Уважаемый Юрий! К сожалению, цейтнот заставил несколько замедлить наше поступательное развитие. Пока готова одна часть нашего глобального вопроса. Как будет с другими, не знаю.
Новое в конструировании Будущего Проанализируем кратко доклад «Конструирование Будущего» Князевой Е. Н. (Материалы Международной конференции
"ПУТЬ В БУДУЩЕЕ – НАУКА, ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕЧТЫ И НАДЕЖДЫ"
26–28 ноября, 2007 Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва:
http://family-ridder.kz/download/konstruirovanie_budueshego.doc).
Попробуем разобраться в посылках и итогах доклада.
В упомянутом докладе, в частности, говорится:
«В дополнении к представлениям об устойчивом развитии ( sustainable development ) ныне стали говорить и об устойчивом будущем ( sustainable future ), т.е. о таком, в котором мы научимся избегать сильных потрясений, катастроф, разработаем надежные технологии управления рисками. Как видим, в современном прогнозировании решающую роль играют конструктивистские установки, связанные, с одной стороны, с технологиями управления социальными инновационными процессами, а с другой – со становлением новой этики связи, солидарности, толерантности, партисипации».
Хорошо, что за проблему конструирования Будущего взялся Институт прикладной математики, так как современное развитие математики уже имеет, как говорили в Одессе, «что сказать».
В системах управления вполне научно и математично устойчивое развитие и, следовательно, и устойчивое будущее зависит от качества управления, которое задаётся критериями и условиями существования системы. Поэтому перенесение этого вывода на нашу жизнь в физической реальности и означает «избегать сильных потрясений, катастроф».
Автор доклада рассматривает две крайности «прогнозирования решающей роли», в то время как это не так: «становление новой этики связи, солидарности, толерантности, партисипации» является целью «управления социальными инновационными процессами».
Более того, вопросы этики в жизни людей всегда играли основополагающее значение, хотя на них наука не строила свои концепции. Вся история развития человечества – это следствие принятой обществом этической парадигмы. Говорить пока о высокой морали общества преждевременно, так как определяющей силой в развитии общества была и остаётся агрессия в достижении целей, как правило, далеких от высокоморальных.
Те же высокие, духовные, достижения, которые всё же накапливались в человечестве в историческом прошлом, суммировались скорее вопреки общечеловеческим усилиям становления психической и материальной самодостаточности личности, благодаря врождённому Божественному процессу «антигравитации» духовного роста – преодоления в себе Зверя и накапливания во всех сферах жизни этических принципов Выигрыша для Всех.
Точно также говорить о «создании будущего» можно, лишь представляя сам механизм его создания. И в этом процессе представления одну из главных ролей играет система оценки или оценивания всех шагов человечества и каждого отдельного человека. Сказать, что это религиозная система, мало, ибо религия существует на феномене веры, а вера является следствием жёсткого гипноза человеческого сознания со стороны сущностей духовного мира, которые становятся нашими критериями.
Поэтому необходимо признать вначале, что Жизнь как феномен распространяется и за пределы материальных оболочек, ибо как первопричина целеполагающего сознания человека выступает часть Метасознания, а именно, сфера духовных сущностей. Последние задают главные оценки людям.
Вот ещё цитата из доклада:
«Процесс становления и развития человека как личности имеет три ипостаси. Во-первых, человек узнает самого себя, ибо находится в поиске своего подлинного лица, своей идентичности, которая одновременно находится и в его творческих руках и ускользает от него. Во-вторых, человек стремится понять самого себя, истолковать себя в мире и через мир. Прошлое, наша личная и общечеловеческая история толкует нас. Но нас толкует и будущее: имея образ желаемого будущего, мы начинаем видеть смысл настоящего. В-третьих, человек строит, творит, созидает самого себя, свое тело и душу, себя и окружающий его мир, его собственную среду, которая, в свою очередь, влияет на него, определяет его лицо».
Чтобы «узнавать самого себя», «понять самого себя», «создавать самого себя», необходимо иметь модели сравнения, которые работают в сознании на основе автоматов кибернетического свойства. Всё это есть в нашем сознании, но исследуется пока примитивно.
