Ирина!Но вот проблема, - можно ли мерить социальный прогресс разрешением конфликта непосредственно через искусство
Если жизнь станет искусством, если будет понята её символика, можно. (И я подозреваю, что это единственный путь к гармонизации конфликтов частей: они гармонизируются только в Целом, а к видению целостности ведёт окно символа, что и есть искусство - в широком смысле этого слова.)
И о "социальном прогрессе". Мне кажется, что это выдумка и наследие позитивизма (и так называемого "научного подхода"). Никакого прогресса в точном смысле нет (эволюция - это не прогресс).
Детство, юность, зрелость, старость - это не прогресс, а эпохи, сменяющие одна другую.
Осень, зима, весна, лето - это не прогресс.
В искусстве в частности и в культуре в целом никакого прогресса не наблюдается: идёт смена этапов, эпох, эонов, путём утрат и находок.
Цивилизации рождаются и умирают, давая место другим, которые - просто другие (в чём-то лучше, в чём-то хуже), - другие.
Виды животных и растений в процессе эволюции не вытесняют и не отменяют прежние (как электровоз отменил и вытеснил паровоз в технике), а появляются новые виды и входят в гармонию целого: млекопитающие не вытеснили земноводных и птиц (случай с динозаврами - это случай тупиковой ветви, хотя пресмыкающиеся - как вид - остался; и без него мир не полон).
Купол храма не является прогрессом фундамента и не отменяет фундамент (равно и наоборот).
Только внутри техники мы можем увидеть прогресс - но только
внутри неё. Сама же техника не является прогрессом, по сравнению с той же магией, которую она заменила. И этап научно-технического развития тоже не вечен (судя по тенденциям на вершинах науки - подходит к концу).
Только внутри этого этапа можно рассмотреть какой-то прогресс, при смене этапов - это уже не прогресс (дети не являются прогрессом по отношению к родителям).
В искусстве нет прогресса (оно живёт по принципу дополнительности, по которому, кстати, и современная физика научилась "понимать" и принимать мир: квант не является прогрессом относительно волны, равно и наоборот).
Мне кажется, что это касается и того конфликта, который мы пытаемся сейчас разрешить в наших отношениях по поводу наследия Даниила Андреева.
Я думаю, что данный конфликт настолько примитивен, насколько неизбежен: это конфликт сложного и элементарного, объёмного и плоского, творческого и застывшего, жизни (огня) и энтропии (тепловой смерти).
Это конфликт форума (как такового, как структуры, где формируется соответствующая среда) и нового организма (где форум - лишь одна из частей): конфликт газеты и книги.
Мысль эта прямо напоминает Гераклита, который очень вдохновенно писал об огне как источнике движения и жизни.
Очень интересен Гершензон (он как раз от Гераклита "пляшет" в своих сногсшибательных любовных искусствоведческих романах!). Как бы я хотел выложить в нашей библиотеке "Мудрость Пушкина" Гершензона! (Надеюсь, что библиотеку мы доведём до технического ума.)
Согласны ли Вы с тем, что он прямо ставит перед нами совершенно определённые задачи?
Как любой гений. Андреев не исключение. Но понимание его задачи пока находится в фазе понимания толстовцами Толстого (недаром он их так не любил!).
Татьяна!влетела-заинтересовалась-почитала
Ах, почаще бы
- сколько там "веточек" для КАРР? - как звёзд...
Ярослав, а отчего б Вам не сделать "Конфликт" - полновесной статьёй?
Полновесные статьи - это, скажу я Вам, такая гадость, такая гадость... Я с сизифовым планомерным трудом произвёл их несколько на свет Божий, но тихо радуюсь, что они не полновесные и вообще не статьи. (Так, эссе... заметки на полях.) Они и по стилю - как бы склеены из кусочков и отрывков. Не люблю я статьи, а писать их могу только по нужде (а следовательно, не умею и не хочу).
Мой стиль (если об эссеистике) - и есть стиль этой ветки. Я стараюсь писать посты - как прозу, а не как статьи (улавливаете разницу?)... "Опавшие листья", заметки, афоризмы, быт и бытие, блажь и блаженство и так далее - и такой стиль мне всех краше и милее, потому что я так думаю - отрывками (уколами). Я не переношу систематического мышления (внутренне мне от него становится кюхельбекерно и хочется поскорее запить... или запеть).
Так что можете совершенно спокойно (с полным осознанием карт-бланша и прочего разного селяви) брать любые мои посты как законченные тексты, складывать их в любом порядке или в розницу (где влетите-заинтересуетесь-прочтёте) и уносить, куда хотите.
