Интересно бывает отследить в самом себе, как отличается восприятие одного и того же текста "глазами читателя" и "глазами автора". Читатель может увидеть то, чего не видит автор (и наоборот, разумеется). И читатель, и автор - как две стороны "треугольника" (третья сторона - "душа произведения", "замысел", "художественный предмет", не зависящий от авторского и читательского произвола). И в целом этот "любовный треугольник", рождающийся в творческом общении "замысла-автора-читателя", и есть то, что мы называем "произведением искусства". И такое общение, на мой взгляд, самый лучший и самый действенный способ познания и себя, и мира. И даже - богопознания. Выше только - молитва (подлинная), непосредственное созерцание Бога, общение с Ним ("напрямую").
Но спустимся на землю. Отследить в самом себе разные субличности (проекции) очень интересно (как минимум), такой опыт помогает видеть не только себя, но и другого человека - объёмно. Это путь к объёмному мировоззрению. Помянутый мною "любовный треугольник" - тоже лишь одна из проекций
целого, того несказанного, что каждый художник пытается передать в течение всей своей жизни. Из множества таких проекций (общения "треугольников") складывается
целое, которое не может быть вмещено ни в наше восприятие ("от мира сего"), ни в наше линейное время. И каждое такое
целое есть лишь одна из проекций Целого Культуры. Которое в свою очередь... Впрочем, я опять забегаю вперёд (или назад? или куда?).
Вот что я нарыл однажды как читатель в одном из своих же стихов. Само стихотворение - это четыре проекции одного
целого, которое я не могу иначе выразить, кроме как разложив его на проекции. Ни одна из них не является продолжением другой, каждая из них отражает всё целое, но по-своему. И воспринимать их (если бы это было возможно) надо не последовательно, а параллельно, вместе. Но так ни прочитать, ни записать невозможно. А сначала я хочу просто показать на примере, как даже формальная сторона стихов может быть наполнена смыслом (читательским творчеством) и нести смысл. В стихах, как и в мире, ничего не должно быть случайного.
Копирую (чуть отредактировав) один свой пост трёхлетней давности с "рм-форума ОРГ", но прежде приведу целиком саму пьесу, о которой пойдёт речь:
НЕВСТРЕЧА мы встретимся – теперь! Фет1 Слова закончились, как путь:
уходишь ты в страну воспоминанья,
на дно очей, где правда незеркальна,
но в почве тёмной прорастает суть –
и зреет время темой музыкальной:
вдруг – чуткое – заслушается тайной
каналов наших, первых переулков,
в ночь уходящих эхом гулким…
2Здесь, окна растворив,
как книги, на разрыв
шёл разговор. Разрыт –
на вздохе взмахом крыльев!
Но
дважды два четыре –
и горизонт закрыт.
Как взгляд. Как роль твоя –
не узнанное «я».
Обрывки слов шуршат.
Бессонницы квадрат
измерив весь, душа
уносит за кулисы
невстречи нашей смысл.
3 Есть времени застывшие провалы –
арктические области души, –
кто не был там, тому и горя мало,
что ночь близка, огонь не разожгли,
заснули вдруг и слова не нашли.
4Не знаю, сколько (видимо, немало)
дождливой пряжи утекло: Нева
сводила нас…– и в зеркале канала
рождались звёзды: сердце узнавало
твои черты…
Играли в прятки губы и слова.
Паркетным лаком тайну покрывало –
над пропастью слоилось
дважды двачеты…
Как буратинин холст, явь затрещала!..
Отхлынул хмель. Мы испугались! Только
во сне – как в школе: недослушал – двойка.
Когда б очнуться – и прочесть с начала…
Попробуем…
______
Мерцает небо в проруби немой.
Емеля спит, работая над словом.
Разбудит – и, не расплескав, домой
он донесёт по памятным сугробам
твоё лицо – исполненное утро.
Он терпелив бескрайнею тоской.
Раздует речь: он искренен, как чудо!
Он весь – как мир – до капли солнцем понят.
И настежь путь! Осталось только вспомнить…
……..……………………………………………
январь-март 2008 (См. в сборнике "Три сестры") ...Мне очень приятно, что такие стихи Вам близки; здесь ведь смысл через звук, через музыку идёт, а такую поэзию понимать намного сложнее, чем смысловую.
Как правильно заметил Кирилл, это стихи "про любовь". Уже стало известно людям, что они существа двуполые: в каждом есть и мужское и женское (в разной пропорции), поэтому так сложны отношения полов: это не два пола взаимодействуют, а четыре: женщина и мужчина в одном существе соприкасаются с мужчиной и женщиной в другом...
Но всё это психологические схемы, хотя интересные, но всё-таки схемы. Жизнь сложнее...
