Сначала я хотел выложить этот ролик в одной из тем, посвящённых неолиберализму и его агонии, поставив в них логичную точку, чтобы перейти к темам иного уровня понимания Истории. Точка и логичная, и правильная, и оспорить её трудно, а после ковидной шизофрении, думаю, и невозможно станет. Это, пожалуй, на сегодняшний день самая трезвая аналитика текущего (исправил опечатку: "ткущего"... и призадумался на время) исторического процесса. Но это аналитика с политико-экономической колокольни. Картина мира, с этой колокольни обозреваемая, описана участниками разговора предельно точно и наиболее адекватно, на мой взгляд. Является ли адекватной сама эта картина - другой вопрос. Ради него, собственно, я и предлагаю послушать эту беседу:
https://youtu.be/SRUhXzEWXocРазместил же я этот ролик в данной теме потому, что уникальная, никогда не бывшая прежде историческая (и метаисторическая!) коллизия совершенно ускользает от сознания уважаемых мыслителей. Эта коллизия и не может быть ни увидена, ни, следовательно, понята сознанием, воспитанным в первичной аксиоматике гуманистического мира. Более того, она не может быть понята и религиозным средневековым сознанием. И сознанием античным, конечно. Это коллизия уже Новой Эры. И она в следующем:
Впервые в Истории возникла и стала сильнейшим историческим игроком глобальная транснациональная Система. Её анализу с самых различных позиций (от политических до культурологических, от философских до мистических) посвящено огромное количество времени и слов - и у нас в том числе. Коллизия же заключается в том, что государства (и сущности за ними стоящие) в первый раз в своей многовековой жизни увидели смертельную угрозу не от себе подобных, не от неконтролируемых процессов внутри культуры, ими окормляемой, но от глобальной внегосударственной Системы.
И все попытки выступить единым фронтом против неё натолкнулись на неустранимый ничем эгоцентризм государства как сущности. Договориться на деле друг с другом не получается никак. Эгоические амбиции заглушают даже страх смерти. Остаётся одно - отбиваться от глобальной угрозы в локальных зонах - с теми, с кем удалось на время заключить союз. И тут оказывается, что Система не вовне, но внутри... И никакие союзы государств и локальные валютные и технологические зоны не могут ничего противопоставить Системе (и своей смерти в ней) внутри сознания своих же граждан, сколько ни отгораживайся от Системы технологическими укладами, валютными зонами или гиперзвуковыми ракетами. Система давно в головах людей, и в этом её главная сила.
Государство же само по себе не в состоянии породить никакого идеологического оружия, способного противостоять Антикультуре. Глобальная Система и есть Антикультура в духовном своём существе. Государство во все времена заимствует идеологию у Культуры, упрощая её и приспосабливая под свои цели. Эта тема и была открыта с целью рассмотреть всю неизбывную трагичность двух объединяющих племена и народности в единое целое сущностей - Государство и Культуру. Они не могут жить друг без друга, не подавляя или не разрушая при этом своего второго.
Культура здесь понимается не как набор музейных реликвий или произведений искусств, но как духовная атмосфера, формирующая человеческую личность с рождения и до последнего вздоха. Отдельной темой идёт отношение религии и культуры. Также исполненное внутреннего трагизма и невозможности существования в нашем мире друг без друга. В своей отдельности вырождаются обе. Что мы и видим воочию в конце гуманистической эры.
Главное отличие религии и культуры в том, что культура не имеет единого и всем явного института, как имеет его религия - церковь. В этом отсутствии формального института и заключается вся трудность взаимоотношения государства с культурой. С религией ему найти общий язык намного проще. Но вне культурной атмосферы этот общий язык быстро скатывается в мёртвый формализм и не может противостоять духовно Антикультуре. Это бессилие союза государства и церкви вне культурного поля мы видим и на примере современной России. Государство и Православие не смогли стать реальной духовной альтернативой Антикультуре, она оказалась привлекательнее и действеннее в сознании большинства людей, чем все благие декларации государства и проповеди церкви. Разумеется, извратив это сознание по своему образу и подобию.
Инстинкт самосохранения заставит государства обратить свои взоры к культуре. И не просто обратить, но признать её духовное первенство и высшую цель; охранять, а не направлять которые и призвано государство. И такая развилка на уровне сознания впервые появилась в государстве перед лицом глобальной Системы, несущей смерть не только культуре, но и всем государствам без исключения. Во все времена противостояние государства и культуры несло смерть государству, а порою и обоим. Но осознать это стало возможно только сейчас, когда появился новый исторический игрок в лице глобальной Системы.
Уважаемые участники диалога в предложенном видео мыслят глобальными, но бездуховными категориями. Им невдомёк, как любому сознанию, сформированному в эпоху гегемонии науки, что все события в Истории не политическими или экономическими причинами движимы, но событиями в мире духовном, то есть - в мирах внутренних, а не внешних. Никакими политическими и экономическими раскладами не объяснить, как могли несколько человек из далёкой провинции Римской империи изменить всю человеческую историю и породить христианскую эру. Ни буддизм, ни ислам, ни одна из других религий, оказавших влияние на историю больше всех политических и экономических факторов вместе взятых, этими факторами необъяснимы. А все попытки это сделать не ведут ни к чему, кроме очередной глупости, никакого реального влияния на историю не имеющей.
Культуре можно противопоставить только Антикультуру. Религии - антирелигию. Что и было сделано глобальной Системой. И перед её искушениями все глубокомысленные политэкономические теории бессильны, как разум против смерти. Смерти может противостоять только вечность. А связь с ней есть у культуры и у религии, но нет ни у государства, ни у науки.
Глобальной Системой во времена её мирового торжества была искалечена культура, отодвинута в тень религия. Осталось добить государства как их внешнюю оболочку. Судьба мира решается сейчас не в дележе его между государствами на зоны влияния, не в смене экономических моделей, а в том, сможет ли государство осознать жизненную потребность в высшей культуре и воссоздать внутри себя условия для её восстановления из полумёртвого состояния. Даже диалог культуры и церкви менее важен. Он крайне важен для духовного здоровья человека, но сейчас стоит вопрос жизни и смерти человека вообще как личности, живущей внутри огромных объединений. И здесь первичное значение имеет отношение государства к культуре. От этого зависит и жизнь самого государства, и культуры, и церкви.
Вне культуры не существует ни государств, ни церквей, как человека без воздуха. Если воздух отравлен Антикультурой, то им отравлены и граждане государств, и прихожане церкви. Их сознание отравлено, их восприятие мира и отношений друг с другом. И никакие стены храмов, никакие супер-ракеты не уберегут ни государство, ни церковь, если их члены дышат с рождения отравленным воздухом Антикультуры.
Но в чём же заключено онтологическое отличие культуры и государства, обуславливающее трагизм их отношений в мире? Попробую в дальнейшем поразмышлять над этим вопросом. Не поняв глубинных духовных оснований этого трагизма, мы ничего не сможем понять и в современной истории, сколько ни раскладывай политических и экономических пасьянсов.
Духовные основания - значит основания внутренние. То есть, трагизм государства и культуры заключён внутри самой человеческой природы, в духе самой человеческой личности, а не в проецируемых ею вовне институтах. Искать ответы нужно будет внутри самого себя, а не вовне. Это и есть разворот от эры гуманистической с её гегемонией научного подхода к эре Новой. От освоения внешнего пространства - к внутреннему.
Не плоская теория Маркса, не огненная воля большевиков создали исторический феномен СССР. Не даже институты советов, органично вытекающие из русской общины. Это ближе к истине, но это ещё следствие, а не причина. СССР таким, каким мы его помним и любим, который смог одержать победу в страшной войне, создало великое русское слово, классическая русская культура, прежде всего - русская литература. Конечно, русская культура зародилась в лоне Православия, но не проповеди священников, не идеологемы коммунистической партии, а Толстой и Достоевский, Пушкин и Гоголь формировали исподволь советского человека.
Этот человек и смог затем изнутри преобразить советскую модель, уберегая её от неизбежного провала в антиутопию и духовную тиранию. Этот человек и победил в войне. А великая заслуга советского государства в том, что оно обратило свои взоры после революционного угара, когда хотели сбросить Пушкина с корабля современности, к классической культуре. И создало такие условия, когда буквально все его граждане смогли прикоснуться к ней с самых ранних лет жизни. В этом советское государство лучше справилось со своей исторической миссией, чем императорская Россия, где русская классичесая культура и зародилась, но оставалась уделом только высшего класса. Ущербность системы образования и привела императорскую Россию к краху, а не какие-то революционеры. К краху вёл и непроходимый разрыв между культурой и церковью...
А вот сам СССР разрушила изнутри Антикультура, оказавшаяся сильнее его идеологических скреп. Та же опасность грозит и современной России, да всему человечеству. И всё в нём ныне будет зависеть от того, какие книги люди читают и читают ли вообще... Если государство перед лицом смерти поймёт это, то всё остальное решится само собой. А если не поймёт, то никакие валютные зоны и экономические модели не спасут. Первичен внутренний мир человека, он и есть базис. А всё остальное - надстройка.