Искусство слова
Читатели тоже пишут (или не зря зря в корень!)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

В хинди есть незаимствованный глагол "sataanaa" - "мучить", "терзать".

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Иногда интересно присмотреться и разглядеть в какой-нибудь фамилии корни из другого языка.  Оказывается, сама фамилия "Вавилов" содержит в себе намек на призвание ученого-ботаника, если найти в ней отголосок сингальского слова "vaevilla" - "растение". Кстати, "ov" на сингальском - это "да".
(Буквами "ae" обозначила звук, соответствующий звуку "э", например, в английском слове "cat")

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

                                         Если бы столько уместилось на футболке

Одно из влияний чтения - гигиена души. Из всех видов деятельности чтение лучше всех справляется с этой нужной, пусть и не очень почетной функцией. Если продолжать физиологические сравнения, круговорот речи в существе человека можно уподобить обмену веществ в теле организма.

Речь - мостик между душой и телом, и от качества ее «циркуляции» зависит, насколько человек жив: у мертвого душа покинула тело, и когда слабеет связь тела и души, человек в буквальном смысле слова умирает.

Наша речь – отражение Речи, связывающей душу и Дух, низшее «я» с высшим «Я». Чем красивее, осмысленнее, искреннее наша речь, тем ближе она к своему Прообразу. Художественная литература, в особенности поэзия, как раз приучает душу вникать в сложные речевые смыслы, причащаться красоте Слова (отсюда видно, что на вершинах литература всегда мистична). Чтение обостряет слух души к голосу совести, выстраивает в существе человека волевую ось, вокруг которой вертится глина личности, оттачивается неповторимость черт.

Душа перестает слышать голос Духа – теряет волю, распадается на мишуру страстей, начинает гнить. Состояние души, когда ее обладатель не читал в течение, например, недели, эстетически будет ничуть не лучше, чем состояние ротовой полости, если не чистить зубы в течение такого же срока. Но только душа относится к масштабам большего порядка, поэтому все процессы в ней идут шире, залегают глубже и приобретают гораздо большую инерцию.

И дело не в снобизме, когда человек, привыкший к постоянному чтению, чувствует отторжение (почти физическое отвращение, вплоть до тошноты) от того, кто книги не жалует. У читающего человека душевное восприятие обострено (как обострена связь души и тела). Его душа чувствует, рядом что-то гниет, она испытывает примерно то же, что испытывает любой, когда оказывается поблизости с чем-то грязным и зловонным. Конечно, одновременно душа понимает, рядом гниет не «что-то» абстрактное, но другая живая душа, вспыхивает жалость. Но «дурной запах» от этого не пропадает, да и не должен он пропадать: это как боль, сигнал: надо срочно лечить; однако, увы, в таком вопросе помочь себе по-настоящему сможет только сам обладатель души: нельзя за него начать читать стихи, как невозможно за него влюбиться.

Самое интересное, что в описанной ситуации вполне привычно обвиняют «интеллигента» в черствости, нетерпимости, неуважении к «свободе выбора» ближнего, в эгоизме, в душевной слабости и далее по списку. Но если обратиться к логике и задать до призвука русский вопрос: «А кто здесь кого не уважает?»

Человек упорно не моется, ходит в грязной одежде, следовательно, взаимодействуя с людьми, он своим видом выказывает неуважение к окружающим. Это вполне понятно всем, даже в правилах пользования общественным транспортом вынесено отдельным пунктом в графе «штрафы». Чем отличается гигиена внешняя от гигиены душевной по воздействию на окружающих? Разве лишь тем, что несоблюдение последней заметно не всем.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 25 Декабрь 2011, 06:48:44, Саша»

