Про сказанные Сталиным слова "братья и сестры": Даниил Андреев вполне недвусмысленно описал, кем был Сталин и чем метаисторически являлась Великая Отечественная война. И если отталкиваться от этого, то вряд ли Сталин мог обращаться к соборной душе народа. Но если начинают проводиться такие параллели, то мне попросту становится страшно.
Даниил Андреев писал не двусмысленно, но и не на языке лобовой публицистики, а на языке мифа и символа. То есть - на языке многоплановом, несущем объёмные, а не плоские смыслы. Сталин, по словам того же Андреева, даже молился Христу (была у него такая минута). Почему же руководитель государства (кем бы он ни был в представлении мистика) не мог обращаться к соборной душе народа, когда стоял вопрос о жизни и смерти этого народа и его культуры? К кому же тогда обращаться в такие моменты, как не к соборной душе народа?
А чтобы понять метаисторический смысл сказанного Андреевым о Сталине, нужно, как минимум, выйти из политической плоскости и перестать мыслить чёрно-белыми бинарами сегодняшней политики, здесь нужен огромный исторический и культурный горизонт обозревать, как это делал, например, Максимилиан Волошин в циклах стихов о революции и Гражданской войне.
Метаисторический же анализ Отечественной Войны 1941-45 г.г. нельзя строить на одной цитате Андреева, здесь необходимо привлекать множество других свидетельств как современников, так и духовно одарённых мыслителей и историков следующих лет. Свидетельство Ахматовой, приведённое мной, не меньше говорит о метаисторической сущности этой Войны, чем цитата Андреева. И как Ахматову трудно заподозрить в сталинизме, так и (прошу в который раз!) не делать и меня "сталинистом" только на основании того, что я упоминаю имя Сталина не в карикатурном ключе. Сталин - исторически грандиозная фигура, как и период
нашей истории, в который он был главой
нашего государства. А такого рода явления требуют уважительного и многостороннего изучения, а не фельетонно-обличительного стиля.
Когда уже мы начнем учиться жить не так, как сейчас, когда вокруг и внутри нас как будто вечная война?
В христианстве война идёт внутри каждого сердца, война и на земле, и на Небе. И окончится она может только полным поражением духовного и космического Зла, то есть после Второго Пришествия Спасителя. Но можно "жить не так" и упрекать в милитаризме тех, кто "живёт так" - это уже вопрос веры, свободы и совести.
"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса." Слова, кажется, Гегеля. Сейчас самый настоящий фарс.
Современникам всегда кажется, что сейчас "фарс", а трагедия была раньше. Можно было, например, считать трагедией Грозного, а Петра - фарсом. И т.д. И т.п. Схожих точек в истории можно найти немало... Один в один говорили в конце 80-х о параллелях с Серебряным веком: тогда была трагедия, а ныне - фарс. Так же - и в сравнении февраля 1917 и августа 1991. Вся история человеческая и трагедия, и фарс - во все времена. Сама природа государства - во многом фарс - в проекции культуры. А их взаимоотношения - трагедия.