Пространственные искусства
О будущем архитектуры

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #46 : 15 Декабрь 2019, 10:15:43 »
Интересный пример эрзаца, который сразу вызвал отторжение - московский Храм Христа-Спасителя. Москвичи его сразу обозвали, еще в проекте, "колоссальным шкапом". Я об этом вычитал из писем художника Иванова, который сам сочувствовал сему мнению, что не мешало ему стремиться к получению заказа на за-алтарную фреску. Сразу почувствовали, что храм построен не столько ради Славы Божией, сколько славы имперской (что и неудивительно - это памятник войны 1812 г.).  Храм Христа Спасителя навсегда останется своего рода архитектурным уроком: до каких пределов позволительно увеличивать размер стандартного "византийского" (в кавычках, поскольку в Византии таких не было) пятиглавого храма ... любопытно, что главы Храма уплощены - в этом можно усмотреть как влияние украинского барокко, так и стремление несколько "приземлить" всю конструкцию и уменьшить впечатление "колоссального шкапа".

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 15 Декабрь 2019, 19:20:49, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #47 : 15 Декабрь 2019, 10:21:37 »
Вообще-то, по-русски это часовые башни. Не путать с колокольнями !

Ну не совсем. Многие появились в Средние Века, когда часов еще не было - хотя видимо они исполняли ту же функцию, т.е. отбивали часы колокольным звоном. Может такой термин и существует, и, согласен, он лучше, но в русских путеводителях их однозначно называют колокольнями.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #48 : 15 Декабрь 2019, 23:02:37 »
Интересный пример эрзаца, который сразу вызвал отторжение - московский Храм Христа-Спасителя.
А копия этого храма в 21 веке? имперская идея имеет право на существование. А ради чего строятся современные храмы ? Как правило, это сознательные эрзацы, лишенные вообще всякой архитектурной идеи.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #49 : 16 Декабрь 2019, 09:58:31 »
Интересный пример эрзаца, который сразу вызвал отторжение - московский Храм Христа-Спасителя. Москвичи его сразу обозвали, еще в проекте, "колоссальным шкапом".

Какие москвичи, кто именно? Ущербные  Герцен и Огарев? Перед архитектором была поставлена задача - выразить имперскую идею, и он с этим справился. "Шкап" виделся ненавистникам этой идеи. И это было одной из причин  кампании клеветы, развернутой  против Константина Тона, я писала об этом архитекторе в начале данной темы.
Другой вопрос о копии собора в 21 веке. Мощные столпы теперь полые - в них находятся шахты лифтов (комфортно), так усовершенствовали "устаревшую" конструкцию. Символом чего являются такие столпы? Колосс на глиняных ногах? прикровенная ложь?
Именно теперь это "шкап", ставший камертоном нынешнего храмостроительства.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 16 Декабрь 2019, 11:10:04, Золушка»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #50 : 16 Декабрь 2019, 11:29:14 »
Какие москвичи, кто именно? Ущербные  Герцен и Огарев?

Что Герцен и Огарев по сему поводу думали, я не знаю. В письме, которое я имел в виду, сказано "говорят". Насколько это мнение было распространено я не знаю, но оно явно исходило не от революционных демократов. Собственно, чему тут удивляться. Ведь довольно очевидно, что смена проектов обозначила смену эпох - от александровской (будем говорить, "масонской") к николаевской (будем говорить "фрунтовой"). Различие духа  двух эпох в общем понятно. Я специально утрирую. Ну так перемены не происходят без сопротивления. Если новый проект заменил старый, зачем ожидать, что все сразу побежали ругать старый проект и хвалить новый. У старого проекта были ведь сторонники, которые никуда не девались, а превратились в ворчливую оппозицию.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #51 : 16 Декабрь 2019, 22:35:58 »
Ну почему же, источник известен. "Говорили" с подачи "свободномыслящей России". Революционный демократ А. И. Герцен явно не был верующим человеком, в архитектуре ничего не смыслил, однако считал возможным критиковать современное ему храмостроительство, и документально зафиксировал свое мнение в мемуарной хронике. Его глупое, некомпетентное мнение стало широко известным и бездумно тиражируется до сих пор. Не только русскую архитектуру "опустил", но и английскую готику тоже. В одну кучу смешал индийскую и византийскую культуру.

Цитировать
" Без веры и без особых обстоятельств трудно было создать что-нибудь живое; все новые церкви дышали натяжкой, лицемерием, анахронизмом, как пятиглавые судки с луковками вместо пробок, на индо-византийский манер, которые строит Николай с Тоном, или как угловатые готические, оскорбляющие артистический глаз церкви, которыми англичане украшают свои города" ( "Былое и думы". М., Худож. лит., 1969. Т.2. С. 12.)

Глумливые "луковки" (вместо "маковок") пришли в русский язык с его подачи.


Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 16 Декабрь 2019, 23:43:05, Андрей Охоцимский»

« #52 : 16 Декабрь 2019, 22:52:20 »
..... смена проектов обозначила смену эпох - от александровской (будем говорить, "масонской") к николаевской (будем говорить "фрунтовой").

Опять политика ... А в архитектуре что в это время происходило ? - Глубокое осмысление теоретических основ архитектурного творчества и будущего архитектуры. Но слепые "политиканы-демократы" гнобили архитекторов и отвернули все общество к глобализму. Я подробно писала об этом в начале темы.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #53 : 16 Декабрь 2019, 23:50:15 »
Надо же, до чего его церкви раздражали. И по неоготике прошелся - любопытно, как бы без нее выглядели английские города. Ему угодить явно было невозможно. Он всю религиозную культуру ненавидел. Несчастный человек. Как интересно, что это он "луковки" придумал! Ну он вообще какой-то был аморальный - говорят, у Огарева жену отбил ... :o

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #54 : 17 Декабрь 2019, 20:29:18 »
Да, его биография много о чем говорит.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #55 : 17 Декабрь 2019, 20:31:51 »
Грустное будущее храмостроительства :
https://youtu.be/dqfQFwZo1MY

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 18 Декабрь 2019, 02:32:57, Золушка»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #56 : 18 Декабрь 2019, 10:14:00 »
Я сталкивался с такими случаями. У нас был корпоратив в храме, превращенном в ресторан. Но в этом видео-клипе опущена, если не ошибаюсь, одна немаловажная деталь. Католическая церковь, прежде чем отдать церковное здание в мирской оборот, производит в нем обряд де-сакрализации, превращающий строение в то, чем оно было до освящения. Поэтому католиков такие вещи не  столь шокируют как нас. Тот же подход работает и для людей. Мало кто знает, что католики придумали процедуру вы-крещивания, т.е. официальной отмены крещения - есть спрос и на такой "духовный продукт".

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #57 : 18 Декабрь 2019, 15:01:40 »
обряд де-сакрализации... придумали процедуру вы-крещивания, т.е. официальной отмены крещения - есть спрос и на такой "духовный продукт"

Напрашивается следующий ход - легитимный обряд расчеловечивания. Только имя другое дадут, типа - освобождения от чего-то там, как от половой принадлежности и т.п. Европа движется к новому средневековью (или халифату, если совсем не повезёт), повторяя судьбу Древнего Рима. Не исключено, что в виде фарса. Хотя и чёрного.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #58 : 19 Декабрь 2019, 11:44:00 »
Да, его биография много о чем говорит.

Интересна в ней следующая метафорфоза: западник Герцен, пожив на Западе, стал крайним антизападником, каких мало (Гоголь в сравнении с ним дитя). В его поздних статьях Россия противопоставляется Западу с точностью до наоборот, чем в первой половиной жизни (в России).

Схожую метаморфозу мы встречаем и у первого и самого глубокого идеолога русского западничества, у Чаадаева. Но в отличие от Герцена, Чаадаев был мистиком и прозревал религиозно-метаисторическую миссию России, противопоставив её секулярному Западу. Чаадаев гораздо больше провозвестник русской религиозной философии и её откровений о метаисторической судьбе России, чем идеолог западничества. К сожалению, известен он в основном по первому своему философическому письму, наделавшему немало шума в свете и хлопот автору, чем по остальным, более зрелым и глубоким статьям. Есть мнение, что это не было радикальной переменой во взглядах Чаадаева, но первое письмо написано с провокационной целью - привлечь эпатажем внимание публики и потом явить ей настоящие свои идеи... Версия не лишена правдоподобия, если учитывать характер самого автора и его склонность к эпатирующим парадоксам.

Обе метаморфозы интересны как своими переходами из одной крайности в другую, так и тем, что вторая половина мысли и творчества авторов упорно замалчивается, словно её и не было... Почему? Не потому ли, что у русского западничества крайне мало по-настоящему глубоких, оригинальных и талантливых идеологов, вот и приходится вырезать из творчества двух наиболее значимых русских западников первую половину и замалчивать вторую, более зрелую и глубокую? Русские западники просто не хотят смотреть туда, куда вынуждены были посмотреть правдолюбцы Чаадаев и Герцен - и от увиденного их взгляды на Россию и Запад претерпели страшную (своим абсурдом - для западников) мутацию. Масштаб личности определяет её честность и не позволяет подгонять реальность под один раз выбранную идеологическую схему, несмотря на её удобность и гладкость, сулящие пожизненную духовную ренту в лагере единомышленников. В этом смысле, Герцен непонят и по сей день, не говоря уже о Чаадаеве. Жгучая, буквально огненная, пророческая мистика Чаадаева ожидает своего настоящего читателя. Недаром именно она породила ещё одно загадочное явление русской мысли, Константина Леонтьева...

Напрашивается ещё одна параллель - Фёдор Тютчев, проживший первую половину сознательной жизни на Западе. Вернувшись в Россию, он стал одним из духовных лидеров славянофильства. Видимо, имел на то основания, и не только иррациональные, но и вполне реалистические ("что вижу, то пою").

Характерно, что ныне апеллируют к уже изжившей себя культурной дихотомии "западничество-славянофильство" именно современные западники. А те, кого можно в первом приближении отнести к продолжателям славянофильских идей, говорят о совсем другой, духовной развилке: христианства и гуманизма, религиозной и безрелигиозной культур. Идейное противостояние из горизонтального стало вертикальным. И теперь не два вектора одной исторической оси спорят друг с другом, но плоское понимание жизни и объёмное. Это уже совершенно другого уровня дилемма, чем западничество-славянофильство (в нынешней транскрипции: "либерализм-патриотизм").

Противостояние идей всё больше становится противостоянием плоскости и объёма, лагерного мышления и мышления творческого, сужающегося конуса и расширяющегося, духа системы и духа диалога. Частные проявления этого противостояния бесчисленны (например, тот же родонизм и Роза Мира), но суть их прежняя - та же, что заставила и Герцена, и Чаадаева посмотреть в лицо реальности и отречься от идеологической схемы, дающей духовное успокоение и почитание (статус водительства) в кругу единомышленников (теперь он называется "корпоративным духом").

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 19 Декабрь 2019, 12:34:43, Ярослав»

« #59 : 23 Февраль 2020, 22:31:15 »
Раз уж заговорили о метаморфозах личностей, то в свете будущего архитектуры вернемся к архитекторам. Не могу привести примеров таких метаморфоз у зодчих. Они всегда знали, что исповедуют, и поэтому не меняли своих взглядов, отстаивали их, несмотря ни на что. Увы, часто это сказывалось на  здоровье.

Людвиг Бонштедт умер от инсульта, причиной послужили переживания, связанные с архитектурным творчеством.
Сергей Антонов (1884-1956) умер от инсульта после дискуссий об архитектуре.

Константин Тон писал о храме Христа Спасителя: «Стараясь его исполнить достойным образом, я в течение 34 лет положил на его постройку все мое умение и теперь всецело принадлежу ему». В 1880 году, в день окончания строительства Храма Спасителя тяжело больной 86-летний Л. Тон едет из Петербурга в Москву. Его приносят на носилках к собору, он, в слезах, пытается подняться с носилок и не может. Через год умирает.

Травля зодчих была обусловлена душевной черствостью «просвещенных» членов общества. С легкостью они «наклеивали ярлыки», а потом меняли свои взгляды, не думая просить за это прощения.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 23 Февраль 2020, 23:05:30, Золушка»

« #60 : 23 Февраль 2020, 23:19:03 »
И в этом аспекте бытия можно проследить параллели архитектуры и поэзии. И в прошлом (величие и трагедия). И в настоящем (вульгаризация, опошление, вырождение). Интересно, а в будущем воскрешение обоих жанров также будет взаимно обусловленным, как и их нынешняя печальная судьба?

Думаю, вопрос риторический. И ответ на него не столько в области искусств находится, сколько в сфере религии, в том числе - и в необходимом одухотворении отношения церкви к человеческому творчеству и к живой природе, а не только о возвращении в культуру религиозного самосознания речь идёт. Нужен обоюдный процесс, обогащающий все сферы человеческого бытия. Одностороннее движение уже бессильно изменить сам вектор вырождения, что в культуре, что в религии, что в отношении человека к природе.

К сожалению, осознание необходимости коренного изменения отношения к миру и к творчеству в церкви ещё большие трудности встречает, чем в светской культуре. Винить во всём атеистов и материалистов - это уже больше способ не видеть собственных проблем и уход от желания что-либо менять в себе у людей церковных, чем истинная причина нашего духовного вырождения.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика