Метаистория и геополитика
Опавшие иглы демократии

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #106 : 09 Октябрь 2015, 16:45:25 »
Диктатура оставляет человеку досуг и не пронизывает весь его быт так тотально, как рыночная демократия. В последней человек сам добровольно становится рабом необходимости, наступает на горло своей песне и утешается тем, что все так живут и по-другому не выживешь. И верх цинизма ставить знак равенства между этой системой и свободой человека.
При диктатуре можно хотя бы жить с "кукишем в кармане". Можно творить, и вполне успешно, альтернативную диктатуре культурную систему. И шедевры творческой и философской мысли зачастую и рождались под гнетом диктатур (например, тот же трактат Д. Андреева "Роза Мира"). При неолиберальном финансовом тоталитаризме любой протест не имеет никакого смысла. На любой протест тут же накладывается определенная "бирочка", и новоиспеченный "революционер" быстро "ложится" в глобальный неолиберальный супермаркет, в непопулярный, непродаваемый отдел "маргиналы", "антисемиты", "фашисты" и прочие малоприятные типы. Неолиберализм в чистом, неразбавленном виде - это удручающее, жесточайшее рабство. Но, Слава Богу, в чистом виде он пока нигде еще не явлен. Слава Богу, есть Интернет (пока есть) и традиционные, теплые человеческие взаимоотношения.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 09 Октябрь 2015, 18:34:04, ВОЗ»

« #107 : 09 Октябрь 2015, 18:33:11 »
При диктатуре можно хотя бы жить с "кукишем в кармане". Можно творить, и вполне успешно, альтернативную диктатуре культурную систему.
Даже стимулирует отчасти. Диктатура внешним давлением как бы провоцирует тебя быть внутренне свободным, пусть и в пику ей. Что для начала тоже неплохо. Неолиберализм — наоборот: искушая внешней свободой, исподволь заставляет тебя соглашаться на внутреннее и добровольное (что хуже всего!) рабство. Неолиберализм учит тебя не замечать своего рабства, радоваться ему как пути к свободе, вечно вожделея и вечно не достигая этой свободы. Ещё чуть-чуть, ещё чуть-чуть, а потом... Но потом не наступает никогда. С каждым «чуть-чуть» ты незаметно меняешься — и приходит момент, когда ты уже не в состоянии отличить рабство от свободы, ложь от правды... Всё незаметно, исподволь, исподтишка. Всё сам сделаешь, никто ведь не стоит над тобой с кнутом. Вот в чём фокус.

При неолиберальном финансовом тоталитаризме любой протест не имеет никакого смысла. На любой протест тут же накладывается определенная "бирочка"...
И даже не это самое страшное. Страшно то, что ты сам, почти бессознательно, вынужден ориентироваться на успех, на востребованность, творить с оглядкой на вкусы большинства. Иначе — ты обречён. Зависеть от царя куда как легче, чем зависеть от народа. Прав был мудрый Пушкин: в политической тирании ещё можно жить, в экономической — нет.

Неолиберализм в чистом, неразбавленном виде - это удручающее, жесточайшее рабство. Но, Слава Богу, в чистом виде он пока нигде еще не явлен.
Точнее так: неолиберализм в чистом виде — это последний шаг перед абсолютной духовной тиранией. И никакая из идеологий, никакая из прошлых тираний не была так близка к мировому господству, как неолиберализм, который в той или иной степени пронизал почти все культуры и страны, заставил поклониться своему Идолу большинство населения Земли. Спасает пока то, что не все ещё из альтернативных иерархий подменил своей пошлой денежной иерархией буржуазный дух. Ещё держатся, хотя и с трудом, культурная, церковная, национальная и родовая иерархии. Если они падут, то преград для неолиберальной тирании в духе человеческом просто не останется.

Слава Богу, есть Интернет (пока есть) и традиционные, теплые человеческие взаимоотношения.
Это пока есть традиционные ценности, традиционные иерархии качеств (хотя и изуродованные). На все наши человеческие отношения уже наложило лапу буржуазное универсальное мерило — деньги. Ценность твоего творчества (и тебя самого) в глазах ближних, вольно или невольно, определяется не качеством и содержанием творчества (и тебя), но денежным эквивалентом, который напрямую зависит от сиюминутного и внешнего успеха. И не только в глазах ближних — но и в твоих собственных!

