К сожалению, осознание необходимости коренного изменения отношения к миру и к творчеству в церкви ещё большие трудности встречает, чем в светской культуре.
К сожалению, в 1990-е годы в церковь пришли люди, которые не смогли реализовать себя в светской культуре, и таких большинство. А ныне в семинарии пришли учиться те, кто даже книг уже читать не может. Если 20 лет назад еще можно было как-то уговорить, жалеючи, и найти какие-то общие творческие решения, то теперь общаться совершенно невозможно. Будущее храмостроительства вырисовывается мрачное.
Интересно, а в будущем воскрешение обоих жанров также будет взаимно обусловленным.... Нужен обоюдный процесс ....
Винить во всём атеистов и материалистов ....
Да, только в обоюдном процессе. Архитектура без поэзии вырождается. И как мать Она пестует все искусства (об этом мы говорили на параллельной теме, ведь Архитектура - мать, а не царица). Такое понимание ныне отсутствует.
В поисках истоков такого забвения хочется снова вернуться в 19 век, когда царствовали поэзия и литература. Западник В. Г. Белинский никакой поэзии в архитектуре не видел, в 1841 году писал :
" Произведения архитектуры поражают нас или гармонией своих частей, образующих собою грациозное целое, или громадностью и грандиозностью своих форм ... Но этим ограничиваются средства их обаяния на душу. Это еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству; это еще не искусство в полном значении, а только стремление, первый шаг к искусству, это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только намекающая на мысль .... Поэзия представляет собою всю целостность искусства, всю его организацию" (Полн. собр. соч., т.5. М. 1954, с.8-9.) (моя цитата взята из книги Е.И. Кириченко "Архитектурные теории XIX века в России", М. Искусство, 1986)
Это сказано в годы, когда архитекторная мысль была обращена в будущее !
Нет, только грациозность (то есть, украшательство) или громадность - вот сегодня мы к этому и пришли. Очень "глубокое" понимание архитектуры, заложившее основы глобализма. Так что ответственность с революционных демократов некуда снимать.
Характерно, что данное собрание сочинений издано в 1954 году, когда ликвидировали Академию архитектуры (1934-1956), когда восторжествовало хрущевское строительство.