А с 2000 до 2012 в России - период процветания?
...Собственно, у меня только уточняющие вопросы.
В начале двухтысячных Российское государство (подчеркиваю только государство, в не все народонаселение) вступило во вторую фазу развития.
Авессалом Подводный характеризует эту фазу так:
«Вторая фаза развития заключается в закреплении системы на уровне устойчивого существования; здесь важную роль играет ее воспроизводство. На этой фазе проблемы выживания сменяются проблемами развития, которое сначала мыслится в рамках первоначальной идеи, но довольно быстро изменяет ее, иногда до неузнаваемости, поскольку обнаруживаются многие неучтенные обстоятельства, или несущественные детали приобретают первостепенное значение. По поводу этой фазы часто можно услышать реплику "жизнь берет свое". Если первая фаза представляет радость спасения от гибели, то вторая - радость жизни, уверенной в себе и своем завтрашнем дне. Это, может быть, не полное изобилие, но уж точно не голод».
Признаки, по которым уверенно можно сказать, что Российское государство закончило первую фазу развития (выживание) и перешло во вторую фазу (накопление и процветание):
- государство рассчиталось со своими огромными долгами и с долгами СССР;
- государство решило свои наиболее острые внутренние конфликты (Чечня);
- государство разбогатело: создан стабилизационный фонд;
- государство начало заботиться о воспроизводстве населения: материнский капитал, родовые сертификаты (это важнейший признак именно второй фазы);
- государство стало помогать своим соседям и друзьям;
- государство осуществляет грандиозные проекты, требующие огромных финансовых вложений (Сочи 2014, Северный поток, Южный поток и т.д.);
- государство сумело постоять за свои интересы в локальном конфликте с США (08.08.08);
На втором этапе развития методы взяток и подкупа сменяют (в основном) методы шантажа и грабежа, характерные для первой фазы: главным отрицательным персонажем в государстве становится чиновник-взяточник (на предыдущей фазе им являлся бандит-рэкетир).
Смену фаз развития государства в свое время очень тонко подметил Виктор Пелевин. Приведу с сокращениями отрывок из романа «Числа» (2003год). Банкиру Степе его переводчица Мюс объясняет смену общественной парадигмы:
«В стране начался процесс, который западные социологи называют парадигматическим сдвигом. Как и все эпохальные перемены, он проходил незаметно, словно бы в каком-то другом измерении, и люди узнали о нем постепенно, по множеству мелких черт, каждая из которых сама по себе могла ничего не значить.
Первым человеком, который внятно сформулировал для Степы то, что уже давно витало в воздухе, стала Мюс, филолог из Лондона, которая кормилась на его англофилии, подрабатывая в банке референтом-переводчиком.
Кроме работы в банке, она стажировалась при университете, проедая остатки гранта, выделенного какой-то аналитической структурой на изучение современного городского фольклора (как говорила сама Мюс, такие проекты оплачивали исключительно для того, чтобы не сокращалось бюджетное финансирование разведдеятельности по России).
Мюс была умницей и настоящим профессионалом. Поэтому Степа не комплексовал, когда она объясняла ему вещи, которые, по идее, должен был объяснять ей он.
Однажды за обедом Мюс коснулась его самого больного нерва.
- Все существенные социальные перемены, - сказала она, - очень быстро отражаются в фольклоре. То, что происходит сейчас в России, затрагивает один глубинный, можно сказать, архетипический пласт. Я не очень сложно выражаюсь?
- Ничего, разберусь, - отвечал Степа.
- Эта тема, - продолжала Мюс, - столкновение двух исконных начал русской души. Одно из них - доброе, лоховатое, глуповатое, даже придурковатое, словом, юродивое. Другое начало - наоборот, могучее, яростное и безжалостно-непобедимое. Сливаясь в символическом браке, они взаимно оплодотворяют друг друга и придают русской душе ее неиссякаемую силу и глубину.
- Допустим, а при чем тут перемены?
- Вот тут и начинается самое интересное, - ответила Мюс. -
Лоховатое начало в русском городском фольклоре много лет было представлено разваливающимся «Запорожцем». А непобедимое начало - бандитским «Мерседесом-600», в зад которому «Запорожец» врезался на перекрестке, после чего и начинался новорусский дискурс. В чем символическое значение перекрестка, объяснять не надо - это и крест Господень, и распутье, и роза ветров…
Есть много причин, по которым народная душа вступает в брак с собою именно на перекрестке. Важно здесь то, что сегодня этот символический брак происходит в новой форме. Социологи еще ничего не поняли, а фольклор уже отразил случившуюся перемену. Она видна в анекдоте про шестисотый «Мерседес» и черную «Волгу». Как следует из его анализа, оба исконных начала - лоховатое и непобедимо-могучее - получили в народной ментальности новые репрезентации. Эта революция в сознании и есть парадигматический сдвиг. Я понятно говорю?
- Нормально, - сказал Степа. - А что за анекдот такой?
- Ну как же, - ответила Мюс. - Шестисотый «Мерседес» врезается на перекрестке в зад черной «Волге» с тонированными стеклами. Бандит выскакивает из «Мерседеса», начинает прикладом крушить стекла в «Волге» и видит в ней полковника ФСБ. «Товарищ полковник, я все стучу, стучу, а вы не открываете… Куда деньги заносить?»
Степа не засмеялся, а наоборот, сразу пригорюнился.
- Какой же это анекдот, - вздохнул Степа. - Это жизнь…
Он и сам всей кожей чувствовал ветер перемен, хоть и не мог найти для его описания таких замечательных слов, какие были у Мюс».
Добавлю, что на третьей фазе развития государства, в которую мы вероятно скоро перейдем, указанные участники ДТП ведут себя уже по-другому: сообщают сотрудникам ГАИ, звонят в свои страховые компании. Во время ожидания, полковник ФСБ пробивает владельца «Мерседеса» по своей базе данных, определяет, что тот находится в федеральном розыске и вызывает наряд полиции для его ареста и препровождения в тюрьму.
На четвертой стадии - тюрьму заменяет домашний арест, браслет на ноге и персональный психолог-перевоспитатель.