Дорогие друзья и коллеги!
21 октября в 14-00 в Библиотеке № 180 им. Н.Ф. Федорова пройдет третья лекция авторского цикла лекций киноведа Августины до Егито «Христианство и кинематограф», посвященного анализу религиозного содержания в классических произведениях киноискусства ХХ–ХХI веков. Лекция будет посвящена культовому испанскому и мексиканскому режиссеру Луису Бунюэлю (1900–1983).
В творчестве Бунюэля поражает неожиданное сочетание ультра современной авангардной эстетики с глубоким лиризмом и пафосом традиционной испанской народной культуры. Наряду с другими видными испанскими деятелями: Лоркой, Альберти, Сернудой, Хосе Бергамином и др., он относился к «поколению 27-го года». Яркий дебют в духе сюрреализма фильм «Андалузский пес» (1929), совместный сценарий с Сальвадором Дали, ставший своеобразным манифестом нового мышления, заставил говорить о Бунюэле как о выдающемся художнике эпохи.
Тема религии рассматривается Бунюэлем в рамках триады, где вера соседствует с любовью и смертью. Одной из вершин творчества Бунюэля стал фильм «Виридиана» (1961), в котором мотивы веры, любви и смерти, переплетаясь друг с другом, напоминают о великих образцах многовековой испанской культуры.
Автор и ведущая цикла – киновед, преподаватель «Языка кино», «Семиотики кино» Московской международной киношколы № 40, выпускница аспирантуры ПСТГУ по направлению «Философия, этика, религиоведение», преподаватель ПСТГУ Августина До Егито.
В четверг, 26 октября, в 19:00 приглашаем на лекцию Елены Владимировны Шаповаловой «Религиозные мотивы в работах Караваджо». Лекция проходит в рамках лектория «Религиоведение: популярно и открыто».
Творчество итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) дало начало одному из главных направлений в искусстве Европы XVII в. – караваджизму. Это направление сочетает в себе стилистики реализма и барокко, и легко узнаваемо по цветовым контрастам и светотеневой моделировке.
Религиозные мотивы были главной темой в творчестве Караваджо - в основном художник изображал сюжеты из Нового Завета, образы святых и Девы Марии, и эпизоды из их жизнеописаний. Караваджо отходит от строгих канонов религиозной живописи: в его работах прослеживается драматическая окраска образов, выбор резких ракурсов, активная динамика действий и переживаний. В творчестве Караваджо религиозные образы лишаются своей идеальности и сталкиваются с подчас грубой реальностью, что делает их убедительней для зрителя.
Лектор – Елена Владимировна Шаповалова, кандидат исторических наук, доцент Центра Изучения Религий РГГУ.
28 октября в 14-00 в рамках философского семинара пройдет презентация новой книги ученого и поэта Владимира Аристова «Idem-forma: поиск «тождества в несходном в литературе и других искусствах», вышедшей в 2023 году в известной серии «Humanitas», созданной культурологом Светланой Левит. Книга посвящена проблеме взаимодействия между образами и произведениями в литературе и других искусствах. Первоначально концепция разрабатывалась им для изучения стихотворных произведений современных авторов (прежде всего метареалистов), а затем стала применяться и для разбора классических текстов.
В книге Владимира Аристова выясняется отношение к известным литературоведческим понятиям компаративистики и интертекстуальности, а также некоторым отмечавшимся ранее фактам литературных «совпадений», не описываемых в таких терминах. Вводится классификация по характеру «сравнения с отождествлением» произведений различных авторов. Приводятся многочисленные примеры сопоставлений: Платонов – Фолкнер, Тютчев – Пушкин, Блок – Заболоцкий, Некрасов – Мандельштам, Булгаков – Томас Манн, Кольридж – Багрицкий, Цветаева – Мандельштам, Лермонтов – Пастернак, Хлебников –Орхан Памук, Ахматова – Блок, Андрей Белый – Михаил Чехов, Эдгар По – Фет – Блок, Пушкин – Мандельштам – Мережковский – Пастернак, поэт Борис Пастернак – поэт Юрий Живаго, Александр Иванов – Василий Суриков и др. На презентации книги выступит автор книги, а также приглашенные гости – историки литературы и философии, писатели и поэты.