"Всё не-я должно стать мною"
Сначала несколько замечаний общего характера (по поводу всего комплекса последних статей Ф. Синельникова и Д. Ахтырского, составляющих целостный идеологический каркас, и о их манере ведения диалога с представителями иных идеологических систем).
Трудно писать в интерактивном пространстве отклик на статьи авторов, когда заведомо знаешь, что они либо не вступят с тобою в содержательный диалог, либо отделаются несколькими ироническими репликами. Но это лишь психологическая трудность, вполне преодолимая, если речь идёт о важных для тебя самого смыслах. А речь идёт как раз о таких вещах. Хуже (показательнее) другое: сама манера ведения диалога говорит не о чертах личностей (весьма по-человечески симпатичных), но о тоталитарности исповедуемой ими идеологии. А это уже серьёзно.
Чтобы не быть голословным, покажу лишь несколько характерных черт, присущих любой тоталитарной идеологии и её носителям. За несколько лет форумной жизни я ни разу не видел сколько-нибудь заинтересованной и активной реакции Ф. Синельникова и Д. Ахтырского на творчество других людей, не укладывающееся в прокрустово ложе исповедуемой данными авторами идеологии или лежащее вообще за пределами идеологии (например, работы об искусстве или национальных культурах, или чисто философские, идеологически не окрашенные). Это весьма и весьма показательное наблюдение. Такое равнодушие ко всему, что впрямую не касается овладевшей человеком идеологии, характерно именно для тоталитарных моделей. Также оба автора не были замечены в искреннем интересе и содержательном диалоге с представителями иных идеологических и мировоззренческих систем. Я говорю об искренне заинтересованном во взаимном дополнении разных систем и содержательном диалоге, а не о споре и борьбе за победу своей (истинной, разумеется) системы взглядов.
Главная моя претензия к авторам настоящей статьи заключена именно в
тоталитарности их идеологии, из чего вытекают все остальные, скажем мягко, аберрации и нестыковки с реальностью. С той самой реальностью, которую, по мнению авторов, призвана преобразить их универсальная и единственно правильная идеология. По моему глубокому убеждению, нет истинных и не истинных идеологий, но есть тоталитарные и не тоталитарные. Первые не только не нуждаются ни в каком диалоге с другими системами, но ведут борьбу лишь за самоутверждение своей системы в качестве универсальной и единственной и за подавление и уничтожение иных систем, как ложных или отсталых. Не тоталитарные идеологии осознают свою неполноту и жизненно нуждаются во взаимно дополняющем и обогащающем диалоге с иными мировоззренческими проекциями истины. И только такие системы можно назвать истинными, и только они имеют отношение к тому комплексу идей, что мы называем Розой Мира. Системы же, претендующие на свою универсальность и единственность, несут зло, из каких бы благих лозунгов и безупречно логически увязанных идеологем они ни состояли. Такие системы я и назвал "родонизмом" (речь идёт, конечно, о системах, так или иначе связанных с идейным комплексом Розы Мира и претендующих на "идеологию будущего"). Именно к последним я вынужден отнести и ту систему, что нашла своё отражение в последних статьях Ф. Синельникова и Д. Ахтырского, а идеологию, исповедуемую ими, кроме как тоталитарной, я иначе назвать не могу (все признаки тоталитаризма у этой идеологии налицо).
Тоталитарные идеологии спорят с друг другом только о том, какая из них истинная и потому должна распространиться на всё человечество. Признать истинность иной идеологии или модели социального устройства тоталитарная система не способна в принципе. Все тоталитарные идеологии - враги не на жизнь, а на смерть. Разумеется, ни о каком диалоге и ансамбле разных систем для тоталитарной идеологии речи идти не может: "всё не-я должно стать мною" - вот духовный и волевой стержень любой такой идеологии, всё остальное - умственные и душевные одёжки, частности.