Хватит статей на мой век - поиграл и будя - надо делом заниматься - мимолётные мысли ловить, это самое нужное и самое интересное, что есть на писательском свете, интереснее только поэзия - да её не уловишь, она сама входит, когда хочет, без спроса, в наглую.
Размещение - как минимум на 2-х ресурсах, где ценится проза, - можно попробовать.
Очень можно. И вот почему. Дело не в моих тщеславных коликах, а в том, чему посвящена эта веточка - гармонизации конфликтов.
Сейчас объяснюсь (только вчера об этом опять немного думал): рм-форумы (мало того, что они форумы, они ещё и "рм", а это уже широта такая, что не продерёшься без наркоза) - вот чего эти штуки делают с людьми и вот чему (и кому) способствуют (притягивают):
О самой структуре форумной я уже тут столько ума вылил по всем углам, что пощажу читателей. Структура специфическая. Но рм-форумы ускоряют процесс роста энтропии (заложенный в самой структуре форумов вообще) неимоверно, безбожно, по горло.
Почему? По двум простым причинам:
1. Широта тематики (никакого тематического отсева) - любое лыко в строку.
2. Если книга Андреева ложится на неподготовленный ум (не обремененный культурной многовариантностью), не закалённый в боях с противоречиями
истинных ответов на один и тот же вопрос, то появляется (чаще подсознательное) чувство то ли превосходства, то ли успокоенности, что всё - по большому счёту теперь ясно и понятно (какое облегчение!), и именно -
всё и
ясно. Можно, конечно, и почитать ещё что-нибудь на досуге (Андреев же много имён упоминает), но почитать (поглядеть) как иллюстрации к единоверному учению, как предтечи. На всё начинают смотреть с высоты вбитого к голову столба, ум перестаёт расти и закаляться в полифоническом звучании культуры, душа выпадает из процесса ("вечного чтения" по Чехову), человек застывает (в "самодовольстве столба").
Вот те два "подводных камня", что формируют среду на рм-форумах (не сразу, но неуклонно). И в этой среде можно только ругаться или умереть (как художник), но не вырасти.
Любой форум - газета. Но когда газета "обо всём" и "с высоты единоверного учения" - она неизбежно становится либо жёлтой, либо "Правдой" - по стилю, по "мысли".
Вот - главный корень конфликта с нынешними рм-форумами (антисемитизм и прочие четрополохи - это лишь плевелы, дело не в них - дело в почве, климате и садовниках: подобное к подобному).
Форумы тематические (литературные, экологические, философские и т.д.) - причём, чем уже тематика, тем лучше - всё-таки выполняют отбор: во-первых, по темам и по культурному уровню: на литературных форумах большей половине рм-форумчан просто делать нечего и говорить не о чем; а во-вторых, не имеют искуса смотреть на мир и авторов сквозь очки "единоверного учения".
Там тоже формируется среда и тоже есть все недостатки форумов как таковых, но эта среда выше по уровню и недостатки не так явно торчат из ушей.
Нам тут удалось удержать качественную планку в Избранном (благодаря тем людям, которые начинали и не бросили тащить ВОЗ). У нас худо-бедно заработал и форум. И уровень дискуссий на нём и стиль их - удовлетворительны (читать иногда интересно; на рм-форумах позднего разлива - никогда не интересно, но надо... а скорее всего, уже и не надо). В ближайшие месяц-два подтянем техническую составляющую, сделаем библиотеку, анонсирование, маяк и т.д. А дальше? Что дальше?
Завязка на рм-форумы - это наше искушение, это вечная культурная провинция (причины - не в Андрееве, а в его гениальной универсальности и широте, как ни парадоксально). Следующий год, как мне видится, пройдёт под знаком налаживания связей ВОЗа с тематическими сайтами (не РМ). В этом выход и смысл. Иначе - мы превратимся в тот же провинциальный междусобойчик, что представляют из себя рм-форумы.
По сему. Отправляйте всё, что клюв ухватит, и везде, где есть литература и культура. Пора. Настал момент такой.
А там будем поглядеть... (И о Берковиче не забудьте тоже
)
Или опус предполагается для опубликования в реале?
Я и реал две вещи несовместные (как показал предыдущий реал). Но ведь моя скромная задача - изменить этот отвесный реал. Изменю - и тогда мы с ним будем разговаривать по-дружески, улыбаясь при встрече и не сшибаясь лбами на его прямых углах. А пока он упирается, пусть упирается (ему же хуже).
(Здесь тоже есть небольшая доля шутки.)