Так вот. Существуют мужские (последний слог ударный) и женские рифмы.
Пример:
Здесь, окна растворив,
как книги, на разрыв
шёл разговор. Разрыт –
на вздохе взмахом крыльев!
Три мужских рифмы и одна, последняя "крыльев" - женская, но она уже связывает эту строфу со следующей.
Но и внутри этой строфы сами мужские рифмы идут через связку: растворив - разрыв; и разрыв - разрыт. (Разрыв - связка: "растворив и разрыт" не рифмуются между собой, но оба слова рифмуются с "разрыв".)
Я ни о чём таком не думал, когда писал (думал о содержании, побудившем и т.д.). Но однажды заметил - уже глазами читателя. И мне показалось это интересным. Всю эту "механику", конечно, читателю нет нужды анализировать, но наше подсознание её улавливает. За этими, казалось бы, "архитектурными излишествами" кроется глубокий смысл взаимоотношения полов, как в одном существе (строфе - мужской: три мужских рифмы и одна женская, но завязанная уже на другую строфу-существо), так и связь с двумя полами в существе любимой (любимого).
И это только тот смысл, что ещё можно перевести на уровень сознания. Дальше - музыка... В данном контексте - музыка пола есть музыка общения и полярности.
Но дважды два четыре –
и горизонт закрыт.
Как взгляд. Как роль твоя –
не узнанное «я».
Здесь женская одинокая рифма связана с предыдущей строфой, но и мужская - тоже. И две мужские связаны лишь друг с другом. (Пропорция полов в каждом существе индивидуальна и неповторима.)
Обрывки слов шуршат.
Бессонницы квадрат
измерив весь, душа
уносит за кулисы
невстречи нашей смысл.
Завершающая строфа - та, что получилась во взаимоотношении двух предыдущих.
Три мужских рифмы - также через связку идут (но связующая уже не в центре, а первая): "шуршат - квадрат" и "шуршат - душа" ("квадрат и душа", понятное дело, не рифмуются).
Женская рифма "кулисы" рифмуется - внимание! - последняя строка, последнее слово - ключевое, и это слово "смысл".
Формально "смысл" мужская рифма, но рифмуется с женской "кулисы". Само слово "смысл" (за счёт неявной гласной "сл") слышится как женская рифма. То есть в этом слове оба начала сливаются. И это слово - СМЫСЛ.
Препарировать так стихи, наверное, не нужно, но знать, что в стихах смысл несёт всё - каждый звук, каждая буква, сама структура, включая разбивку на строфы, место строки в строфе и слова в строке и т.д. и т.п. - знать это желательно.
Вдогонку (второе из складня "
День и Ночь"):
Шелест времени, вспышка лица.
Воля случая, всплески костра.
И мерцают сердца…
Одиночеством стелется страсть.
Кто-то должен играть до конца.
Кто-то должен играть.
Здесь целые связки рифм, из которых можно извлечь дополнительные смысловые ряды:
костра-страсть-играть; костра-конца-сердца-лица (костра - лица - через две связки замыкаются, но сами не рифмуются друг с другом, но через "костра" завязываются и на другой ряд: страсть - играть).
Вот ещё очень интересная "круговая цепочка" в русском языке:
страх-страсть-страдание-радость-страсть-страх...
На таких цепочках можно и стихи писать (но увлекаться не надо, чтобы не уйти в формализм), например (такие стихи я не включаю в сборники, потому что считаю их уже не совсем поэзией):
КротословКопал. Копил. Как сталь был!
Среди корней жил, спал, имел стиль.
На строки не хватало рук. Болел лоб.
Оставался один, любил грусть. Пел.
Ел. Пил. Пал.
Нет сил. Устал. Остыл.
Груз лет вдавил в землю тело.
Оставался один день.
Обмыли. Закопали. Простили.
Поплакали. Поели. Пошли простые
будни. Пламя памяти погасло вскоре:
догорело горе. (Мысли не спасли.) Забыли.
Был быт и срок (вопрос-ответ) –
круглый как рок, крепкий как грех:
страх-страсть-страдание-радость-
страх-стра…-старость. Стоп. Это обман.
Рост есть! Век с плеч!
Веком больше. Челом – в вечность:
человек:
опыт – в речь, боль – в свет.
Ад. Тень.
Да. Нет.
Был как все.
Стал всем.
окт.2006
_________________
О "стихах-проекциях" и связи их с "объёмным мировоззрением" (вернее, способом, воспитанием такого мировоззрения в себе; или ещё лучше так: путь к такому мировоззрению может лежать через понимание "стихов-проекций") напишу ещё здесь, попозже. В общем, продолжение следует...