Авторы статьи считают свою идеологию носительницей свободы (для тех лишь, разумеется, кто будет её исповедовать) в противовес т.н. "державникам". Но "державники" хотя бы не претендуют на общеобязательность своих взглядов для всего человечества, а потому духовного яда в их узконациональных идеологиях всё-таки меньше, чем в тоталитарных. Кроме, естественно, тех "державников", которые принадлежат к державе, претендующей на мировое господство. К таковым, слава Богу, Россия уже не относится. Но авторы настоящей статьи борются именно с российским великодержавием и как-то не замечают державы, стремящейся изо всех сил к мировому господству по сей день. А не замечают по одной простой причине (слишком уж простой): эта держава идеологически не противоречит их системе, а потому не кажется врагом. Ибо враги для тоталитарной идеологии только те системы, которые в неё не вписываются. А эта, с небольшими корректировками, вписывается.
Теперь по конкретной статье немножко (так, в качестве иллюстраций к главному вектору).
Весть Иисуса - это весть о том, что все в этом мире может и должно быть обожено, но никак не сакрализировано. Обожение прямо противопоставлено сакрализации. Там, где исчезает, охлаждается мечта о преображении, возникает священное. А где священное – там и богохульство, и кощунство, и святотатство.Храмов, икон, священных
символов быть не должно в мире? они не нужны человеку? Иконоборчество по сути правильное духовное направление? Не потому ли протестантизм признаётся в статье наиболее "продвинутой" к секулярному Царствию Божьему системой? Богохульства, кощунства и святотатства нет ни как деяний, ни как состояния духа, это лишь порождение священства (типа "тень" его)? Кощунство и богохульство демонов тоже какое-то священство породило?
Царство Божие - это такой порядок отношений, в которых Бог не царствует как всевластный монарх, но в котором люди живут, руководствуясь высшими ценностями, имеющими источником божество. Бог как личность соединяется с людьми - и все люди обретают богочеловечность.Кроме власти монарха (политической власти, основанной на внешнем насилии) никакой иной власти не бывает в мире? Творение является ли таким и только таким, каким его
захотел создать Творец? Можем ли мы изменить Божий Замысел о мире и о каждом из нас? Это ли не
абсолютная власть Творца - творить только так и то, как и что Он
хочет?
Власть может быть основана на насилии, а может быть на любви и свободе - и это власть Творца над творением. И только благодаря этой
абсолютной власти творение остаётся свободным, потому что
свобода творения есть творческий произвол Творца и угодна Ему, и в
Его власти охранить свободу творения от любых покушений на неё. Если бы у Творца не было власти охранить свободу творения, мир бы давно стал полностью подконтрольным Люциферу (этого бы не остановило ничто, кроме той власти Творца, которую падший дух преодолеть не может).
Где нарушение логики в моих рассуждениях?
Иисус мог бы воспользоваться словом "республика" – «перевести» его на язык своей аудитории. Основа любой республики - это избирательное право и возможность переизбрать главу и основателя республики. Если таковой возможности нет, то это не республика, но царство (царь природный не может быть переизбран). Можно ли в Царствии Божьем (если это республика) переизбрать Бога? Если нельзя переизбрать, то какая же это республика? То, что Царствие Бога основано на любви и свободе, так это потому, что любовь и свобода есть Воля Бога и она
абсолютна, а не потому, что любовь и свобода - это результат "общественного договора".
Однако в Евангелии не идет речь и об эпохе "судей" - но именно о "царстве". Почему? Возможно, это делалось для усиления парадоксальности Вести, для ломки шаблона - что тут мы в очередной раз встречаемся с методикой Иисуса, с которой поставить рядом можно чань/дзэн-буддизм. Взламывающий броню обыденного восприятия парадокс в данном случае - поименовать "царством" то, в чем в принципе нет того, что составляет суть любого царства. В чем нет власти, потому что есть любовь и свобода.Суть подлинного царства составляет не насильственная власть монарха (это "обезьяна царства"), а неизбранность и невозможность переизбрать Творца и изменить его Замысел. Если суть этого Замысла - любовь и свобода, то это Царствие Божье. Если суть этого замысла "всё не-я должно стать мною" - это замысел демонический. И никакая свобода, понятая формально, не позволит в Царствии Божьем не только переизбрать Творца, но и изменить хотя бы йоту в Его Замысле. А Его Замысел благ и прекрасен, потому что Бог Бог. А не потому что Он заключил с кем-то "общественный договор" и честно исполняет этот договор как закон.
Клерикализм, жреческая корпорация, культ "святынь", священных языков, священных книг, избранных народов, святых земель, сакральных строений - все это можно рассматривать как попытку противодействия импульсу Благой Вести.С точки зрения тоталитарной идеологии неолиберализма, да. А вот
пример совершенно иной точки зрения. Она имеет право на существование (не на словах, на деле)? В тоталитарной идеологической системе ни одна иная, противоречащая ей на глубинном духовном уровне мировоззренческая система не может существовать по определению. И тут никакими иллюзиями себя тешить не надо. Тоталитаризм есть тоталитаризм, будь он хоть трижды либеральным: основа в нём та же - "всё не-я должно стать мною" (просто тактика другая, подкорректированная с учётом ошибок предшественников).
Весть Иисуса придала идее демократии метафизические основания, необходимые для ее устойчивого развития.Демократия без возможности переизбрать Самого Иисуса - это обман. А Иисус никого и никогда не обманывал: в Нём нет греха, а значит нет лжи. Как же вяжется
такая демократия - без избирательного права! - с основами демократического общества вообще? Так же, наверное, как реальный коммунизм увязывался с марксистскими идеями, то есть - никак. Увязывается только одно - претензия тоталитарной идеологии на универсальность и общеобязательность, а здесь все средства хороши, можно хоть бузину с дядькой скрестить в Киеве, хоть тонны крови пролить, лишь бы на пользу идеологии (идолу) пошло.
Итак, Благая Весть трансформирует иудеохристианскую идею договора между Богом и человеком в идею общественного договора следующим образом. Тезисы "царство посреди вас (между вами)" и "вы боги" задают необходимость общественного договора, поскольку другие люди - это тоже боги. Общественный договор - это договор богов с богами. Царство Божие - это идеал гражданского общества, где все реализовали свои божественные качества, где все - боги, и где "Бог будет все во всем".Повторяю вопрос: как в гражданском обществе может быть реализован общественный договор, если нет у этого общества не только избирательного права, но ни малейшей возможности хоть кого-нибудь переизбрать и переместить на другое место в иерархии (=гармонии). Гармония, к слову, и есть иерархия, в которой каждый находится на своём месте, в гармонии с самим собой и с Целым. Любое нарушение в этой иерархии - дисгармония. (На всякий случай уточню, что гармония и иерархия не подразумевают ни насилия кого-то над кем-то, ни мертвящей статичности.)
Так как же быть с тем, что в этом идеале гражданского демократического общества, нет ни у кого возможности хоть кого-то переизбрать (да и просто избрать на какое-то место), начиная от Бога, Христа, Демиурга и кончая любым творческим духом. Как переизбрать Пушкина? А если нет никакой возможности кого-то избирать и переизбирать, то что это за демократия-то такая? Или это совсем другая модель, ни к какой демократии не имеющая ни малейшего отношения вообще?
Этот этически мотивированный онтологический удар по принципам иерархизма затем начинает проявлять себя и в социально-политической сфере. Идея богочеловека и Троицы создает метафизические предпосылки для разделения властей и гуманизации политической жизни.Это удар по принципам ложного иерархизма, дьявольского иерархизма, обезьяны иерархизма, а не по принципам иерархизма как такового. Если у мира есть Бог, Творец, Источник, Высшее, то этот мир иерархичен по определению. Иерархия качеств и ценностей вовсе не предполагает насилия одних качеств и ценностей над другими. Целое превыше частных интересов отдельного субъекта - и в этом принцип божественного иерархизма, это и есть принцип любви. И только в таком иерархизме каждый отдельный субъект может быть "всем и во всём", может раскрыться и обрести свой смысл, свой логос. Это и есть подлинная свобода, а не "обезьяна свободы", которая носится с каким-то общественным договором и какими-то бланками и выяснениями прав.
Если нет иерархии, то ни о каком падшем духе и падшем мире нельзя говорить. Упасть можно только тогда, когда есть, откуда падать, есть Высшее, а значит есть иерархия. Если нет иерархии, значит наш мир не падший и государственная власть не есть падшее состояние мира и человека, а состояние нормальное (потому что Высшего всё равно нет). Если нет иерархии, то сами слова Лучшее и Высшее лишены смысла. Это лишь одно из противоречий данной идеологии, но все тоталитарные идеологии не замечают своих противоречий и тем паче не пытаются их разрешить за счёт диалога с иными системами, которые тогда придётся признать истинными, а это уже коренное противоречие, которое нельзя допустить, на остальные же можно закрывать глаза - не страшны. Страшно одно - лишиться своей тоталитарности.
