В чём заключена главная ложь рыночной идеологии,
базирующейся на т.н. "объективных экономических законах"?
Начну с примера. Я работаю на предприятии, где выпекают хлеб. Есть на этом предприятии огромный ангар, в который свозят со всего города просроченную продукцию (более трёх суток хлебобулочные изделия не могут находиться в магазине). Многоэтажные стеллажи заполняются хлебом и выпечкой - это несколько железнодорожных вагонов! Далее - на свалку. И так каждый день. Тяжёлое, страшное зрелище. А в нашем городе - просто кощунственное. Раньше просроченные продукты (а хлеб и выпечка ещё вполне годны для употребления, совершенно съедобны) можно было отдавать (или продавать) животноводческим совхозам. Сейчас запрещено - только на свалку. И это выгодно - как производителю, так и продовольственным сетям. Лучше тоннами сливать молоко в канализацию (хрестоматийный пример из учебников, не правда ли?), чем допустить снижение цены. Выгоднее. Так и с хлебом. Так со всем. Подобных примеров можно привести тысячи - из самых разных областей экономики, включая культуру, которую тоже теперь принуждают подчиняться т.н. "объективным законам рынка" (см. статью Антона Мидюкова
"Авторское право и культура свободы").
Если бы с молодых ногтей, из поколения в поколение людям прививалась идея не об объективных законах рынка, а о Высшем нравственном законе, о том, что безнравственно, недопустимо и даже уголовно наказуемо выбрасывать на свалку сотни тонн хлеба, сливать в канализацию молоко, запрещать людям свободно пользоваться культурным наследием и т.д. - что эгоизм отдельных корпораций не может попирать Высший нравственный закон! - то вся экономика работала совершенно по иным законам, стала кардинально другой, сменила бы свой вектор. Менеджеры-поставщики не поставляли б в торговые сети продукции в разы больше, чем это необходимо. Продавцы бы снижали цену, чтобы продать излишки, раздавали даром неимущим то, что не удалось продать. И т.д. и т.п.
Все "объективные экономические законы" находятся не вовне, как законы физические, а внутри сознания человека и вытекают из принятых в обществе нравственных норм, а законы юридические призваны эти нормы охранять. Если бы ростовщичество было признано грехом и эта установка стала в обществе такой же незыблемой, как признание грехом убийства или сексуального насилия, то вся финансовая система заработала бы совершенно по иным принципам, следовательно - и экономические законы трансформировались бы в сторону более справедливого и человечного социального уклада.
В чём же причина того, что в современной экономике эгоизм частей ставится превыше интересов целого? Причина - в падшести нашего мира, в первородном грехе. Каким бы это утверждение ни казалось адептам объективных экономических законов отвлечённым, но в нём - главная реальная причина всех экономических и финансовых кризисов и социальной несправедливости. Является ли такое состояние мира и общества навек данным, неизменным, законным, природным? Экономике, чтобы быть эффективной, нужно только лучше учитывать законы такого состояния общества или это состояние есть искажение, ошибка, которую человечество может исправить, творчески преодолеть?
Ответ на такие вопросы зависит от установки воли - от того, что считают люди "объективной реальностью", а что - "благими пожеланиями и утопией". Есть природная, материальная реальность, на которую и опирается в экономической сфере рыночная идеология - как на единственную и первичную данность. Но предоставленная только самой себе природно-материальная среда начинает подчиняться закону роста энтропии - эгоизму и отчуждению частей - и движется к смерти, распаду и хаосу. Это справедливо как для физического, так и для любого другого природного феномена, оторванного от Высшей духовной реальности, включая человеческое общество. В действительности именно Высшая духовная реальность препятствует росту энтропии, распаду и смерти материального мира, структурирует и организует его. Над природными законами надстоит Высший нравственный закон. Всё, что согласуется с ним, ведёт к Жизни, а всё, что ему противоречит, - к Смерти. Это и есть поляризация двух духовных воль в нашем мире: воли Божественной и воли к небытию, воли демонической - противоборство Добра и Зла. И экономическая сфера, как часть человеческого и природного бытия, не может быть отделена от этого изначального духовного противостояния.
Ложь рыночной идеологии заключена в том, что человеку внушается ложная картина мира: реальность низшего природного порядка признаётся единственной, объективной и первичной, а Высшая реальность нравственного порядка - чем-то вторичным, надстроечным, произвольным. Таким образом, подлинная реальность в сознании людей кастрируется духовно, лишается своего Высшего смысла. Главные и первичные законы мира не учитываются, главные и первичные причины игнорируются, а следствиям и вторичным законам отводится роль единственных и объективных первопричин. Так как ни природные законы, в отрыве от Высшего нравственного закона, ни "объективные экономические законы" просто не в состоянии нести на себе подобные функции, мы имеем то, что имеем: несправедливое социальное устройство, экономические кризисы, хищничество корпораций, вражду частей, разрушение целого.
Рыночная идеология обрекает нас на ложную жизнь в ложном мире. Подлинная действительность от века одна: Высшая духовная реальность первична, природно-материальная вторична. Плоть подчиняется духу, а не наоборот. Когда наоборот - это путь к смерти. Материалистическая наука, материализм вообще и рыночная идеология в частности выносят за скобки (как что-то несуществующее, субъективно-иллюзорное) Самое Главное - реальность Духа, Высший Смысл мира, Высший нравственный закон. И всё в мире объясняется исключительно материально-природным порядком - как единственным и первичным. Из этой ложной картины мира - действительно субъективно-иллюзорной и находящейся только в сознании людей, но не в реальности! - с железной необходимостью вытекают все т.н. "объективные экономические законы", законы эгоизма, возведённого в культ. Это безбожная и потому безнравственная экономическая модель обезбоженного и бездуховного мира. Мира ложного, не существующего в действительности.
Никакие человеческие теории не могут отделить мир от его Творца, но исказить само человеческое сознание и, как следствие, состояние человеческого общежития - очень даже могут. Что мы и видим в имеющейся экономической модели, признанной идеологами материализма главенствующей и наиболее эффективной. В чём же причина этой эффективности рыночной модели, вроде бы наглядно доказанной на практике в "соревновании двух систем"?
Причина победы рыночной экономики над своей альтернативой, экономикой социалистической, в том, что последняя никакой настоящей альтернативой изначально не была, а была - обманом, подлогом, цель которого как раз доказать безальтернативность господствующей ныне модели и утопичность любых попыток изменить её кардинально. Материалистический социализм точно так же находился в ложной картине мира, нарисованной материалистической наукой, что и рыночный капитализм. Точно так же выносилась за скобки Высшая духовная реальность и Высший нравственный закон, управляющий всеми природными и экономическими законами. А природному эгоизму (закону падшего мира) выдвигалась абстрактная альтернатива (альтруизм, умозрительная теория, государственное принуждение и т.д. и т.п.), не опирающаяся вообще ни на какую реальность, но только - на голые схемы, лозунги и репрессивный аппарат.
Рыночная экономика базируется на низшей, но реальности. Материалистический социализм не базировался вообще ни на какой реальности, в этом и заключена главная причина его неконкурентноспособности. Но своей подлинной цели этот эксперимент достиг - рыночная экономика доказала наглядно свою исключительность и у человечества было надолго отбито желание заниматься утопиями и сама возможность усомниться в безальтернативности рыночной модели.
Не абстрактные схемы и благие лозунги должны стать альтернативой ложной картине обезбоженного мира и обезбоженного общества, но подлинная реальность - Высший нравственный закон должен стать в сознании общества тем, чем и является в действительности, базой, опорой, первичным законом, определяющим собою все остальные законы как природного, так и социального порядка, включая законы экономические. Не закон эгоизма, выгоды, потребления, но Высший нравственный закон должен стать главным экономическим и юридическим законом человеческого общества, а все другие законы - ему служить, согласовываться с ним и вытекать из него. И тогда мы вернёмся в реальность космического бытия, подлинную реальность.
Мы живём не в настоящем мире, но в том, который нам нарисовала материалистическая наука. Мы уверовали в этот ложный мир как мир реальный. По большому счёту, мы и вправду живём в "матрице", а не в реальности. Действительные рычаги управления социумом находятся не у государства и не у экономических и финансовых воротил, а у системы образования и воспитания, у культуры и религии. Как нам внушили ложную картину мира с её ложными законами, так мы можем вернуться в истинное бытие. Когда наука увидит подлинную картину мира и признает реальность его Творца, а Божественный Нравственный Закон - за первичный закон бытия, тогда изменится до неузнаваемости не только "научная картина мира", но и всё человеческое общество, включая экономическую сферу.
Никакого оторванного от Божьего Духовного мира мира материального и секулярного общества не существует, не существует и секулярной науки, секулярной экономики. Это лишь отпадение, переход от Жизни к Смерти. Секулярный мир не может стать альтернативой миру Божьему, но может быть лишь переходом в ад, в дьявольское небытие. И путь этот - ложь. Ложь не существует сама по себе, но - как искажённая правда. Таким искажением истинной картины мира и является рыночная идеология. Претензия секулярного общества и секулярной экономики на автономию от Божьего Мира и от Высшего нравственного закона и есть первичная ложь этой идеологии.
Секулярное общество не остановится где-то посередине между Богом и дьяволом (такой середины нет!), но либо провалится в ад, либо вернётся к Отцу. Настоящей альтернативой безбожному рыночному эгоизму может стать не абстрактный альтруизм, не голые схемы, не социальные эксперименты, но только общество, признающее Высший нравственный закон как закон Отца, духовную реальность - как первичную, а весь мир - как мир Божий. И только опираясь на такие ориентиры, мы сможем вернуться из "матрицы" в реальность и создать экономику, отвечающую человеку как образу и подобию Божьему и направленную не только на удовлетворение сиюминутных эгоистических потребностей и паразитирующую на всём живом на Земле, но - работающую на благо всей Планеты как единого организма, как Божьего Замысла.
Нам внушают, что это утопия. А реальность - эгоизм, который просто нужно держать в рамках. В рамках не удержим, потому что это путь лжи - путь к обособлению частей, росту энтропии, небытию. Не утопия, но подлинная реальность - Истина, о которой говорят пророки всех мировых религий, - Высший нравственный закон, воля Бога, любовь. И только на Истине можно основываться и строить, в том числе и экономику. Парадокс "матрицы" в том, что претендующей на объективность науке труднее всего даётся понимание того, что опираться нужно только на Истину, а не на "теорию и практику". Вся экспериментальная база науки (практика) направлена на одно - на то, чтобы доказать истинность "научной картины мира". Все эксперименты, не укладывающиеся в эту картину, игнорируются и объявляются лженаучными. И это уже установка воли - гордыня, а не тяга к истине.
Реально только то, что соотносится с Высшей духовной реальностью и определяется ею. Относительный мир не может быть альтернативой миру Абсолютному, но лишь его частью или станет отпадением в небытие, миром дьявольским. То же и с экономикой: либо экономика будет служить Высшему нравственному закону и Жизни Планеты в целом, станет справедливой, доброй и человечной, либо будет дрейфовать к небытию и тащить весь мир за собою в ад. И вот это уже впрямь объективный экономический закон - закон духовного тяготения.