Татьяна, алгебраический пример со степенью я не понял - в
данном контексте.
Вера в "объективные экономические законы" - лишь вера, как и материализм, атеизм и т.д. Есть закономерности в экономике, но сами экономики бывают совершенно разные и в них работают совершенно разные закономерности: в античности одна, в средневековом обществе - другая, в гуманистическом - третья и т.д.
А вот вера в экономику как базис и вера в объективные экономические законы - это уже Идол эпохи гуманизма, Маркс лишь придал ему наукообразную форму. Так как сама наука стала Идолом в эту эпоху, то и марксистская наукообразная форма приглянулась гуманистическому человеку - и он в неё уверовал.
Вера определяет реальность человеческого общества - и уже эта реальность живёт по определённым законам. Изменится вера - изменится реальность - изменятся и законы. В таких - сугубо человеческих областях - как экономика - первична вера, отношение человека к миру и друг к другу, а законы вторичны, они следствие, функция первичных ценностных приоритетов и установок воли и веры.
Грубо говоря, какой человек - такие и законы экономики им правят. Экономика лишь быт, а не бытие. Человек уверовал, что быт объективен и всё определяет. А раз уверовал - так и стало. Так и появились объективные законы экономики. Быт стал Идолом и стал управлять человеком - через деньги.
Отдельный вопрос - что такое деньги? Это что-то объективное разве, как хлеб? Или это - функция отношений между людьми? Деньги стали Идолом, потому что были разрушены все другие иерархии. Человеку просто стало не на что опереться в социуме, кроме как на иерархию денег.
Капитализм (и как его частный случай - материалистический социализм) верит только в реальность низшей природы человека и не верит в реальность высшей природы, поэтому экономика (быт) такого общества определяется низшей природой (эгоизмом, стяжательством), а всё высшее кажется либо надстройкой, либо иллюзией и мечтой.
Материя первична, дух вторичен. Вот эта формула и лежит в основании всех объективных экономических законов гуманистической эпохи. Если же дух первичен, а материя вторична, то всё общество и все общественные отношения становятся совершенно другими - соответственно и все экономические закономерности тоже. Всё зависит от веры человека, а не от каких-то якобы объективных экономических законов: они у нас в голове.
В том и дело, что социализм попытался сотворить с экономикой примерно то же, что "народный академик" Лысенко с агрономией...
Супротив закона попёр.
Да не попёр социализм (Вы имеете в виду материалистический социализм советского разлива, правильно?) против закона, а подчинился закону. Советский социализм плоть от плоти и кровь от крови капитализма, его дитя. Вся разница только в механизме перераспределения материальных средств. Духовно - это близнецы. Социализм не против закона и главенства экономизма попёр, а против Бога. И только в этом кроется крах социалистической экономики - в ложной идеологии, в квазирелигии. Марксистский социализм так же относится к социализму христианскому, как инквизиция - к самому христианству. Как карикатура - к подлиннику.
Сама же по себе социалистическая экономика (а не марксистская идеология и коммунистическая квазицерковь!) намного нравственнее, больше соответствует христианским идеалам, а значит - и намного эффективнее (нравственное эффективнее!! хотя нам пытаются внушить, что всё наоборот - это ложь!), чем капиталистическая. Но опираться такая экономика (экономика - как быт - надстройка, среда, которую человек создаёт - по своему образу и подобию; но может и стать рабом среды - и тогда она станет создавать человека по своему образу и подобию и диктовать ему свои законы) - опираться социалистическая экономика должна не на материализм, а на совершенно иной Базис - на нравственный, христианский, культурный. Вот тогда она сможет жить по совершенно иным законам.
Иначе - да, социализм попёр против закона эгоизма, опираясь на принуждение, страх и благие лозунги. Это и есть утопия - и крах её неизбежен, потому как эгоизм, хоть и низшая природа, но реальная, а не абстрактная (Лысенко). Социализм же может противопоставить низшей природе и эгоизму - природу высшую, как более мощную реальность. Но для этого он должен опираться не на абстракции материализма, а на религиозную традицию и культуру.
Дух первичен, материя вторична. Законы экономики (быта) - лишь отражение текущего состояния человеческого духа и человеческого общества. Другой дух и другое общество, основанное на иных принципах и с иной шкалой ценностей, породят совершенно иную экономику (быт). И это естественно, органично, законно, нормально.
Не быт (экономика) должны управлять человеком (это уродство, это установка капитализма и его отпочкования, материалистического социализма), но человек - экономикой. И только второе состояние достойно человека. Первое же - это рабство человека у материи, ставшей Идолом. И человек в таком рабстве живёт по тем законам, которые ему диктует его Идол. Но это Идол, порождённый верой самого человека, диктует человеку законы, самих же этих законов - как объективно существующих - в природе нет.
Объективны (в хорошем смысле слова) только Божественные законы: в материальном мире они утяжелены, но они объективны, их отражают точные науки (статистически, тут Антон прав). Но в мире человеческих отношений нет и быть не должно никаких объективных законов: все эти законы - лишь функция веры и ценностных приоритетов самого человека. Нет никаких законов быта - быт полностью во власти человека. А власть быта над человеком - дьявольская ловушка, обман, болезнь. Объективные экономические законы - это болезнь человеческого духа, его слабость, его рабство у материи и плоти.
Человек обязан творить экономику - как справедливый быт для всех, как способствующую духовному развитию среду, - а не подчиняться рабски каким-то объективным законам экономики и считать это недостойное человека состояние наиболее прагматичным и эффективным. У экономики должна быть Высшая цель и Смысл, которые не находятся внутри неё самой. У рыночной же экономики с её "объективными законами" нет ни Цели, ни Смысла: её цель - она сама, её смысл - она сама как процесс. Но подлинная её цель - всё большее порабощение человеческого духа сначала материи, а потом и дьявольскому началу.
Фанатики рынка верят, что человек так и остановится на серединном уровне (ни Богу свечка, ни чёрту кочерга) и рыночная экономика без руля и без ветрил, без цели и смысла, с опорой на слепую материю и животный эгоизм, будет вечно обеспечивать человеку такое комфортное срединное состояние в этом мире. Что капитализм, что социализм - это один и тот же марксизм-материализм: только Маркс верил в социализм, а рыночники-демократы - в капитализм, но они точно такие же марксисты до мозга костей.
Марксизм - это торжество обывательского духа, победа плоти, угашение творческого начала, "теплохладность" - "атеистический мещанский рай как мечта и идеал". Но это очень опасное для человека состояние духа, чреватое провалом в адские бездны (что и показал 20-й век - пик и крах гуманизма). Ныне мы наблюдаем агонию гуманизма, у него уже нет никаких жизненных сил продлить своё господство над миром. Впереди - всё новое. И Маркс со своей экономической верой ну совсем не вхож туда, никак.