достоинства. Даже подметальщик полов или слуга всегда держится так, как будто именно благодаря нему вращается этот мир. Парадокс, но все, кто правил индийцами, были ниже их по социальному значению. В мусульман всегда обращались в основном индуисты из неприкасаемых или грязных шудр, чтобы избавиться от своего социального статуса. Мусульмане не были ритуально чисты сообразно с представлениями, например, о брахманской чистоте. Англичане вообще иноземцы, выпавшие из кастовой системы. То есть, их можно уважать как сахибов, господ, но все равно в глубине души каждый индиец знал, что это все материальные побрякушки, что у этих англичан отсутствует самое главное, ибо все равно Индия - центр мира, а индуистом нельзя стать извне, поэтому индуисты всегда на совершенно особом положении, и каждый индуист неизбежно гордится тем, что он индуист. Даже носители царской власти из индуистов, индийские раджы, были не выше всех по социальному статусу. Они принадлежали второй варне, не первой, а первыми были брахманы. Но от самой мысли, что правитель тоже не выше всех, было хорошо не только брахманам, но даже вайшьям и шудрам. То есть всегда существовало понятие, что земная власть ограничена, материальные блага не вечны, и  вовсе не на этих основах покоится вселенная.

В корне кастовой системы - религиозные убеждения, закон кармы-дхармы: дело, предписанное тебе по рождению - это твой религиозный долг. Не важно, что ты делаешь, но важно, как. Чем лучше ты это делаешь, тем усерднее ты служишь Богу, тем больше мир зависит от тебя. Поэтому понятно, откуда у индийцев такая тщательность (чаще всего, конечно, понятая опять-таки по-индийски) во всех, даже самых маленьких делах. Например, в нашем районе есть старичок, у которого компьютер, принтер и очень хороший сканер-ксерокс - то есть своя небольшая контора. Туда мы всегда ходим делать копии. Так этот старичок мало того, что сделает копии, еще все разложит аккуратно-аккуратно, отделит экземпляр от экземпляра, скрепит то, что нужно скрепить степлером, резинкой, скребкой.

Вообще безоглядная вера свойственна индийцам. Они живут в расширенной реальности, материя - только символ, отголосок. Поэтому индийцам противоестественны страх и жадность. Угощать и дарить подарки воспринимается как плюс к карме. Для индийца чем больше отдал, тем лучше тебе. Здесь все бутылки с соком, водой, маслом наполнены до самой пробки: обязательно обольешься, когда открываешь. Если что-то заказываешь в кафе или ешь на улице, не удивляйся, если тебе будут подливать соусов, добавлять гарнира столько, сколько захочешь, но заплатишь ты все равно только за одно блюдо. Индийцы могут быть хитрыми, могут сделать так, чтобы ты сам отдал им "лишние" деньги. Но нет в них жадности.

Позавчера Глеб гулял в археологическом парке Мероули, познакомился там с мужчиной, который был окружен целой толпой подростков. Разговорились (а с индийцами невозможно не разговориться), потом пришло время прощаться. Индиец дает Глебу свой номер и спрашивает: "Позвони завтра, мы завтра опять сюда придем, договоримся, встретимся. У тебя есть телефон?" А у Глеба телефон сломался, пришлось ответить: "Нет, нету телефона." "А, у тебя нет телефона? Так на, возьми вот, только завтра позвони," - заявляет Глебу индиец и протягивает мобильник. Мобильник вполне нормальный, с небольшой трещиной на дисплее, но цветной и работает. Вчера Глеб сделал, как условились, встретились. Оказалось, этот индиец - преподаватель социологии, достаточно богатый человек, выстроил многоквартирный дом и сдает теперь в нем квартиры. А мансарду в этом доме он оставил на общее пользование. Это хорошо обставленная квартира, кухня и т.д., двери всегда открыты. Там собираются подростки со всего района и разговаривают с этим индийцем о жизни. У них на всю шумную компанию есть мотоцикл, на котором один из подростков довез вечером Глеба до дома. Несмотря на настойчивые просьбы Глеба, мобильник у него не взяли назад, но еще и зарядку выдали...

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 26 Октябрь 2012, 04:17:26, Саша»

Саша, возвращаю Ваши лотосы на место, как и обещал. Со стишком-фантазией на лепестках.

"Сашины лотосы"

Звёздные лотосы
В небе растут,
Дети-оболтусы
Всюду снуют.
Хитрые фокусы
Ставит факир,
Свежие опусы
Дарит кумир.

Лотосы, лотосы...
Дикие лотосы,
Вновь зацвели на воздушной реке,
Лотосы, лотосы,
Мудрые лотосы -
Временем свиты в сакральном венке.

Индия, Индия!
Динь-динь-динь-динь-динь-динь! -
Русский звенит колокольчик в саду.
Радуйся, Индия,
Матушка-Индия,
В сердце твоём приют я найду...

                                                                                         25 окт.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 18:07:30, ВОЗ»

     Саша, добрый день!
    С каким интересом я читаю Ваши письма из Индии! Название ветки как нельзя лучше передаёт их суть. Да, это именно Ваша Индия, этим она необыкновенно интересна и притягательна.
     Сегодня телевидение изобилует передачами о нездешней жизни, "их нравах", путешествиях на чем угодно и как угодно далеко. Мы избалованы и отчасти утомлены видеорядом, готовыми оценками, ожидаемыми комментариями. И как же свежо на этом фоне читаются Ваши живые впечатления! Только теплое, чуткое, яркое слово оставляет поле для фантазии и рождает в душе радость соучастия, сопереживания , удивления. Словом Вы владеете замечательно, а доброжелательный, открытый взгляд на страну помогает Вам находить такие яркие, интересные образы, что у меня создаётся эффект полного присутствия рядом с Вами. Изумляют детали, и радует Ваше пристальное внимание к ним. В деталях - вся суть, все оттенки и нюансы. Пишите ещё, пишите чаще, больше!
   Хочу у Вас спросить, а как индийцы относятся к русским, что знают о нашей стране?
                                                                                                                                 Елена


Марат! Очень живое стихотворение у Вас получилось. Ритм струится и переливается, подбор слов тоже интересен - действительно, создается впечатление простоты лепестков. Только последняя строка мне мешает: и по ритму, и по смыслу. Смысла, кстати, в ней уловить не смогла, хотела спросить, что Вы имели в виду. То есть, образ я чувствую, но что с чем связано в последней строке, никак не понимаю.


Елена, спасибо за теплые слова. Еще в первых постах я пыталась объяснить, что Индия может быть для каждого только своей. Эту страну нельзя воспринять абстрактно, на отдалении. Индия накладывается на все впечатления твоей жизни, поэтому у каждого может быть совершенно свое восприятие страны, фиксированных опорных точек нет. Вот есть фантазия о машине времени, так Индия - машина пространства, фабрика снов. Индия может тебя забросить в абсолютно любые условия, тут общего знаменателя не существует в принципе.

Русских индийцы очень любят. Мы для них самые-самые братья. Все индийцы так говорят. К американцам относятся чаще отрицательно, про китайцев говорят, что вроде народ близкий и сотрудничает с Индией много, однако индийцам не нравится, что китайцам свойственно хитрить. Разные индийцы - разные знания о России. Но уже несколько раз приключалось, когда совершенно незнакомый индиец где-нибудь в кафе, узнав, что мы русские, начинал обсуждать с нами политику, Советский Союз, Горбачева... потом расспрашивал, как ситуация в стране сегодня. Многие работали в России, два-три раза на улице, спрашивая дорогу, мы натыкались на индийцев, долго живших в России и разговаривающих по-русски. Один, помню, работал на Сахалине... Почти всем индийцам известно, что в 90-ые в России было очень трудно. Про культуру как-то не удавалось пока выяснить, но характер русского народа индийцы чувствуют верно, говорят о России всегда тепло, даже горячо.

Кстати, в Дели есть памятник Пушкину. А еще памятник Л.Н. Толстому и улица в его же честь.

К сожалению, у памятника Пушкину оказались поздно вечером. Темно, но кудри видно!
Индия. Дели. Памятник Пушкину


А еще надпись, как полагается: по-русски и в деванагари.
Индия. Дели. Памятник Пушкину


Указатель на дорогу Толстого. "Марг" на хинди - "дорога" (еще санскритское слово, "марга"). Кстати, все объявления, инструкции, статьи в газетах настолько густо наполнены санскритизмами, что иногда индийцы сами едва понимают.
Индия. Дели. Проспект Толстого
Здесь надпись на деванагари, латинице, сикхском шрифте - гурмукхи и на арабице.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Октябрь 2013, 15:38:40, Саша»

Марат! Очень живое стихотворение у Вас получилось.
Да, мне тоже пришлось по душе это стихотворение. Именно - живое. И тоже последняя строчка показалась выпадающей из цельного музыкального и образного звучания этих стихов, а вся строфа:

"Индия, Индия!
Динь-динь-динь-динь-динь-динь! -
Звонко звенит колокольчик в саду.
Радуйся, Индия,
Матушка-Индия,
....................................... индус"

