Спасибо за такие слова.
Интересно, прошло уже больше недели, а мне никак не привыкнуть: все кажется, сейчас проснусь и опять в Дели. В Индии все как-то напрямик, мы же лучше научились таиться, этикетно улыбаться или, напротив, этикетно серьезничать.
Сергей, даже для того, для кого вырываться из общепринятой системы ценностей вовсе и не странно, а, наоборот, желательно, приятно, и, собственно, единственный жизненный путь, - для того, кто понимает, тоскует и видит, куда идти хочет и к чему вообще стоит стремиться, - все равно, понять и сделать - две разных ступени. По себе знаю, что понимаю много, а решаюсь на мало. Точнее, нет, решительности хоть отбавляй, но вот дальше нее почему-то продвинуться получается редко. Душа наша бодрствует не всегда, да и в этом мире невозможно постоянное вдохновение. Мы как бы оживаем и умираем снова, а когда мы мертвы, нам необходимо притворяться, что живы, чтобы окружающих не пугать. А потом, когда на самом деле оживаем, безумно стыдно за мертвое время, потому что времени мало, а жизнь болезненна и коротка. Когда мы здоровы, нас ничто не беспокоит, - мы и это время не ценим, не ценим наши возможности, в то время, как у других (или у нас самих, только энное время спустя), может, этих возможностей и этого легкого времени никогда не будет.
Репортажи, очерки, да вообще все, что я делаю по-настоящему, - в первую очередь для меня самой путь вырваться из псевдо-жизни, наверное, единственное, где я ни в чем не хочу притворяться: получается или нет - вот критерий качественности написанного. Реальна по-настоящему одна лишь искренность, и чем ее больше в картине ли, в стихотворении, тем произведение реальнее. Как часто в музее приходится слышать: "Ой, смотри, как настоящая!" Если иметь в виду фотографическую, фактическую точность, примененную к внешности, то суждение не более, чем поверхностно. А если примерить эту фразу на внутренний мир картины? Чтобы было понятнее, если вдруг про какую-нибудь абстракцию твое сердце воскликнет: "Да ведь это правда! Так и есть на самом деле!" По сути, абстрактное искусство - мир внутренний, распахнутый во вне, без какой бы то ни было внешней "защиты", попытка увидеть/изобразить душу без тела или мысль без носителя мысли. Попытка подобрать нематериальному хоть какое-нибудь подобие материальности, чтобы наша ограниченная природа все-таки смогла это распознать. Сам материальный минимум подчеркивает наличие содержания, приковывает именно к содержанию внимание, и, не поняв смысл, ты и во "внешности" ничего не разберешь.
Абстрактное искусство - упражнение в искусстве, более позднее по времени возникновения (хотя на самом деле именно абстракция - в основе древнего искусства), словно шанс оглянуться и увидеть все по-другому, с другой стороны. Ведь если в любой реалистичной картине попытаться разглядеть абстракцию, тайный ритм, музыку, символы, лаконичность линий, то это и есть попытаться увидеть душу картины. "Ой, смотри, как настоящая!" - и не в блестящей стеклянной вазочке дело, но в том, что был момент, мимо которого мы все прошли бы, не оборачиваясь, а художник в этом моменте почувствовал настоящую, искреннюю жизнь, увидел в этом моменте шедевр. По индийским представлениям поэзия родилась из творчества читателя, созерцателя: охотник убил одну из влюбленной пары птиц, а легендарный первый поэт Вальмики через скорбь оставшейся в живых птицы и лаконичность произошедшего увидел момент жизни как источник скорбного чувства, материю, переполненную смыслом, материю, где каждая мелочь подчинена чувству, то есть в итоге, предельную искренность. И с тех пор Вальмики уже не мог жить, как прежде, ему нужно было воплотить увиденное (потому что человеческая природа смертна, надолго удерживать в себе вечность не может), и появилась первая поэзия.
Для того, чтобы понять мир, в котором ты живёшь, нужно без остатка погрузиться в другой, ранее неизвестный тебе мир.
Чтобы познать себя, чтобы раскрыть свое подлинное "я", нужно полностью забыть о себе, выйти из границ своего "я". Бердяев писал о Божественной природе как об Абсолютной Истине: свойство Абсолютной Истины в том, что она может сама познать себя через себя: относительные истины познаются через что-то. Человек, если по-настоящему любит (предмет любви может быть любой: и другой человек, и творчество), способен погружаться "в другой, ранее неизвестный тебе мир", и, растворяясь в нем, твое существо обретает свойства Абсолютной Истины: человек, погруженный в предмет любви, обнаруживает свое глубинное родство с Богом, сам превращается из относительной истины в Абсолютную, потому что предмет любви как бы становится недостающим зеркалом твоей души, твоя душа - отражает предмет любви, и вы в едином ансамбле - истина, способная к самопознанию, определяющаяся только через самое себя и не нуждающаяся ни в чем стороннем, относительном. Теряя "относительность", мы возвращаемся к свободе.