Опять же мало сказать: «Конструктивизм – это такая философская, прежде всего эпистемологическая, позиция, что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту)». Необходимо понять, что «собственной деятельности» как таковой у человека нет. И «эпистемологическая позиция» - это, прежде всего, позиция, в которой смысл жизни и смысл любого действия восходят к их причинам, лежащих в существующей системе оценок Природы, Мира. Без принятия этого постулата любые «философские» рассуждения в этом плане превращаются в простую и примитивную демагогию.
Сегодня мы, применяя законы критериального сознания, можем выйти за пределы пустого утверждения: «что недоступно индивидуальному сознанию является предметом деятельности сознания трансцендентального, трансцендентального субъекта».
Мы уже обязаны признать живой духовный мир и оперировать его законами.
Мало сказать: «Субъект и объект находятся в отношениях взаимной детерминации». Нужно уже показать зеркало конкретного диалога, в котором происходит резонансное усиления смыслов, показать, что понятие объекта всё больше переливается с течением времени познания в понятие субъекта. Объект исчезает, уступая место закономерностям более глубокого смысла конструирования.
Осознавая систему оценки, мы навсегда избежим таких состояний: «Слабость позиции конструктивизма заключается в том, что субъект деятельности, активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, не встречает никакого сопротивления от реальности, он буквально залипает в реальности, не чувствует границ между собственным опытом и реальностью как таковой».
Следует признать, что до недавнего времени конструктивизм лишь выдавал желаемое за реальное, что закон максимизации устойчивых форм, их оптимизация за счёт этого, дал совершенно чёткое направление развития Жизни и особо ценные механизмы этого развития. Уже мало призывать к «правильному развитию», уже стало возможным сформулировать его совершенно конкретно.
К сожалению, в докладе есть нелепицы. Например, следующее:
«Во-первых, овладение временем есть освоение пространства. А освоение пространства – это умение анализировать сложные топологические конфигурации коэволюционирующих структур-аттракторов и вычитывать информацию о прошлом и будущем развитии этих структур в целом». «умение анализировать» - это не манипулирование пространством, это из другой сферы.
К сожалению, начиная со следующей фразы:
«быть в синергизме со средой, с управляемой организацией или предприятием (принцип нелинейных обратных связей, устанавливающихся между субъектом и средой его активности),
созидать подобающий как своим собственным познавательным и конструктивным возможностям, так и внутренним неявным тенденциям среды когерентный, взаимно согласованный мир (установка не просто на желаемое, а на осуществимое будущее)»,
философ, затрагивая вопросы кибернетики, действует и рассуждает слишком непрофессионально. Жаль, этого как раз и не хочется слышать. Или же другое: непрофессионалы-философы себя изжили. Мало выдавать желаемое за действительное, нужно уже открытые закономерности критериального (мерного, оценочного развития) перенести в среду нашего этического поведения, Божественный Путь проявить через оценки, которые мы используем. А это сегодня уже не представляет сложностей.
Призыв «уметь контекстуализировать свои знания» в принципе неверен, ибо, прежде всего, человек должен соотнести свои знания и умения с Божественной критериальностью. Понятия контекста затрагивает сущностную проблема смысла, которая разрешима лишь через рассмотрение с Вершины Этики.
Мала «включенность в организационные и коммуникационные связи, тянущиеся вплоть до глобального, общечеловеческого уровня». Необходимо выйти и за эти пределы, войти в контакт с Метасознанием, стать его прилежным учеником.
«Нужно снова составить целое, которое было раздроблено, растащено по различным дисциплинарным областям» - не совсем правильно, ибо целое, целостность есть функция глобального, главного критерия любой системы.
Что же такое «умение мыслить»? К сожалению, автор доклада так сузила это, что первое и главное – критериально оценивать – вообще не упоминается. Наше сознание насквозь критериально, и неучёт этого фактора приводит к преднамеренной схоластике нашего развития.
Новое в конструировании Будущего – это принятие Духовной Этики за идеологию общества. Автором настоящей статьи опубликовано несколько книг под рубрикой «Человек Будущего», в которых с разных позиций показано становление людей как людей Будущего при условии, что они принимают для себя главный критерий Метасознания как Выигрыш для Всех.