- просто шедевр!
Особенно: "Динь-динь-динь-динь-динь-динь!" - никогда не забудешь в таком контексте, и при слове "Индия" всегда теперь будет вспоминаться это "динь-динь-динь" и перекликаться с русским романсом и со стихами Анненского (не знаю, насколько осознанно автор это сделал, да это и не важно уже). Подлинная поэтическая находка, редкая. Последнюю строку вот только отмыть чуть... И будет настоящий перл. (О стихах от меня восторгов и аплодисментов дождаться крайне трудно ("но трудно, не значит невозможно"... смех в зале). Не жалую я поэтов; ну да Марат в курсе... (плач в зале). Стихи, это, знаете ли, не повод. (Безмолвие). Да и пишут их в Сети сотнями тысяч. Подлинных стихов очень мало, а подлинных ценителей поэзии ещё меньше. Мы тут с вами не в Индии! Нас, к сожалению, девальвация слова не обошла стороной.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 26 Октябрь 2012, 07:00:04, Ярослав»

ОффлайнКозёл отпущения

  • И вдаль глядит, красив как бог...
Индия... Священные коровы... Я даже замечтался вот на какую тему: а священные козлы в Индии бывают?.. Если бывают, то я бы поехал.

С интересом читаю, Саша. Это даже лучше, чем капуста. Только не могу выговорить некоторые слова.

Прошу не банить, если что не так ляпнул!

- Ме-е-сто, козёл!

Лучше скромным быть козлом,
чем огромным пузырём.

Марат, мне еще очень понравилось словосочетание "фантазия на лепестках". Может, назвать так Ваше стихотворение? Подумайте над последней строчкой, пожалуйста! Хочется увидеть это изумительное новорожденное существо во всей красе. И очень близко стихотворение к тому, что я чувствую от знакомства с Индией. Благодаря Индии я и свою страну стала воспринимать более объемно. Поэтому "динь-динь-динь" как нельзя кстати!


Глубоко неуважаемый Козел, не знаю ничего про Ваших священных сородичей в Индии. Одно знаю - из козлиной кожи здесь делают некоторые элементы классических индийских музыкальных инструментов... Так что индийцы сумели хоть немного связать козлов и искусство. Конечно, трагично с одной стороны. Но с этой стороны искусство всегда оборачивается трагедией и казнью.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

ОффлайнКозёл отпущения

  • И вдаль глядит, красив как бог...
Глубоко неуважаемый Козел
Да что я сделал-то? Зачем вы меня обижаете? Я же брат ваш...

Так что индийцы сумели хоть немного связать козлов и искусство.
М-м-м... А евреи смогли связать козлов и религию: козлы отпущения зародились в древнем иудаизме, на козла сваливали все грехи племени и отпускали его потом в пустыню с ними. Традиция, похоже, аукнулась - и что-то в душе икнулось. Только в козлы теперь чаще людей выбирают...

Предлагаю увязать и искусство, и религию - и... и больше не обижать меня всуе. Я тогда ещё одну басенку напишу, может быть. А так не смогу, из принципа, а не из упрямства. (Если кто-то сейчас чего-то подумал, разве я виноват?)

А на Индию хорошо бы замахнуться... и залезть в неё. Вернее, залететь. Жаль, что козлы не летают. Тогда бы хоть было ясно - за что.

М-да...

А в меня Чивелумас из рогатки весь день целился в кустах. А я не пошёл к нему в огород. Так и просидела туша с подшипником наизготове, последний мозг затёк, аж.
Вы знаете Чивелумаса? (Скоро узнаете. Тогда и поймёте меня! Но каждый по-своему, как водится.)

М-да...

Лучше скромным быть козлом,
чем огромным пузырём.
«Последнее редактирование: 26 Октябрь 2012, 20:00:21, Козёл отпущения»

Банить козла опять мне? Дудки: ду-ду, не дождётесь.

Марат, мне еще очень понравилось словосочетание "фантазия на лепестках". Может, назвать так Ваше стихотворение?
Да, хорошо. Но "Сашины лотосы" - в данном контексте - лучше. С русской поэзией перекличка, как и "динь-динь-динь"... А как жанр - "фантазия на лепестках", а "Сашины лотосы" - конкретная фантазия в нём...
Хороший бы жанр получился. И никакого замаха - молниеносный удар в цель расслабленной рукой. Концентрация в последней точке. Высший пилотаж.

(Может, часть диалога, включая козла, куда-то отрезать? На усмотрение автора раздела и ветки.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 26 Октябрь 2012, 20:14:35, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика