О формировании человека нравственного с опорой на знанияНаука и религияВ последние годы стало модным говорить о человеке нравственном. Часть из такого рода специалистов взывают к религии как единственному институту морали, другая же часть видит выход в наполнении сознания людей, особенно подрастающего поколения, знаниями. Упование на науку и логику часто носит неоправданный характер. Забывается, что наука выросла из той же религии и точно так же подвержена вере, как и любой вид религии, а некоторые её основы постоянно пересматриваются.
Почему-то принято считать, что религиозные и научные знания имеют очень мало общего и практически непересекаемы.
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы логически показать появившуюся возможность расширения общего поля для религии и науки, что позволяет лучше понять некоторые важные для жизни людей вопросы, в частности, вопросы воспитания нравственности в молодом поколении.
Сегодня по традиции воспитанием нравственных начал в школе не занимается ни одна наука. Всё отдано на откуп учителям, улице, телевизору, книгам и друзьям. Мы не станем оценивать знания и опыт учителей. Это неблагодарная задача. Этика как философская наука о представлении о морали преподавалась им в педагогических учебных заведениях.
И если мы пришли сегодня к процветанию паразитического типа общества под названием капитализм (см. статью автора: «Мартовские тезисы краха капитализма»:
http://www.civitas.ru/article.php?code=1899 ), то можно сделать далеко идущий вывод о том, что мы сами и наши учителя усвоили из подобного преподавания науки этики.
Нас нагло обманулиМы сегодня столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда государство оказалось неспособно сколько-нибудь внятно объяснить молодёжи, вступающей в жизнь, основы морали и нравственности, чтобы в будущем предотвратить многие преступления против человечности и человека.
А, с другой стороны, государство оказалось заложником морали, построенной полностью на отрицании нравственного начала. Поэтому на уровне государства принимаются заведомо абсурдные законы на введение религиозных дисциплин в учебных заведениях и, в частности, в школе. Необходимость этого, как нам объясняют господа из министерств, диктуется единственно правильным воспитанием молодёжи через церковные догмы.
Государство расписалось в полном бессилии произнести от своего имени моральные законы поведения и потому с облегчением переложило это на ту область человеческой жизни, которая существует уже тысячи лет сама по себе. Конечно, следует признать, что и мораль, и нравственность людей вышли из религиозных институтов. Однако, правила жизни в практической стороне религии – в церкви – регулируются особыми кодексами, в которых многое, происходящее в миру, запрещено абсолютно.
Давайте будем честными и согласимся, что церковный Катехизис во многом противоречит светскому образу жизни. Сказать о том, что у нас в правительстве сидят люди, совершенно бестолковые и непонимающие существо дела, - значит оскорбить самих себя. Ибо мы, что же, недостойны более умных и просвещённых руководителей?
Из этого естественно следует вывод о том, что государство заведомо, специально и походя, завело вопрос о практической стороне морали в абсурдный тупик, чтобы надёжно сохранить существующее абсурдное положение дел в соблюдении законов государства. Пусть хоть кто-нибудь попробует опровергнуть это.
Мораль и нравственностьВозьмём на себя труд объяснить основы современного понимания морали и нравственности на основе науки этики и законов критериального сознания.
Мораль – это практика поведения, общения личности с подобными себе. Её вершина: «Делай и желай другому того, что ты хочешь для себя».
Нравственность – это практика поведения личности в отношении общества: «Делай и желай всем того, что ты хочешь для себя».
Мы видим, что моральное поведение является частным случаем нравственного поведения.
Нравственность как главный критерий общества требует от каждого члена общества усилий, направленных на максимизацию нравственности. Это означает, что философски нравственность является истиной. В этом один из признаков, или критериальный закон главного критерия, главной меры, главной оценки.
Вторым признаком, или вторым критериальным законом главного критерия является отсутствие его любых ограничений.
Вместе с тем мы видим, что ни капитал, ни свобода не могут быть главными критериями общества, так как они требуют для себя нравственных ограничений. Без ограничений они превращаются в критерии убийства и разрушения. Значит, философски ни капитал, ни свобода без ограничений не могут быть названы истинными. Без ограничений, причём, существенно нравственных, они ложны.
Итак, получается, что даже сегодня, не привлекая религиозные знания в широком смысле слова, кроме золотого закона морали, мы можем с научных и смысловых позиций показать, что многие толстые тома по этике, нравственности и морали можно заменить тремя десятками слов о двух законах критериального сознания.
К большому сожалению, не только наши преподаватели и учителя не владеют этой крупицей знаний, - мы все без этой крупицы идём в полном недоумении или без оного туда, куда нас гонят наши хитрые пастухи.