Пределом секуляризации можно мыслить Духовную Вселенную, Царство Небесное, Республику Божью. Иисус и Его Церковь в окончательном соединении - это и есть обоженный мир, секулум, в котором Бог - все во всем.Хороша республика, в которой нет избирательного права в помине, в которой никого нельзя переизбрать.
А теперь последняя иллюстрация - чем же на деле, а не на словах, является свобода тоталитарной идеологии, претендующей принести свободу всему человечеству и вести это человечество в Царствие Божье, когда, наконец, человечество поклонится этой идеологии и признает её понимание Царствия Божьего за единственно верное и универсальное. Суть же обнажается в пиковых точках, когда идеология сталкивается с реальностью на практике и когда затронуты её жизненные интересы, а не в теоретических рассуждениях, благих пожеланиях и абстрактных схемах. Далеко ходить не надо - Украина. Безоговорочная поддержка "украинской революции" авторами настоящей статьи не скрывается и заявляется во всех их последних текстах.
Итак, как вяжется с демократической идеологией революционное (через насилие) свержение избранной демократическим путём государственной власти? Как быть с миллионами голосов, отданных на выборах за эту власть гражданами Украины? Почему нельзя дождаться новых выборов и так нужно сейчас и любыми средствами сместить избранную власть? Почему в демократических странах аналогичная попытка будет объявлена антидемократической и противоправной, нарушающей пресловутый общественный договор? Почему половина населения Украины признаётся
де-факто бесправной и её голос ничего не весит? Почему наотрез отвергается лидерами демократической революции идея референдума и федерации? Почему демократические и проевропейские партии идут на союз с нацистами? Как всё это вяжется в реальности с теоретическими постулатами данной идеологии?
А вяжется всё (да только так и вяжется, и никак иначе), когда приходит понимание тоталитарного характера данной идеологии. Для тоталитарной идеологии (идола) свободны только поклонившиеся ей, все остальные и всё остальное - помеха, враги. Отсюда и все эти "двойные стандарты", которые для человека, не утратившего ещё нравственного чувства и свободы совести под идеологическим гипнозом, очевидны, неприемлемы, отвратительны. Я уже не говорю, как вообще можно увязать благие рассуждения о западной секулярной демократии, как прообразе Царствия Божьего, с рыночной экономикой, культом конкуренции, денег, успеха, с тотальной властью финансовых безликих структур, их безнравственной и хищнической сутью, абсолютно чуждой христианским ценностям (об этом кто только не писал!). Но это уже отдельный разговор, хотя с представителями любой тоталитарной идеологии разговор крайне затруднителен и всегда скатывается в борьбу с инакомыслием, вернее - с инакомыслящими (так ближе к сути).
Итого:Тоталитарная идеология не допускает в принципе существования в мире иных идеологий, иных моделей социального устройства, иных формаций. Так как речь идёт у авторов настоящей статьи об идеологии, связанной с идеями Розы Мира, то такую идеологию можно отнести к тому духу, что призван в будущем подменить диалог и ансамбль систем одной универсальной и общеобязательной системой мировоззрения, якобы преодолевающей противоречия всех религиозных систем прошлого и вместо их диалога предлагающей свою универсальную идеологию. Пока этот дух разрабатывает самые разные идеологические схемы, экспериментирует, создаёт ложные альтернативы, но суть всех его альтернатив одна - претензия на единственность и универсальность, патологическая неспособность к диалогу с другими системами:
"всё не-я должно стать мною" (можно написать в качестве основополагающего лозунга на любой идеологической схеме родонизма).
Только диалог разных систем и разных проекций истины, разных социальных моделей и даже разных экономических формаций, без претензий любой из них на универсальность, может породить в исторической реальности то, что предвидел Даниил Андреев как Розу Мира. Любая же система, пожелавшая стать всем и этим осчастливить человечество, на деле приведёт человечество к бесконечной вражде и как единственному выходу из неё - абсолютной тирании.