    Саша, спасибо за тему. Захотелось поделиться своими мыслями на этот счет.
Чем отличается гигиена внешняя от гигиены душевной по воздействию на окружающих?
    Здесь, на мой взгляд, существует как минимум две проблемы, вытекающие из очевидной разницы между болезнью души и тела.
    Первая: физическое нездоровье побуждает человека бороться с недугом, больной осознает тяжесть последствий и встает на защиту своего бренного тела. Окружающие, близкие и не очень, испытывают к физически нездоровому человеку как минимум сочувствие.
    Отсутствие душевной гигиены, приводящее к тому самому запаху гнили и разложения, незаметно ни для самого "пациента", ни для окружающих ( но только на первых порах! ). Более того, такое состояние душевной лени и небрежения к себе становится комфортным для самого "больного", и он никогда не признается, что ему бывает тошно с самим собой. "Больному" невдомек, что он мучает и терзает свою бессмертную душу.
    Вторая проблема состоит в том, как мы реагируем на нравственные, душевные недуги окружающих. Признаем ли мы их недугами или нам представляется такое положение вещей следствием "свободного выбора" человека ( ну не заставлять же, право, людей читать насильно - расхожий аргумент в такого рода разговорах ). В любом случае, реакция наша далека от понимания, сочувствия и желания помочь: сам виноват, пусть сам и выкарабкивается.
    А между тем
рядом гниет не «что-то» абстрактное, но другая живая душа
    В России всегда были сильны традиции вспомоществования больным, калекам, сиротам, нуждающимся. С физическими недугами просто ( не просто, конечно, но в сравнении ) - можно стать волонтером, можно облегчать страдания лекарствами или просто сочувствием, можно кормить и отмывать бездомных, можно хотя бы просто не гнать их физически из нашей жизни как с глаз - долой.
    Но что делать с людьми, у которых утрачена духовная жажда, и сам обладатель живой души не чувствует запаха гнили и не видит трупных пятен?   Я не знаю.
    Наиболее человечным мне видится подход самого цитируемого из профессоров - Филиппа Филипповича Преображенского ( говорящая фамилия! ) : только добром и лаской. От себя могу добавить еще: благорасположением и личным примером.
    Традиции духовного подвижничества и служения людям, падшим духом, в России есть. Нам есть у кого учиться.
    И еще: гигиене внутренней тоже надо учить с детства. Проснулся, умылся - приведи в порядок свою планету.


отсутствие душевной гигиены, приводящее к тому самому запаху гнили и разложения, незаметно ни для самого "пациента", ни для окружающих
Мне как раз кажется, что "читающим окружающим" это более чем заметно. До тошноты бывает. И суть не в отсутствии жалости, а как раз в со-страдании. Почти физически страдаешь, когда оказываешься рядом с отвергающим книги. Читающий человек более чувствителен и к само-загниванию.

состояние душевной лени и небрежения к себе становится комфортным для самого "больного", и он никогда не признается, что ему бывает тошно с самим собой.
Свято место пусто не бывает. Не заполняешь душу "добрым", она автоматически заполняется "злым". Разложение души опасно своими поселенцами: начинают стремительно развиваться душевные болячки: гордыня, самолюбие, обидчивость, эгоистичность.

От себя могу добавить еще: благорасположением и личным примером.
Именно эти "меры" я и подразумевала, когда писала, что по-настоящему человек только сам себе способен помочь. Естественно, нельзя закрывать глаза на проблему и делать вид, что у нас все отлично, у нас свобода выбора плодоносит! Но со стороны можно только создать условия, близкие к идеальным. И запастись терпением. Конечно, вода камень точит, у любви есть свои тайны, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".

Хотя с другой стороны, тонка грань между действенным сочувствием и положением Чацкого. Свое время и душу тоже иногда беречь нужно. Взаимодействия с изнанкой и злом бесследно не проходят, очень легко сорваться. Но тут идеален Ваш совет:
гигиене внутренней тоже надо учить с детства
Тогда душевная гигиена становится неотделимой от бытования человека.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 26 Декабрь 2011, 19:37:50, Саша»

Спасибо за тему, Саша (присоединяюсь к Елене).
В свете Вашей аналогии - как можно объяснить такое явление: у прирождённого читателя бывает - возникает период непринятия книг, до отторжения? Причём с ним всё в порядке во всех смыслах, просто происходит интенсивная внутренняя работа по освоению ранее прочитанного, по осмыслению вещей сложных, иногда требующих пересмотра основополагающих, мировоззренческих концепций.
Организм "внутреннего человека" прекращает приток внешней информации пока не завершится встраивание в духовное тело новых "кирпичиков", пока не окончится "переформатирование" человека.
Второе - смотря что читать. Бывают и "ядовитые" "средства духовной гигиены", бывают и вторичные опусы, являющиеся в лучшем случае римейками, в худшем - своеобразными "фанфиками" "по мотивам" великих работ. Бывают и люди, не признающие иной литературы, кроме этой. У них формируется иная, искажённая, примитивизированная система ценностей, по сравнению с теми, кто возрос на "оригиналах".
Такое явление как вписать в Вашу аналогию?
Однако  оба моих примера отлично сочетаются со старинным определением "духовная пища". То есть - не очищает, но питает душу литература.
...А "традиционный русский вопрос" Вы несколько видоизменили. Он звучит так: "Тты мменя увважаишь?" :)

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2011, 11:58:00, КАРР»

Организм "внутреннего человека" прекращает приток внешней информации
Татьяна, я мыслю чтение не притоком внешней "информации", но процессом внутренним, сравнимым с узнаванием самого себя. Чтение вскрывает тайные пласты личности, помогает человеку осознавать неосознанное в нем, например, одним из пунктов - дает "доступ" в глубинную память, о которой писал Д.Андреев. 

Естественно, под чтением я подразумеваю подлинное творчество чтения, которое возможно лишь с настоящими авторами, с настоящей литературой. Тут вплотную подходим к понятию вкуса, но детальнее упомянутого Ярославом Ильина эту проблему никто не рассматривал. А та "литература", которую Вы косвенно описали, -  скорее "литерадура", и она очень опасна, даже больше, чем наркотик, так как человек и окружающие его даже не задумываются, что он делает что-то не то, а между тем эта гадость въедается в душу, встраивается в ее обмен веществ и упрощает его до примитива, и потом много читавший подобное физически не сможет воспринимать качественную литературу, становится душевным кастратом. 

Мне чтение помогает отличать подлинное от наносного в любой ситуации: я воспринимаю какую-то проблему=>эта проблема становится частью меня; когда читаю, чувствую, как с зеркала души стирается муть=>могу видеть яснее: и проблему, и свое отношение к ней. Поэтому, если возникает конфликт, я не могу принять решение сразу, мне нужно время, нужно побыть одной, почитать - только тогда я смогу ручаться, что решение приняла именно я, а не какие-то темные существа, воспользовавшиеся душевной неразберихой. В связи с этим мне очень близко понимание "физики чтения" как процесса гигиены. И если я не могу читать, оправдывая себя внутренними конфликтами etc, то, когда я все-таки из этих конфликтов выбираюсь, настолько ясно осознаю, что потратила время впустую и до боли чувствую свою былую слепоту и нынешнюю душевную пустоту - после таких провалов неизменно приходится строить свой внутренний "миропорядок" заново. Чтение для меня - верный индикатор, по тому ли я духовному пути иду или надо что-то менять.

А "традиционный русский вопрос" Вы несколько видоизменили.
К традициям нужно относиться уважительно, но творчески. ;) Ведь без творчества невозможно и подлинное уважение - только идолопоклонство.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2011, 16:11:34, КАРР»

К традициям нужно относиться уважительно, но творчески.

А, это по поводу "традиционного русского вопроса".
Не посягая на "новаторство", внесённое Вами в его формулировку, всё же воспротивлюсь тому, что, говоря впрямую о "традиционном русском вопросе", Вы приводите в качестве его - Ваш творческий вариант.  ("...Но если обратиться к логике и задать до призвука русский вопрос: «А кто здесь кого не уважает?» )
Что до остального, то я говорила о тайм-ауте в чтении, когда требовалось систематизировать и осмыслить прочитанное, а напряжённая внутренняя работа при этом не прекращалась, временно приостанавливалась лишь одна её форма - чтение.
Причём ничем внешним это не было обусловлено.


Путинцева Т

"Читать или не читать? Вот в чём вопрос!"
                                                                   Нью-Йорик

"Хорошо, что вопрос жив. Может и его не быть. Просто на ум не придёт..."
                                                                                                                               Пост-Гамлет

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2011, 17:04:31, Ярослав»

Мандельштам.

Все другие различия и противоположности бледнеют перед разделением ныне людей на друзей и врагов слова. Подлинно агнцы и козлища. Я чувствую почти физически нечистый козлиный дух, идущий от врагов слова. Здесь вполне уместен аргумент, приходящий последним при всяком серьезном разногласии: мой противник дурно пахнет.

Поэзия — плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени, его чернозем, оказываются сверху. Но бывают такие эпохи, когда человечество, не довольствуясь сегодняшним днем, тоскуя, как пахарь, жаждет целины времен. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму.

Часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день еще не родился.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Человек читающий и человек считающий.
Два вида.

Появился человек пишущий. Так — через чёрный ход, подражая литературным героям, люди вновь учатся чтению...

Армия литературных героев призвана в мир считающего человечества, чтобы спасти его от видеотов.

Мы — герои нового времени. Новое время литературно как никогда: пишут все!

Читатель и счетовод — борются друг с другом. И поле битвы — сердца людей.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2011, 17:02:15, Сумалётов»

"...О, Арес, кандалы сбей
Нежных книг, непокорных книг.
Книги делают нас слабей -
Амазонка, сожги их!"
                (из акростиха)
:)

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2011, 18:13:43, КАРР»

Татьяна, "нежные книги" - это чудо, это шедевр!

я говорила о тайм-ауте в чтении
А такого у меня в жизни просто не было. Какими бы ни были переживания и происшествия помимо книг, мне их все равно не хватало, чтобы чувствовать себя человеком. Только когда читаю, могу себя по-настоящему уважать.
Вот в чем ответ!

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2011, 18:07:27, Саша»

Появился человек пишущий.
"homo scriptus" - эй,  дамы и господа, кого учили латыни? Так - правильно?

Путинцева Т

Татьяна, "нежные книги"

Спасибо, Саша.
Я там в одном слове наврала, память подвела, - исправила.

Путинцева Т


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика