Новый социализм - краткие крымско-мартовские тезисы
Люди ещё не пробовали строить общество на принципе альтруизма.
Попытки строительства на принципе справедливости пока что к успеху не привели.
А разве "на принципе альтруизма" можно вообще что-то построить, что это за принцип-то такой?
Эгоизму противостоит любовь, а не абстрактный альтруизм. Индивидуализму - личность, христианский персонализм, а не коллективизм. И коллективизму - подлинная альтернатива никакой не индивидуализм, но соборность. Вообще пары: "эгоизм-альтруизм", "индивидуализм-коллективизм" - это два конца одной палки, ложные альтернативы. Со справедливостью сложнее, её можно извратить, но её невозможно отменить: это одна из глубиннейших "потребностей" человеческой совести и человеческого достоинства.
К таким же парам ложных (плоских) альтернатив относится и "капитализм-социализм". Социализм - в марксистско-материалистическом понимании, тот, что пытались в России насадить коммунисты. Такой социализм по сути ничем не отличается от капитализма: обе формации признают примат материального, обе опираются на экономический базис и признают наличие в природе "объективных экономических законов", обе утилитарны в своём отношении к миру. Между капитализмом и социализмом намного больше общего, чем отличий, да и отличия эти непринципиальны. Даже в отношении к собственности: львиная доля национального богатства принадлежит в одной формации небольшой части - корпорациям, банкам, олигархам; в другой - партийной номенклатуре. Поэтому вторая - с лёгкостью перешла в первую, никаких глубоких изменений для такого перехода не потребовалось. Материалистический социализм - это обман, ложная, а не подлинная альтернатива капитализму.
Никаких "объективных экономических законов" не существует в Природе, эти законы легко меняются в зависимости от направленности человеческой воли и ведущих приоритетов в обществе. Что такое "рыночная экономика"? - это экономика, опирающаяся на человеческий эгоизм и потребительство; эгоизм кое-как сдерживается и регулируется формальными юридическими нормами. Последнее - совершенно субъективная вещь: просто так люди договорились. Поменяй договор - поменяется и вся экономика. Но может ли экономика опираться не только на эгоизм и может ли над экономикой надстоять Высшее Начало, дающее ей цель и смысл? В "рыночной экономике" никакой цели и никакого смысла нет вообще, кроме потребительства.
Все демократические институты, выработанные западной цивилизацией, - это всего лишь инструменты. Полезные инструменты в определённых сферах бытия, но лишь инструменты, а никакая не панацея. И эти инструменты можно повернуть и против личности, и против духовного и творческого начала человека - всё зависит от воли и культурного состояния общества. Нынешняя западная модель - это уже никакой не капитализм (в классическом марксистском понимании) и никакая не демократия (в классическом опять же понимании), это тоталитарная Система, подавляющая свободу человека не меньше, чем её тоталитарные предшественники. А духовно калечит эта Система человека уже на гораздо большей глубине и почти незаметно для сознания (ноу-хау, "нанототалитаризм").
Свободу слова и свободу творчества эта Система подавляет с лёгкостью. Если бы ей не противостояли Светлые Силы и не осталось бы в мире альтернативных сдерживающих центров (не появись тот же интернет - как бы сам собой: его изобретатели и отдалённо не представляли, какого "джина свободы" они выпустили в мир), то Система давным-давно перешла в следующую стадию и все маски "свободы и демократии" были бы сброшены за ненадобностью. На Планете воцарилась бы абсолютно тоталитарная, не терпящая никаких альтернатив, кроме себя, и абсолютно же бездуховная и безликая Власть Денег. И от этого секулярно-финансового тоталитаризма оставался бы один только шаг до сатанократии.
Что же можно противопоставить этой Системе, которую то ли по наивности, то ли по инерции до сих пор называют "капитализмом" и "демократией"? Разумеется, не социализм образца СССР, не фундаментализм (это всё пугала, которые Система использует для самоутверждения), но совершенно другую формацию. Когда-то и капитализма не было на свете - и как можно было объяснить людям, что это такое? Когда-то в демократической Элладе люди не могли себе представить мир без рабов. Но меняется нравственный мир человека, его культурный и религиозный состав - меняются и формации, появляются новые формации, органически вытекающие из самого духовно-культурного типа эпохи. Так, капитализм и его отросток "социализм" - порождения гуманистической эры. И обе формации уйдут вместе с эпохой гуманизма.
В частной собственности нет ничего дурного, пока она знает меру. Но и государственная собственность становится обманом, если мутирует в собственность политической бюрократии или партийной номенклатуры. Я уже не говорю о претензии государства определять идеологию, контролировать культурную и духовную жизнь. Контролировать эту жизнь можно по-разному, как через цензуру, так и через экономические рычаги. Последние - действеннее. Именно ими и пользуется тоталитарная Система нынешнего западного образца, включая Россию, которая принадлежит по факту этой же Системе, с небольшими лишь отклонениями. Вся риторика о каком-то особенном российском империализме и авторитаризме - всего лишь пропагандистская демагогия конкурирующего империализма. Обе империи принадлежат Системе. Но российская империя мягче и свободы в ней больше - подлинной свободы, включая свободу слова. Формальной же свободы больше в её конкуренте, конечно. Но вот содержательной - на порядок меньше, повторяю - включая свободу слова.
Над государством должна быть авторитетная нравственная инстанция. Культура, образование, воспитание должны быть отделены от государства, как и религия, и перейти под руководство Верховного Собора (ансамбля культур и религий). Такого мир ещё не знал, но мир много чего не знал, а потом взял и узнал, когда пришёл срок. Авторитет Верховного Собора будет настолько сильным и свободным одновременно, что никакая государственная власть не сможет пойти поперёк Слова этого Собора. И наделит таким авторитетом Верховный Собор изменившееся в самих глубинах массовое бессознательное, изменившиеся кардинально нравственные и духовные приоритеты человеческой воли.
Новая формация - и с экономической стороны - будет ближе к социализму, чем капитализму. Только собственность будет де факто не у номенклатуры и бюрократии, но у общины, земства. И это уже будет не государственная, а в полном смысле слова - общественная собственность. Частная собственность, включая собственность на землю, и наследственное право останутся необходимой составляющей свободы и достоинства человека. Но пределы роста этой собственности будут чётко определены. Природные богатства, энергоёмкие и "тяжёлые" сферы экономики будут в общественной собственности, где государство (союз государств) станет исполнять функцию наёмного менеджера, и не более. В частной собственности останется сфера услуг, "лёгкая" промышленность, сельское хозяйство (наряду с общинами). Никакого равенства не будет, но неравенство перестанет быть столь вопиющим и несправедливым, как в нынешней Системе. Демократические институты будут работать на местном уровне - как самоорганизация социума. Появится несколько альтернативных социальных лестниц и структур, представители которых и будут пополнять как верхние слои государственной конфедерации, так и Верховный Собор культур и религий.
Принципиальные отличия Нового социализма от "ветхого" - это:1. Смена ведущей внутренней волевой установки - с утилитарно-потребительской на религиозно-культурно-духовную. Новый социализм не как партийно-политическая программа строительства общества, а как самоорганизация общества на культурных, нравственных и духовно-религиозных началах жизни.
2. Этическому началу отдаётся приоритет во всех сферах жизни, включая экономическую и политическую. Новый социализм - это "свободно принимаемая диктатура этики".
3. Отделение от государства не только церкви и культуры, но всей системы воспитания и образования.
4. Появление надгосударственной авторитетной этической инстанции, в чьё ведение и отходит вся система образования и воспитания. Власть этой инстанции - власть нравственного авторитета, свободно принимаемого обществом.
(Потом продолжим... Если возникнет диалог. Новый социализм и есть диалог систем, их синтез, ансамбль. В этом СУТЬ.)