Спасибо, Геннадий Георгиевич, за Ваши развёрнутые ответы!
Я нашёл несколько существенных различий в наших с Вами подходах к реальности. На всякий случай уточню, что различия - это хорошо: они расширяют смысловой объём (плохо, на мой взгляд, только обеднение духа; всё что обогащает дух - всё хорошо). Именно поэтому я больше люблю в "форумном жанре" сосредотачиваться на различиях (посмотреть с другой стороны на предмет, чем собеседник), нежели на общих местах: поиск "общего знаменателя" сужает смысловое поле текста, обедняет свободу выбора для читателя. Чем больше различий в наших подходах, тем больше воздуха, тем свободнее дышать читателю.
Продолжу с Вашего позволения (те моменты, которые мне близки в Ваших ответах, упускаю - по умолчанию):
Духовное растёт на природной почве.
То есть - дух эпифеномен природного? Мне ближе такой взгляд: дух - первичен, ничем не обусловлен, духовная реальность - реальность подлинная, первичная. Всё остальное (тонкоматериальное, душевное, природное) - лишь символизация духа, те или иные его проявления, его творчество.
Относительно духа сказать не берусь. Ибо считаю его качеством Природы.
Дух, безусловно, качество. Но дух первичен, природа вторична.
Есть несколько противоположных философских подходов: первичность вечной материи (материализм), природа=Бог (пантеизм); Бог=Дух, Он первичен, всё остальное в мире - Его творчество, имеет тварную (или символическую) природу (христианство).
Ближе к пантеизму религиозные взгляды индуистского корня (буддизм, индуизм). Толстовство, кстати, тоже.
В религиях авраамического корня - Дух и Духовное первичны.
И в каждом подходе есть истина, несводимая ни к какому "общему знаменателю" (этого коснусь чуть подробнее в конце).
«реальность - это Природа» и во многих проявлениях, в том числе в духе.
Мне ближе такой взгляд: реальность - это дух, всё остальное - его проявления. Сам же дух не проявление чего-либо или кого-либо, а первореальность, подлинное бытие, символизирующее себя в том числе и в природе - как своём творчестве.
Душа – объективна-субъективна и существует как живая часть человеческого организма.
Мне кажется, что человеческий организм - лишь воплощение души, которая первичней и "больше" самого организма (была до него и будет после), как в свою очередь душа - лишь творческое проявление духа, который не обусловлен ничем и абсолютно свободен. Природа принадлежит царству необходимости, а дух - царству свободы.
Итак, физическое – безжизненное, душевное – жизненное, духовное – качественная сторона жизненных процессов, обусловленная тем или иным главным критерием рассматриваемого элемента Жизни.
Духовное - это подлинное бытие, первореальность, абсолютно свободная, определяемая только изнутри, не обусловленная ничем и ни из чего не выводимая.
Не понимаю, почему нужно противопоставлять природное и духовное? Здесь какая-то ошибка. Духовное как главное качество является главным смыслом, или главной идеей (по Платону). Смысл – это высшая оценка. А главный смысл – это главная высшая оценка как работающий критерий.
Речь не о противопоставлении (стихотворение не противопоставляется его творцу, а картина - художнику), а о понимании, что первично: картина или художник. Природа - это картина. Художник - это Дух. Дух - первичен. В картине (природе) качественность от Духа, но Дух Художника не исчерпывается картиной и не выводится из картины, а символизирует себя в ней и пребывает в ней как её качество.
11. Что автор понимает под символом и символическим?
Ответ. Это смысловое отражение в каком-либо языке.
Символ - это "окно" в подлинную реальность, в реальность духа - из любой материальной (природной) реальности. Любая реальность, кроме духовной (Плеромы), символична по отношению к реальности подлинной - реальности Духа. Наш мир - символичен, а не реален. Реалисты принимают символы за реальности - в этом их ошибка. Сам мир - это символизация духовного. Все события происходят сначала в духе и в духовном бытии, а потом уже преломляются в тех или иных мирах материальных.
Вот, пожалуй, два разных подхода.
Первый - ближе к пантеизму, индуизму, буддизму (при всех различиях - общее основание).
Второй - к монотеизму.
Это очень схематично, конечно. Но я вот к чему: все попытки свести религиозные (не религиозных не бывает вообще: атеист и материалист тоже верят, только не в Бога, а в материю, науку, логику, метод и т.д.) мировоззрения к какому-то единому "общему знаменателю" обречены - ведут к обеднению, упрощению, всесмешению, профанации глубоких истин, в конечном итоге - к бездуховности.
Никакой здоровой альтернативы Диалогу мировоззрений в мире не осталось, а диалог возможен только в "объёмном мировоззрении", где противоположные проекции есть лишь проекции противоположных граней Истины, без которых нет объёма.
Свести, например, христианство и буддизм к "общему знаменателю" невозможно вообще, ибо они полярны в самих своих основах. Но увидеть эти полярности не как логические противоречия (проекции на плоскость нашей логики), а как противоположные грани Единого Объёма - это и есть выход в "объёмное мировоззрение". Очень такому выходу способствует мифологическое восприятие мира, символическое понимание реальности.
То есть - нам надо стараться воспринимать иное мировоззрение по "принципу дополнительности" квантовой механики, а не по принципу "исключённого третьего" (либо так, либо эдак, а третьего не дано).
Самая большая опасность, которая подстерегает любого открывшего новую грань истины, это абсолютизировать своё открытие, придав ему универсальное, всё объясняющее и всё расставляющее раз и навсегда по полочкам значение. Такой абсолютизации не избежала ни одна из мировых религий (кроме индуизма - воспринимающего мир как раз по "принципу дополнительности"), не избежала и наука, придав своему "научному методу" универсальное и общеобязательное значение. Эту же "прокрустову ошибку" делали и многие философы, наиболее ярко она бросается в глаза у таких "мономанов", как: Маркс, Фрейд, Лев Гумилёв и т.д.
Форум - неплохая "гимнастика" для наработки навыков "выхода в объём" - через "принцип дополнительности". Такие тексты, как форумные, помогают избегать "логики исключённого третьего": она загоняет стороны в спор, в борьбу на плоскости одной точки зрения с другой - и в результате текст перестаёт быть читабельным, интересным, равно как и текст, где "все дуют в одну дуду". Это очень наглядно, очень доходчиво на форумах - и очень поучительно (хорошая гимнастика, в общем! а получится ли из неё хорошая литература - зависит от участников).
Мне очень близки главные Ваши идеи, Геннадий Георгиевич! Но писать мне интереснее о различиях моего и Вашего подходов - в таких различиях появляются "смысловые напряжения", необходимая "разница потенциалов" для движения "текста" (коллективного)... Многие обижаются на меня за такой способ ведения дискуссий, воспринимают как "наезд" на личность (думаю, что зря). Давно хотел написать заметку о "сужающемся и расширяющемся конусах" сознания. Теперь получил дополнительный толчок. Если напишу, то дам в этой ветке ссылку (может, будет интересно - в контексте этой ветки тоже).
P.S. Ветка растёт интересно. Можно её потом будет перенести в Избранное? (Спрашиваю разрешения у автора раздела: или будем весь раздел выращивать - как сад?)