А уж когда вместо папы и мамы будут родитель № 1 и № 2, тогда туши свет — останется один критерий, одно мерило, одна иерархия. И как только она рухнет — настанут последние времена. А она не может не рухнуть, если останется одна. Борясь с сакральностью и всеми иерархиями, неолиберализм даже близко не понимает, что универсальное мерило-деньги только и держится благодаря иным иерархиям. Не будет их — рассыплется как морок универсальный критерий неолиберализма, да и сам неолиберализм вместе с ним.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 09 Октябрь 2015, 18:35:55, ВОЗ»

ОффлайнПафос

  • При ловле блох ирония хороша.
« #108 : 10 Октябрь 2015, 19:40:15 »
Один человек — один голос.
                                   линейная демократия

Один голос — один космос.
                                   фрактальная демократия

Не всё то золото, что молчит!
Друг народа
«Последнее редактирование: 10 Октябрь 2015, 20:01:28, Вадим Булычев»

« #109 : 11 Октябрь 2015, 07:08:01 »
А уж когда вместо папы и мамы будут родитель № 1 и № 2, тогда туши свет —

Катастрофа не в том, как будут называться родители, пока они зачинают детку вместе, естественным путём, - от природы не убежишь... Материнский и отцовский инстинкты перерождаются в чувство, реализуются в чувстве материнской и отцовской любви. Это невозможно внушить или фальсифицировать. Сымитировать чувство - возможно. На время.
Сейчас это - так. И очень долго будет так, вероятно.

А может такое быть, что термин "родитель номер ..." подготавливает людей к размножению клонированием?  Ведь "В начале было Слово".

Путинцева Т

« #110 : 11 Октябрь 2015, 09:35:41 »
А может такое быть, что термин "родитель номер ..." подготавливает людей к размножению клонированием?

Подготавливают к тому, что в будущем не будет разделения на мужчин и женщин. Будут нормой мужеподобные женщины и женоподобные мужчины. Сейчас пытаются насадить в виде нормы однополые браки. Следующим этапом будет насаждение в качестве нормы брака между человеком и животным, человеком и роботом и т.д. Цель расчеловечить человека. А там уже и до дьяволо-человечества будет рукой подать.

Свобода не просто право, а обязанность каждого

« #111 : 11 Октябрь 2015, 11:00:13 »
Сейчас пытаются насадить в виде нормы однополые браки.

Вообще-то уже встречались выступления и в защиту инцеста, педофилии и зоофилии (был даже митинг зоофилов в Германии).
Работают точно по давно открытой и описанной технологии внедрения ранее непопулярной идеи в массовое бессознательное с последующим переносом её в массовое сознание. Попадалось описание таких методик.
Несколько радует то, что они гораздо эффективнее при работе с людьми западной ментальности (я в жизни сталкивалась с тем, что у русских людей не такие мотивации, подобные техники "прикладной психологии" плохо срабатывали у нас, спотыкались). Именно поэтому - в полном соответствии с теми же методиками - пытаются снизить наш образ в массовом сознании - "дикари", "варвары".
...Русский "варвар" может им лекции в их университете читать, делать открытия мирового значения, соблюдать правила этикета строже английской королевы (хе, именно с английской королевой опарафинилась супруга Обамы, то ли хлопнув её по плечу, то ли потянувшись с поцелуем, - мелькнуло в прессе...) - и всё равно это "варвар". Несколько более значимы для западной элиты те из русских, кто принял полностью их взгляд на мир, их ценности. Эти персоны, стало быть, "цивилизовались". Таких надо выдвигать и поощрять. (Последний пример подобного - Алексиевич. Мне очень хотелось бы немного поговорить о ней. Может быть - начну в Курилке.)
...Может быть, Ярославу удастся сформулировать то, что во мне бродит в виде ощущений: такое узко-прагматичное деление человеков может успешно решить какую-то конкретную задачу, но на "больших дистанциях" - вредно и опасно.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 12:51:55, ВОЗ»

« #112 : 11 Октябрь 2015, 11:08:28 »
Будут нормой мужеподобные женщины и женоподобные мужчины.

Будут нормой бесполые люди. Гендерные вопросы Запад рассматривает узко-прагматически: двуполость нужна для рождения детей. Если можно будет размножаться по-другому - пол не нужен. Это выгодно - вдвое увеличивает рынок  "товаров для женщин" и "товаров для мужчин". Не продавцы ли косметики оплачивают медиа-кампанию "в защиту прав сексуальных меньшинств"? (шутка)

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 12:50:12, ВОЗ»

« #113 : 11 Октябрь 2015, 12:46:31 »
Чистая (дьявольская) математика, и ничего личного.

Универсальная формула тирании: «рабы должны быть равны».
То есть, одинаковы, ничем не должны отличаться друг от друга по существу.
Неравенство же создают иерархические структуры, которые держатся на чувстве сакрального и священного.
Отсюда задача: все иерархии должны быть уничтожены, а для того чувство сакрального, на котором они держатся, должно быть объявлено рабским и выхолощено.
Эта стратегическая задача обуславливает все тактические и частные пути её разрешения.

Метод: из существующих иерархий нужно сначала выделить одну, универсальную, которая начнёт отодвигать и в результате подавит своих конкурентов. И когда останется в человеческом социуме одна-единственная иерархия, её убрать будет уже легко. Иерархии держатся не сами собой, но бесчисленными связями и отношениями друг с другом. Нет других иерархий — нет сдерживающих связей, нет устойчивости.

Из всех иерархических структур выбрана наиболее подходящая для подавления конкурентов — наиболее универсальная, количественная, безликая и цифровая, не имеющая в себе ни глубинных корней, ни духовного наполнения — иерархия финансовая. Только эта иерархия позволяет менять своё положение в ней за счёт цифровых показателей, не привязанных ни к каким врождённым дарам и качествам, ни к каким высоким чувствам. Критерий прост и един для всех — количество нулей на банковских счетах.

Если с точки зрения этой дьявольской математики посмотреть на идеологию неолиберализма и на все частные её проявления, то становится ясна и задача её, и метода решения. Цель — общество, структурированное единственной абсолютной иерархией — финансовой, другие различия между людьми и группами относительны, стёрты, нивелированы. Культурные, религиозные, национальные, родовые, половые различия перестают играть структурирующую роль: социум структурируется только финансовой иерархией, а универсальным регулятором является юридическая процедура. Именно финансовой иерархии в борьбе с её конкурентами рабски служат апологеты неолиберальной свободы, вне зависимости от степени осознанности этого служения.

Если ребёнок может подать в суд на «родителя №» и через юридическую процедуру отказаться от «родителя №», родовая иерархия перестаёт быть. Если ценность культурного продукта определяется рынком, культурная иерархия перестаёт быть. Если половые отличия не являются неизменными качествами и не определяют выбор эротического влечения, то люди становятся бесполыми. И т.д. Всё условно, всё относительно: нация, культура, религия, род, пол — абсолютен только юридический закон, обслуживающий финансовую иерархию.

Неолиберализм ратует за тотальную относительность всего на свете, кроме юридического закона (возводится в абсолют) и за равенство во всём, кроме финансового неравенства (универсальный рыночный регулятор).

Человек теряет любую идентичность, нет больше для него ничего святого и вечного, всё относительно, как и он сам. Степень его свободы и оценки определяется финансовым счётом: человек перестаёт быть микрокосмом и становится цифрой в ряду других цифр. И с таким человеком и с таким цифровым обществом можно уже делать всё — тормозов и скреп нет.

Вот тогда и выбивается последняя иерархическая лестница из-под ног человека — финансовая — и человек летит в хаос. При обрушении универсальной финансовой иерархии юридический регулятор теряет всякую силу. И реальным выходом из тотального хаоса становится только абсолютная духовная тирания, сатанократия.

Вот и вся математика. Вместо подлинной свободы человеку предложен «универсальный механизм свободы», внутри которого человек становится «винтиком свободы».

Но всё больше людей, несмотря на тотальную пропаганду идеологии неолиберализма, начинают понимать суть происходящего и сопротивляться этой чёртовой механике. Что вселяет надежду...

Россия, кстати, вовсе не исключение из правила: идеология неолиберализма так же пронизывает своей радиацией нас, как и весь «цивилизованный мир». И наше счастье, что мы пока отстающие на этой дороге...

Борьба же России с Западом вовсе не идеологическая, но исключительно межгосударственная. В неолиберальной перспективе государство также должно исчезнуть, вернее — стать универсальным, безликим и единым для всех народов финансово-юридическим регулятором.

Мифологический аспект.
За неолиберализмом стоят игвы, а не уицраоры. Торжество неолиберальной утопии несёт смерть не только традиционным церковным, культурным и национальным иерархиям, но и государству, а следовательно — и паразитирующим на нём уицраорам. Раскол между проводниками неолиберально-игвианской инвольтации и государственниками-силовиками будет нарастать с каждым годом, во всех странах, а не только в России.

Неолиберальная утопия несёт смерть не только человеческим иерархиям, но и природным. Большинство природных сообществ должно будет просто исчезнуть, а природа, как и культура, превратиться в антиприроду — рационально используемую биомассу. Поэтому всё больший отпор игвианскому неолиберализму будут оказывать и духи природы. В нашем мире это проявится как ряд усиливающихся от раза к разу предупреждающих катастроф, которые, при самом неблагоприятном раскладе, могут перерасти в глобальный экологический кризис. Сопротивление духов природы не учитывается игвианской математикой. Что тоже вселяет надежду.

Вообще, неолиберализм, при всей своей дьявольской хитрости, остаётся абстракцией. Столкновение этой абстракции с реальной жизнью порождает не только удушающую пошлость, но и нарастающее сопротивление ей иррационального творческого начала и простых человеческих чувств. Всё иррациональное и чувственное для игвианского сознания — досадная помеха, глупость и наивность: любовь — биологизм; родина — фетиш; патриотизм — удел раба. Но в этой интеллектуальной ограниченности и находится главная слабость и главная наивность самого игвианского мироощущения. Что вселяет не только надежду, но и веру в победу человеческого духа над этим мороком.

Какую реальную альтернативу рыночной экономике может предложить (и может ли) человечество? Если идеологические альтернативы неолиберализму более-менее очевидны и даже альтернативные линейной демократии политические модели просматриваются уже относительно несложно, то вот иная экономическая формация — с трудом. Существует ли она вообще? Каковы её хотя бы самые общие принципы и контуры? И что иная экономическая формация сможет противопоставить «свободному рынку» (=диктату транскорпораций), в чём конкурентные преимущества иной формации? и когда и почему они смогут проявить себя? (Эти вопросы интересно было бы обсудить.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 13:43:59, Ярослав»

« #114 : 11 Октябрь 2015, 13:02:05 »
Последний пример подобного - Алексиевич. Мне очень хотелось бы немного поговорить о ней. Может быть - начну в Курилке.
Было бы очень интересно! Я совсем незнаком с её творчеством. Удивило же меня то, что при известии о присуждении русскому писателю Нобелевской премии я не испытал никакой радости... Почему — не знаю. Скорее, чувство неловкости, что ли, было... Про себя отметил: странно. И тут же забыл.

Списал же своё чувство на то, что я вообще не верю в положительную динамику чисто индивидуального писательского творчества, как это было в прошлые века. Я верю в соборное творчество сообществ, в которых индивидуум сможет раскрыть себя, а в отдельных писателей-индивидуумов (властителей дум) — нет. Хотя могут быть исключения. И эпохи не меняются резко и в одночасье, но тенденция вроде как уже налицо.

Хотя в случае с Алексиевич, наверное, у моего чувства была и другая основа. Радости, в общем, ни малейшей. А вот почему — интересно было бы понять.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 13:19:15, Ярослав»

« #115 : 11 Октябрь 2015, 13:38:06 »
Я совсем незнаком с её творчеством.

Она хорошо пишет. Такая "душевная" проза. Просто пишет.
"У войны неженское лицо" - самая известная книга. Писала о Чернобыле, об Афганистане, о "синдроме афганцев". Книги сильнодействующие. Почти документалистика. Кое-кто сомневается - литература ли это. По мне - литература.
Вроде художественного фото. С такой, знаете, правдивостью, которая, может быть даже нарочитой... Очень эмоциональна.
И всё же оторваться от её книг трудно.
Но!
Я приведу ссылки - её интервью в Польше.
Штудировала два полярных мнения о ней и её творчестве. Тоже приведу ссылки.
Достаточно сказать, что Нобелевка ей досталась явно по политическим соображениям. Не говорю, что её творчество недотягивает до Нобелевки - не могу судить. Но литературный масштаб у неё намного меньше, чем у Солженицына., не говоря уж о Бунине или Набокове.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 13:46:23, КАРР»

« #116 : 11 Октябрь 2015, 13:59:21 »
я вообще не верю в положительную динамику чисто индивидуального писательского творчества, как это было в прошлые века. Я верю в соборное творчество сообществ, в которых индивидуум сможет раскрыть себя, а в отдельных писателей-индивидуумов (властителей дум) — нет. Хотя могут быть исключения

Ничего себе! Коллективное творчество... В музыке - да. Творит композитор, дирижирует дирижёр, играет - оркестр. Синтез индивидуального и коллективного творчества - налицо. В театре, кинематографе - тоже.
Но вот живопись, литература... Крайне редки "творческие коллективы" в этих областях. ( Даже содружества, общества, (типа обэриутов или импрессионистов) - трудно образуются, трудно живут, достаточно быстро заканчиваются.)
Не знаю, с чем сравнить, чем обусловлено такое различие...

Путинцева Т

« #117 : 11 Октябрь 2015, 17:54:25 »
Но вот живопись, литература... Крайне редки "творческие коллективы" в этих областях. ( Даже содружества, общества, (типа обэриутов или импрессионистов) - трудно образуются, трудно живут, достаточно быстро заканчиваются.)
Мы вот живём уже 6 лет, и ничего, и умирать не собираемся. В средневековье практически не было индивидуального литературного творчества, только коллективное. В гуманистическую эпоху наоборот — особенно ближе к концу её — все лит-сообщества носили, скорее, декларативный характер. Содержание сосредотачивалось в личностном творчестве. Это две разные парадигмы. Их синтез возможен, возможно появление сообществ, имеющих своё узнаваемое лицо и своё целостное содержание, где индивидуальный писатель — лишь грань соборного смыслового кристалла, хотя неповторимая и незаменимая, и не безымянная, как было в средние века. Способствовать появлению таких сообществ будут новые жанры искусства, в том числе и литературные. Раньше для таких жанров просто не было технической среды. Но мечтали о них серебряновековцы... Игра в бисер и есть такой синтез.

Самый простой пример: некоторые ветки нашего форума (я тут взялся их перечитывать) — это литература. И она не могла появиться иначе, чем в коллективном интерактивном пространстве. Но повторяю, это лишь самый наглядный и простой пример и лишь одна грань того «кристалла», который можно назвать «произведением нового искусства».

Не знаю, с чем сравнить, чем обусловлено такое различие...
А Вы сравните с нашим проектом — и всё станет на свои места.  C:-)
В 19-м веке вряд ли кто-то мог представить двигающуюся и говорящую живопись. Ныне мультипликация — обыденность. То же и с новыми жанрами литературы и других искусств.

Показательно, что от вопросов политических мы перешли к вопросам нового искусства. Так вот, как сейчас (внутри гуманистической парадигмы) очень трудно представить соборное литературное творчество, так же трудно представить принципиально иную экономическую и политическую формацию. Все аналогии будут из прошлого — и ни одна из них не сможет описать модель будущего. Должно измениться само мироощущение человека, чтобы появилась новая формация. Мироощущение — базис, а экономика — надстройка. (Маркс перепутал землю с небом, как все материалисты.) Показательно, что рыночный неолиберализм исповедует ту же систему ценностей и приоритетов, что и марксизм. Хотя, казалось бы, две полярные идеологии... Отнюдь: две стороны одной медали. Изменится мироощущение — «чудесным образом» изменятся и «объективные законы рынка». Эти «объективные законы» просто страсть наживы и эгоизм, возведённые в культ, и ничего больше.

Ничто не способствует так изменению мироощущения, как совместное творчество в искусстве. Поэтому закономерно, что мы с политики и экономики перепрыгнули на искусство и литературу. И всё-таки об экономике тоже хотелось бы поговорить...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 18:19:51, Ярослав»

« #118 : 11 Октябрь 2015, 18:25:13 »
Возвращаясь к фантазии Ярослава, хотелось бы сразу отметить, что сквозная выборность всех должностей государства есть признак республики. А вот что такое демократия никто не знает. Все этот термин используют в разных смыслах. Буквальный перевод «власть народа» никакой критики не выдерживает. Власть есть возможность управлять. Управляют выбранные люди, а не народ. Даже на референдуме народ ничем не управляет, он просто делает свой выбор. Подводя краткий итог, будем понимать под демократией республику, где гарантированы равные права граждан на волеизъявление.

Объектом критики является сквозная выборность представительных органов республики. Нельзя не согласиться, что приведённые пороки присущи ей, но нужно выделить главную причину — неолиберальное общественное устройство. При сохранении текущего соц.устройства, так же как не работает сквозная выборность, не будет работать и выборность иерархическая. В существующем соц.устройстве работает фильтр, отметающий людей честных подальше от власти. Так что на каждой ступени иерархической демократии будет работать этот фильтр. Будет процветать кумовство и взяточничество. «Ты мне — я тебе», и есть этот фильтр.

Не суть важно как именно избираются или назначаются должности в государстве. Важно то, чтобы личность была соизмерима с той ответственностью, которая на неё ложится. Власть есть прежде всего ответственность за то и тех, кем и чем управляешь. Чем выше должность, тем тяжелее бремя власти, тем больше ответственности.

Вернёмся к неолиберальному общественному устройству. Идеология неолиберализма на самом деле противоречит идее республики. Выборность органов, то есть сама идея того, что электорат может проявить свой нрав и выразить волю народа, уже пугает неолиберала. При идеальном неолиберальном устройстве не нужна демократия. Все вопросы будут решаться в суде. Тотальная слежка позволит автоматизировать решение юридических вопросов, так что будет достаточно программы искусственного интеллекта, которая автоматически вынесет вердикт. Любые общественные объединения будут признаваться террористическими, так как сообщество априори нарушает свободу индивидуальностей, в него входящих.
Неолиберальное социальное устройство, реализованное во всей своей полноте, уже будет являться по своей сути вариантом сатанократии.

Свобода не просто право, а обязанность каждого
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 20:10:16, ВОЗ»

« #119 : 11 Октябрь 2015, 20:09:02 »
Возвращаясь к фантазии Ярослава
Что такое?! a^a^ Какая такая фантазия? Здесь здравый смысл и жизненная опытность. И никакой фантазии — один голый ум.  ::)
 ;-)

Не суть важно как именно избираются или назначаются должности в государстве. Важно то, чтобы личность была соизмерима с той ответственностью, которая на неё ложится.
«Не так важно, что делать: важно — кто делает.» © Владимир Соловьёв. Однако, структура формирования государства тоже немаловажна. Хотя и не является локомотивом движения от одной формации к другой. Уповать на изменения политической структуры как на панацею — это системная ошибка всех революционеров. Потому и результаты у них всегда получаются обратные мечтаниям: не на ту лошадь ставят. И каждая революция, как кляча в известном анекдоте, говорит на финише: «Ну не шмогла я...»

Нельзя не согласиться, что приведённые пороки присущи ей, но нужно выделить главную причину — неолиберальное общественное устройство.
Общественное устройство состоит из целого комплекса составляющих. Неолиберализм — тоталитарная идеология, которая обуславливает собой и политическое, и экономическое, и культурное пространство. Линейная демократия — наиболее подходящая политическая структура для идеологии Неолиберализма, как и рыночная модель экономики и т.н. «массовая культура» (на самом деле антикультура). Переход к иной идеологии и иному общественному устройству тоже будет комплексным. И та политическая структура, какую я бегло описал как «фрактальную демократию», может послужить альтернативой демократии линейной, выпестованной (и выхолощенной) тоталитарным Неолиберализмом. Для тех стран прежде всего альтернативой, какие привыкли именно к демократическому политическому устройству.

Демократия вообще (любая) вовсе не единственная политическая структура, в которой человек может быть свободным, благополучным и творчески активным, как это внушает миру рыночный фундаментализм. Как и сам рынок далеко не единственная экономическая модель, которая способствует прогрессу (смотря ещё что понимать под прогрессом).

В чём же главное отличие Новой эпохи от тоталитарной идеологии Неолиберализма? Это принципиальное отличие заключено прежде всего в духовном качестве: это Дух Диалога и Дух Системы. Их противостояние и определит человеческую историю следующих веков. Если верх одержит Дух Диалога, то изменится прежде всего отношение к инаковому во всех сферах жизни, во всех сообществах, начиная от малых до глобальных и мировых. Каждая личность, сообщество, формация, государство, религия, нация, культура будут ощущать себя гранью единого Целого. А другие грани — не как конкурентов, а как необходимое условие существования Целого и, следовательно, твоего собственного.

Каждая из граней будет жизненно заинтересована в том, чтобы другая грань была именно иной, не похожей на тебя. Цениться будет не общее в других с тобой, но их отличие от тебя, как твоё дополнение и как залог Единого Целого. Ни одна из граней не сможет претендовать на то, чтобы самой стать Целым и всё и вся свести в свою Систему. Сама такая претензия покажется идиотичной людям и сообществам Новой Эпохи — как претензия смерти стать альтернативой жизни.

Единое человечество будет состоять из разных политических и экономических формаций — граней Целого. И в этом разнообразии как раз и заключается условие гармонического единства. Именно против такого разнообразия мира и восстаёт Дух Системы и тоталитарная идеология Неолиберализма, как самая преуспевшая из всех тоталитарных идеологий. Не только уважать, но даже терпеть рядом с собой иные идеологические, политические и экономические модели тоталитарный дух не может в принципе. Кроме своей Системы, ему всё на свете представляется мешающим, отсталым, варварским, диким, ненужным. Таковы все фундаменталисты, рыночные — не исключение. Это и есть демоническая воля в человечестве «всё не-я должно стать мною», под какой бы одёжкой она не являла себя.

Фрактальная демократия — лишь одна из вероятных политических структур будущего. Но чтобы единое человечество не скатилось в тоталитаризм Духа Системы, разных политических устройств должно быть несколько. И ни одно из них не должно видеть в другом ни конкурента, ни врага, ни умаления свободы, ни варварства. И единая экономика единого мира не должна быть одной единственной универсальной формацией, но состоять из разных формаций, взаимно дополняющих друг друга. (Интересно пофантазировать, что это будут за экономические модели?)

Для Духа Системы условие единства — это победа его Системы над всеми альтернативами. Эта нетерпимость к иному доходит до абсурда: даже половые отличия вызывают желание всех привести к общему знаменателю. Для Духа Диалога существование альтернативных систем — непременное условие не только единства, но и существования твоей системы. Нет альтернативных — нет и твоей. Роза Мира, достигнув своего торжества, как осуществившийся Дух Диалога в едином человечестве, начнёт вырабатывать свой культ и свою иерархическую систему. Это неизбежно. Это зенит. И именно в этой высшей точке гармонии начнётся медленное сползание Розы Мира в родонизм, в Дух Системы... Увы, в нашем мире смертны не только существа, но и целые эпохи. Трагедия повышения энтропии и окоснения живого — главная трагедия нашего мира. Но и сам этот мир не вечен. И у него ещё впереди золотая осень, Бабье лето... И тем оно прекраснее и мудрее, чем ближе дуновение Зимы (или Чумы).

Сторонникам вечного линейного прогресса (они же, как правило, демократы и рыночники) не понять никогда красоты и величия высокой трагедии. Как не понять им даже простого факта, что демократия и рынок, как любая формация, не являются ни вечными, ни безальтернативными. Достигнув определённой стадии, наш падший дух становится охранительным, враждебным дальнейшему творческому эксперименту. Энтропия берёт своё. Так и буржуазный дух, некогда молодой и творческий, достигнув своего зенита, стал охранительным, стал вырождаться и кончил тоталитарной утопией Неолиберализма.


P.S. Эта ветка — один из примеров нового литературного жанра: коллективная эссеистика. Содержание ветки в целом полнее и глубже текстов любого из её участников и даже суммы всех текстов всех участников. Потому что сами эти тексты могли возникнуть только в интерактивном и коллективном творческом пространстве, а не в качестве самостоятельных единиц, которые потом можно суммировать. И сама ветка могла возникнуть только среди других форумных веток и жанров, в едином информационном пространстве, имеющем своё неповторимое лицо, свою душу и дух.

В капле воды отражается будущее море.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Октябрь 2015, 20:25:44, ВОЗ»


 
Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика